Тема 13. СССР во Второй мировой войне.

Время: 2 часа.

Основные вопросы:

1. Нарастание военной опасности в мире. Возникновение блока фашистских государств и попытки создания системы коллективной безопасности в Европе.

2. СССР и Германия в 30-е - 1941 гг.

3. СССР накануне нападения: степень готовности к отражению фашистской агрессии.

4. Основные периоды войны. Наиболее значительные сражения на советско-германском фронте. Борьба с милитаристской Японией.

5. СССР в системе международных отношений периода войны: создание антигитлеровской коалиции.

6. Итоги войны и зарождение противоречий между сверхдержавами.

Литература:

1. Хрестоматия по истории России... С.470-501.

2. Балашов А.И., Рудаков Г.П. История Великой Отечественной войны (1941 - 1945).СПб., 2005

3. Блейер В., Дрехслер К.Германия во II мировой войне. 1939-1945.- М., 1972.

4. Вторая мировая война. Краткая история. 1939-1945. - М., 1984.

5. Великая отечественная война. Словарь-справочник. - М., 1985.

6. Девид М.Глантц. “Забытые” страницы Великой Отечественной войны // Вопросы истории. 1995. № 5-6.

7. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. В 3-х тт. - М., 1984.

8. Кара – Мурза С. Советская цивилизация. От начала до Великой Победы. Т.1. -М.,2004.

9. Майский И.М. Воспоминания Советского дипломата. 1925-1945. М.,- 1987.

10. Мосли Л. Утраченное время. Как началась II мировая война. - М., 1972.

11. Накануне. 1931-1939. Как мир был ввергнут в войну: Краткая история в документах, воспоминаниях, комментариях./ Сост. Н.Н.Яковлев и др. - М., 1991.

12. Откровения и признания нацисткой верхушки о войне “третьего рейха” против СССР. - М., 1996.

13. Фляйшхауер И. Пакт Гитлер-Сталин и инициатива германской дипломатии. 1938-1939 гг. - М., 1991.

14. Хибберт К. Б.Муссолини.- М., 1996.

15. Уткин А.И.Дипломатия Ф.Рузвельта.- Свердловск. 1990.

15. Мировые войны ХХ в. Т.1-4. - М.,2002.

Практическое задание № 1:

Из директивы №21 ставки фюрера. План «Барбаросса»// Хрестоматия по истории России…С. 480 – 481.

Вопросы к тексту:

1. Какие задачи ставились перед немецкой армией и авиацией?

2. Каков общий замысел плана «Барбаросса»?

3. Удалось ли его реализовать?

Практическое задание № 2:

Приказ немецкого командования. 10 октября 1941 г.// Хрестоматия по истории России…С. 485 – 487.

Вопросы к тексту:

1. Как определяется цель войны с СССР?

2. Какие задачи ставятся перед немецкими солдатами в их отношении к мирному населению, партизанам, художественным ценностям?

Практическое задание № 3:

Из воспоминаний А.М.Василевского о разработке плана летней компании 1942 г.//Хрестоматия по истории России ...С.489-490.

Вопросы к тексту:

1. Какой план летней компании 1942 г. был предложен Генштабом?

2. Кто возглавлял командование Юго-Западного направления?

3. Как был изменен план Генштаба Сталиным? С чем это было связано? К чему это привело? Оправдано ли было это изменение?

4. Каково было соотношение сил на советско-германском фронте к маю 1942 г.?

5. Какова была цель летнего наступления гитлеровцев?

Практическое задание № 4:

Из документов конференции руководителей трех союзных держав - СССР, США и Великобритании - в Крыму //Хрестоматия по истории России ...С.495-497.

Вопросы к текстам:

1. Какие вопросы, в основном, обсуждались на конференции?

2. Какие меры предполагалось принять в отношении Германии после ее капитуляции?

3. Какие страны должны были контролировать Германию?

4. Для каких целей должна была быть создана ООН?

Методические рекомендации.

Результаты первой мировой войны, зафиксированные в Версальско-Вашингтонской системе международных отношений, не позволили восстановить стабильное равновесие сил сверхдержав на мировой арене. Глобальный кризис системы международных отношений, начавшийся еще в конце XIX столетия, значительно обостряется во второй половине 30-х гг. XX века. Раскол мира на державы-победительницы и проигравшие страны, метрополии и колонии усугубился появлением СССР. Быстро прогрессирующие в экономическом отношении Германия и СССР оказались вне “цивилизованного” мира. Глобальный кризис системы международных отношений, ставший одной из предпосылок победы как большевиков в России, так и фашистов в Германии, обусловил возможность политического сближения СССР и Германии в 20-30-е гг. XX в. В то же время претензии на мировое господство, продемонстрированные гитлеровским режимом, делали неизбежным военные столкновения между СССР и Германией.

При подготовке к занятию необходимо еще раз обратить внимание на фундаментальную разницу между фашизмом и сталинизмом, выявить причины появления в Европе фашизма и его задачи. Особое внимание обратите на политику Германии после 1933 г. Проанализируйте также внешнюю политику СССР с 1933 г. по 1939 г. и с 1939 г. по 1941 г. Определите, в чем заключается разница между этими периодами, почему СССР и странам западной демократии не удалось создать в Европе систему коллективной безопасности, чем обусловлено сближение СССР и Германии в конце 30-х гг. Дайте оценку договорам СССР и Германии 1939 г. Кто, на ваш взгляд, больше выиграл от заключения этих договоров.

Проанализируйте внутреннюю политику СССР в 1939 –1941 гг. и определите - какова была степень готовности СССР к войне.

Особое внимание следует обратить не только на основные периоды Великой Отечественной войны, но и на международную обстановку в период войны, на складывание антигитлеровской коалиции. Обратите внимание на то, когда она юридически оформилась, с какими трудностями столкнулись союзники по антигитлеровской коалиции, когда был открыт второй фронт в Европе.

Студентам рекомендуется ознакомиться со статьей Дэвида М.Глантца “Забытые” страницы Великой Отечественной войны», посвященной боевым действиям на советско-германском фронте, с целью восполнения пробелов, имеющихся в учебной и научной литературе. При подготовке к семинару обратите внимание на то, какие проблемы существуют в современной историографии в изучении Второй мировой и Великой Отечественной войны.

Наши рекомендации