Политическая элита современной России
Характеризуя сегодняшнюю политическую элиту, пришедшую к власти после августа 1991 г., следует отметить, что она унаследовала многие негативные черты старой советской партноменклатуры. Так, новая демократическая элита сначала выступала с острой критикой бюрократизма. Но когда она пришла к власти, количество чиновников отнюдь не сократилось, а, наоборот, ещё больше увеличилось. И ещё один вопрос – о привилегиях. Демократическая элита обещала, что, придя к власти, она покончит с привилегиями госаппарата. И это было одним из самых сильных козырей Б.Ельцина в политической борьбе против старой советской номенклатуры. Но сегодня всем уже ясно, что у нынешней правящей элиты привилегий не меньше, а даже больше, чем у старой партноменклатуры. А по масштабу коррупции, взяточничества она не имеет себе равных. Поэтому и доверие народа к правящей политической элите за последние годы резко упало. По данным социологического исследования, 75% россиян уверены в коррумпированности правящей элиты и считают, что нынешняя власть действует в интересах мафии, только 5% заявили, что она защищает интересы народа. Такого негативного отношения к политической элите не было даже при коммунистической власти. Даже в 1989 г., когда доверие к КПСС и правящей политической элите упало до крайне низкого уровня, только 19% респондентов заявили о коррумпированности правящей партноменклатуры, а 38% были уверены, что советская власть защищает интересы простого народа.
Кроме того, только четверть россиян склонны в той или иной степени считать Россию демократическим государством. Данные социологических опросов свидетельствуют о том, что более половины россиян не уверены, что смена власти в России происходит в результате свободных демократических выборов. В последнее время в общественном мнении всё более крепнет точка зрения о том, что в стране наблюдается переход от демократических принципов управления к авторитарным, предполагающим беспрекословное подчинение власти. Все эти факты свидетельствуют, что социальные настроения россиян за 15 лет реформ ухудшились, у них накопилась большая усталость, катастрофически упало доверие к правящей элите, исчезла уверенность в будущем, возникло массовое разочарование в демократии. В результате большинство населения стало рассматривать реформы как чуждые и враждебные своим интересам. Наблюдавшаяся в начале 90-х годов готовность участвовать в социальных преобразованиях сменилась ностальгией по прежней системе. И вина в сложившейся ситуации лежит, прежде всего, на правящей элите, которая отчуждена от народа и действует только в своих корыстных интересах. Даже тот факт, что президенту России В.Путину доверяют большинство россиян, является не рациональной реакцией на совершаемые им поступки и действия, а своего рода выражением последней надежды почти изверившегося в своём будущем и отчаявшегося народа. Свидетельством этому является и тот факт, что если личную деятельность президента одобряют большинство россиян, то деятельность его правительства - лишь 19%, а полностью лояльной президенту Государственной Думе доверяют всего 13%.
Поэтому важнейшей политической проблемой, стоящей перед правящей политической элитой в России, является преодоление её отчуждения от народа, завоевание подлинного доверия, так как от этого зависит и успех рыночных реформ, и дальнейшее развитие демократии в современной России. Только вопрос, найдутся ли у российской элиты волевые, интеллектуальные и нравственные ресурсы для этого. Ответ на него даст ближайшее будущее.
Политическое лидерство
Среди политической элиты особое место занимают те, кто относится к политическим лидерам. Политический лидер - это наиболее выдающийся представитель политической элиты.
Попытки осмыслить роль политического лидера в истории человечества предпринимались ещё в глубокой древности. Так, ещё древнегреческие историки в своих трудах особое внимание уделяли монархам, полководцам, считая их главными творцами истории.
Концепцию лидерства, оказавшую заметное влияние на политическую мысль и практику, разработал немецкий философ Ф.Ницше (1844 - 1900). Он пытался обосновать необходимость создания высшего биологического типа – человека-лидера, сверхчеловека. Это сильная, волевая, красивая личность, возвышающаяся над другими людьми. При этом он может игнорировать нормы существующей морали для достижения власти. Право на существование имеет только та нация, которая способна выделить из своей среды такого сверхчеловека - лидера.
Общепризнанной в политологии является типология лидерства, разработанная М.Вебером. Он выделял три типа лидерства.
Традиционное лидерство опирается на веру подданных в то, что власть лидера является законной, поскольку она существовала всегда и она дана правителю самим богом. Правитель – это господин, а все подданные государства – его слуги. Примером такого лидерства являются различного рода монархии, власть фараонов, царей, королей, султанов. Власть, как правило, здесь передаётся по наследству от отца к сыну.
Харизматическое лидерство основано на вере в исключительные качества лидера. Харизма – это сверхъестественное свойство личности, позволяющее ей подчинять себе массы. Таким божественным даром может обладать и религиозный пророк, и политик. Харизматическое лидерство предполагает непосредственную и эмоциональную связь лидера с народом. Это фанатичная вера людей в своего вождя. Харизматические лидеры наиболее характерны в эпоху тоталитаризма (Сталин, Гитлер, Мао и др.). Потребность в харизматическом вожде резко возрастает в переломные моменты истории. Кризисная ситуация в стране в массовом сознании порождает надежду на некое «политическое» чудо, способное разом решить все «проклятые» вопросы. Для кого-то таким харизматическим вождём был И.Сталин, а для кого-то – Б. Ельцин.
Легальное лидерство характерно для демократических стран. Лидера выбирает сам народ во время всеобщих выборов на определённый срок, указанный в Конституции. Политический лидер в своих действиях обязан строго следовать закону. Если лидер не оправдал доверия народа, его могут переизбрать. Потеря доверия народа означает и конец политического лидерства.