Системообразующим фактором для международного права служит система международных отношений, которую оно регулирует.
Субъект междунар. права: самостоятельные образования, которые обладают правами и обязанностями, предусмотренными международным правом:
Гос-во
Международные организации
Международные организации — объединения межгосударственного или негосударственного характера, созданные на основе соглашений для достижения определённых целей.
Международные организации могут быть:
1) межправительственные. постоянные объединения государств, созданные в целях координации усилий правительств по решению определенных международных проблем.
2) неправительственные. объединения национальных групп, союзов и частных лиц, созданные в целях содействия международному сотрудничеству в различных областях жизнедеятельности людей.
Международное право оказывает все возрастающее воздействие на национальное право. Это происходит в результате заключения межгосударственных договоров, вступления государств в международные организации. Международное право имеет приоритет перед национальным.
- Современные правовые семьи: общая характеристика
Правовая семья – совокупность родственных правовых систем определённых гос-в.
С учетом этих критериев предложена следующая классификация правовых семей современного мира:
1) романо-германская (континентальная) правовая семья;
2) англо-американская (англо-саксонская) правовая семья (семья общего права);
3) мусульманская правовая семья;
4) иные правовые семьи (индусская, африканская и др.).
Романо-германская правовая семья включает в себя национальные системы права континентальной Европы и ряда неевропейских стран, сформировавшихся под их влиянием. Она возникла на основе римского права и римской юриспруденции.
Романо-германская правовая семья базируется на принципах конституционализма, верховенства закона, правового равенства всех людей, естественных и неотчуждаемых прав человека. Входящие в нее национальные системы имеют идентичную структуру: право делится на публичное и частное. Континентальные кодексы, законы, подзаконные акты – это определенным образом систематизированные комплексы абстрактно-общих правовых норм, а не собрания казуистических правил общего права, не сборники судебных или административных прецедентов.
Поэтому право стран романо-германской правовой семьи отличается большой четкостью, определенностью, простотой, обозримостью и доступностью. Его можно легко реформировать, изменять. Недостатки же обусловлены трудностями надлежащей конкретизации абстрактного смысла нормы права применительно к отдельным случаям, подпадающим под действие соответствующей нормы. С этим связано большое внимание, которое уделяется проблеме толкования нормы права.
Единство проявляется и в системе источников права. Континентальное право – это писаное, состоящее в основном из письменно оформленных правовых актов. Главный источник права – это закон. Высшей юридической силой обладает писаная конституция, которая является правовой основой для всех законов и подзаконных актов. Контроль за конституционностью последних осуществляют специальные суды (конституционные) или высшие общесудебные органы или иные государственные институты.
Англо-американская правовая семья включает в себя национальные системы права Англии, США, Северной Ирландии, Канады, Австралии, Новой Зеландии, ряда других государств – бывших английских колоний.
Общее право сложилось в виде совокупности судебных решений – прецедентов. В XV-XVI вв. параллельно с общим правом в Англии сложилось право справедливости. Оно представляло собой совокупность решений лорд-канцлера по конкретным делам на основе доктрины справедливости, которая дополняла или корректировала правовые принципы и правила общего права.
Историческое развитие английского права предопределило основные структурные части англо-американской правовой семьи: общее право и право справедливости. Это право не делится на частное и публичное. Здесь отсутствует четкое структурирование права по отраслевому признаку. С учетом сложившейся в Англии иерархии судебных инстанций действует правило прецедента, согласно которому: 1) решения палаты лордов (высшей судебной инстанции) составляют обязательные прецеденты для всех других английских судов, но не для ее самой; 2) решения Апелляционного суда составляют обязательные прецеденты для него самого и для всех нижестоящих судов; 3) решения Верховного суда составляют обязательные прецеденты для всех нижестоящих судов, хотя они не являются строго обязательными для различных отделений данного суда; 4) окружные и магистратские суда обязаны следовать прецедентам всех вышестоящих судов, а их собственные решения не создают прецедентов.
В США уделяется большое внимание кодификации действующего права. Однако в отличие от европейских кодексов, кодексы в США представляют собой консолидацию (сборник, собрание) прежних норм, созданных судебной практикой или имеющихся в законодательстве, а не установление новых норм.
Мусульманская правовая семья. Мусульманская правовая семья берет свое начало в Коране и считается плодом божественных установлений, а не продуктом человеческого разума или социального развития. Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое. Закон в современном западном понимании как акт, изданный компетентной властью, не существует в мусульманском праве. Теоретически только Аллах имеет законодательную власть, а земные правители не обладают полномочиями создавать право.
Мусульманское право – это единая исламская система социально-нормативного регулирования, которая включает как юридические нормы, так и религиозные нравственные постулаты, а также обычаи. Первым источником данной системы является Коран – собрание изречений Мухаммеда. Вторым по значимости источником права является Сунна – собрание преданий о пророке Мухаммеде, о его бытии и поведении. Третьим источником служит так называемая иджма – согласованное заключение древних правоведов, знатоков ислама об обязанностях правоверного, получившее значение юридической истины, извлеченной из Корана и Сунны.
Вся система мусульманского права, основанная на Коране, именуется шариатом.
В литературе выделяются и иные правовые семьи: индусское право, африканское право.
39. Система права Республики Беларусь
Система права – это юридическая категория и конструкция, которая включает в себя нормы права и объединяет их в правовые институты, подотрасли права и отрасли права.
Система права представляет собой упорядоченную, внутренне организованную совокупность норм права, в которой каждый элемент в свою очередь может рассматриваться как своеобразная система более мелких элементов.
Первичным элементом системы права является норма права.
Норма права – это общее правило регулирования общественных отношений, согласно которому его адресаты должны при определенных условиях действовать как субъекты определенных прав и обязанностей, иначе последуют определенные невыгодные для них последствия.
Правовой институт – это совокупность однопорядковых норм, регулирующих определенный вид сходных общественных отношений.
Отрасль права– это совокупность однопорядковых норм права, регулирующих определенный род сходных общественных отношений.
Различаются отрасли материального и процессуального права. Нормы, входящие в отрасль материального права, закрепляют исходные права и обязанности субъектов права в определенной сфере правовой регуляции общественных отношений. Нормы, входящие в отрасли процессуального права, определяют порядок и процедуры реализации норм материального права, правовые обязанности субъектов процессуально-правовых отношений.
Подотрасль права представляет собой крупную составную часть отрасли права, объединяющую группу однородных правовых институтов.
Отрасли права разграничиваются на основе двух основных критериев:
1) предмет правового регулирования;
2) метод правового регулирования.
Предметом правового регулирования является совокупность общественных отношений, регулируемых конкретной отраслью права. Предмет правового регулирования отвечает на вопрос «что исследуется в данной отрасли права?»
Метод правового регулирования – это совокупность способов, приемов и форм использования регулятивных свойств и функций норм права конкретной отрасли. Метод правового регулирования отвечает на вопрос «как происходит исследование в данной отрасли права?»
Система права, получая официально властное подтверждение со стороны государства, реализуется в системе законодательства. Последняя представляет собой упорядоченную, взаимосогласованную совокупность нормативных правовых актов, действующих в государстве.
40. Система законодательства Республики Беларусь
Система права и система законодательства не тождественные понятия, однако они органически связаны между собой как теория и практика.
Первичным элементом системы законодательства выступает не норма права, а нормативный правовой акт. Нормативные правовые акты объединяются в институты и отрасли законодательства.
Каждая отрасль права воплощается в своей отрасли законодательства. Гражданское право – в гражданском законодательстве, уголовное право – в уголовном законодательстве. Но поскольку отрасли права не идентичны отраслям законодательства, то их содержание не совпадает. Отрасли законодательства помимо норм соответствующих отраслей права включают в себя нормы других отраслей права. Так, гражданское законодательство кроме норм гражданского права содержит нормы конституционного, административного, финансового и других отраслей права, непосредственно связанных с гражданско-правовыми нормами. В системе законодательства встречаются отрасли, не имеющие своего «двойника» в системе права. Среди них можно назвать отрасли хозяйственного законодательства, банковского законодательства, законодательства об образовании, о пенсионном обеспечении и т.д. Данные отрасли именуются комплексными. Они содержат в себе нормы различных отраслей права.
41. Личность и право. Правовой статус личности: общая характеристика.
Правовой статус личности – совокупность общих прав, свобод, обязанностей и законных интересов граждан, закрепленных в нормах действующего права.
Правовой статус личности устанавливает пределы возможного и должного поведения для всех лиц, определяет правовое положение человека в отношении к государству, его органам и иным лицам.
Выделяется три вида правового статуса личности: общий, специальный (родовый) и индивидуальный (частный).
Частный правовой статус личности – правовой статус человека как индивида, как единицы общества, единственной и неповторимой. Частных правовых статусов столько, сколько индивидов. Данный вид статуса подвержен изменению, так как он зависит от того, на каком этапе развития находится лицо.
Специальный правовой статус личности характеризуется совокупностью признаков, которые описывают правовое положение человека как определенной категории лиц (студенты, депутаты, судьи, пенсионеры и др.).
В общем правовом статусе человек рассматривается как составная часть общества, в которой учитываются не его особенности, отличия от остальных, а сходства с иными лицами. Поэтому общий правовой статус един для всех.
Элементы правового статуса личности:
1) гражданство – политически-правовая принадлежность человека к определенному государству, в силу чего на лицо распространяется суверенитет этого государства и оно пользуется государственной защитой своих прав и законных интересов как внутри страны, так и за ее пределами;
2) правосубъектность (право- и дееспособность);
3) субъективные права, свободы и юридические обязанности.
Иностранные граждане и лица без гражданства по своему статусу приравниваются к гражданам Республики Беларусь. Они пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами (ст.11 Конституции Республики Беларусь).
42. Права и свободы личности: происхождение, виды, гарантии и современные подходы.
Права человека в силу естественного характера их происхождения человеку от рождения, являются высшей ценностью.
Впервые понятие «права человека» встречается во французской «Декларации прав человека и гражданина», принятой в 1789 году, хотя до этого идея прирождённых прав прошла долгий путь развития, важными вехами на её пути были английская Великая хартия вольностей (1215), английский Билль о правах (1689) и американский Билль о правах (1791).
Подходы:
1) Естественно-правовой. Исходит из признания прав в силу природы самого человека. Закон рассматривается как средство фиксации уже существующих изначально прав и свобод.
2) Позитивистская. Определяет права как благо, даруемое государством, т.е. они производны от государства. Закон рассматривается как проявление воли государства, создающее права и свободы.
3) Современный. Обе концепции взаимодействуют, между ними не т противостояний. Естественные права человека получают свою определенность и юридическую защиту после закрепления их в актах законодательства. Позитивизм получает свое развитие, если он основывается на таких категориях, как свобода и справедливость и др.
Виды:
1) 1-е поколение. Личные и политические права.
2) 2-е поколение. Социально-эконом. и соц.-культурные права.
3) 3-е поколение. Право на развитие, на мир, право меньшинств, право на здоровую окруж. среду, право на самобытность, на свою культуру и др.
Права и свободы человека по сфере и предмету правового регулирования подразделяются на личные, политические, экономические, социальные и культурные.
Личные права и свободы. К таким правам и свободам относятся прирожденные неотчуждаемые права человека на жизнь, охраняемое государством достоинство, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и достоинства, доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых телеграфных и иных сообщений, право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, право на неприкосновенность жилища, право определять и указывать свою национальность, право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, право свободно передвигаться и др.
Эти личные права по своему содержанию имеют индивидуально-человеческий характер. Они принадлежат человека в силу того, что он человек.
Политические права и свободы – это права и свободы индивида как гражданина на участие в политической жизни общества и осуществлении государственной власти. К этим права относятся: право сохранять свое гражданство или изменять его, право на объединение в политические партии, союзы, право на собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, право на участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными, право на равный доступ к государственной службе, право участвовать в отправлении правосудия, право не быть высланным за пределы своего государства и др. Данные права, в основном, носят приобретенный, а не прирожденный и неотчуждаемый характер.
Экономические права и свободы – это права индивида (человека и гражданина) как независимого субъекта товарно-денежных, производственных, рыночных отношений. К рассматриваемой группе прав относятся: право на свободное использование своих способностей и имущества в предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право частной собственности, свобода труда и запрет принудительного труда, право свободного выбора рода деятельности и профессии сообразно своим способностям и уровню образования.
Социальные права – это права человека по обеспечению и защите его потребностей в различных сферах социальной жизни людей. К данной группе прав относятся: право на участие в профсоюзах, право на здоровые и безопасные условия труда, право на достойное вознаграждение за труд, право на семью, право на социальное обеспечение, право на охрану здоровья и медицинскую помощь и др.
Культурные права и свободы – это права и свободы человека в сфере творческой деятельности, участия в культурной жизни и пользования ее благами. К этим правам относятся: свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавание, право каждого на пользование учреждениями культуры, на свободный доступ к культурным ценностям.
Данный способ классификации нашел свое отражение в Конституции Республики Беларусь, одна из глав которой последовательно перечисляет личные, политические, экономические и социально-культурные права.
Гарантии прав и свобод личности
Выделяются внутригосударственные и международно-правовые гарантии.
К первым относятся средства, меры, обеспечивающие использование человеком своих прав и свобод и закрепленные правовой системой данного государства. Ко вторым относятся гарантии, вытекающие из международных соглашений.
По характеру гарантии можно подразделить на:
- конституционные;
- процессуально-правовые;
- судебно-принудительные;
- общественно-демократические;
- договорные.
В соответствии со ст.21 Конституции Республики Беларусь государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в ней самой, законах и международных актах. Конституция запрещает любые формы ограничения прав и свобод граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или иной принадлежности. Женщины и мужчины имеют равные права и свободы. Каждому гарантируется судебная защита прав и свобод.
Институциональным гарантом прав и свобод по Конституции выступает институт президентства. Президент является гарантом Конституции, прав и свобод гражданина и человека.
Процессуально-правовые гарантии предусматриваются процессуальным законодательством и направлены на строгую формализацию процедур защиты прав и свобод человека. К ним относятся:
- презумпция невиновности;
- право на адвоката в процессе;
- право на ознакомление с материалами дела;
- право на рассмотрение дела в своем присутствии;
- право на беспристрастный и объективный суд;
- право на обжалование решений суда;
- обеспечение иска и т.д.
Судебно-принудительные гарантии основываются на статусе судебной власти как самостоятельной ветви власти и на использовании государственного принуждения при исполнении решения суда. Решение (приговор) суда подлежит обязательному исполнению. При нежелании стороны его исполнять в добровольном порядке, оно исполняется принудительно. Сторона, отказывающаяся исполнять решение суда либо создающая препятствия для этого, может привлекаться к ответственности вплоть до уголовной.
Общественно-демократические гарантии разрабатываются и поддерживаются общественными институтами демократического общества: профсоюзами, прессой, общественным мнением и т.д.
Договорные гарантии относятся к сфере частной воли субъектов правоотношений и широко применяются в гражданском, семейном, трудовом праве.
В гражданском праве широко развит институт обеспечения исполнения обязательств, включающий в себя неустойку, залог, удержание, поручительство, гарантию, задаток и др. В семейном праве предусматривается возможность заключения Брачного договора, Соглашения о детях, в трудовом – коллективного договора, где фиксируются гарантии реализации достигнутых договоренностей.
- Понятие и признаки государства.
Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
Основными атрибутами (существенными признаками) государства являются территория, население, публичная власть.
Территория составляет физическую, материальную основу государства. Территория государства представляет собой пространство, на которое распространяется его юрисдикция. Это суша, недра, водное и воздушное пространство. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства), неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством).
Население государства – это совокупность людей, проживающих на данной территории. Несмотря на существующие социальные различия, население страны составляет единое сообщество, народ, выступающий как источник и носитель власти в государстве. Постоянное население данной территории имеет, как правило, устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами.
Важнейшим атрибутом государства является наличие отдельной oт общества публичной власти. Такая власть не совпадает с населением, персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Осуществление публичной власти требует определенной организации – становления специального государственного аппарата и его оснащения материально-техническими средствами.
Государство отличается от других организаций, входящих в политическую систему общества, рядом существенных признаков:
1. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства;
2. Государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство – единственный носитель суверенной власти;
3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права;
Те или иные общественные объединения могут принимать решения, обязательные для их внутриорганизационных подразделений и членов, тогда как нормативные акты государства обязательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций, должностных лиц и граждан. Правотворчество – исключительная прерогатива государства.
4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств, необходимых для выполнения его задач и функций;
Специфическая особенность органов, образующих в своей совокупности государственный механизм, состоит в государственно-властном характере их полномочий, что связано с обязательным юридическим закреплением формирования и деятельности этих органов и основанной на этом способности издавать правовые акты и охранять их от нарушения.
Функционирование этого специально созданного государственного механизма, этой своеобразной отлаженной «машины» необходимым образом предполагает наличие особого слоя лиц – государственных служащих, основное назначение которых, с учетом сложившегося в классовом обществе разделения труда, в том только и состоит, чтобы управлять.
5. Наличие налогов и займов как особых денежных средств, на которые содержится аппарат управления и принуждения;
6. Государство – единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными(карательными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка;
7. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность;
8. Универсальность государственной власти. Означает, что власть государства распространятся на всех, кто находится на данной территории, полностью охватывает всю территорию данного государства;
9. Один из важнейших признаков государства, так или иначе соприкасающийся со всеми рассмотренными выше и обобщающий некоторые из них, – это тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отношений;
- Сущность государства
Сущность — главное, основное в понятии или явлении. Раскрыть сущность государства — значит выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, уяснить, почему общество не может существовать и развиваться без государства. Сущность государства — то главное в этом явлении, что определяет его содержание, цели, функции. И таким основным является власть, ее принадлежность.
Различают два основных подхода к сущности государства:
- классовый;
- общесоциальный.
При классовом подходе государство можно рассматривать как организацию политической власти господствующего класса, при котором возникают классовые противоречия, разрешаемые с помощью насилия. Классовая сущность государства ярко выражена в недемократических, диктаторских государствах.
При общесоциальном подходе государство рассматривается как организация политической власти. В развитых демократических странах государство является эффективным механизмом устранения общественных противоречий путем достижения общественного компромисса. В них классовая сущность отступает на второй план.
Наряду с этими двумя подходами к сущности государства можно еще выделить национальный, религиозный, расовый и др. В зависимости от различных условий доминировать могут те или иные интересы.
Сущность государства многие ученые толковали по разному. Одни считали, что государство — это политический феномен, присущий любому классовому обществу. Другие утверждали, что государство является носителем политической власти.
Б.А.Кистяковский считал, что государство есть форма солидарности между людьми.
Л.Гумплович утверждал, что государство — это господство меньшинства имущих над массой неимущих, основанное на экономическом могуществе.
Французский мыслитель XVI столетия Жан Боден (1530-1596) рассматривал государство как "правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства".
Английский философ XVI века Томас Гоббс (1588-1679), сторонник абсолютистской власти государства — гаранта мира и реализации естественных прав, определял его как "единое лицо, верховного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты".
Иногда государство изображают как надклассовое образование. Государство на самом деле выступает как инструмент решения общих дел, как организация всего общества. Это организующая сила общества, которая выражает и охраняет личные и общественные интересы всех граждан общества (общесоциальная функция). Именно в этом плане государство как историческое явление имеет двойственную природу. Этот момент подчеркивал К.Маркс.
С этой точки зрения государство выступает как форма организации классового общества, являющейся по своему устройству многоаспектным социальным образованием. Оно появляется на определенном этапе исторического развития вместе с возникновением частной собственности, расслоением первобытного общества на классы и социальные группы с различными интересами, усложняющимся разделением труда и появившейся необходимостью регулирования отношений в обществе между социальными группами и гражданами, налаживанием властного, принудительного управления. Одной из важных причин появления государства явилась необходимость закрепления и охраны форм собственности, прежде всего тех средств производства и богатств, которые появились у незначительной, но весьма влиятельной части общества.
- Основные теории происхождения государства: общая характеристика
Теологическая теория. Ее создатели считали, что государство вечно существует в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. Согласно теологической теории творец всего сущего на Земле, в том числе государства, - Бог, проникнуть же в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможноПридавая государству и государственной власти божественный ореол, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка.
Патриархальная теория. У истоков ее стоял Аристотель, который считал, что государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, что вне государства общение человека с себе подобными невозможно. Как существа общественные люди стремятся к объединению, к образованию патриархальной семьи. А увеличение числа этих семей и их объединение приводят к образованию государства. Аристотель утверждал, что государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти.
Теория договорного происхождения государства.В Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. Сторонники названной теории исходили из того, что государству предшествует естественное состояние, которое они характеризовали по-разному. Для Руссо, например, люди в естественном состоянии обладают прирожденными правами и свободами, для Гоббса это состояние "войны всех против всех". Затем ради мира и благополучия заключается общественный договор между каждым членом общества и создаваемым государством. По этому договору люди передают часть своих прав государственной власти и берут обязательство подчиняться ей, а государство обязуется охранять неотчуждаемые права человека, т. е. право собственности, свободу, безопасность.Соглашение людей, по мысли Руссо,- основа законной власти. В результате каждый договаривающийся подчиняется общей воле (государству), но в то же время становится одним из участников этой воли. Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители - это уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле.
Учение о государстве Гегеля.Своеобразную теорию происхождения государства и права создал крупнейший представитель немецкой классической философии Г. В. Гегель. Он утверждал, что в основе всех явлений природы и общества, а следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало - "абсолютная идея" ("мировой разум", "мировой дух").
В своем произведении "Философия права" Гегель с позиций объективного идеализма критикует теорию договорного происхождения государства. Он признает заслугу Руссо в том, что тот видел основу государства в общей воле, но ошибка Руссо, по мнению Гегеля, заключается в выводе общей воли из воли отдельных личностей, между тем как воля государства есть нечто объективное, само по себе разумное начало,- независимое в своем основании от признания воли отдельных лиц.
По мысли Гегеля, государство не страховое учреждение, оно не служит отдельным лицам и не может быть их творением. Государство есть высшая форма реализации нравственности. Оно не служит чьим-либо интересам, а является абсолютной самоцелью. Государство имеет высшее право в отношении личности, а высшая обязанность последней - быть достойным членом государства.
Гегель отвергает народный суверенитет как основание государства и вытекающую из него идею демократии.
Теория насилия (завоевания).Ее основоположники Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и др. опирались на известные исторические факты (возникновение германских и венгерских государств). Мать государства, утверждают сторонники теории насилия,- война и завоевание.
Ф. Энгельс жестко и во многом справедливо критиковал данную теорию, которая гипертрофировала роль насилия и игнорировала социально-экономические факторы. Чтобы возникло государство, необходим такой уровень экономического развития, который позволил бы содержать государственный аппарат и производить соответствующее военное оружие. Если подобных экономических условий нет, никакое насилие само по себе не может привести к возникновению государства. Вместе с тем бесспорно и то, что насилие, завоевание играло немаловажную роль в государствообразующем процессе. Оно не было первопричиной образования государства, но служило мощным катализатором этого процесса.
Для марксистской теории характерен последовательный материалистический подход.Она связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. Суть вопроса марксизм выражает в формуле "Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий".
Отрицать влияние классов на возникновение государства нет оснований. Но так же нет оснований считать классы единственной первопричиной его появления. Как уже было отмечено, государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов, кроме того, на процесс государствообразования влияли и другие, более глубинные и общие факторы.
- Типология государства
Типология государств – это их специфическая классификация, проводимая, в основном, с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.
При формационном подходе главным критерием являются социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.
Достоинстваформационной типологии:
• использует плодотворную идею делить государства на основе социально-экономических факто ров, которые действительно влияют на общество;
• показывает поэтапный, естественно-исторический характер развития государства.
Недостатки:
• формационная типология однолинейна и характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и не всегда "вписывается" в начерченные для нее схемы;
• недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные).
При цивилизационном подходе основным критерием выступают духовные признаки – культурные, религиозные, национальные, психологические.
Достоинства цивилизационной типологии:
• факторы культуры выделены как существенные в определенных условиях;
• в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют особенности тех или иных цивилизаций, получается более "заземленная", близкая к реальности типология государств.
Недостатки:
• недооцениваются социально-экономические факторы;
• по сути эта типология не столько государства, сколько общества.
47. Понятие и виды форм государства
Форма государства — это организация государственной власти, метод