Глава 15 основные течения идейно-политической мысли
философские, мировоззренческие аспекты мира политического воплощаются в идеологических или идейно-политических установках, ориента-циях, принципах соответствующих политических сил. Поскольку инфраструктуру современного мира составляют гражданское общество, правовое государство, социальный, политический, конфессиональный и другие формы плюрализма, то естественно, что происходит более или менее глубокое размежевание социально-политических сил по их интересам, потребностям, симпатиям, приоритетам и т.д. Такое размежевание, как правило, выражается в существовании целого ряда идейно-политических течений и направлений, отличающихся друг от друга по трактовке роли в политическом процессе отдельного человека, групп, партий, социальных сил, классов, их подходу к решению важнейших экономических и социальных проблем, потому, какое место и роль отводятся ими основным социально-экономическим и общественно-политическим институтам (частной собственности, свободному рынку, государству, партиям), предлагаемым ими программам и средствам решения стоящих перед обществом проблем и др.
Среди них особенно выделяются либерализм, консерватизм, социал-демократизм, марксизм, различные формы тоталитаризма и авторитаризма. Эти идейно-политические течения представляют собой сложные и многоплановые явления, проявляющиеся в различных вариациях, как внутри отдельных стран, так и особенно на межстрановом уровне. Каждое из них составляет комплекс идей, принципов и установок, которые могут лежать в основе программ политических партий и политической стратегии тех или иных социально-политических сил, того или иного правительства или правительственной коалиции. Вместе с тем они представляют собой нечто большее, а именно типы и формы освоения и понимания социально-политического мира, системы воззрений, установок, ориентации, теорий, доктрин.
В силу необъятности проблемы и невозможности втиснуть в рамки одной главы все нюансы и оттенки, разновидности и переходные ступени основных течений идейно-политической мысли основное внимание здесь концентрируется на ключевых или осевых для каждого из этих течений аспектах.
Либерализм
Либерализм ассоциируется с такими привычными для современного общественно-политического лексикона понятиями и категориями, как идея самоценности отдельно взятой личности и ее 403
ответственности за свои действия; идея частной собственности как необходимого условия индивидуальной свободы; принципу свободного рынка, свободной конкуренции и свободного предпринимательства; принцип равенства возможностей; система разделения властей, сдержек и противовесов; идея правого государ. ства с принципами равенства всех граждан перед законом;
гарантия основных прав и свобод личности (свободы совести, слова, собраний, создания ассоциаций и партий); всеобщее избирательное право и т.д.
Либерализм — это весьма гибкое и динамичное идейно-политическое течение, открытое влиянию со стороны других течений, чутко реагирующее на изменения в общественной жизни. Либерализм формировался и развивался в различных социально-исторических и национально-культурных условиях. При близкое « рассмотрении в либерализме обнаруживается весьма причудлв-вое разнообразие оттенков, переходных ступеней, противоречий. В разные периоды он выступал в различных формах. Учи- , тывая этот факт, говорят о существовании многих либерализмой. Так, свою книгу, посвященную данной теме, английский исследователь Дж. Грей озаглавил следующим образом: «Либерала^. мы: очерки по политической философии».
Но при всей своей многовариантности либерализм имеет общие истоки и определенный комплекс концепций, идей, принципов и идеалов, в совокупности делающих его особым типом общественно-политической мысли. Своими корнями либеральное 1 мировоззрение восходит к Ренессансу, Реформации, ньютоной- | ской научной революции. У его истоков стояли такие личности, I как Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, И. Кант, А. Смит, В.ГуМ-больдт, Т.Джефферсон, Дж. Медисон, Б.Констан, А. де ТоквиА и др. На протяжении всего XIX в. эти идеи были продолжены и дальше развиты И.Бентамом, Дж. С. Миллем, Т.Х-Грином, Л.Хоб-хаузом, Б.Бозанкетом и другими представителями западной общественно-политической мысли. Существенный вклад в формирование либерального мировоззрения внесли представителю европейского и американского Просвещения, французские физиократы, приверженцы английской манчестерской школы» представители немецкой классической философии, классической политэкономии.
При всех различиях общее между этими разными мыслителями, идейными направлениями и движениями состояло в том, что каждый из них по-своему, в соответствии с реальностями вре- 404
мени высказывался за пересмотр устаревших ценностей и подходов к решению важнейших социально-экономических и политических проблем, за перестройку потерявших эффективность общественно-политических и государственных институтов, за ревизию и модернизацию основных положений, доктрин и концепций в связи с изменившимся положением в обществе. Участники английской буржуазной революции середины XVII в., славной революции 1688 г., войны за независимость США руководствовались многими из тех идеалов и принципов, которые позже стали составной частью либерального мировоззрения. «Мы считаем,— заявили на весь мир авторы Декларации независимости,— самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами,
среди которых — право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью».
Поворотным пунктом в формировании либерализма, да и в размежевании основных течений западной общественно-политической мысли Нового и Новейшего времени следует считать Великую французскую буржуазную революцию конца XVIII в. В частности, один из ее главных политико-идеологических документов — «Декларация прав человека и гражданина» 1789 г.— в емкой и строго отчеканенной форме провозгласила те идеи, ценности и установки, которые стали важнейшими си-стемообразующими элеменами классического либерализма: «Целью всякого политического объединения является сохранение естественных неотъемлемых прав человека. Эти права суть свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению».
Как правило, выделяют две исторически сложившиеся либеральные традиции: англосаксонскую и континентально-европейскую. Наиболее выпукло либеральный идеал складывался в англосаксонских странах, особенно в США. Здесь индивидуалистическому идеалу придавалась самодовлеющая значимость. Он рассматривался не просто как один из многих элементов системы ценностей и принципов буржуазного общества, а как главная цель всякого разумного общества вообще. В своих крайних формах эта тенденция трансформировалась в различные варианты анархизма, либертаризма и другие разновидности индивидуалистического радикализма. Что касается континентально-европейской традиции, то в ней больший акцент делался на процессы национальной консолидации и отказ от всех форм авторитаризма. В си- 405
лу большого разнообразия исторических условий в каждой стра- »| не либерализм обрел собственную окраску. <|
Собственный существенный вклад в разработку либеральных ••» идей внесли представители русской общественно-политичес- -! кой мысли. Своими корнями эти идеи восходят, по-видимому, «I ко временам правления Екатерины II, которая вынашивала пла- ^ ны реформ системы государственного правления, призванные" расширить личную свободу дворян, усилить роль органов ул-^ равления отдельных сословий, ввести элементы разделение | властей на уровне местного самоуправления и др. В оценке ос^| новополагающих идей прав и свобод человека, взаимоотношвД ний отдельно взятой личности, общества и государства, разв^»у тия социальной и экономической сфер российский либерали'**^ формировался и развивался в одном направлении с западнь Однако нельзя не отметить тот факт, что в силу экономичес! отсталости, сохранения крепостного права и других пережи ков феодализма, господства самодержавия и целого компле са других причин либеральное мировоззрение в России хара теризовалось некоторыми специфическими особенностяи и окончательно укоренилось лишь во второй половине Х1Х-Д начале XX в. Особенно большая заслуга в этом отношенвдй принадлежит Т. Грановскому, Б. Чичерину, П. Струве, П. Мв люкову, П. Новгородцеву и др., попытавшимся развить и прв менить принципы либерализма к российским реальностям В частности, именно ими были заложены основы русскогоксституционализма, идеи правового государства и граждански общества применительно к российским реальностям. Их зас га состояла также в практической постановке проблем прав и < бод личности, подчинения государственной власти праву, ве{
ховенства закона.
В целом либеральное мировоззрение с самого начала тяго
ло к признанию идеала индивидуальной свободы в качесч универсальной цели. Более того, гносеологической предпось кой либерального мировоззрения является вычленение чело! ческой индивидуальности, осознание ответственности отдельв го человека за свои действия как перед самим собой, так и пер обществом, утверждение представления о равенстве всех люде в своем врожденном, естественном праве на самореализацию. В ли для Аристотеля полис есть самодостаточная ценность, а р консерватора Э. Берка «люди проходят, как тени, но вечно щее благо», то у одного из столпов либерализма Дж. Локка 406
дельный индивид, противопоставляемый обществу и государству,— «хозяин своей собственной персоны». Дж. С. Милль сформулировал эту мысль в форме следующей аксиомы: «Человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно».
На основании такого подхода классический либерализм объявил потерявшими силу все формы наследственной власти и сословных привилегий, поставив на первое место свободу и естественные способности отдельного индивида как самостоятельного разумного существа, независимой единицы социального действия. Именно индивидуализм лежит в основе идеи права каждого человека на жизнь, свободу и частную собственность. Именно из экономической свободы выводилась политическая и гражданская свобода. С формированием и утверждением идеи индивидуальной свободы все более отчетливо вычленялась проблема отношений государства и отдельного человека и соответственно проблема пределов вмешательства государства в дела индивида. На основе этих постулатов были сформулированы политэконо-мические, юридически правовые и государственно-политические концепции, в которых право было превращено в инструмент гарантирования отдельному индивиду свободы выбора морально-этических ценностей, форм деятельности и создания условий для претворения в жизнь этого выбора.
Такой индивидуалистический идеал сулил быстрое продвижение вверх по социальной лестнице, успех в борьбе за место под солнцем, стимулировал предприимчивость, настойчивость в поисках новых путей достижения успеха, трудолюбие, новаторство и другие ценности и ориентации, которые в совокупности сделали капитализм столь динамической системой. Очевидно, что свобода понималась приверженцами либерализма в негативном смысле, т.е. в смысле свободы от политического, церковного и социального контроля со стороны феодального государства. Борьба за свободу для них означала уничтожение внешних ограничений, накладываемых на экономическую, физическую и интеллектуальную свободу человека. Эту позицию А.Берлин сформулировал следующим образом: «Я свободен настолько, насколько в мою жизнь не вмешиваются другие».
Такой подход предполагал для всех членов общества равные возможности самореализации и равные права в достижении своих целей и интересов. Отсюда принцип 1а188ег 1а1ге, Ыззег раззег, свободного рынка и свободной конкуренции в социальной и экономической сферах. Важным компонентом либерализ- 407
ма стал принцип плюрализма во всех сферах общественной жизни: в социальной— различных классов, слоев, заинтересованных групп и т.д., в культурной — разнообразных этнических, региональных или иных культур, культурных типов и течений, средств массовой информации, различных конфессий, церковных деноминации, вероисповеданий, в политической — политических сил, партий, организаций, группировок, клубов.
Изложенные постулаты либерализма выражались в законодательно закрепленном принципе равенства всех перед законом, в идеях государства—«ночного сторожа» и правового государства, демократии и парламентаризма. Суть идеи государства—«ночного сторожа» состояла в оправдании так называемого минимального государства, наделенного ограниченным комплексом самых необходимых функций по охране порядка и защите страны от внешней опасности. Здесь приоритет отдавался гражданскому обществу перед государством, которое рассматривалось как необходимое зло. Из воззрений Дж. Локка, например, можно сделать следующий вывод: верховный государственный орган можно сравнивать не с головой, увенчивающей общество, а с шляпой, которую можно безболезненно сменить. Иначе говоря, общество — постоянная величина, а государство — производное от него.
При всем сказанном либерализм ни в коем случае нельзя отождествлять с апологией неограниченной, анархически понимаемой свободы индивида — делать все, что ему заблагорассудится, игнорируя при этом общепринятые в данном обществе нормы и правила игры. Неотъемлемая составная часть либеральной идеи свободы индивида — ответственность последнего перед обществом за свои действия. Представители либерализма, особенно умеренного крыла, не отвергали позитивные функции государства в тех случаях, когда это считалось необходимым для
обеспечения общего блага.
В либерально-демократической системе правовая государственность соединена с институтами открытого общества. В этом контексте либерализм внес значительный вклад в формулирование принципов конституционализма, парламентаризма и правового государства — несущих конструкций политической демократии. Либералам принадлежит приоритет в разработке основополагающих принципов и ценностей демократии, из-за чего последнюю, часто не без оснований, называют либеральной, хотя, как будет показано ниже, отождествление этих двух феноменов не совсем правомерно. 408
В целом либерализм представляет собой определенный образ мысли, противоположный догматизму, схематизму, одномерности и нетерпимости. Здесь нет однозначных, раз и навсегда установленных норм и правил. Можно сказать, что гносеологические и социально-философские корни либерализма лежат в стремлении людей приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, модифицировать, пересматривать изжившие себя, устаревшие социальные и политические институты, нормы, ценности. Учитывая такую особенность либерализм с определенными оговорками можно назвать формой секулярного протестантизма. Если в сфере религии протестантизм явился реакцией на католический универсализм, то либерализм первоначально послужил делу политико-философского и идейно-политического обоснования освобождения людей от оков внеэкономического принуждения. С этой точки зрения лица, твердолобо и догматически отстаивающие тот или иной принцип либерализма, взятый изолированно, вне конкретного общественно-исторического контекста, по-видимому, должны рассматриваться как антилибералы.
Анализ работ ведущих представителей либерализма на протяжении XIX и XX вв. показывает, что большинство из них было устремлено на поиск путей приспособления классического наследия к постоянно изменяющимся условиям. Поэтому неудивительно, что вся история либерализма связана с его постоянными изменениями и перевоплощениями. Так, период конца XIX—начала XX в. стал, по сути дела, новым рубежом в судьбе либерализма. В тот период, в условиях перерастания капитализма в качественно новый этап своего развития более четко обнаружились как сильные, так и слабые его стороны. В частности, важнейшие положения классического либерализма (приверженность свободному рынку и свободной конкуренции) стали использоваться для защиты интересов привилегированных слоев населения. Поэтому не удивительно, что выдвинулась целая плеяда политэкономов, социологов, политологов и политических деятелей (Дж. Гобсон, Т.Грин, Л.Хобхауз, протестантский священник и публицист Ф.Науман, а за ним экономисты В.Реп-ке, В.Ойкен в Германии, Б.Кроче в Италии, Л.Уорд, Дж. Кроули, Ч.Бирд, Дж. Дьюи и другие в США), выступивших с предложениями о пересмотре важнейших положений классического либерализма и осуществлении реформ, призванных ограничить произвол корпораций и облегчить положение наиболее обездоленных слоев населения. 409
Их заслуга состоит в разработке комплекса новых идей, установок и принципов, которые в совокупности получили название новый либерализм, или социальный либерализм. Прежде всего подверглись ревизии идеи свободного рынока и свободной конкуренции. Под влиянием марксизма и восходящей социал-демократии изначально присущий либерализму индивидуализм был в значительной степени модифицирован и уравновешен признанием значимости коллективного начала и позитивной роли государства в жизни общества. Водоразделом, четко и бесповоротно утвердившим новый или социальный либерализм в качестве одного из важнейших реформистских течений, стал великий экономический кризис 30-х годов нашего века. Основополагающее значение имело завоевавшее в тот период широкую популярность кейнсианство, построенное на признании необходимости дополнения традиционных для либерализма принципов индивидуализма, свободной конкуренции и свободного рынка принципами государственного регулирования экономической и социальной сфер.
Реальным воплощением переоценки и переформулирования важнейших постулатов отцов-основателей либерализма стали институционализация в последующие десятилетия системы и механизмов государственного регулирования экономики и самого государства благосостояния с его широкомасштабными социальными программами. Получив первоначально сильнейший импульс в США, где президент-реформатор Ф.Д.Рузвельт провозгласил и начал реализовывать программу «нового курса», этот процесс в тех или иных формах и масштабах охватил почти все индустриально развитые страны.
Важные изменения в либеральном мировоззрении произошли после Второй мировой войны. Необходимо отметить, что на протяжении XIX и первые десятилетия XX в. были достигнуты впечатляющие успехи в реализации основополагающих либеральных идеалов, идей и концепций. Утверждение и институционализация демократических норм и принципов в большинстве передовых стран питали убеждение в некой исчерпанности повестки дня либералов, а сами они были склонны усматривать свою задачу не в достижении чего-либо нового, а в сохранении уже достигнутого. К тому времени существенно изменился общественно-политический ландшафт Запада. Консервативные партии де-факто приняли нововведения в государственно-политической системе, реализованные большей частью по инициативе либера- 410
лов. На авансцену выступили социал-демократические партии, которые взяли на себя функцию по дальнейшему развитию начинаний, реализованных либералами. Другими словами, ряд важнейших принципов либерализма был буквально «растас-кан» консерваторами справа и социал-демократами слева. Об этом свидетельствует, в частности, так называемое либерально-консервативное согласие (консенсус), которое в 50—60-е годы установилось между умеренным крылом консервативного лагеря и различными реформистскими силами, в том числе либералами.
При таком положении получили популярность рассуждения о кризисе и даже смерти либерализма. Однако в условиях характерной для послевоенных десятилетий интенсификации динамики общественно-исторических процессов либерализм не мог просто сойти со сцены. Более того, в 70—80-х годах заговорили уже о возрождении либерализма. Так, возражая тем, кто говорил о крахе и возможном исчезновении либерализма, английский исследователь И.Бредли писал: «Либеральное пламя в настоящее время горит в нашей стране более ярко, чем когда бы то ни было за многие годы». О том, что во Франции в «моду вошел либерализм», который притягивает к себе все возрастающее число сторонников из самых разных социальных слоев, писал в 1984 г. бывший премьер-министр этой страны Р. Барр.
Большинство приверженцев либерализма предприняли довольно энергичные усилия по переосмыслению своих позиций в важнейших вопросах, касающихся характера взаимоотношений общества, государственно-политической системы и отдельного индивида, капитализма и демократии, свободы и равенства, социального равенства и справедливости. Эти усилия породили целую гамму новейших его модификаций и вариантов, что в значительной степени затрудняет поиски общих знаменателей и вычленение либерализма как окончательно оформившегося типа или течения общественно-политической мысли. Все же, как представляется, в этой мозаике можно выделить два более или менее четко очерченных блока, каждому из которых присущ комплекс некоторых общих идей, принципов и подходов к важнейшим проблемам, стоящим перед обществом.
В первом случае речь идет об идейно-политической конструкции, которая в крайних своих проявлениях тяготеет к либерта-ризму с его негативной трактовкой свободы, концепцией минимального государства, приверженностью принципам 1а1ззег Гагге, свободного рынка и т.д. Это течение, называемое иногда в запад- 411
неевропейских странах неолиберализмом., в США соответствует так называемой чикагской школе. Его приверженцы, по сути дела,— экономические консерваторы, повторяющие с определенными модификациями отдельные основные положения классического либерализма. Во втором случае речь идет о течении, занимающем некое среднее положение между социал-демократией и консерватизмом. Его представители выступают за довольно далеко идущие реформы в социальной и экономической сферах. Именно это течение берется в качестве основного компонента современного либерализма. Во избежание терминологической путаницы в отношении ее можно использовать название «социальный либерализм».
В чем же все-таки состоит суть «возрождения» или «обновления» либерализма и что из себя представляет либерализм на г| исходеXX столетия? На эти вопросы можно ответить, лишь вы- И яснив позиции либерализма по таким ключевым проблемам общественной жизни, как роль государства, отношение к власти I и демократии, трактовка свободы, равенства, справедливости и т.д. и В вопросе о взаимоотношениях отдельного индивида, государства и общества одно из центральных мест в либерализме отводится переосмыслению роли государства в экономической и социальной сферах, сохраняется приверженность ряду важнейших постулатов либерализма послевоенных десятилетий, в частности программам социальной помощи малоимущим слоям населения, вмешательству государства в социальную и экономическую сферы и т.д.
Вместе с тем, осознав факт возрастания негативных последствий чрезмерно разросшейся бюрократии и государственной регламентации в экономической и социальных сферах, либералы выступают за стимулирование рыночных механизмов при одновременном сокращении регулирующей роли государства. Вполне в духе классического либерализма К. Полен, например, считал, что экономические законы, основанные на стремлении к индивидуальной выгоде и прибыли, ведут к наибольшему счастью для наибольшего числа людей. Поэтому, по его словам, необходимо предоставить всем дееспособным членам общества максимум возможностей для самореализации и оптимум условий для свободной игры рыночных сил. Признавая неизбежность и даже необходимость государственного вмешательства, либералы постоянно озабочены тем, как ограничить пределы этого вмешательства. При всем том большинство либералов сознает пределы возмож- 412
ного ограничения роли государства. Они отнюдь не забыли, что именно введение государственного регулирования способствовало смягчению экономических кризисов и их последствий.
В целом в течение своего более чем двухсотлетнего существования либерализм эволюционировал от позиции безусловной защиты идеи негативной свободы к позиции отстаивания идеи позитивной свободы. Сторонники позитивной трактовки свободы в либерализме пытаются найти дилемме соотношения свободы и государства весьма своеобразное решение путем разграничения экономического и политического либерализма. В данной связи французский политолог Л. Рутье приводит следующее образное сравнение: «Либерализм настоящий не позволяет использовать свободу для того, чтобы ее уничтожить. Манчестерский либерализм... можно сравнить с таким режимом на дорогах, который позволяет автомобилям ездить без правил. Пробки и задержки движения в подобных случаях были бы бесчисленными». «Либеральное государство — это то,— продолжает Рутье,— где автомобилисты свободны ехать, куда им заблагорассудится, но уважая при этом правила дорожного движения».
В тесной взаимосвязи с проблемами равенства и свободы встает вопрос о справедливости общественно-политической системы. Либералы убеждены в том, что любая законная и эффективная форма правления должна основываться на принципах справедливости. Однако, по их мнению, справедливость — это прежде всего «политическая справедливость» или «формальная справедливость», определяющая общепринятые законы и принципы, обеспечивающие свободы и права всех граждан. Что касается социальных прав, то их реализация призвана обеспечить необходимый уровень благосостояния для каждого гражданина в современном обществе. К ним либералы относят права на образование, труд, пособие по старости, а также определяемые кодексом социального страхования. Это «долги», превращенные в права законом, но не подлинные права, равные по своему значению фундаментальным правам, вытекающим из самой человеческой природы.
Исходя из такой постановки вопроса большинство либералов отдает предпочтение равенству возможностей перед социальным равенством. По их мнению, государство гарантирует равенство всем без исключения гражданам перед законом, равные права участия в политической жизни и равенство возможностей в социально-экономической сфере, что собственно и обеспечит ре- 413
ализацию принципов справедливости. Это, пожалуй, самое уяаЬ вимое место в позициях либералов. Ни одному из них, в супщо^ сти, не удалось разрешить извечную антиномию между равенств вом и свободой, между равенством, свободой и справедливостью. Да вряд ли есть смысл упрекать их в этом. Ведь это одна из кар1 динальных проблем самого человеческого существования. А кар. динальные проблемы не могут иметь окончательных решений^
Консерватизм
Консерватизм вобрал в себя различные, порой противо^ вые идеи, концепции, доктрины, традиции. Характерно, в четырехтомной антологии «Мудрость консерватизма» среди ] верженцев консервативной традиции перечислены такие ные по своим социально-философским и идейно-политичесв позициям мыслители, как Платон, Аристотель, Цицерон, Н. 1 киавелли, Г. Болингброк, Э. Берк, Ж. де Мэстр, Л. де Бонал А. де Токвиль, Ф. Ницше, А. Гамильтон, Дж. Адаме, Ф. фон Х ек и др. Этот факт свидетельствует о неоднозначном толкова! консерватизма, разнообразии его идейных корней, а также сложности и многовариантности.
По общепринятому мнению, писаная история современно консерватизма начинается со времен Великой французской ) волюции конца XVIII в., а именно с опубликования в 1790 г.;
се «Размышления о революции во Франции» английского под тического деятеля и политического философа Э. Берка. Пример с того времени берут начало две классические традиции коне» ватизма: первая — восходящая к французским мыслителям 3 де Мэстру и Л. де Бональду; вторая — к Э. Берку. Серьезный вю в развитие консервативной традиции внесли русские философй(»| социологи и политические мыслители, такие как К. ЛеонтьеГ Н. Данилевский, В. С. Соловьев, И. Ильин и др.
Отцы-основатели консерватизма противопоставили выдв! нутым европейским Просвещением и Великой французской р»* волюцией идеям индивидуализма, прогресса, рационализм! взгляд на общество как органическую и целостную систему» Объясняя власть и общество волей божьей, Л. де Бональд рас"| сматривал власть как «живое существо», воля которого «называется законом, а его действия — правительством». Общество такой же живое существо, имеющее свое детство, юность, зрелость 414
Возражая Руссо и Канту, которые считали, что общество создано человеком и для человека, де Бональд утверждал: «Человек существует только для общества; общество создается только для самого себя». Критикуя индивидуализм, де Бональд, в отличие от философов Нового времени, которые создали философию «я», говорил, что «я хотел создать философию социального человека, философию мы». Исходя из этого он рассматривал государство как «большую семью», которой и телом, и душой принадлежат все составляющие ее «обездоленные индивидуумы». В конструкциях отцов-основателей консерватизма естественным и законным считалось лишь общество, основанное на иерархической структуре, отдельные части которой обеспечивают жизнеспособность и целостность общественного организма, подобно тому, как отдельные органы человеческого тела — жизнеспособность и целостность всего его организма.
Исходя из подобных установок, Ж. де Мэстр, в частности, отвергал саму мысль о писаной конституции в качестве основы государственного устройства. Во-первых, говорил он, фундаментальные принципы политических конституций существовали до всякого писаного закона; во-вторых, конституционный закон есть и должен быть развитием или санкционированием существующего вечно неписаного права; в-третьих, сущностно конституционный, истинно фундаментальный закон никогда не подлежит и не может подлежать писанию, поскольку при этом подвергается опасности существование самого государства; в-четвертых, слабость и неустойчивость конституции прямо пропорциональны количеству зафиксированных в ней в письменной форме статей. История все же отдала предпочтение иному пониманию конституции и конституционализма.
Отправным пунктом философии консерватизма является убеждение в греховной сущности человека. Для нее зло и страдания неотделимы от самого человеческого существования, и мудрость правителей состоит в том, чтобы свести к минимуму их последствия. На этом основании классический консерватизм отвергал абстрактные идеи индивидуальной свободы, прав человека и общественного договора, а также утилитаризм и веру в прогресс. Как утверждал, например, Э.Берк, над человеком довлеет проклятие первородного греха. В силу злой и греховной сущности своей природы он не ведает, что для него лучше и что хуже. Человек не только не способен переустроить общество, но и не должен стремиться к этому, поскольку такое стремление 415
явилось бы насилием над естественными законами развития общества.
Свобода, о которой говорят идеологи Просвещения и Вели»» кой французской революции, утверждал Берк, не имеет ничего общего с истинной свободой, дарованной английскому народу обы», чаем и традицией. Цель общества не в придумывании мним! свобод, которые могут обернуться всеобщей анархией, а в сох^ нении и защите существующих свобод, основывающихся на 1 диции. Поэтому существующим институтам, по мнению коне ваторов, следует отдать предпочтение перед любой теоретичес] схемой, какой бы совершенной она ни показалась с рациона ной точки зрения.
Очевидно, что консерватизм представляет собой нечто бс шее, чем просто защиту интересов тех или иных слоев насс ния. «Консервативное» включает в себя утвердившийся и обг принятый в обществе набор ценностей, детерминирующ! поведение и образ мысли значительных категорий людей, а 1 же формы приспособления к традиционным социальным норд и институтам. Важное место в нем занимают глубинные тра ционалистские и ностальгические тенденции, характерные ;
психологии массовых слоев населения. Большое значение и ет и то, что консерватизм выдвигается в контексте религиозн< социальной философии.
Гносеологической предпосылкой консерватизма является' что общественно-политический процесс имеет двойственн природу. Это, с одной стороны, эволюция, развитие и отрицав старого, разрыв с прошлым и творение нового. С другой стеров он сохраняет и переносит из прошлого в настоящее и будуп все жизнеспособное, непреходящее, общечеловеческое. Любая щественно-политическая система может трансформироваться многих своих аспектах, в то же время сохраняя преемственное в других аспектах. Форсирование процесса разрушения старо! мира во имя построения на его развалинах нового мира, как 1 казал исторический опыт, в лучшем случае занятие бесполезн а в худшем — чревато трагическими последствиями. Можно с зать, что лишь при наличии взаимодействия и тесного перед тения двух начал: развития и творения нового, с одной сторо! и сохранения преемственности с прошлым — с другой, мо» говорить об истории и общественно-историческом процессе.
Консерватор рассматривает существующий мир как наи ший из всех возможных. Конечно, любая страна, любая к 416
нуждается в категории людей, партий и организаций, а также в обосновывающей их интересы идеологии, призванных сохранять, защищать и передавать будущим поколениям то, что достигнуто к каждому конкретному историческому периоду, ибо народ без памяти о прошлом — это народ без будущего. Нельзя не сказать и о том, что любому обществу в целом есть что отстаивать, сохранять и передавать будущим поколениям.
Вместе с тем истинный консерватизм, призванный защитить статус-кво, обосновать необходимость его сохранения, должен учитывать изменяющиеся реальности и приспосабливаться к ним. Поскольку мир динамичен и подвержен постоянным изменениям, консерватизм не может отвергать все без исключения изменения. Показательно, что начиная со второй половины XIX в. и особенно вXX в. (в ряде случаев после Второй мировой войны), приспосабливаясь к социально-экономическим и общественно-политическим изменениям, консерваторы приняли многие важнейшие идеи и принципы, которые ими раньше отвергались — например, свободно- рыночные отношения, конституционализм, систему представительства и выборности органов власти, парламентаризм, политический и идеологический плюрализм и ряд других. Приняли они также отдельные кейнсианские идеи государственного регулирования экономики, социальных реформ, государства благосостояния.
В этом аспекте консерватизм претерпел далеко идущую трансформацию в 70-80-х годах. Особенность данного периода состояла в кризисе левых — от коммунистических до социал-демократических и кейнсианских моделей общественного развития. Консерватизм и правизна, по сути дела, заполнили тот вакуум, который образовался с утратой левыми интеллектуальной опоры, их ослаблением, дефицитом дееспособных идей и концепций на левом фланге. Приход к власти в 1980 г. в США Р.Рейгана и его победа вторично в 1984 г., победа консервативной партии во главе с М.Тэтчер в Англии три раза подряд, результаты парламентских и местных выборов в ФРГ, Италии, Франции показали, что идеи и принципы, выдвигавшиеся этими силами, оказались созвучными настроениям довольно широких слоев населения.
При близком рассмотрении между отдельными национальными вариантами консерватизма, да и внутри последних, обнаруживается весьма причудливое разнообразие оттенков, переходных ступеней, расхождений и т.д. Все же в целом можно 417
выделить неоконсерваторов, новых правых, традиционалистских или патерналистских консерваторов. Отдельные группировки новых правых и часть неоконсерваторов в ряде стран по ЯЯ комплексу вопросов, связанных с социально-эконо<