Семинар 17. Государство и право Российской Федерации
Для более эффективного усвоение темы № 17 рекомендуется проведение активного/интерактивного занятия в диалоговом режиме.
Форма занятия – диалоговый режим.
Цель введения активной формы и цель занятия заключается в формировании у студентов представления о государстве и праве Российской Федерации.
Технология проведения занятия: студенты работают в группе.
Оценка успешной деятельности студента заключается в присвоении индивидуальной оценки в зависимости от активности участия в интерактивном занятии.
Конечный результат представляется студентам в форме суждения-заключения по исследованным вопросам.
Дидактическое оснащение – компьютерное мультимедийное оборудование.
Вопросы, выносимые на семинар:
1. Формирование новой российской государственности.
2. Принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 г.
3. Федеративное устройство современной России.
4. Органы государственной власти и местного самоуправления.
5. Основные тенденции развития российского права в 1991-2012 гг.
6. Ведущие направления судебной реформы.
7. Система судебной власти в Российской Федерации.
8. Законодательные основы функционирования судебной власти.
9. Развитие института судебной защиты прав граждан.
Литература.
Основная.
1. Ивашко М.И. «История России» (CD). - М., 2008.
2. Исаев И.А.История государства и права России: Учеб. пособие для вузов /.– М.: Проспект,2009. *
3. Исаев И.А.История государства и права России: Учебник, 4-е изд. /.– М.: Проспект,2010.
4. История государства и права России: конспект лекций / В.И. Власов. – Изд. 4-е. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
5. История государства и права России. Учебник для бакалавров / Рубаник В.Е. Юрайт-Издат, 2012 г.
6. Цечоев В.К. История суда России [Текст] : учеб. пособие / В. К. Цечоев. - М.: Проспект, 2010. *
Дополнительная
1. Власов В.И. История государства и права России: Конспект лекций. – Ростов-на-Дону, 2003.
2. История государства и права России. Курс лекций в 2-частях. / Под ред. О.И. Чистякова. – М., 2004, 2005. *
3. История государства и права России в документах и материалах (1930 - 1990 г.г.) / Автор- сост. И.Н. Кузнецов. - 2-е изд. - Мн.: Амалфея, 2003. *
4. Исаев П.А. История государства и права России: Учеб. пособие для вузов - М.: Проспект, 2007.*
5. Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России: история, документы. В 6 т. М., 2003. *
6. Российское законодательство X – XX вв. В 9 томах. / Под общей ред. О.И. Чистякова. М., 1984 – 1994. *
7. Стешенко Л.А., Шамба Т.М. История государства и права России: Академический курс. – М., 2003. *
8. Судебная система Российской Федерации. Сборник нормативных актов. М., 2004.
9. Хрестоматия по истории государства и права России. / Под ред. Титова Ю.П. М., 2002. *
10. Цечоев В.К., Власов В.И. История отечественного государства и права. – Ростов-на-Дону, 2003. *
11. Цечоев В.К., Степанов О.В., Власов В.И. История отечественного государства и права. – М. – Ростов-на-Дону, 2004. *
Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации самостоятельной
работы студентов
Цель настоящих методических указаний – помочь студентам очной формы обучения в изучении курса «История отечественного государства и права», охватывающего огромный по времени и сложный по содержанию период появления государственного строя, права и судебной системы, с древнейших времен до наших дней.
Работа студента очной формы обучения дисциплины «История отечественного государства и права», складывается из изучения им соответствующих учебников, установочных и обзорных лекций. Существенной частью работы является самостоятельное изучение литературы и источников, по данному курсу. Огромное значение имеет углубленное изучение судебно-правовой системы во все периоды их исторического развития.
Также необходимо понимать студентам очной формы обучения, что изучение дисциплины «Истории отечественного государства и права» опирается на знания, полученные по дисциплине «Теория государства и права», «История государства и права зарубежных стран», «Отечественная история». Приступая к изучению «Истории отечественного государства и права», следует, прежде всего, повторить материалы данных учебных дисциплин. Межпредметные связи позволяют использовать для приобретения новых знаний уже освоенный понятийный аппарат, понимание общих закономерностей возникновения и развития государства и права, понимание закономерностей и особенностей российской государственно-правовой истории.
Изучение дисциплины требует значительной самостоятельной работы, прежде всего - по изучению памятников права различных исторических периодов. Именно обращение к текстам «Русской Правды», Судебников, Уложений, советских конституций и кодексов дает студенту навыки комментирования и толкования норм права, опыт сравнительного анализа нормативно-правовых актов, понимание внутренних закономерностей развития отечественного права.
При самостоятельной подготовке студентов необходимо учитывать соответствующие рекомендации учебно-методического комплекса.
История отечественного государства и права — наука и историческая и юридическая. Как историческая наука история государства и права есть часть истории российского общества, и стоит в одном ряду с историей общественной мысли, историей развития экономики, культуры и т. д. Вместе с тем она сохраняет определенную самостоятельность, ибо обладает четко выраженным объектом исследования: государство и право. Поэтому она является наукой юридической, одной из фундаментальных правовых дисциплин.
Предметом науки истории отечественного государства и права является изучение возникновения и развития государственно-правовых институтов у народов нашей страны с момента начала формирования государственности до настоящего времени. История государства и права как научная дисциплина изучает эволюцию структур и механизмов государственной власти (типы власти, формы правления, политического режима, государственного устройства, госаппарат и т. д.), развитие правовой системы, как в целом, так и отдельных отраслей и институтов права, в частности, гражданского, уголовного, процессуального, обязательственного, наследственного, брачного, семейного и т.д.
Поскольку история государства и права изучает политические и правовые институты вплоть до сегодняшнего дня, постольку она органически стыкуется с действующим правом, следовательно, она занимается не только правом ушедшим, но и живущим, его отраслями и институтами. Историю государства и права интересуют конкретные политические и правовые явления, но, прежде всего, она исследует фактический материал для установления межотраслевых закономерностей, для показа общих поступательных, прогрессивных тенденций развития государства и права.
Одним из основных методом освоения курса в высшей школе является самостоятельная работа студентов, включающая изучение монографий, пособий, статей в периодической печати, а также нормативных правовых актов.
Занятия со студентами проводятся в форме лекций и семинаров, подготовки и написания докладов (рефератов).
Рекомендации по написанию докладов и рефератов:
Доклад или реферат начинаются с введения. Желательно, чтобы первые несколько абзацев вашей письменной работы были посвящены общей постановке проблемы, и вы, тем самым, как бы ввели читателя в курс дела. Далее во введении необходимо отразить те квалификационные признаки, без которых невозможна ни одна письменная работа (контрольная, курсовая, диплом):
1) актуальность темы, то есть, ее научно-теоретическая и общественно- политическая значимость для отечественной науки и анализа проблем российского общества, допускается изложение научно-теоретической значимости работы без изложения общественно-политического аспекта, но не наоборот; формулировка актуальности темы должна заканчиваться конкретизацией постановки проблемы, которая в свою очередь должна быть развернута в следующих квалификационных «частях» введения;
2) обзор литературы по теме, в котором вы должны проанализировать, какова степень изученности избранной вами темы, какие теоретические, методологические направления в науке сложились при изучении данной темы до вас; допускается изложение позиций авторов, причем работы могут содержать как простое описание точек зрения основных авторов, описание литературы должно носить сравнительный характер; так и отличаться анализом тенденций рассмотрения данной темы в научной литературе; поэтому важно обратить внимание на то, что учебная литература (учебники) может использоваться только на этапе подготовки к рассмотрению темы, а основная часть работы должна быть выполнена на основе компиляции или анализа литературы;
3) формулировка цели и задач исследования; цель исследования должна естественно соответствовать избранной темой; задачи исследования должны соответствовать сформулированным пунктам доклада или реферата: если у вас три задачи, то соответственно и, три пункта в основной части доклада или реферата.
Текст, расположенный между введением и заключением является основной частью, которая никогда так не озаглавливается. Отсюда уже видно, что основная часть, как правило, не может состоять лишь из одной главы, она состоит из нескольких, как минимум, из двух глав.
Главы могут быть (но не должны обязательно) разделены на параграфы.
Деление работы на главы и параграфы осуществляется так, чтобы части работы были пропорциональными по объему и научному содержанию.
Заключение никогда не делится на части, введение - тоже, за исключением введений к большим сочинениям. Не следует увлекаться делением текста на части и оформлять каждый абзац в отдельный раздел. Не рекомендуется выделять более двух уровней иерархии частей текста.
В докладе бывает вполне достаточно выделить основную часть, а в реферате разделить ее на 2-3 раздела, не выделяя параграфы. Структура курсовых и дипломной работ может (но не должна) отличаться большей детализацией за счет выделения параграфов.
В конечном итоге деление текста на части, и количество частей зависит от структурирования проблемной области работы и стиля изложения материала. Разделы следует выделять продуманно, т. е. в соответствии с логикой изложения, аргументацией ее основных положений, а не просто потому, что через каждые 10 страниц всегда должна начинаться новая глава. Лучше всего руководствоваться следующими соображениями: раздел - это часть • текста, в которой содержится большая смысловая единица, подраздел, параграф - это часть текста, которая содержит логически важную часть раздела. Параграфы делятся на абзацы, в которых содержится небольшая, но законченная мысль. Заголовки глав и параграфов основной части должны быть краткими, четкими, последовательно раскрывающими содержание работы в целом.
Выделение глав, параграфов и абзацев связано со структурой работы в целом. Структуру всей работы в целом, ее основную идею, аргументы и их последовательность, выводы из работы следует прояснить в основном еще до написания текста работы на консультации с преподавателем. Именно таким образом можно достичь полного соответствия структуры и содержания работы.
Доклад, реферат, письменная работа должны быть написаны хорошим научным языком. Это означает как соблюдение общих норм литературного языка и правил грамматики, так и учет особенностей научной юридической речи: ее точности, однозначности терминологии, некоторых правил применения форм речи. Важность соблюдения рекомендаций в отношении языка легко заметить по положительной реакции преподавателя, научного руководителя и рецензента по этому поводу, которая обычно предшествует анализу содержания работы.
Доклад или реферат могут быть поручены не одному, а двум-трем студентам. Помимо основного докладчика могут быть назначены содокладчики и оппоненты по основным докладам. Слушателю-докладчику может быть представлено не вступительное, а заключительное слово по вопросу, обсуждаемому в порядке развернутой беседы.
Доклады продолжительностью 10-15 минут делаются устно. Разрешается обращаться к конспекту, но необходимо избегать сплошного чтения.
При проведении занятия может быть использована компьютерная презентация с использованием программы Power Point. Студенты работают индивидуально. Оценка успешности учебной деятельности студента производится на семинарском занятии путем присвоения баллов.
Тематика докладов (рефератов)
1. Предмет и метод истории государства и права России.
2. Возникновение государственности у восточных славян.
3. Органы власти и управления Древнерусского государства.
4. Норманская теория и новейшие исследования образования Древнерусского государства.
5. Общественный строй Киевской Руси.
6. Государственный строй Киевской Руси.
7. Русская Правда, как памятник права. Общая характеристика. Ее назначение в истории русского права.
8. Гражданское право в Русской Правде.
9. Уголовное и процессуальное право в Русской Правде.
10. Особенности государственного и общественного устройства русских земель в составе Великого княжества Литовского и Речи Посполитой (XIII-XV вв.).
11. Особенности гражданского и уголовного права по Литовским статутам (XV -XVI вв.).
12. Общественный строй Новгорода и Пскова. Правовое положение населения.
13. Государственный строй Новгорода и Пскова.
14. Характеристика отдельных отраслей права по Псковской судной грамоте (1467 г.).
15. Гражданское право в Псковской Судной грамоте.
16. Уголовное и процессуальное право в Псковской Судной грамоте.
17. Государство и право Золотой Орды.
18. Характеристика государственного и уголовного права по Великой Ясе Чингисхана (1206 г.).
19. Предпосылки образования Московского (Русского) централизованного государства (XIV-XVI вв.).
20. Общественный строй Русского централизованного государства.
21. Органы власти и управления в Московском (Русском) государстве в XV - XVIT вв.: великий князь (царь). Боярская дума. Земские соборы, приказы, местное управление - наместники (кормленщики), волостетели, губные учреждения.
22. Судебник 1497 года. Общая характеристика. Его значение в истории Русского права.
23. Уголовное и процессуальное право в Судебнике 1497 года.
24. Общественно политический строй Русского государства в эпоху сословно- представительной монархии (XVII в.): царь, бояре, дворяне, духовенство, городское население, крестьяне.
25. Государственный строй России в период сословно-представительной монархии.
26. Центральные и местные органы власти и управления Русского государства в период сословно - представительной монархии.
27. Общая характеристика Соборного Уложения 1649 года. Его значение в истории Русского права.
28. Основные черты русского государственного строя по Соборному Уложению: полномочия государя, административное устройство центральных и местных органов власти, следствие и судоустройство.
29. Гражданское право в Соборном Уложении 1649 года.
30. Уголовное и процессуальное право в Соборном Уложении 1649 года.
31. Предпосылки абсолютизма в России. Этапы абсолютизма.
32. Общественный строй России периода становления и развития абсолютизма (18 век).
33. Система сословных судов в конце XVIII века: верхний (губернский) земский суд; нижние земские суды; городские и губернские магистраты; нижняя и верхняя расправа; совестные суды; судебные палаты; сенат.
34. Государственные реформы Петра 1.
35. Артикул воинский.
36. Характеристика гражданского права эпохи Петра I: имущественное (вещное) право, виды договоров, наследование, семейное право
37. Краткое изображение процессов или судебных тяжб.
38. Общественный строй России (первая половина 19 века).
39. Государственный строй России (первая половина 19 века).
40. Право России (первая половина 19 века). Кодификация права.
41. Государственные реформы 60-70-х гг. 19 века. Земская реформа и реформа городского самоуправления.
42. Государственные реформы 60-70-х гг. 19 века. Судебная и военная реформы.
43. Право России во второй половине 19 века.
44. Изменения в общественном строе в начале 20 века.
45. Изменения в государственном строе России в начале 20 века. Государственная Дума.
46. Столыпинская аграрная реформа.
47. Карательные органы России. Изменения в уголовном и административном законодательстве в период революции 1905 — 1907 гг. и годы реакции.
48. Февральская революция. Двоевластие.
49. Создание буржуазного государства (февраль - октябрь 1917 года).
50. Октябрьская революция 1917 года. Первые декреты Советской власти.
51. Создание Советской государственной системы.
Формирование социалистического права.
Задания для выполнения контрольных работ
Особое место в самостоятельной работе студентов занимает выполнение контрольных заданий. Контрольные задания призваны активизировать самостоятельное изучение студентом дисциплины и вместе с тем стимулировать и контролировать его регулярную подготовку к экзамену.
По своему содержанию контрольные задания должны представлять последовательное, четкое, логичное и достаточно развернутое изложение всех вопросов задания.
В первое задание входят два вопроса, которые являются теоретическими. В ходе изложения материала необходимо делать ссылки (сноски) на использованные источники (указывается фамилия и инициалы автора, название источника, издательство, год издания, страницы, использованные в тексте работы. В конце должен быть помещен список использованной литературы в алфавитном порядке).
При выполнении контрольных заданий рекомендуется использовать не менее четырех учебников по истории отечественного государства и права (Исаева И.А., Титова Ю.П., Чистякова О.И, Цечоева В К. и др.)
Вторая часть практическая и включает в себя задание номер два и номер три.
При выполнении третьего задания необходимо решить ситуационную задачу, ссылаясь на тексты источников (Русской правды, Новгородской, Псковской ссудных грамот. Судебники, Соборное уложение и т.д). Ответ должен быть подробным с использованием комментариев и постатейного материала.
Четвертое задание контрольной работы представляет собой терминологический словарь. Выполнение данного задания позволяет студентам уяснить основные историко-правовые понятия. При работе над этим заданием необходимо использовать Историческую энциклопедию, Большой Энциклопедический словарь, словарь по политологии, справочник по истории Отечества Л.Б. Яковера. Также допускается самостоятельный выбор учебных и научных источников.
Немаловажную роль играет оформление работы. Работа должна быть аккуратно выполнена, без грамматических и стилистических ошибок.
Объем работы – не менее 12 машинописных страниц (без титульного листа и листа со списком использованной литературы), напечатанных через 1,5 интервал, шрифт Times New Roman.
Работа должна быть представлена не позднее установленного срока. В противном случае она не будет зачтена, а студент не будет допущен к экзамену по истории отечественного государства и права.
Задания для выполнения контрольных работ