Партии консервативной ориентации в России в нач. XX в.
Итогом попыток власти сохранить существующий строй стало создание консервативных или монархических партий. Истоком российского организованного консервативного движения стало создание в конце 1990 г. в Петербурге «Русского собрания», которое представлялось как идейный клуб помещиков и сторонников самодержавия. Разработав собственную программу, «Русское собрание» в 1905 г. выступило с инициативой создать монархическую партию.
В ноябре 1905 г. была организована главная проправительственная партия – «Союз русского народа». Руководителями и идеологами партии стали: А.И. Дубровин, В.М. Пуришкевич, А.И. Тришатный. В социальную базу партии вошли чиновники, дворяне и помещики. Общая численность членов партии на 1907 год составила 100 тыс. чел.
Главным программным пунктом Союза русского народа стал вопрос о крестьянстве. Партия выступала со следующими идеями:
· Введение неприкосновенности частной собственности;
· Продажа крестьянам земли;
· Оказание всевозможной помощи переселенцам;
· Предоставление крестьянам права выхода из общины;
· Возможность предоставления рабочим государственного страхования, сокращения рабочего дня;
Цели, идеология и программа Союза содержалась в Уставе, принятом 7 августа 1906 года. Основной целью в нём ставилось развитие национального русского самосознания и объединение всех русских людей для общей работы на благо России единой и неделимой. Это благо, по мнению авторов документа, заключалось в традиционной формуле «Православие, самодержавие, народность».
Особое внимание было уделено Православию, как основополагающей христианской конфессии России.
Союз ставил целью сближение царя с народом путём освобождения от бюрократического засилья в правительстве и возвращения к традиционному понятию Думы как соборногооргана. Для властей устав рекомендовал соблюдение свободы слова, печати, собраний, союзов и неприкосновенной личности, в установленных законом границах.
Отмечалась уставом первенствующая роль в государстве русского народа. Под русскими подразумевались великороссы, белороссы и малороссы. По отношению к инородцам предписывались строгие начала законности, позволяющие им считать за честь и за благо свою принадлежность к Российской империи и не тяготиться своей зависимостью.
В разделе о деятельности союза ставились задачи об участии в работе Государственной Думы, просвещении народа в политической, религиозной и патриотической сфере, путём открытия церквей, школ, больниц и прочих учреждений, проведения собраний, издания литературы. Для содействия членам Союза, и мероприятиям, им организовываемых, предписывалось создание «Всероссийского банка Союза русского народа» с филиалами в регионах.
В целом, определенный характер программа Союза носила только в части требований дискриминации инородцев (в особенности евреев) и предоставления преференций русскому населению. Позиция Союза в отношении рабочего вопроса и земельного вопроса была обозначена в обтекаемых выражениях и четко не определялась.
Отчёты о деятельности, просветительские и идеологические материалы печатались в газете «Русское знамя» и в региональных газетах, таких как «Козьма Минин
», «Белорусский голос», «Русский народ» и других.Большое внимание Союз уделял еврейскому вопросу, которому была посвящена отдельная глава в «Программе Союза Русского Народа». Деятельность союза была направлена на защиту русских рабочих и крестьян от имевших место, по мнению Союза, притеснений со стороны еврейских капиталистов, а также от экономической конкуренции со стороны евреев. Также обеспокоенность у «союзников» вызывала возросшая активность иудейских организаций, деятельное участие иудеев в политике и революционном движении.
Среди членов союза существовали различные точки зрения на еврейский вопрос. Некоторые ратовали за полное лишение евреев всех прав и высказывали откровенно антисемитскуюпозицию. Так были настроены многие из главных идеологов Союза, такие как Георгий Бутми и А. С. Шмаков. Издательства, подконтрольные Союзу, выпускали много литературы по еврейскому вопросу, в том числе «Протоколы сионских мудрецов». Другие придерживались иной точки зрения, и зачастую совпадая во взглядах с сионистами, в поддержке стремления евреев к обретению своего государства в Палестине. В целом, Союз выступал против имевшего место в предреволюционное время смягчения законодательства относительно еврейского населения империи, а также за более жёсткое соблюдение дискриминационных законов, ограничивавших гражданские, политические и имущественные права евреев, при этом выступая за гражданское равенство в отношении всех прочих национальных меньшинств Российской империи.
Во время «Дела Бейлиса», судебного процесса по расследованию убийства русского мальчика, в совершении которого подозревали иудейскую общину, многие деятели Союза были убеждены в ритуальном характере данного преступления, и призывали к скорейшей расправе над евреями. Депутаты Думы, близкие к СРН, обратились к министрам юстиции и внутренних дел с запросом, обвинявшем власти в бездействии при раскрытии этого дела. Ритуальное убийство утверждалось в нём как факт и приписывалось преступной секте, существующей среди евреев. Запрос, однако, был Думой отклонён. Процесс по делу Бейлиса закончился в 1913 году полным оправданием обвиняемого.
Так как очень скоро после своего образования «Союз русского народа» стал самой массовой «черносотенной» организацией, практически все безобразия, в которых были замешаны монархисты стали приписывать «союзникам». Пользуясь тем, что многие члены Союза пропагандировали антисемитские идеи, либеральная пресса вменяла в вину Союзу организациюеврейских погромов
и террористических актов против евреев. Такой точки зрения до сих пор придерживаются некоторые исследователи, хотя доказательств целенаправленной погромной деятельности со стороны Союза нет. Основные еврейские погромы были совершены ещё до образования Союза, что неоднократно подтверждалось как во времена активности организации, так и в поздних исследованиях.Русский Народный Союз имени Михаила Архангела (РНСМА) — правомонархическая (черносотенная), православно-консервативная общественно-политическая организация (партия), действовавшая в Российской Империи в 1907 — 1917 гг. Основной причиной возникновения РНСМА стали разногласия между председателем Главного Совета «Союза Русского Народа» (СРН)А. И. Дубровиным и его товарищем (заместителем) В. М. Пуришкевичем, первоначально носившие личный характер. В 1907 г. разногласия вылились на страницы правой прессы, после чего в руководстве СРН произошёл открытый конфликт, поводом к которому стали финансовые разногласия. Протоиерей И. И. Восторгов обвинил председателя Главного Совета СРН А. И. Дубровина в растрате партийных денег, тот же, в свою очередь попытался переложить ответственность на своего товарища (заместителя) В. М. Пуришкевича. Последний, считая «ниже своего достоинства давать какие-либо объяснения», подал заявление о выходе из СРН.
Основными идеологами являлись: В.М. Пуришкевич, И.И. Вязигин, Г.А. Шевчук.
Русский народный союз им. Михаила Архангела выступал за:
· Неделимость государства российского;
· Единство всех сословий и народов;
· Сохранение православной веры;
· Неограниченность царского самодержавия;
· Господствующее положение РПЦ среди всех других церквей;
· Введение государственной думы для одобрения любого закона;
· Господство русского языка;
По всем остальным вопросам программа партии совпадала с программой Союза русского народа.