Из предвыборной платформы а. д. сахарова. 1989 г.
1. Ликвидация административно-командной системы и замена ее плюралистической с рыночными регуляторами и конкуренцией...
2. Социальная и национальная справедливость. Защита прав личности. Открытость общества. Свобода убеждений...
3. Искоренение последствий сталинизма, правовое государство. Раскрыть архивы НКВД — МГБ, обнародовать данные о преступлениях сталинизма и всех неоправданных репрессиях...
5. Поддержка политики разоружения и разрешения региональных конфликтов. Переход на полностью оборонную стратегическую доктрину.
6. Конвергенция (сближение) социалистической и капиталистической систем, сопровождающаяся встречными плюралистическими процессами в экономике, социальной сфере, культуре и идеологии, — единственный путь радикального устранения опасности гибели человечества в результате термоядерной и экологической катастроф.
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЛЕНУМЕ ЦК КПСС И. К. ПОЛОЗКОВА — ПЕРВОГО СЕКРЕТАРЯ ЦК КП РСФСР. 31 ЯНВАРЯ 1991 г.
Теперь уже ясно всем, что перестройка, задуманная в 1985 г. и начатая партией и народом как обновление социализма... не состоялась.
Так называемым демократам удалось подменить цели перестройки, перехватить инициативу у нашей партии. Общество оказалось на перепутье. Народ лишается прошлого, разрушается его настоящее, и никто пока вразумительно не говорит, что же его ждет в будущем... Ни о какой многопартийности у нас сейчас не может идти речи. Есть КПСС, отстаивающая социалистическую перестройку, и есть лидеры немногочисленных политических групп, у которых в конечном счете одно политическое лицо — антикоммунизм.
1. Используя приведенные документы, объясните, почему существовавшая политическая система превратилась в главный тормоз общественного развития.
2. Почему было необходимо предложенное на XIX конференции КПСС «разделение властей» между партийными органами и Советами? Происходило ли оно на самом деле?
3. Как вы понимаете суть идеи конвергенции (сближения) социалистической и капиталистической систем, выдвинутой А. Д. Сахаровым в предвыборной кампании 1989 г.?
4. В чем заключаются основные причины возникновения новых политических партий в СССР в конце 80-х гг.?
5. Дайте оценку политическим преобразованиям в стране за годы перестройки.
БОУ Чувашской Республики СПО
«Алатырский сельскохозяйственный техникум»
Инструкционная карта №6
По дисциплине «История»
Тема:Работа с историческими картами СССР и РФ за 1989-1991 гг.: экономический, внешнеполитический, культурный геополитический анализ произошедших в этот период событий
Цель урока:сформировать у студентов представление о необходимости реформирования советского общества и проследить основные этапы перестройки.
Планируемые результаты
Студенты узнают о:
- предпосылках перемен в советском общественном строе;
- курсе на ускорение социально-экономического развития страны и источниках его реализации;
- причинах пробуксовки реализации курса на ускорение и необходимости более решительных мер во всех сферах жизни общества;
- предпосылках и содержании конституционной реформы 1989 г.
Время: 2 часа
Место проведения:учебная аудитория
Форма организации: групповая
Оборудование:инструкционные карты, хрестоматия, статистические материалы, атлас, наглядный и текстовый материал, электронный учебник «Всеобщая история: конец XIX–начало XXI»
Методические рекомендации
При выполнении задания необходимо провести экономический, внешнеполитический, культурный геополитический анализ произошедших в этот период событий
Задание 1. На карте отметьтекак изменилось геостратегическое положение России после распада СССР.
Задание 2. Заполните таблицу.
Составляющие программы | Реформа 1987 г. | Проект 1990 г. | «500 дней» |
Расширение самостоятельности предприятий | |||
Возрождение частного сектора через кооперацию | |||
Отказ от монополии внешней торговли | |||
Введение параллельного хождения доллара | |||
Интеграция в мировой рынок | |||
Сокращение числа отраслевых министерств | |||
Переход в расчетах со странами СЭВ на СКВ | |||
Признание равенства новых форм хозяйствования на селе | |||
Перевод предприятий на аренду | |||
Постепенная демонополизация | |||
Децентрализация производства | |||
Продажа предприятий зарубежным инвесторам | |||
Разгосударствление собственности | |||
Разрешение купли-продажи земли | |||
Создание акционерных обществ | |||
Развитие частного предпринимательства |
1. По материалам таблицы ответе на вопросы: Чем можно объяснить необходимость корректировки основных положений реформы 1987 г.?
2. В каком направлении происходила эта корректировка?
3. Чем отличались обе правительственные программы от главной цели и основных положений программы С. Шаталина — Г. Явлинского «500 дней»?
Задание 3.Проанализируйте представленные данные и ответьте на вопросы.
Среднемесячная заработная плата рабочих и служащих в СССР:
1985 г. - 190 р. 1989 г. - 240 р.
1987 г. - 202 р. 1990 г. - 270 р.
1988 г. - 220 р. 1991 г. - 530 р.
Неудовлетворенный спрос населения на товары и услуги: 1990 г. — 165 млрд р.
Производство основных видов пищевой продукции (в % к предыдущему году)
Виды продукции | 1989 г. | 1990 г. | 1991 г. |
Мясо | 100,9 | 97,0 | 84,0 |
Колбасы | 102,0 | 100,0 | 91,0 |
Рыбная продукция | 96,0 | 93,0 | 89,0 |
Животное масло | 100,4 | 100,2 | 87,0 |
Сыры | 101,0 | 98,0 | 86,0 |
Молоко | 103,0 | 100,1 | 89,0 |
Маргарин | 100,6 | 93,0 | 78,0 |
Сахар-песок | 107,0 | 91,0 | 87,0 |
Крупа | — | 96,0 | 93,0 |
Кондитерские изделия | 105,0 | 103,0 | 92,0 |
Соль | 101,0 | 98,0 | 98,0 |
Растительное масло | 103,0 | 100,3 | 99,2 |
1. Чем вы можете объяснить резкое увеличение фонда заработной платы рабочих и служащих в 1985—1991 гг.?___________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Каковы, на ваш взгляд, причины неуклонного снижения объемов производства важнейших продуктов питания в 1989-1991 гг.?___________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. По каким причинам, с вашей точки зрения, неудовлетворенный спрос населения на товары и услуги достиг такой астрономической суммы?____________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Запишите известные вам литературные произведения, созданные в период перестройки
Название произведения | Автор |
Задание 5. Работа с документами
1) Чем были вызваны опасения Б. Скоукрофта? Используя данные документа, дайте характеристику тех сил в США и СССР, которые возражали своим руководителям по поводу ядерного разоружения. Какие аргументы они высказывали?
ИЗ КНИГИ ДЖ. БУША И Б. СКОУКРОФТА «МИР СТАЛ ДРУГИМ»
Меня беспокоила готовность администрации Рейгана провозгласить окончание холодной войны без всестороннего учета последствий такого шага. Остро прочерченные боевые порядки все еще были на своих местах вместе со сложным балансом обычных и ядерных вооружений. Для меня ядерное оружие было непременным условием американской стратегии сдерживания Советского Союза, компенсацией за его огромное преимущество в обычных вооружениях... Я был обеспокоен тем, что в результате встречи в Рейкьявике 1986 года мы будем готовы уменьшить или даже ликвидировать этот компенсирующий момент, независимо от реального сокращения Советским Союзом обычных вооружений. Было похоже на то, что администрация Рейгана решила игнорировать стратегические аспекты контроля над вооружениями, сделав главный акцент на сокращениях как самоцели. Я считал, что она поспешила с выводами относительно направления развития Советского Союза.
2) Прочитайте документ. Согласны ли вы с высказанными в нем оценками курса М. С. Горбачева? Аргументируйте свой ответ. Составьте таблицу плюсов и минусов внешнеполитического курса «нового мышления» с учетом последствий, к которым он привел.
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ПОСЛА СССР В ВЕЛИКОБРИТАНИИ Л. М. ЗАМЯТИНА
...В подходах к такому ключевому вопросу, как объединение Германии, Горбачев, на мой взгляд, явно отошел от первоначальных позиций сохранения двух Германий (для чего, кстати, были основания на первом этапе переговоров). Отошел он и от позиции невхождения объединенной Германии в блок НАТО. Даже при условии, что Варшавский договор сохранить не удалось, от американцев и от французов во время переговоров исходили соображения, которые давали возможность закрепить за Германией в НАТО «особый статус» — более аморфные связи с этим блоком, скажем, такие, как у Франции, которая, как известно, связана с блоком политически, но не входит в военную структуру НАТО. Все это, вместе взятое, и давало основание сказать: проблема объединения Германии была решена поспешно — и далеко не так, как в Москве первоначально намеревались и могли ее решить. Была подведена черта под второй мировой войной, но нарушен Хельсинкский акт о нерушимости послевоенных границ...
Правительство ФРГ выторговало весьма благоприятные условия для Германии при разработке и последующем уточнении основных положений Московского договора 1990 года. Спустя три года министр финансов ФРГ Т. Вайгель, выступая в бундестаге, вспоминал, как дешево, в финансовом смысле, обошлось немцам единство. «Франц Йозеф Штраус, — говорил Вайгель, — в своей книге „Проект для Европы“ раздумывал в 1966 году о том, согласился бы тогдашний Советский Союз предоставить советской зоне в Германии хотя бы австрийский статус за цену от 100 до 120 миллиардов марок — по сегодняшнему исчислению это было бы более 300 миллиардов марок. Безусловно, Конрад Аденауэр, Теодор Хейс или Курт Шумахер также были бы готовы принести такую или еще большую жертву. По договору с Советским Союзом 1990 года мы истратили 15 миллиардов марок и добились того, что через пять десятилетий после того, как первый советский солдат вступил на немецкую землю, последний русский солдат немецкую землю покинет. Всего за 15 миллиардов марок, дамы и господа, мы достигли этого результата. Это, думаю я, — говорил Т. Вайгель, — является огромным преимуществом и выгодой, которые следует оценить по достоинству...» Что верно, то верно: немецкой стороне и впрямь задешево досталось то, за что она была готова платить в десятки раз больше.
...Горбачев, несомненно, незаурядный политик, начатый при нем крутой поворот, первоначально получивший название «перестройка», вошел в историю. Но более чем очевидно, что такой поворот — может быть, несколько позднее — произошел бы и без Горбачева — необходимость глубоких, кардинальных перемен в жизни страны, ее внутренней и внешней политике была во второй половине 80-х годов очевидна практически всем. Что же касается Горбачева, то его сильные стороны как политика в значительной мере обесценились (по крайней мере — во внешнеполитической деятельности) его крайней амбициозностью, стремлением любой ценой добиться популярности на Западе (даже если таковая требовала таких уступок и компромиссов, которые шли в ущерб стране), его непоследовательностью, неумением подобрать и сохранять высокопрофессиональную, преданную делу «команду» (ту самую, о которой говорила ему М. Тэтчер). Постоянные шарахания от одной крайности к другой, непредсказуемые зигзаги не только в тактике, но нередко и в стратегии приводили политиков к выводу, что его «коэффициент надежности» невысок: его программы и обещания то и дело повисают в воздухе. Он хорошо владеет ораторскими приемами (что важно для политика), но его речи были многословны. В них часто нельзя было отследить саму идею, ее содержание. И делалось это порой умышленно.
Небывалая популярность Горбачева на Западе оплачена дорогой ценой, да и связана она во многом с тем, что очень уж выгоден был для него тот «фон», на котором он начал действовать после долгих лет стагнации и застоя. Впрочем, сегодня, когда эйфория первых лет перестройки отошла в прошлое, многие и в бывшем СССР, и там, на Западе, оценивают роль Горбачева в переменах, происшедших и происходящих в мире, куда более трезво, чем прежде. А вот роль тех западных политиков (и прежде всего — Тэтчер), которые, добиваясь победы в «холодной» войне, первыми сделали «ставку на Горбачева», оценивается, напротив, все более высоко.
За годы перестройки ряды тех, кто на первых порах тянулся к Горбачеву, активно и искренне поддерживал провозглашенный им курс на серьезные позитивные перемены и реформы в стране, заметно поредели. К своему политическому финалу первый и последний президент СССР пришел в окружении множества малоавторитетных, а порой и неизвестных в стране людей, откровенных политических перевертышей. Они же, почувствовав, что «хозяин» теряет власть, первыми его и заложили. И выдвинул этих людей не кто иной, как сам Горбачев.
Теперь, годы спустя, народы великой державы пожинают горечь и тяжесть утрат в расколовшейся стране. Но Россия воспрянет, страна и ее народ будут жить достойно. В годы Великой Отечественной войны мы говорили: велика Россия, а отступать некуда! С этими словами мы выстояли и победили. Убежден, что эти слова должны вдохновлять нас и сейчас.
БОУ Чувашской Республики СПО
«Алатырский сельскохозяйственный техникум»
Инструкционная карта №7
По дисциплине «История»
Тема: Работа с историческими картами и документами, раскрывающими причины и характер локальных конфликтов в РФ и СНГ в 1990-е гг.
Цель урока:проанализировать причины межнациональных конфликтов в СССР и предпосылки распада СССР, оценить историческое значение этих явлений.
Планируемые результаты
Учащиеся узнают о:
— причинах межнациональных конфликтов в годы перестройки;
— объективных предпосылках формирования национальных движений за выход из СССР;
— историческом значении принятия Декларации о государственном суверенитете России;
— истоках и проявлениях конституционного кризиса в СССР;
— причинах неудачи экономических реформ в годы перестройки;
— попытках советского руководства сохранить многонациональное государство и причинах провала этих попыток;
— обстоятельствах прекращения существования СССР.
Время: 2 часа
Место проведения:учебная аудитория