Юридический позитивизм (легизм)
Основы юридического позитивизма были разработаны английским юристом Остином в его труде «Чтение по юриспруденции» (1832г.). Он объявлял право существующим фактом, реальность которому придает государство, закрепляющее конкретные нормы в принимаемых им источниках.
В основе позитивистского правопонимания лежит понятие права как приказа, как принудительных установлений государства, как совокупности системы правил и норм, предписанных официальной властью. С легистских позиций право с самого начала сводится к закону и отождествляется с ним. Сущность права составляет приказ власти, адресованный подчиненному под угрозой применения санкции в случае его невыполнения. С учетом такого понимания основная задача юридической науки сводится к анализу позитивных, принятых государством законов, не вдаваясь в оценку содержащихся в этих источниках норм с позиций справедливости, равенства, свободы, приоритета прав человека.
Юридический позитивизм порывает с принципами и положениями теории естественного права. Если последняя признавала права и свободы человека первичными и требовала их непременного признания государством, то позитивисты единственным источником права признавали государство. От него граждане и получали права и свободы.
Обосновывая предложенное понимание права и задач правовой науки, позитивисты подвергли критике естественные права человека. По их мнению, естественные права представляют собой не более чем предположения, гипотезы, являются источником заблуждения. Их серьезное восприятие влечет за собой такие негативные последствия, как разрушение правопорядка и анархию. Признавая государство единственным источником действующего права, позитивисты разработали правовые средства, конструкции, способные обеспечить неукоснительное действие права, применение принудительных мер к правонарушителям. Значительная часть понятий, принципов современной теории права была разработана в недрах юридического позитивизма. Среди них можно выделить принцип верховенства закона и наличие иерархической связи между законами и иными нормативными правовыми актами; принцип недопустимости отказа в правосудии по мотивам наличия в действующем законодательстве пробелов и неясных норм; принцип неукоснительного исполнения законов государства как государственными органами, так и гражданами; принцип подчинения судьи только закону. Сторонники юридического позитивизма внесли весомый вклад в разработку категорий теории права. Они обосновали понимание нормы права как единства трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, основополагающие принципы юридической ответственности, дали развернутую характеристику содержанию правоотношений, модифицировали и развили методы толкования права и др.
К негативным аспектам юридического позитивизма относят отрыв закона как правового явления от его правовой сущности (т.е. любой закон - правовой), отрицание объективных правовых свойств закона, трактовка его как продукта воли законоустанавливающей власти. Специфика правопонимания позитивистов сводится к принудительному характеру права. Причем эта принудительность права трактуется не как следствие каких-либо объективных свойств и требований права, а как исходный фактор, как силовой первоисточник права. Сила государственной власти рождает насильственное, приказное право. Своим приказом государственная власть порождает право, что влечет стирание объективных отличий между правом и произволом. Явный произвол, облеченный в форму закона, у позитивистов есть право.
Логическое завершение юридический позитивизм получил в нормативистской теории Кельзена, называемой «чистым учением о праве». Смысл «чистоты» этого учения состоит в том, что оно занимается одним только правом и «очищает» изучаемый предмет от всего, что не есть право: правовая культура, правосознание и т.д. Право при этом трактуется как нормативный порядок человеческого поведения, т.е. как система норм, регулирующих человеческое поведение.
Теория права Кельзена стремится описать право таким, как оно есть, не занимаясь его оправданием или критикой. Юриста не должны интересовать внешние связи права с такими явлениями, как психология, социология, политика. Познание социальных факторов, влияющие на процессы создания законов, осуществления правосудия, действия права, выходит за рамки правоведения. Все это является метаюридическими вопросами и не способствует пониманию права, а лишь запутывает его. Правоведение, полагал Кельзен, является нормативной наукой и потому не занимается изучением причинно-следственных связей, составляющих предмет естественных наук. Юрист оперирует категорией должен, а правовые нормы представляют собой ни что иное, как суждение о должном развитии.
Систему права Кельзен представляет в виде пирамиды, вершину которой занимают конституционные нормы. Далее следует закон и иные нормативные правовые акты, конкретизирующие общие конституционные нормы. Последнюю ступень пирамиды составляют индивидуальные нормы, создаваемые судебными и административными органами, а также гражданами при заключении договоров и соглашений. Венчает пирамиду основная норма – гипотетическое понятие, связанное с действующей в стране конституцией. Суть этой нормы выражается в виде требования: должно вести себя так, как предписывает конституция. Основная норма не создается законодательным путем, не отражена в действующем праве. Однако она обязательно существует и является действительной. Назначение основной нормы сводится к тому, чтобы придать логически завершенную форму представлениями граждан о законности существующего в стране правопорядка. Легитимным признается правительство, которое сообразно основной норме действует в строгом соответствии с конституцией и создает действенные нормы права. Основная норма составляет основание действительности нормативного порядка. Так, отдельная норма есть норма права, если она относится к определенному правопорядку, а относится она к определенному правопорядку, если ее действительность покоится на основной норме этого порядка
Естественная школа права.