Теории происхождения государства 7 страница
Виды правовых институтов | ||||||||
по сфере распространения | отраслевые | |||||||
межотраслевые | ||||||||
по функциям права | регулятивные | |||||||
охранительные | ||||||||
по характеру норм | материальные | |||||||
процессуальные | ||||||||
по способу обособления юридических норм | предметные | |||||||
функциональные (обеспечивают «сквозное» регулирование отдельной операции, касающейся многих разновидностей данных отношений |
в идеальном смысле (совокупность юридических идей, обусловливающих содержание норм права, т.е. правосознание) | ||||||
в материальном смысле (материальные условия жизни общества) | Источник права | в формально-юридическом смысле (форма выражения правовых норм) | ||||
в познавательном смысле (памятники права, древние тексты) |
Нормативные правовые акты | |||||||
Юридический прецедент | Виды источников права (в формально-юридическом смысле) | Судебная практика | |||||
Правовой обычай | Правовой договор | ||||||
Религиозные тексты | Правовая доктрина | ||||||
Правосознание | Общие принципы права |
Нормативно-правовой акт –этоюридический акт, принятый компетентными субъектами правотворчества и содержащий нормы права.
Правовой обычай -это санкционированное государством правило поведения, утвердившееся в обществе как простой обычай в результате длительной повторяемости и ставшее традицией.
Юридический прецедент -это письменное или устное решение судебного или административного органа, ставшее эталоном, образцом (правилом поведения) при рассмотрении всех последующих подобных дел в будущем, содержащую норму права, сформулированную в казуистической форме.
Нормативный договор -это особый вид нормативно-правового акта, выступающий базой (основой) для принятия последующих нормативных актов.
Религиозные нормы –правила поведения, содержащиеся в религиозных текстах, имеющие общеобязательный характер и санкционированные как авторитетом той или иной церкви, так и возможностью государственного принуждения.
Правовая доктрина (наука) – правила поведения, содержащиеся в научных трактатах, которым придана юридическая сила, и на которые можно ссылаться в обоснование своего мнения как на текст нормативного акта.
Правосознание –совокупность идей, чувств, эмоций, на основании которых лица, уполномоченные осуществлять применение права, принимают решения по конкретным юридическим делам.
Общие принципы права – исходные начала правовой системы (принципы справедливости, доброй совести, гуманизма и т.п.), на которые принято ссылаться при отсутствии соответствующей нормы права в иных источниках права (см. аналогию права).
Признаки нормативных правового актов | ||||||
имеет наибольшее распространение среди источников права в правовых системах романо-германской правовой семьи | ||||||
исходит от компетентных правотворческих органов, наделенных соответствующей компетенцией | ||||||
принимается в установленном процедурном порядке | ||||||
имеет установленную форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия | ||||||
может быть быстро изменен или отменен в зависимости от социальных потребностей |
Нормативные правовые акты | ||||||||||
Законы | ||||||||||
Постановления Правительства | Акты министерств и ведомств | Указы Президента | ||||||||
Акты органов исполнительной власти субъектов федерации | Локальные нормативно-правовые акты | |||||||||
Закон -нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном порядке, устанавливающий основные нормы всех отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Виды законов | ||||||||
Конституция | ||||||||
по юридической силе | ||||||||
федеральные конституционные | ||||||||
федеральные | ||||||||
субъектов федерации | ||||||||
постоянные | ||||||||
по времени действия | ||||||||
временные | ||||||||
чрезвычайные | ||||||||
общего действия | ||||||||
по кругу лиц | ||||||||
специальные | ||||||||
действующие на территории всей России | ||||||||
по сфере действия | ||||||||
действующие на определенной части территории России | ||||||||
Конституция | ||||||||
по форме | Основы законодательства | |||||||
Кодекс | ||||||||
Закон | ||||||||
отраслевые | ||||||||
по отраслевой принадлежности | ||||||||
межотраслевые | ||||||||
лица, обладающие иммунитетом | ||||||||
экстерриториальное действие | ||||||||
лица без гражданства | ||||||||
иностранные граждане | ||||||||
в пределах территории государства | ||||||||
граждане | ||||||||
в пространстве | Действие нормативных правовых актов | по кругу лиц | ||||||
во времени | ||||||||
вступление в юридическую силу | утрата юридической силы | |||||||
с даты подписания (регистрации, утверждения) | прямая отмена | |||||||
с момента доведения до сведения исполнителей | фактическая отмена | |||||||
с момента, установленного в самом акте | истечение срока действия | |||||||
по истечении определенного срока с момента опубликования | изменение обстоятельств | |||||||
с возникновением определенных обстоятельств |
Обратная сила закона (ретроактивность) – распространение действия норм данного закона на правоотношения, возникшие до введение его в действие.
Переживание закона (ультраактивность)– продолжение действия закона после его отмены в отношении правоотношений, возникших до момента отмены закона.
Правотворчество –вид государственной деятельности, в результате которой воля народа (класса, социальной группы, политических сил, стоящих у власти) выражается в норме права в виде определенного источника права.
Законность | Демократизм | |||||||
Гласность | Принципы правотворчества | Профессионализм | ||||||
Научность, в т.ч. планирование | Строгая дифференциация правотворческих полномочий | |||||||