ПЯТАЯ РЕСПУБЛИКА 1958—1967 ГОДЫ 7 страница

Главный успех в лагере оппозиции достался объединенному кандидату левых сил Миттерану. Успех этот был прежде всего результатом поддержки кандидатуры Миттерана компартией, проявившей настойчивость и энергию в деле сплочения и мобилизации левых сил. Успех был важен прежде всего потому, что он наглядно опровергал утверждения, распространявшиеся многие годы врагами единства левых партий, будто избиратели СФИО и радикалов предпочтут голосовать скорее за правого, чем за кандидата, который пользуется поддержкой коммунистов.

Второй тур состоялся 19 декабря 1965 г. Ему предшествовала острая борьба между двумя кандидатами. ЮНР бросила в бой все средства правительственной пропагандистской машины, чтобы избежать поражения. Де Голль был избран президентом республики на второй семилетний срок. Результаты второго тура 132.

  Число голосов (в млн.) % голосовавших % зарегистрированных избирателей
Генерал де Голль Франсуа Миттеран 12,61 10,56   54,49 45,50 44,77 37,38

По сравнению с первым туром де Голль выиграл 2,25 млн. голосов, Миттеран — 2,89 млн. Весьма показательно географическое распределение избирателей обоих кандидатов. Основная масса поданных за Миттерана голосов была сосредоточена в традиционных зонах преобладания левых партий, к югу от Луары. В то же время голоса, собранные генералом, концентрировались главным образом в бастионах правых — на востоке и западе133. Правящие

із« Ml

югие оасовские главари, например находившийся за границей Сустель,

адвокат Петена Изорни, бывший полицейский комиссар Дид и др., призывали голосовать за Леканюэ.

131 «Le Monde», 28.XII 1965.

132 «Le Monde», 21.XII 1965.

133 F. Coguel. L'Election présidentielle des 5 et 19 décembre 1965. Analyse des résultats. Paris, 1967, p. 15.

Пятая республика

478

круги, которые предполагали повторить удавшийся в 1962 г. маневр — досрочно распустить парламент и приблизить дату выборов, вынуждены были изменить свои планы. Правительство Пом-пи ду претерпело известную реорганизацию: в частности, в него вошел на правах вице-премьера глава первого кабинета Пятой республики Дебре, на которого бы\о возложено руководство всеми экономическими ведомствами. Он призван был амортизировать политические последствия непопулярного «плана стабилизации».

Таким образом, расстановка политических сил по сравнению с 19^8—1962 гг. заметно изменилась. Президентские выборы показали, что в стране все отчетливее обозначились две тенденции — с одной стороны, к постепенному преодолению раскола в рядах левых оппозиционных сил, а с другой — к обострению разногласий в правящем лагере. Часть французской буржуазии проявляла явное недовольство некоторыми аспектами внешней и финансово-экономической политики, а также сугубо персональным характером режима, ставившим под вопрос его устойчивость в момент неизбежной смены верховного государственного руководства.

В то же время предельно централизованный характер главной политической опоры режима — административной машины — порождал по мере неуклонного расширения ее функций новые проблемы. Поскольку контроль над гигантским госаппаратом из единого центра оказывался крайне затрудненным, внутри отдельных его звеньев множились злоупотребления и скандалы — как финансовые, так и политические, способствовавшие дискредитации режима в целом.

Ярким свидетельством этого был громкий скандал в связи с «делом Бен Барки». В октябре 1965 г. лидер марокканской левой оппозиции Мехди Бен Барка, находившийся во Франции на правах политэмигранта, был завлечен в западню, похищен агентами секретной службы Марокко и, по-видимому, убит. Сам факт неспособности властей обеспечить закрепленное законом право политического убежища вызвал возмущение широкой общественности. Однако это возмущение достигло высшей точки в момент, когда выяснилось, что французская полиция и контрразведка были полностью осведомлены о готовившемся покушении и, более того, прямо содействовали ему. Хотя де Голль публично потребовал расследовать обстоятельства «дела Бен Барки» и строго покарать всех виновных, перед судом предстали лишь сравнительно второстепенные лица — непосредственные исполнители, тогда как подлинные вдохновители похищения на высших ступенях служебной иерархии остались безнаказанными ш.

13'< Ph. M. Williams. Wars, Plois and Scandals in Post War France. London, 1970, p. 78-125.

479

Пятая fjccmjôjiUKu

Парламентские выборы 5—12 марта 1967 г. принесли правяше-му лагерю новую серьезную неудачу. Во прем я предвыборной кампании многие кандидаты, выступавшие от имени режима, демонстративно подчеркивали, в отличие от предыдущих выборов, свое несогласие с теми или иными его мероприятиями. 1 ак поступали, например, «независимые» республиканцы во главе с Жискар д'Эстеном. С другой стороны, настойчивые усилия ФКП и давление масс привели к тому, что руководители ФДСЛС Миттеран, Ги Молле и др. 20 декабря 1966 г. заключили с коммунистами соглашение о сотрудничестве во время выборов в Национальное собрание. В тех округах, где раскол левых сил угрожал сыграть на руку правящей коалиции, было решено строго придерживаться «республиканской дисциплины» 1і5. В прочих округах соглашение о единой тактике достигнуто не было.

Несмотря на определенные разногласия между партнерами, в частности по некоторым внешнеполитическим вопросам, значение этого соглашения было чрезвычайно велико. Оба крупнейших отряда левых сил не только договорились о предвыборной тактике, но и сформулировали ряд общих целей на будущее (демократизация государственных инсгитутов, обеспечение быстрого роста экономики, поднятие жизненного уровня трудящихся, проведение политики мирного сосущестчования).

На выборах 5 марта 1967 г. голоса распределились следующим образом: ФКП — 5,02 млн. (22,46%), ОСП — 0,5 млн.

(2,26%), ФДСЛС —4,2 млн. (18,79%), ЮНР и прочие сторонники Пятой республики—8,45 млн. (37,75%), «Демократический

центр» —2,86 млн. (12,79%), прочие—1,33 млн. (5,95%) К16.

Явное поражение потерпели правоцентристские оппозиционеры, выступавшие под флагом безоговорочной верности НА! О и «объединенной Европе»: «Демократический центр» Леканюэ потерял 205 тыс. избирателей.

Соглашение между ФКП и ФДСЛС в полной мере сказалось на результатах второго тура, состоявшегося 12 марта. Единые кандидаты левых сил нанесли поражение ЮНР в значительной части округов, где происходила баллотировка. ФКП получила 73 депутатских мандата (вместо 41 ), Федерация— 116 (вместо 89), тогда как ЮНР и ее союзники лотеряли 38 мест (244 вместо 282). «Демократический центр» потерял 11 мест (27 вместо 38). Поражение потерпели министры Кув де Мюрвнль, Месмер и др.

1,ь В отдельных округах допускалась возможность і;і>!дііи?кєіиг:і п качестве общего кандидата лепі>іх сил того, кто не собрал максимума голосин и нервом турк (эта оговорка давала Федора im и iii>:>movki!P( т!> пол;, чип. несколько лічііііііх мест на счет ФКП).

13Г' «L'Humanité», 7.1 II 1967.

Пятая республика

480

В новом составе Национального собрания правительственное большинство сократилось до минимума и сохранилось только благодаря нескольким депутатам, избранным в заморских департаментах в условиях неприкрытого административного давления на избирателей ш.

Глубокий анализ социально-экономического положения во Франции и перспектив классовой борьбы был дан в документах XVIII съезда Французской коммунистической партии, состоявшегося 4—8 января 1967 г. в пригороде Парижа Левалуа. В отчетном докладе съезду генеральный секретарь ФКП В. Роше указал в первую очередь на контраст между быстрым развитием производительных сил страны в условиях научно-технической революции и стагнацией покупательной способности масс в результате господства монополии: за 10 лет (1957—1966) промышленное производство выросло на 60%, производительность труда — на 50 /о, тогда как реальная покупательная способность некоторых категорий трудящихся даже снизилась. В частности, если заработная плата холостяков увеличилась в среднем на 5%, то у многосемейных она упала ввиду обесценения пособий инфляцией на 0,8—4,5%. «Никогда еще разрыв между производительностью труда и заработной платой не был столь значительным, а без борьбы рабочего класса зарплата была бы еще ниже» 138. Усиление эксплуатации трудящихся находило свое выражение также в росте налогового бремени, в массовом разорении мелкого и среднего крестьянства, ограничении бюджетных кредитов на народное образование, здравоохранение, научные исследования.

Роше подчеркнул, что необходимым условием проведения в жизнь политики, отвечающей запросам финансовой олигархии, которая сосредоточила в своих руках контроль над основной массой средств производства, является свертывание парламентской демократии, выхолащивание роли представительных учреждений в центре и на местах, усиление авторитаризма. «Однако в то же время,— указывал докладчик,— можно отметить, что социальная основа антимонополистической борьбы за демократию укрепляется ввиду обострения противоречий между рабочим классом и буржуазией, увеличения численности лиц наемного труда и осознания непролетарскими слоями трудящихся единства их интересов с интересами пролетариата»139. Учитывая эти соображения, ФКП выдвигала в качестве главной стратегической задачи восстанов-

137 R. BarUlon. La Gauche lrançaise en mouvement. Paris, 1967, p. 177—231;

Ph. M. Williams. French Politicians and Elections 1951 — 1969. London, 1970,

p. 204—221. ",; .<L'I Iumanité», 5.1 1967.

Icirc;'iiilrm.

481

Пятая республика

ление прочного единства рабочего класса, создание союза между рабочими, служащими, трудовым крестьянством, средними слоями города и деревни в борьбе против общего врага — монополистического капитала и его главной опоры — авторитарного государства.

Предупреждая трудящихся об опасности попыток части крупной буржуазии создать при помощи оппозиционной демагогии резерв для существующего режима — резерв, в такой же степени пропитанный авторитарными тенденциями, но находящийся к тому же под контролем США, компартия выдвигала принципиально иную альтернативу. Основные элементы программы создания передовой демократии продолжали и развивали положения, сформулированные XV—XVII съездами ФКП: речь шла о ликвидации основы могущества монополий путем национализации наиболее важных отраслей производства и кредита, формировании демократического, ответственного перед полновластным Национальным собранием правительства, стабильность которого обеспечивалась бы соглашением демократических партий об общей программе и поддержкой широких масс. ФКП заявляла о своей готовности в случае создания такого правительства принять в нем участие. Передовая демократия предполагала также гарантию всех прав человека и гражданина, расширение полномочий органов местного самоуправления, свободу деятельности партий и профсоюзов, демократизацию административных органов, радио, телевидения, строгое отделение церкви от государства и школы от церкви.

В социально-экономической области имелось в виду значительно расширить права профсоюзов на предприятиях, предоставить им возможность активного участия в управлении национализированными отраслями, провести коренную реформу налоговой системы и разработать план экономического развития; в этом плане важнейшее место отводилось бы производительным инвестициям, повышению жизненного уровня трудящихся, развитию народного образования, жилищного строительства, здравоохранения, научных исследований, развитию отсталых районов, улучшению положения женщины и т. д.

Решения XVII съезда вооружили ФКП надежным идейным компасом на пороге беспрецедентного социально-политического кризиса, потрясшего все французское общество снизу доверху. Форсируя глубокие структурные сдвиги в экономике за счет трудящихся и загоняя в то же время вглубь их недовольство, авторитарная система создавала предпосылки для взрыва, который произошел в мае—июне 1968 г.

ПіТирИИ Ф|ЫНЦШ1. Т. 3

ФРАНЦИЯ НА РУБЕЖЕ 70-Х ГОДОВ (1968—1973 ГОДЫ)

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС В 1968—1969 ГОДАХ

Dконце 60-х годов Франция пережила наиболее серьезный за весь послевоенный период социально-политический кризис, который до основания потряс все здание Пятой республики. Этот кризис, обнажив глубину и силу протеста, накопившегося в недрах французского общества, охватил основные слои и группы населения. В ходе этого кризиса самой жизнью были подняты многие проблемы социально-экономической политики правящих кругов Пятой республики, их методов руководства государством. В конечном счете вследствие этого кризиса произошла смена политического руководства страной.

Хронологически этот кризис был открыт массовым студенческим выступлением, которое, по словам В. Роше, «явилось детонатором массового забастовочного движения рабочих, инженерно-технических работников, служащих» '. Эти волнения студенчества имели несколько причин, как внешнего, так и глубинного характера. Они были вызваны сохранившимися с наполеоновских времен консервативными порядками в системе образования Франции, особенно в высшей школе, которая отстала от современных требований, запрещением политической деятельности в университетах, отстранением студентов от какого-либо участия в решениях университетских дел, недостаточной материальной базой учебных заведений.

1 В. Роше. Избранные статьи и речи. М., 1972, стр. 369.

483

Франция на рубеже 70-х годов

Проведенная в 1965—1966 гг. «реформа Фуше», предусматривавшая создание 2-годичных технологических институтов при университетах, которые должны были обеспечивать более быструю подготовку специалистов среднего звена, не устранив основных недостатков французской системы высшего образования, еще более усугубила классовый характер отбора студентов. В результате более строгих условий перевода студентов на старшие курсы пострадали в первую очередь те, кто в силу своего материального и социального положения вынужден был совмещать учебу с работой. Поскольку лишь 15% студентов получали стипендию, 40% учащихся высшей школы совмещали учебу с работой. Закончившие высшую школу сталкивались с проблемой трудоустройства.

Первым толчком к майским выступлениям студентов послужили события на филологическом факультете Сорбонны в парижском пригороде Нантере, где 22 марта 1968 г. часть экстремистски настроенных студентов захватила административное здание, превратив его в арену политических митингов и выступлений. Возникла организация — «Движение 22 марта», лидером которой стал 23-летний студент-социолог, гражданин ФРГ, Кон-Бендит, выступавший с анархистских, резко антикоммунистических позиций, допуская при этом грубые выпады против Советского Союза. «Движение 22 марта» было поддержано другими малочисленными, но крикливыми экстремистскими группировками, прежде всего троцкистами из так называемой «Революционной коммунистической молодежи» и «Комитета связи революционных студентов», маоис-тами из «Союза марксистско-ленинской коммунистической молодежи», анархистами и пр.

3 мая 1968 г. в связи с угрозой вооруженного столкновения между левацкими студенческими организациями и членами правой фашистской организации «Оксидан» ректор университета Рош принял решение временно закрыть факультет в Нантере, а когда лидеры леваков попытались перенести свою деятельность в расположенную в Латинском квартале Сорбонну, вызвал полицию, которая силой изгнала студентов из университетского здания. При этом на улицах Латинского квартала произошли кровавые стычки между студентами и полицией. Около 600 студентов было арестовано.

В ответ на эти репрессии Национальный союз студентов Франции (ЮНЭФ) и Национальный профсоюз работников высшего образования, в руководстве которых доминирующие позиции занимали в тот момент левацкие элементы, призвали студенческую молодежь провести 6 мая демонстрацию протеста. Эта демонстрация (в ней приняло участие более 6 тыс. студентов) привела к новым кровавым столкновениям с полицией, жандармерией и отрядами республиканской безопасности, которые применяли грана-

Франция на рубеже 70-х то дан

484

ты со слезоточивым газом, избивали студентов не только на улицах, но и в полицейских участках. В результате около тысячи человек (в том числе 345 полицейских) получили ранения. Арестовано было более 400 человек. На улицах Латинского квартала в этот вечер появились первые баррикады.

Волнения студентов не ограничились Парижем. В этот же день, 6 мая, аналогичные митинги и демонстрации прошли в других университетских центрах Франции: Страсбурге, Бордо, Клермон-Ферране, Руане, Экс-ан-Провансе, Кане, Тулузе, Нанте, Дижоне. В Сент-Этьенне, Орлеане, Ницце, Безансоне и Ренне прошли забастовки солидарности.

Следует отметить, что жестокость полицейских репрессий явилась результатом указаний, полученных свыше. Президент Франции генерал де Голль еще 1 мая 1968 г. потребовал немедленно «покончить с инцидентами в Нантере» 2.

Общественность Франции и в первую очередь демократические организации решительно выступили против полицейских репрессий, обрушившихся на студенчество. Выступая на пресс-конференции 7 мая 1968 г., генеральный секретарь Всеобщей конфедерации труда Ж. Сеги заявил, что ВКТ «осуждает и разоблачает полицейские репрессии, введение полиции на территорию университета и закрытие двух факультетов накануне экзаменационной сессии». Он потребовал освобождения арестованных и заверил студентов и преподавателей в солидарности рабочего класса с ними в борьбе за социальный прогресс, демократию и мир 3.

В этой обострившейся до предела обстановке в ночь с 10 на 11 мая 1968 г. в Латинском квартале произошли новые события, принявшие поистине трагический характер. Вечером 10 мая в этом районе Парижа состоялась 60-тысячная демонстрация студентов и рабочих, требовавших освободить всех арестованных в эти дни участников студенческого движения, вывести полицию из учебных заведений и возобновить нормальные занятия.

В накаленной обстановке, как и 6 мая, студенты приступили к строительству баррикад в Латинском квартале. За несколько часов там было построено около 30 баррикад. Правительство отдало приказ разрушить баррикады и рассеять демонстрантов. В 2 часа ночи отряды полиции и роты республиканской безопасности предприняли «операцию по очистке» кварталов вокруг Сорбонны, где собрались около 3 тыс. студентов и лицеистов. Улицы вокруг Сорбонны затянуло клубами слезоточивого газа, ночное небо оза-

2 P. Viansson-Ponté. Histoire de la République Gaullienne, t. II. Paris, 1971, p. 442.

3 G. Seguy. Le Mai de la CGT. Paiis, 1972, p. 204—205.

Май 1968 і.

рилось заревом пожаров — пылали многие десятки подожженных автомашин.

К 4 часам утра радиостанции передали в эфир сигнал бедствия: сотни раненых срочно нуждались в медицинской помощи, медикаментах, перевязочных материалах, хирургических инструментах4. В развернутые на месте пункты первой помощи со всех концов города поспешили врачи-добрсвольцы. В 4.30 утра с призывом прекратить кровопролитие выступил по радио архиепископ Парижа. В 5 часов утра после экстренного заседания парламентская группа Французской компартии опубликовала коммюнике с требованием срочно созвать Национальное собрание. Утром от имени Политбюро Французской коммунистической партии Генеральный секретарь ФКП Вальдек Роше передал представителям печати заявление, в котором решительно осуждал жестокие полицейские репрессии против студентов.

4 В результате столкновений, проходивших в эту ночь, было ранено более 1 тыс. человек, в том числе 50 тяжело {Р. Viansson-Ponié Histoire de la République Gaullienne, t. II, p. 462, 700).

Франция на рубеже 70-х годов

486

Стремясь успокоить общественное мнение, возмущенное полицейской расправой в ночь с 10 на 11 мая, премьер-министр Франции Ж. Помпиду, только что вернувшийся из поездки в Иран и Афганистан, принял решение открыть с 13 мая Сорбонну и возобновить занятия.

Однако это решение запоздало. В этот момент события стали развертываться с кинематографической быстротой. В борьбу включился рабочий класс, широкие массы трудящихся.

Еще 10 мая ВКТ и ФДКТ обратились с призывом к Федерации национального образования, Национальному союзу студентов Франции и Национальному профсоюзу работников высшей школы провести 14 мая по всей Франции демонстрацию поддержки студенческого движения ь. Однако утром 11 мая под влиянием ночных событий ВКТ предложила объявить 13 мая 24-часовую всеобщую забастовку протеста и провести демонстрации. В результате переговоров ВКТ, ФДКТ и «Форс увриер» достигли соглашения по этому вопросу. К ним присоединилась Федерация национального образования.

Во второй половине того же дня в результате встречи делегаций Французской коммунистической партии и Федерации левых сил было опубликовано коммюнике о совместной поддержке всеобщей забастовки, намеченной профсоюзами. Вечером ФКП выпустила воззвание ко всем членам партии, ко всем трудящимся Франции с призывом принять активное участие во всеобщей забастовке 13 мая. Что касается Национального союза студентов Франции и Национального профсоюза работников высшей школы, то они уже 6 мая призвали своих членов к бессрочной забастовке6.

13 мая по всей Франции прошла всеобщая забастовка, сопровождавшаяся повсеместно многотысячными демонстрациями. Так, в Лионе в демонстрации приняло участие 60 тыс. человек, в Марселе, Тулузе, Бордо — по 50 тыс., в Мане — 30 тыс.. в Нанте, Гренобле и Нанси — по 25 тыс. человек. В демонстрации участвовали 20 тыс. рабочих заводов «Рено» в парижском пригороде Булонь-Бийянкуре 7.

Особенно грандиозной была 600-тысячная демонстрация в Париже8. Колонна, растянувшаяся более чем на 5 км, прошла с пением «Интернационала» через несь город от площади Республики до площади Денфер-Рошеро.

Характерны лозунги, под которыми проходила эта демонстра-

5 L. Salini. Mai des prolétaires. Paris, 1968 p. 21.

6 Ibid., p. 22.

7 Ibid., p. 24.

8 По некоторым данным около 1 млн.

487

Франция на рубеже 70-х годов

ция. Наряду с требованиями демократизации университетов и освобождения арестованных студентов среди лозунгов были и такие: «13 мая 1958— 13 мая 1968 г.— хорошая годовщина, мой генерал!», «Десяти лет достаточно!», «Прощай, де Голль!» и даже требование создания «народного правительства»9. Как писал генеральный секретарь ВКТ Ж. Сеги, «с 13 мая борьба приняла совсем другой оборот... 13 мая рабочий класс берет дело в свои руки» 10.

Столь активное включение самых широких масс трудящихся в движение не было случайным. Размах и острота, с которой они начали борьбу, объясняются глубоким недовольством самых различных слоев населения социально-экономической политикой правящих кругов. Это недовольство давно накапливалось в массах. Проводившийся в 1963—1966 гг. так называемый план стабилизации экономики Франции, который на словах предусматривал блокирование цен, а по существу ограничился замораживанием зарплаты, сыграл немалую роль в том, что это недовольство стало нарастать столь быстрыми темпами. К маю 1968 г., т. е. к 10-летней годовщине голлистского режима, трудящиеся на собственном опыте убедились в том, что правительственные круги решают все основные экономические вопросы, исходя в первую очередь из интересов крупных монополий, что экономическая политика правительства подчинена задаче ускоренного повышения конкурентоспособности французской экономики в связи с предстоявшей 1 июля 1968 г. полной отменой таможенных пошлин на промышленные товары внутри «Общего рынка». При сравнительно высоких темпах роста промышленного производства во Франции (58% за 10 лет) жизненный уровень повышался значительно медленнее (на 38% за 10 лет по сравнению с 42% за предыдущие 10 лет). Проводившиеся правительством меры по государственному субсидированию предприятий, поощрению концентрации, стимулированию капиталовложений, предоставление крупным компаниям налоговых и других льгот осуществлялись за счет увеличения как прямых, так и косвенных налогов. В утвержденном на 1968 г. бюджете предусматривалось увеличение налогов на 7% по сравнению с 1967 г. Они должны были достигнуть суммы в 116 млрд. фр. против 108 млрд. в 1967 г. и 98 млрд. в 1966 г.

Даже то незначительное повышение заработной платы, которого трудящимся удавалось добиться, было с лихвой перекрыто ростом цен. Значительно выросли цены на хлеб и молоко, повысились плата за воду и квартплата, а также местные налоги. Всеобщее недовольство вызвала также проведенная летом 1967 г. рефор-

9 P. Viansson-Ponlé. Histoire de la République Gaullienne, t. II, p. 471.

10 G. Seguy. Le Mai de la CGT, p. 31.

Франция на рубеже 70-х годов

48S

ма системы социального обеспечения, в результате которой трудящиеся должны были дополнительно вносить около 3 млрд. фр.

Рост цен, квартплаты, увеличение налогов, повышение тарифов, в частности на транспорте, сокращение пособий по социальному обеспечению — все это вызвало растущее недовольство широких слоев населения. В докладе члена Политбюро ЦК ФКП Г. Ансара на апрельском пленуме ЦК ФКП 1968 г. указывалось, что 4 млн. рабочих, из которых 3 млн. женщин, получали крайне низкую заработную плату, пе превышающую 600 франков в месяц, а 400 тыс. человек из них — 380 франков в месяц.

Однако наиболее остро последствия экономической политики правящих кругов проявлялись в резком увеличении в конце 1967— начале 1968 г. безработицы: в апреле 1968 г. во Франции насчитывалось более 500 тыс. полностью безработных и около 1 млн. частично безработных. Характерно, что безработица затрагивала не только неквалифицированных рабочих, но в больших масштабах инженерно-технический персонал и служащих, молодежь, женщин. Из 800 тыс. инженерно-технических работников 40 тыс. были безработными. Молодежь среди безработных составляла 150— 200 тыс.

По оценке Экономического и социального совета, рост безработицы на г1 я был вызван структурной перестройкой французской экономики. Структурные изменения и капиталистическая концентрация вели к свертыванию некоторых отраслей промышленности и упадку целых районов, особенно на севере и востоке страны, что приводило к массовому увольнению рабочих ".

Трудящиеся Франции и прежде всего рабочий класс отвечали на антисоциальную политику правительства усилением борьбы. О ее размахе в преддверье майско-июньских событий свидетельствуют данные о росте забастовочного движения в 1966—1967 гг. Если в 1966 г. число дней, потерянных в результате забастовок, составило более 2,5 млн., то в 1967 г. оно достигло 4,2 млн. 12 В начале мая 1968 г. во Франции бастовало 2 млн. трудящихся, а 8 мая, т. е. в момент, когда уже развернулось студенческое движение, в крупнейших центрах Бретани прошла 24-часовая забастовка и

14 Как отмечает советский ученый, «процесс концентрации достиг небывалого для Франции размаха, принял «взрывной», массовый характер. Если, например, в 1948 г. было зарегистрировано 8 различного рода объединений и слияний, то п 1957 г.— 500, в 1964 г.— 1000, а в 1968 г.— 1500. Число слияний за 5 лет (1960—1965 гг.) было равно числу концентраций за предыдущие 36 лег» (Л. И. Глухарев. Воздействие «Общего рынка» на экономику Франции. М., 1971, стр. 98).

u L. Sulini. Mai des prolétaires, p. 77—78.

489

Франция на рубеже 70-х годов

демонстрации трудящихся против закрытия предприятий, растущей безработицы и низкой зарплаты l,i.

В связи со структурными сдвигами во французской экономике увеличился удельный вес инженерно-технической интеллигенции, а также управленческого аппарата, обслуживающего экономику. Условия труда этой категории трудящихся все более приближались к условиям труда наемных рабочих. Они утратили привилегированное положение, превратившись в новую социальную группу, которая подвергается суровой эксплуатации капиталом. Руководитель Всеобщей конфедерации кадров (ВКК) А. Мальтер в апреле 1968 г. во время прокатившейся по Франции волны так называемого озлобления кадров, выступивших с требованиями улучшения своего материального положения, пригрозил провести всеобщую забастовку инженерно-технического персонала и служащих, которые, как он заявил, «могут быстро повернуться против вас, голлистов». Таким образом, недовольство охватило и «белые воротнички».

Волна недовольства распространилась и на некоторые слои мелких и средних предпринимателей, пострадавших от проводимой правительством политики ускоренной концентрации. Создание «Общего рынка» резко ускорило процесс распада мелкого «традиционного» производства. Так, в промышленности за период 1957— 1965 гг. исчезло 43 тыс. предприятий с числом рабочих от 1 до 10 и.

Наши рекомендации