Юридический позитивизм. Нормативизм
Основы юридического позитивизма были разработаны английским юристом Остином.В основе позитивистского правопонимания лежит понятие права как приказа, как принудительных установлений государства. С легистских позиций право с самого начала сводится к закону и отождествляется с ним. Сущность права составляет приказ власти, адресованный подчиненному под угрозой применения санкции в случае его невыполнения. С учетом такого понимания основная задача юридической науки сводится к анализу позитивных, принятых государством законов, не вдаваясь в оценку содержащихся в этих источниках норм с позиций справедливости, равенства, свободы, приоритета прав человека. позитивисты единственным источником права признавали государство. Обосновывая предложенное понимание права и задач правовой науки, позитивисты подвергли критике естественные права человека. По их мнению, естественные права представляют собой не более чем предположения, гипотезы. Признавая государство единственным источником действующего права, позитивисты разработали правовые средства, конструкции, способные обеспечить неукоснительное действие права, применение принудительных мер к правонарушителям. Значительная часть понятий, принципов современной теории права была разработана в недрах юридического позитивизма. Среди них можно выделить:
· принцип верховенства закона и наличие иерархической связи между законами и иными нормативными правовыми актами
· принцип недопустимости отказа в правосудии по мотивам наличия в действующем законодательстве пробелов
· принцип подчинения судьи только закону
Специфика правопонимания позитивистов сводится к принудительному характеру права. Причем эта принудительность права трактуется не как следствие каких-либо объективных свойств и требований права, а как исходный фактор, как силовой первоисточник права. Сила государственной власти рождает насильственное, приказное право. Логическое завершение юридический позитивизм получил в нормативистской теории Кельзена. Смысл «чистоты» этого учения состоит в том, что оно занимается одним только правом и «очищает» изучаемый предмет от всего, что не есть право: правовая культура, правосознание, религия, нравственность, мораль и т.д. Право при этом трактуется как любая норма, исполнение которой навязывается принудительно любой властью. Теория права Кельзена стремится описать право таким, как оно есть, не занимаясь его оправданием или критикой. Юриста не должны интересовать внешние связи права с такими явлениями, как психология, социология, политика. Познание социальных факторов, влияющие на процессы создания законов, осуществления правосудия, действия права, выходит за рамки правоведения. Правоведение, полагал Кельзен, является нормативной наукой и потому не занимается изучением причинноследственных связей, составляющих предмет естественных наук Систему права Кельзен представляет в виде пирамиды, вершину которой занимают конституционные нормы. Далее следует закон и иные нормативные правовые акты, конкретизирующие общие конституционные нормы. Последнюю ступень пирамиды составляют индивидуальные нормы, создаваемые судебными и административными органами, а также гражданами при заключении договоров и соглашений. Венчает пирамиду основная норма – гипотетическое понятие, связанное с действующей в стране конституцией.
Суть этой нормы выражается в виде требования: должно вести себя так, как предписывает конституция. Основная норма не создается законодательным путем, не отражена в действующем праве. Правовое государство по Кельзену – это тавтология, так как любое государство не может существовать без права
Социологическая школа права
Социологическая школа права была представлена в двух направлениях: умеренное (Паунд) и реалистическое (Фрэнк, Ллевеллин)
В понятии права Р. Паунд рассматривает три стороны:
· право как правопорядок (режим упорядоченных общественных отношений между людьми)
· право как совокупность юридических предписаний
· право как судебный и административный процесс, отправление правосудия.
Право есть режим упорядочения человеческих взаимоотношений, приведение в порядок поведения людей в согласии с совокупностью правил, надлежаще установленных. Право должно быть стабильным, являться основой для регулирования человеческой деятельности. Правовой порядок должен быть настолько изменяем, должен постоянно пересматриваться в соответствии с изменениями в общественной жизни, которую он регулирует.
Второе направление – реалистическое – исходит из того, что – это не нормы, не правила, а решения, принятые в отдельном случае судом. Например, Фрэнк говорил, что право – это то, что какой-либо суд где-нибудь и когда-нибудь решит в специальном судебном разбирательстве относительно конкретных прав данного человека, право-это решения, а не правила, судья создает право, когда решает дело.
Согласно Ллевеллину: Он противопоставляет нормы , содержащиеся в законах праву в жизни. Сферой права, являются действия, относящиеся к решению споров, и то, что люди, осуществляющие эти действия, решают, и есть само право