Вост. слав. в древ., образ. гос-ва. Н. теория.
С. – крупнейшая в Европе группа родств. народов, объединенных близостью языков и общностью происхождения. Древние с. населяли Центр. и Вост. Европу между реками Вислой и Днепром, предгорья Карпат и продвигались к Дунаю, на Балканы. По мере расселения древние с. отдалялись друг от друга и позднее разделились на три ветви, на основе к-х сложились совр. нации: зап. с. (поляки, чехи, словаки), юж. с. (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы) и вост. с. (русские, украинцы, белорусы).
Вост. с. занимали территорию от Онежского и Ладожского озер на севере до Сев.го Причерноморья на юге, от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на востоке. В VIII – IX веках сложилось 15 наиболее крупных племен: поляне (Сев. течение Днепра), древляне (северо-запад, р. Припять и Среднее Поднепровье), с. (берега р. Волхов и оз. Ильмень), дреговичи (между р. Припять и Березина), вятичи (верховья Оки, берега Клязьмы и Москвы-р.), кривичи (верховья Зап. Двины, Днепра и Волги), полочане (по Зап. Двине и р. Полота), северяне (бассейны Десны, Сейма, Суллы и Сев. Донца), радимичи (на Соже и Десне), волыняне, бужане и дулебы (на Волыни, по берегам Буга), уличи, тиверцы (юг, междуречья Буга, Днепра, Днестра и Прута), белые хорваты (предгорья Карпат).
Основные занятия вост. с.: земледелие (подсечно-огневая система: срубили деревья, сожгли = удобрение; орудия труда: мотыга, соха с железным наконечником, серп, плуг с лемехом), скотоводство (крупный рогатый скот, свинья, лошади), охота (меха), рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел), производство железа (добывали из железной руды – залежи в болотах) => гончарство.
Основной ед. хоз. жизни была родовая община (общее владение орудиями труда, сообща обрабатывали землю, общее потребление продуктов), однако после вытеснения подсечно-огневой системы земледелия пашенной, основной хозяйственной единицей становится семья – соседская сельская община (общинная собственность на землю, пастбища, но орудия труда свои, урожай свой).
Древние с. были язычниками. Язычество – целый комплекс верований, представлений, обрядов, который пришел из древнейших времен, и в котором отразилась полнейшая зависимость древних людей от сил природы. В VIII – IX веках у них сложился пантеон богов.
Закономерным завершением процесса разложения первобытно-общ. строя у с. племенных союзов стало образование Древнерусс. Гос-ва. Предпосылки: формирование племенных союзов с., угроза нападения внешних врагов, достаточный уровень военной демократии, переход от родовой общины к соседской, возникновение соц. неравенства. Существует неск. т. по вопросу о возникновении гос-нности у вост. с.. «Повесть временных лет»: 862 г. (усл. дата объединения Вост.сл. племен) приглашение Новг.цами и кривичами на княжение варягов-норманнов. «Земля наша велика и обильна, но порядка (наряда) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». На приглашение откликнулись три брата — Рюрик, Синеус и Трувор. После смерти Синеуса и Трувора власть перешла к Рюрику, который стал княжить в Новг. Дружинник Рюрика, Аскольд, отправившись на юг «в греки», захватил власть в Киеве. Но в 882 г. (после смерти Рюрика) новг. князь Олег убил Аскольда и объединил под своей властью Киев и Новг.
Эта теория послужила основанием для возникновения в 18 веке «Норм. теории». Немецкие историки, работавшие в 30-е годы 18 века в России Байер, Миллер и Шлецер преувеличивали роль скандинавов в создании гос-ва, говорили об отсутствии условий для создания гос-ва у с. Первым против «Н.Т.» выступил М. Ломоносов (антинорманист) Совр. взгляд: больш-во историков стояли на научно-ист. позиции (Ключевский, Соловьев), которая признавала роль варягов в формировании гос-ва, но не отрицала наличия предпосылок для такого гос-ва. Варяги не принесли на Русь гос-нность, а лишь сыграли роль военной силы, которая способствовала объединению вост. с. в единую Киевскую Русь.