Занятие 2: Модернизация СССР в 30-е годы.
1.Социально-экономическое и политическое развитие стран Западной Европы и США в конце 20-х - 30-е гг.
2.Борьба за власть в партии после смерти В.Ленина, приход к власти И.Сталина. Проблема выбора модели построения социализма в СССР.
3.Модернизация СССР в 30-е гг.: индустриализация, коллективизация, культурная революция: причины, сущность, методы. Формирование тоталитаризма.
4.Итоги социально-экономического, политического и культурного развития СССР в конце 20-х-30-х гг. и их современные оценки.
Литература:
1. Хрестоматия по истории России... С.456-469.
2. Белади Л., Краус Г. Сталин. - М., 1989.
3. Бодда Д. История Советского Союза. В 2-х тт.- М., 1990.
4. Волкогонов Д. Триумф и трагедия. Политический портрет И.В.Сталина. В 2-х тт. -М., 1989.
5.Емельянов Ю.В. Заметки о Бухарине.- М., 1989.
6. Кара – Мурза С. Советская цивилизация. От начала до Великой Победы. Т.1. М.,2004.
7. Лацис О.Р. Перелом: Опыт прочтения несекретных документов.- М., 1990.
8. Шелестов Д. Время А.Рыкова. - М., 1990.
9.Трукан Г.А. Путь к тоталитаризму. 1917- 1929 гг.- М., 1994.
Практическое задание № 1 (Занятие 1):
Резолюция общего собрания команд 1-й и 2-й бригад кораблей, дислоцированных в Кронштадте//Хрестоматия по истории России ...С. 447-448.
Вопросы к тексту:
1. Какие мероприятия большевиков вызвали наибольшее неприятие матросов Кронштадта?
2. Какие меры по изменению государственной политики предлагались в резолюции?
3. Чьи интересы выражали матросы?
4. Как восставшие Кронштадта относились к меньшевикам и эсерам?
5. Каких требований в резолюции больше: экономических или политических?
6. Носят ли экономические требования “нэповский” характер? О чем это говорит?
Практическое задание № 2 (Занятие 1)
Из декрета ВЦИК о замене продовольственной и сырьевой разверстки натуральным налогом//Хрестоматия по истории России с древнейших времен...С. 448-449.
Вопросы к тексту:
1. Как декрет объясняет причину перехода от продразверстки к продналогу?
2. Какие категории крестьянства получают привилегии при взимании продналога?
3. Что могли делать крестьяне с излишками своей продукции?
4. Какие отношения устанавливались между городом и деревней (в сфере производства).
5. Как изменилось положение в деревне после введения продналога?
Практическое задание № 3 (Занятие 1):
Декларация об образовании СССР; Из основного закона (Конституции) СССР// Хрестоматия по истории России...С.451-452.; С.454 – 455.
Вопросы к текстам:
1. Какие республики объединились в 1922 г?
2. Какие причины и условия объединения называются в документах?
3. Нарисуйте схему образовавшейся в СССР системы власти.
Практическое задание № 4 (Занятие 2).
Из резолюции XIV съезда ВКП(б) “По отчету ЦК”; Из постановления ЦК ВКП(б) “Об итогах совместного колхозного строительства”//Хрестоматия по истории России...С.456-459.
Вопросы к текстам:
1. Как в документах оцениваются успехи социалистического строительства в России?
2. Как оценивается НЭП?
3. На какие трудности в промышленности и сельском хозяйстве указывается в документах?
4. Какая концепция развития промышленности была намечена на XIV съезде ВКП(б)? Соответствовала ли она развитию промышленности страны в период индустриализации?
5. Как должны были быть организованы совхозы?
6. Как предполагалось развивать колхозное движение? Как мыслилась цель создания колхозов?
7. Соответствовали эти представления о развитии совхозного и колхозного строительства реальной коллективизации сельского хозяйства?
8. Почему, на Ваш взгляд, реальная коллективизация и индустриализация не соответствовали ранее принятым решениям о развитии промышленности и сельского хозяйства?
Методические рекомендации.
В 20-е годы Советской России удалось восстановить хозяйство страны, разрушенное I мировой войной и революцией и даже сделать значительный шаг вперед. Был создан СССР, который стал постепенно восстанавливать утраченные позиции в мировой политике. При подготовке к первому занятию необходимо обратить внимание не только на новую экономическую политику большевиков и ее сущность, но и на общественно-политическое развитие страны в 20-е годы. А именно: на внутрипартийные проблемы большевиков, на их взаимоотношения с другими политическими партиями, с церковью, с интеллигенцией, на состояние законности в стране, на работу советов и их взаимоотношения с партией большевиков. Необходимо дать взвешенную оценку политике большевиков в 20-е гг. При анализе НЭПа обратите внимание на возможные варианты ее дальнейшего развития, определите, каким было советское общество в конце 20-х гг.: индустриальным по преимуществу или аграрным и чем это грозило СССР.
Особое внимание обратите на образование СССР. Какие тогда были модели создания нового государства, каковы причины и цели объединения республик. Дайте свою оценку данного события.
При подготовке ко второму занятию следует иметь в виду, что историю СССР в 30-е гг. нужно рассматривать в контексте мировой истории. В этот период в европейских странах и в США серьезно усилилась роль государства в социально-экономической жизни общества, правда, не в таких масштабах, как в СССР. Это было связано во многом с мировым экономическим кризисом. Необходимо проанализировать и сравнить все причины подобного усиления роли государства в европейских странах и в СССР.
В середине 1929 г. борьба в руководстве СССР завершилась победой сторонников И.В.Сталина, это предопределило и выбор модели дальнейшего развития страны. Был взят курс на быструю модернизацию СССР, что включало в себя индустриализацию, коллективизацию, культурную революцию и создание новой армии. Это должно было обеспечить военную мощь страны и возможность обороны в случае нападения на СССР, а также построение социализма.
Ваша задача заключается в том, чтобы понять, почему в борьбе за власть победу одержал Сталин, насколько его модель модернизации была обусловлена внутренним и международным положением СССР. Что, на ваш взгляд, более предопределило сталинскую модернизацию: внутренние причины или внешние, что более обусловило ее характерные черты. Необходимо дать взвешенную характеристику развитию СССР в 30-е гг., выявить его слабые и сильные стороны. Вы должны не только проанализировать конкретный исторический материал по индустриализации, коллективизации и культурной революции, но и усвоить связи между этими тремя процессами. Подумайте, закончилась ли модернизация СССР к началу 40-х гг. Если, да, то отличалось индустриальное общество в СССР от индустриальных обществ Западной Европы и чем именно.
Вспомните, какие модели социализма существовали в российском обществе в конце XIX – начале XX вв., какую модель социализма отстаивали большевики, была ли она похожа на тот реальный социализм, который был построен в СССР в 30-е гг.
Вам также необходимо знать определение тоталитаризма, его характерные черты, уметь сравнить такие тоталитарные режимы, как сталинский и фашистский.