Криминологическая характеристика экономической преступности.
Экономическая преступностьпредставляет собой совокупность противоправных, общественно опасных, корыстных, причиняющих существенный материальный ущерб посягательств на используемую для хозяйственной деятельности собственность, установленный порядок управления экономическими процессами и экономические права и интересы граждан, юридических лиц и государства со стороны лиц, выполняющих определенные функции в системе экономических отношений.
Экономическая преступность в 80—90-е гг. претерпела значительные изменения, качественные и количественные. Создание новых форм собственности, функционирование экономики в условиях рыночных отношений, недостаточная правовая урегулированность, интеграция в мировую экономику сопровождаются осложнением криминальной обстановки в ней. Экономическая преступность все в большей мере выступала как прямое проявление и следствие криминализации экономической, а в ряде случаев и политической сфер жизни общества.
Общественная опасность экономической преступности заключается в негативном влиянии на институты общества, нарушении установленного порядка функционирования материальной основы государства — экономики. Перечислим ее основные особенности.
1. Зарегистрированная экономическая преступность в России периода реформ увеличивалась темпами, опережающими рост общеуголовной преступности. За семь лет (1993—1999 гг.) количествозарегистрированных экономических преступлений выросло в три раза. В 1999 г. в России было выявлено более 300 тыс. экономических преступлений, что составляло 10% от общего числа всех зарегистрированных. Число зарегистрированных преступлений в сфере экономической деятельности увеличилось в 1997—2003 гг. на 115,6%; против интересов службы в коммерческих и других организациях — на 457,2%. В 2004 г. Продолжилось увеличение числа многих таких преступлений (табл. 93).
Произошли качественные изменения в характере экономической преступности. Заметно возросла доля выявленных преступлений, совершенных организованными группами или группами лиц по предварительному сговору, которая составляет более 15% от числа преступлений, следствие по которым обязательно (рост 19,5%). Почти 90% преступлений, совершенных в составе таких групп, относятся к тяжким и особо тяжким.
Экономическая преступность носит преимущественно организованный характер. Причем если организованная преступность в большинстве зарубежных стран контролирует главным образом преступные источники доходов — игорный и наркобизнес, проституцию, рэкет, торговлю оружием, то в России 90-х гг. XX в. она широко влияла практически на всю экономику.
2. Ущерб, причиняемый экономическими преступлениями, весьма высок. Так, в 1997 г. сумма материального ущерба возросла по сравнению с 1993 г. в 60 раз и составила 13,4 млрд руб. В 1999 г. Он превышал 26 млрд руб. и превосходил показатель 1998 г. на 30%. В 2000 г. ущерб составил 37,2 млрд руб., но в то же время сумма изъятого имущества и материальных ценностей, на которые былналожен арест, хотя и выросла за год более чем в два раза, но составила чуть более 5 млрд руб.
Беспрецедентное разграбление государства и налогоплательщиков во многом обусловлено несовершенством правовой базы, призванной защищать их экономическую безопасность и обеспечивать реальное и оперативное возмещение пострадавшим экономического ущерба. Только от незаконного производства винно-водочных изделий государственные потери составляют свыше 1 млрд руб. ежегодно.
3. Экономической преступности присуща очень высокая латентность. Например, только латентные хищения, совершенные путем присвоения, растраты, мошенничества, составляют 80—90% от всех совершаемых. Латентность ряда иных экономических преступлений еще выше. Более низкую латентность имеют отдельные новые виды преступлений, при совершении которых используются открывшиеся в переходный период возможности преступного обогащения, например мошенничество при получении банковских кредитов, использование фиктивных платежных документов, сбор средств населения. Невысока латентность и такого тяжкого преступления, как фальшивомонетничество.
4. Экономическая преступность в значительно большей степени, нежели общеуголовная корыстная, способна влиять на образ жизни значительной части населения. По оценкам специалистов, около 10 млн граждан России занимаются ≪челночным≫ бизнесом и оптовой торговлей. Исследования показывают, что практически почти все они нарушают установленные таможенные правила, укрывают доходы от налогообложения и т. д. На общем фоне социального неблагополучия, затрагивающего в первую очередь молодежь, для многих ближайшей жизненной перспективой является выбор между мелким неформальным, ≪черным≫ предпринимательством и преступностью.
Существуют особенности криминологической характеристики экономической преступности в отдельных отраслях и сферах экономической деятельности.
Кредитно-финансовая сферав России периода реформ является одной из наиболее пораженных экономической преступностью.
В ней в 1999 г. выявлено свыше 40 тыс. преступлений (+18,3%), в 2000 г. - 59 453, в 2001 г. - 17 672, в 2002 г. - 25 016. Из них почти четверть преступлений совершена в крупном и особо крупном размерах. На финансовом рынке России действовало около 2 тыс. коммерческих банков, при этом в 1999—2004 гг. Банком России отозваны лицензии у 150 банков, в том числе у 80 московских, принято решение о ликвидации 956 банков. Последствия финансовых кризисов августа 1998 г. и июня 2004 г. еще более осложнили обстановку в банковском секторе экономики. Отдельные банки с целью уклонения от выполнения своих обязательств перед клиентами и вкладчиками совершали противоправные действия, направленные на преднамеренное банкротство кредитных организаций.
Одной из актуальных проблем являются хищения и злоупотребления, совершаемые конкурсными управляющими при проведении процедуры банкротства коммерческих организаций. Расследуются уголовные дела в отношении конкурсных управляющих ряда коммерческих банков. Они, используя свои полномочия, провели торги по продаже зданий, имущества банков по заведомо низкой цене, причинив ущерб на сумму более 100 млн долл. Отмечались задержки кредитными учреждениями клиентских платежей в бюджет.
Неуплата налогов путем сдачи платежных поручений по бюджетным платежам в проблемные банки, не имеющие денежных средств на корреспондентских счетах, была построена на формально законных схемах, максимально использующих недостатки законодательства, и получила широкое распространение.
Велась борьба с утечкой капиталов за рубеж. По экспертным оценкам, из России в мировые экономические центры в период с 1999 по 2004 г. было вывезено более 400 млрд долл. По данным Банка России, невозврат валютных средств по экспортным и импортным контрактам российских предприятий составляет 20—30 млрд долл. Однако принятие адекватных мер по противодействию указанному явлению было невозможно без внесения изменений в действующую нормативную базу и принятия Государственной программы по репатриации незаконно вывезенного капитала.
С целью упорядочения борьбы с отмыванием незаконных доходов решением Правительства РФ в мае 1999 г. при МВД России был создан Межведомственный центр по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем. Активно шел процесс формирования структуры региональных центров. В связи с принятием Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ ≪О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма≫ и созданием Комитета по финансовому мониторингу в составе Министерства финансов России, Межведомственный центр по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, был упразднен.
Усиление профилактической деятельности значительно повышало защищенность денежно-кредитной системы страны от поступления фальшивых денежных знаков и поддельных ценных бумаг. В 1999 г. количество фактов фальшивомонетничества, отличающихся наименьшей степенью латентности, снизилось за год на 12,5%. В 2000 г. совершено 14 289 преступлений, связанных с изготовлением или сбытом поддельных денег или ценных бумаг, в 2001 г. темпы роста составили 110,3%, в 2002 г. — 149,7%. Просматривается тенденция приоритета фальшивомонетчиков на изготовление и подделку иностранной валюты, в основном долларов США.
Игорный бизнес как сфера предпринимательства был криминализирован в значительно больших размерах, чем это следовало из официальных отчетов.
Не всегда приоритетной была защита от преступных посягательств бюджетных и государственных внебюджетных средств.
Социально-бюджетная сфераоказалась в годы реформ наименее защищенной от криминальных посягательств. Количество преступлений экономической направленности, выявленных в этой сфере, в 1999—2004 гг. увеличилось на 76,0%.
Посягательства на бюджетные деньги в 1999—2004 гг. приобретали массовый характер, и практически не оставалось ни одной бюджетной отрасли, где бы не имели место преступления.
К ним относятся здравоохранение, образование, культура, пенсионное, социальное обеспечение.
Во внешнеэкономической сферебыло зарегистрировано в период с 1993 по 2002 г. свыше 40 тыс. преступлений, из них половина связана с причинением ущерба в крупном и особо крупном размерах. При сокращении импорта после дефолта августа 1998 г. было выявлено свыше 3,9 тыс. преступлений, предусматривающих уголовную ответственность за контрабанду (+13%), в 2000 г. — 4371 преступление. С 2001 г. происходит снижение зарегистрированных преступлений. В 2001 г. было выявлено 3860 преступлений, что ниже на 11,7% по сравнению с предыдущим 2000 г. и выше на 9,4%, чем в 2002 г.; почти 3 тыс. из них совершены в крупных размерах. Традиционно высокий уровень числа выявленных фактов контрабанды приходился на г.Москву, где зарегистрировано почти 25% всех преступлений, совершенных на территории России, из них более 80% совершены в крупном или особо крупном размерах. Более 100 фактов контрабанды выявлено в Алтайском крае, Белгородской, Калининградской, Курганской областях, причем практически все эти преступления совершены в крупном размере.
Объектом криминального внимания становились не только традиционные сферы экономики и финансов, но и свободные экономические зоны (СЭЗ), регионы с льготным режимом налогообложения (Республика Калмыкия и др.), закрытые административные образования, которые рассматривались при их создании прежде всего как способ стимулирования торгово-экономических отношений внутри страны и с зарубежными партнерами.
В сфере приватизациибыло зарегистрировано в 1999 г. около 2,7 тыс. преступлений (+42,6%), из них каждое четвертое совершено в крупном или особо крупном размерах. Подавляющее число выявленных преступлений приходилось на крупные региональные центры, такие как Москва, Волгоград, Казань и др.
С начала разгосударствления в области отношений собственности было выявлено более 40 тыс. преступлений.
Большой криминологической проблемой была защита инвестиций, в том числе частных и иностранных, однако ей уделялось недостаточное внимание.
Росло число преступлений в топливно-энергетическом комплексе, металлургической и угольной отраслях, оборонной, автомобильной, лесной, легкой промышленности, а также в секторах естественных монополий и связанных с ними производств. Правоохранительными органами принимались меры по недопущению взвинчивания цен на топливо, выявлению фактов монополистского сговора на объектах нефтедобычи и переработки, автозаправочных станциях. В 1999 г. только подразделениями БЭП выявлено около 5,5 тыс. преступлений экономической направленности, связанных с нефтепродуктами, что в два раза больше, чем в 1998 г., в 2000 г. выявлено 1865 преступлений. Размер причиненного материального ущерба по преступлениям в топливно-энергетическом комплексе составил более 3,5 млрд руб.
В конце 1990-х и начале 2000 г. в России нарабатывалась практика применения новых статей УК РФ, предусматривающих ответственность за лжепредпринимательство, монополистические действия и ограничение конкуренции.
Активизация деятельности правоохранительных органов в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней принесла некоторые положительные результаты. По ст. 191 ≪Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга≫ УК РФ только в 1999 г. было выявлено 1730 преступлений (+5,2% к 1998 г.), в 2000 г. — 2095, в 2001 г. - 2284, в 2002 г. - 2204. Значительно больше было выявлено преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размерах, а ценностей было изъято на сумму около 2,8 млн долл. В целом реформирование золото-алмазобриллиантового комплекса привело к возникновению большого количества новых субъектов хозяйствования на базе акционерного и частного капитала. Чрезмерная раздробленность данных субъектов привела к созданию огромного числа маломощных предприятий, не способных решать серьезные производственные задачи. Резко упало государственное влияние на их деятельность.
Продолжается рост преступлений на потребительском рынке.На треть больше уголовных дел по преступлениям данной категории направлено в суд. К уголовной ответственности привлечено 4,8 тыс. лиц. Уровень собираемости налогов от алкогольной продукции вырос более чем в 2,3 раза. Однако повышение сбора налоговых поступлений является главным образом результатом мер правоохранительных и контролирующих органов; при этом экономические рычаги воздействия на данную отрасль в полной мере не применяются.
Распространены мошеннические действия руководителей коммерческих банков и предприятий по производству алкогольной продукции путем выдачи фальшивых платежных поручений о якобы произведенных платежах акцизов в федеральный бюджет.
Доля преступлений, выявленных в агропромышленном секторе,хотя и сократилась в конце 1990-х — начале 2000 г., но оставалась высокой и составляла более 10% от всех зарегистрированных преступлений экономической направленности.
Неблагополучной была ситуация в области защиты интеллектуальной собственности.По экспертным оценкам Комитета повопросам геополитики Государственной Думы Российской Федерации, материальный ущерб владельцев объектов авторского права ежегодно составлял более 1 млрд долл. При этом потери государственного бюджета от неуплаты налогов превышали 550 млн долл. Уровень контрафактной, т. е. изготовленной и распространяемой с нарушением авторских и смежных прав, продукции, в зависимости от сферы ее использования, колебался в пределах 80—90%. В 1999 г. было выявлено 538 преступлений, в 2001 г. — 321, в 2002 г. — 303, в 2003 г. — 352 преступления, связанных с объектами интеллектуальной собственности, изъято контрафактной продукции и материальных ценностей на сумму свыше 350 млн руб. и более 1 млн долл. К уголовной ответственности привлечено более 1300 чел. Пресечена деятельность 205 подпольных производств.
Активное становление рынка было связано с появлением новых общественно опасных деяний, способных наносить значительный ущерб государству и налогоплательщикам (преступлений, совершаемых с участием специалистов-электронщиков в сфере электронно-вычислительного обслуживания).
Рост экономической преступности может приостановиться при условии стабилизации экономической ситуации в сфере производства, наращивания активности правоохранительных органов, очищения от коррупционных проявлений в их среде, усиления контрольных функций государства в целом. Иначе высока вероятность роста уровня преступности в кредитно-финансовой сфере, страховых, инвестиционных и благотворительных фондах, государственных внебюджетных фондах, мошеннических операций с векселями, кредитными (пластиковыми) карточками, присвоений путем несанкционированного проникновения в компьютерные и телекоммуникационные сети.
Сосредоточение крупных финансовых средств в руках небольшого числа частных лиц, в том числе имевших в прошлом криминальный опыт, может привести к дальнейшей концентрации капиталов с использованием противоправных средств и методов.
В этой связи вероятны дальнейшие консолидация и взаимопроникновение общеуголовной и экономической преступности, привлечение преступников для урегулирования экономических разногласий, совершения заказных убийств конкурентов, препятствующих извлечению максимальной прибыли в процессе использования собственности.
Этот же фактор в значительной мере способен определять рост теневого сектора в сфере экономики. По данным экспертов Госкомстата, МВД России и результатам научных исследований, около 40% объемов товарооборота приходится на нелегальную (теневую) экономику, доходы от которой не учитываются и не контролируются государством.
Отсутствие у подавляющего большинства граждан навыков экономического поведения в условиях рыночных отношений, низкая осведомленность о процедурах совершения гражданско-правовых, хозяйственных сделок существенно влияют на виктимность поведения в сфере экономических отношений.
Без ослабления налогового бремени на доходы и имущество физических лиц и в совокупности со снижением жизненного уровня населения обостряется социальная напряженность. Она провоцирует ответные действия налогоплательщиков в виде уклонения от уплаты налогов, уклонения от налогообложения.
На динамику регистрируемой экономической преступности оказывают мощное воздействие такие факторы, как спад производства в отдельных отраслях, нарастание официальной и скрытой безработицы, увеличивающееся расслоение населения по доходам, возможное сокращение расходов на социальную сферу, неэффективность гражданских и арбитражно-правовых методов разрешения хозяйственных споров.
Значительную опасность представляют:
- раздел территории страны и ≪отраслей≫ преступного бизнеса в экономике между организованными группами, обладающими коррупционными связями, сопровождающийся как насильственными, так и крупномасштабными экономическими преступлениями;
- активность лиц и преступных групп в проведении взаимозачетов между предприятиями различных форм собственности в силу того, что посреднические функции продолжают оставаться самым выгодным видом бизнеса;
- распределение урезанных бюджетных денег, сопровождающееся ростом коррупционных проявлений и посягательств на бюджетные средства;
- увеличение фактов незаконного предпринимательства, использования поддельных товарных знаков, контрабанды, выпуска недоброкачественной и вредной для здоровья продукции.