Понятие, структура, функции и виды правового сознания

Правосознание есть совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и право­вым явлениям в общественной жизни.

Правосознание теснейшим образом сопряжено с фило­софскими теориями, идеологическими воззрениями, рели­гиозными доктринами.

Правосознание (как индивидуальное, так и коллектив­ное) — сложное структурное образование, в котором мож­но выделить рациональные компоненты, обычно называе­мые правовой идеологией. Правовая идеология включает в себя понятия и представления о праве и правовых явлениях и обществе. Уровень и качественные показатели таких представлений могут быть различными: от примитивных, поверх­ностных до научно-теоретических.

Особой значимостью в правовой идеологии обладает юридическая наука. Научная теория определяет стратегию развития правовой жизни общества, осуществляет всесторон­ний анализ современной правовой ситуации.

В правосознании можно выделить и эмоциональные структурные элементы, которые называются правовой психологией.

Анализ отношения людей к законам и иным норматив­ным правовым актам позволяет выделить в правосознании и другие элементы.

Первый элемент — информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. Второй элемент — оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями. На основе информационного и оценочного элементов формируется элемент третий — волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Безусловно, в реальной жизни правосознание проявля­ется как нечто целое, не структурированное. Выделение структурных элементов в правосознании способствует лишь пониманию его роли и места в жизни человека и общества.

Прав. воспитание: понятие,формы,методы

Это – формирование у граждан и в обществе правосоз-нания (отношение и восприятие права) и прав. культуры (понимание и соблюдение права).

Данный процесс осуществ-ся гос. органами, долж. лица-ми, учебн. заведениями, обществом.

Направления воспитания –формирование правосознан. и культуры в семье, обучение основам права в школе, профес. подго-товка в юр. вузах, самовоспитание, расп-растранение прав. знаний ч/з СМИ, Интернет, юр. лите-ратуру, комп. базы, правов. пропаганда гос. органами.

Правовые знания включают в себя: -знание норм Конст., наиболее важных законов, ориентация в иерар-хии НПА, наблюдение за деятельность законодат. орга-нов понимание сущности прав. учений и др. информац.

Способы воспитания:убеждение, предупреждение, поощерение, принуждение, наказание.

Правовая культура

Это – качество правов. жизни общества и степень гаран-тиро-ти прав и свобод гос-ом а т.ж. знание и соблюдение права каждым. Ее определяют

высокая степень развитости правосознания – выражается – признанием общест-ом и гос-ом чел-ка выс. ценностью, его прав и свобод, их соблюде-ние и защита гос-ом, уважение к правам других; установка на правомерное поведение; знание Конс. и положения др. важных законов; позитив. отношение к суду.

высокий уровень развития правов. деятельности – наличие сильной юр. науки, качествен. преподавание; высок. профессионализм и кач-во законотвор-ой деят-ти, соблюдение демократич. процедур; совершенство гос. аппарата; авторитет и независ. и демократич. суд. систе-мы;

совершенство сис-мы правов. актов– наличие демократ., правовой, эффективной Конст;иерархия НПА, четкое соот-ветствие Конст. и законам; высокое качество законов и подзакон. актов.

№ 43 Понятие, виды и определение социальных норм. Нормы социальные и технические.

Общество не может существовать без регулирования, под которым понимается упорядочение поведения людей в различных сферах жизнедеятельности. Упорядочение осуществляется с помощью норм, которые подразделяются на технические и социальные.

Нормы права, не просто суще­ствуют и действуют в обществе, а регулируют обществен­ные отношения, поведение людей, нормируют жизнь обще­ства.

Социальным нормам присущи следующие признаки.

1. Они являются общими правилами. Это означает, что социальные нормы устанавливают правила поведения в об­ществе, т. е. определяют, каким может или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. При этом социальные нормы действуют непрерывно во време­ни, обладают многократностью действия и обращены к нео­пределенному кругу лиц (не имеют конкретного адресата).

2. Данные нормы возникают в связи с волевой, созна­тельной деятельностью людей. Одни социальные нормы со­здаются в процессе целевой деятельности, другие возника­ют в многократно повторяющихся актах поведения, не от­деляются от самого поведения и выступают как его образцы и стереотипы, третьи формируются в виде принципов, зак­репляющихся в общественном сознании и т.д.

3. Названные нормы регламентируют формы социально­го взаимодействия людей, т.е. направлены на регулирова­ние общественных отношений, поведения в обществе.

4. Они возникают в процессе исторического развития (как его фактор и результат) и функционирования общества. Социальные нормы, будучи элементом общества, от­ражают процессы его развития, влияют на их темпы и ха­рактер, словом, имеют свое место в истории общества, свою историческую судьбу.

5. Эти нормы соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества.

Таким образом, социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие привила рег­ламентации формы их социального взаимодействия, возни­кающие в процессе исторического развития и функциони­рования общества, соответствующие типу культуры и ха­рактеру его организации.

Из приведенного определения видно, что в юридичес­кой литературе социальные нормы преимущественно рас­сматриваются как регуляторы общественных отношений. Но в более общем плане, их роль не ограничивается данной функцией. Исходя из изложенного, можно назвать по меньшей мере три функции социальных норм.

Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие.

Оценочная. Социальные нормы выступают в обществе ной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное — аморальное, правомерное — неправомерное).

Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культуры отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства.

Классифицировать социальные нормы можно по раз­личным критериям, однако наиболее распространенной яв­ляется их систематизация по основаниям сферы действия и механизма (регулятивным особенностям).

По сферам действия различают нормы экономические, политические, религиозные, экологические и др.

По механизму (регулятивным особенностям) принято выделять мораль, право, обычаи и корпоративные нормы.

Технические нормы — это правила наиболее рационального общения людей с орудиями труда и предметами природы. В качестве примера технических норм можно назвать правила выполнения определенных строительных работ, нормы расходования сырья, топлива, государственные стандарты, технические условия.

Особенности технических норм:

1 предмет регулирования здесь не сугубо социальный;

2. субъектный» состав связан не только с людьми, но и с внешним миром, природой, техникой.

Социальные нормы — это правила поведения, используемые для Дарования общественных отношений. К ним относят правовые, религиозные, политические, эстетические, обычные и иные нормы.

Особенности социальных норм:

•Предмет регулирования здесь уже сугубо социальный — общественные отношения;

•субъектный состав связан только с людьми как представителями социальной сферы.

Технические и социальные нормы взаимодействуют между собой. В частности, важнейшие для общества технические нормы Изживаются правом и государством, становясь уже технико-Иряескими правилами поведения. В силу этого они выступают целесообразными, но и общеобязательными, влекущими определенные юридические последствия. Так, уголовное законодательство предусматривает ответственность за нарушение норм безопасности при производстве строительных работ, за нарушение правил вождения и эксплуатации транспорта и т.п.

Правовые нормы – наиболее важные в системе соц норм, носят общеобязательный хорактер, реализация гарантируется государством, расчитаны на многократное применение, закреплены в определенных НПА

№ 44 Признаки правового государства и опыт его формирования в РБ

Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Правовое государство - это государство, осуществляющее управление делами гражданского общества посредством издания законов, закрепляющих и гарантирующих неотъемлемые права и свободы человека, выражающих интересы всех слоев (социальных групп) населения и са­моподчиняющееся праву («связанное правом»).

Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограничено правом и исключает произвол и беззаконие. Государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает другим людям.

В числе важнейших элементов, отвечающих характеристике правового государства (его основных признаков), следует назвать:

господство права; верховенство закона; конституционное обеспечение разделения властей, выражающее различные государственные формы осуществления единой власти народа; гарантированность прав и свобод человека; взаимная ответственность государства и личности.

1. Господство права. Как уже отмечалось, основными признаками правового государства являются: господство права, верховенство закона, разделение властей, гарантированность прав и свобод человека и гражданина, взаимная ответственность личности и государства.

2. Верховенство закона.Верховенство закона как один из признаков правового государства означает, что главные общественные отношения в экономике, политике, социально-культурной сфере регулируются законом не вообще юридически, а именно высшими юридическими документами страны, принятыми высшими органами.

3. Разделение властей С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть. Причем, каждая из этих «властей», являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах.

4. Гарантированность прав и свобод человека и гражданина В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо.

Правовой характер свободы индивида проявляется в различных сферах общественной жизни. Государство должно воздерживаться от вмешательства в известные области, предоставляя известный простор личной деятельности.

5. Взаимная ответственность личности и государства Взаимная ответственность личности и государства - неотъемлемый признак правового государства. В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его статус. В правовом же государстве, напротив, делается акцент на ответственности государственных органов и должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и свободы.

Современное понимание правового государства склады­валось тысячелетиями в результате объективного развития об­щества и правовой науки. В ходе общественного прогресса оно наполнялось новым содержанием, соответствующим конк­ретным политико-правовым условиям современного обще­ства.

основные черты правового государства:

-единственным источником государственной власти яв­ляется народ, его суверенная воля;

-четкое разделение государственной власти на законода­тельную, исполнительную и судебную при условии, что эти ветви власти уравновешивают и сдерживают друг друга в рамках закона;

-демократизм законотворчества, обеспечивающий закреп­ление в праве воли большинства народа с учетом интересов меньшинства;

-верховенство права над государством, т.е. подчинение го­сударства, всех его органов праву («связанность государ­ства правом»);

-верховенство закона в национальной правовой системе, строгая субординация нормативных актов по юридической силе;

-правовое закрепление и обеспечение неотъемлемых прав и свобод человека;

- взаимная ответственность государства и личности в облас­ти осуществления прав, свобод и обязанностей человека и граж­данина;

-наличие эффективных организационно-правовых средств контроля и надзора за осуществлением конституционной за­конности и обеспечением правопорядка;

-установление и реализация юридической ответственно­сти за совершение правонарушений с обеспечением принципа равенства всех перед законом.

По своей сущности Республика Беларусь - правовое государство. Это установлено в статье 1 Конституции Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, внесенными на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. № Однако правовое государство - это высокий уровень авторитета государственности, реальный режим господства права, обеспечивающий все права человека и гражданина в экономической, политической и духовной сферах. Поэтому для создания правового государства недостаточно его провозглашения, оно должно фактически сложиться как система гарантий от беспредельного вмешательства властных структур.

Процесс формирования правового государства предполагает глубокие перемены в состоянии законности, правотворчества, в правовой культуре граждан и должностных лиц, в деятельности правоохранительных органов.

Наши рекомендации