Формы государства. Характеристика формы правления и формы государственного устройства и государственно-правового режима.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПРАВА
Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, правильные и справедливые и нередко назывались "право", "правда". Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом).
Цари (правители) ранних государств, продолжая общесоциальные традиции обычного права, в своих законах пытались поддерживать начала социальной справедливости:
ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли справедливые цены и т.д. Это нашло отражение в древнейших правовых актах — законах Хаммурапи, XII таблиц, реформах Солона. Правда, несомненно, и то, что право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением общесоциальных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора, т.е. регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса.
Возникновение права — закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.
В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства против личности, которые дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего — свободного, раба, мужчины, женщины.
Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при взаимном их влиянии друг на друга
№7 Понятие, сущность и определение государства. Государство и государственная власть. Признаки государства, которые отличают его от других видов политической власти.
Государство — это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества.
С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: "Да и что такое государство, как не общий правопорядок?" Н. М. Коркунов утверждал, что "государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства'". Словом, многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный государствовед Л. Дюги выделяет четыре элемента государства: 1) совокупность человеческих индивидов; 2) определенную территорию; 3) суверенную власть; 4) правительство.
Одни авторы отождествляли государство со страной, другие — с обществом, третьи — с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством).
Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Они считали, что эта "та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение'". Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но, пожалуй, самое конфронтационное определение, согласно которому "государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим"2. В. И. Ленин внес в приведенное определение некоторые изменения. Он писал:
"Государство — это есть машина для поддержания господства одного класса над другим"''.
В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Поэтому мы считаем, что более точной будет следующая формулировка: государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок.
Государство отличается от других организаций, входящих в политическую систему общества, рядом существенных признаков.
1. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.
2. Государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство — единственный носитель суверенной власти.
3. Государство издает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой и содержащие нормы права.
Те или иные общественные объединения могут принимать решения, обязательные для их внутриорганизационных подразделений и членов, тогда как нормативные акты государства обязательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций, должностных лиц и граждан. Правотворчество — исключительная прерогатива государства.
4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними социальными сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств (вещественных придатков), необходимых для выполнения его задач и функций.
Специфическая особенность органов, образующих в своей совокупности государственный механизм, состоит в государственно-властном характере их полномочий, что связано с обязательным юридическим закреплением формирования и деятельности этих органов и основанной на этом способности издавать правовые акты и охранять их от нарушения.
Функционирование этого специально созданного государственного механизма, этой своеобразной отлаженной «машины» необходимым образом предполагает наличие особого слоя лиц — государственных служащих, основное назначение которых, с учетом сложившегося в классовом обществе разделения труда, в том только и состоит, чтобы управлять.
5. Государство — единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, милиция, полиция и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка.
6. Только государство располагает вооруженными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.
7. Один из важнейших признаков государства, так или иначе соприкасающийся со всеми рассмотренными выше и обобщающий некоторые из них, — это тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отношений. В современных условиях белорусскому государству принадлежит первостепенная роль в утверждении демократии и свободы, стабильности и гражданского мира, согласия и сотрудничества народа, в продолжении реформ и переходе к цивилизованному обществу. Успешное претворение этих целей в жизнь неразрывно связано с осуществлением задач укрепления государства, обеспечения действенности всех институтов государственной власти в РБ, наведения правопорядка в самой власти и в стране.
№ 8 Типология развития государственности
Исторический тип гос-ва – это совокупность общих признаков, характеризующих гос-во на определенном этапе его развития.Типология – способ научного познания, заключающийся в поиске и систематизации общих признаков тех или иных явлений.
В ТГП сущ. неск-ко подходов к типологии, т.к. различные школы признают существенными различные приз-ки. Формационный подход, цивилизационный подход, западно-европейская наука классифицирует гос-ва в зависимости от отношений между гос. вл. и индивидом. П о этому признаку выделяют 2 типа гос-ти: демократия (если индивид активно участвует в создании правопорядка) и автократия (наоборот). Подобную трактовку дает амер. профессор Макайвер. Он делит все гос-ва на 2 типа:1. династические (антидемократические), где общая воля (гос-я) не выражает волю большинства населения,2. демократические, в которых гос. вл. отражает волю всего общества или большинства его членов, в которых народ либо непосредственно правит, либо поддерживает правительство. В первую группу он включает «классово-контролируемые гос-ва» (империи), а также псевдодемократические гос-ва, в которых правительства образуются привилегированной частью общества. Ко второй группе – те современные гос-ва, в которых отношения между властью и гражданином строятся на началах справедливости и взаимной ответственности, где гос-во обеспечивает человеку максимальную свободу и процветание.
В ТГП существенное значение имеет формационный подход.
Суть его в том, что выяснение типа гос-ва основывается на понимании истории как естественно-исторического процесса смены общественно-экономических формаций, каждой из которых в условиях существования классов соответствует определенный тип гос-ва.
Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как важнейшая ступень в развитии человека.
Признаки общественно-экономической формации.
1. осн. существенным приз-ком яв. такой признак, как способ производства. Выделяют 4 способа произ-ва: рабовладельческий (исторически первая гос-но классовая организ-я об-ва, кот. яв. организацией пол.вл. господствующего класса. Важнейшая ф-ция – защита собственности рабовладельца на средства произ-ва), феодальный (орудие классового господства крепостников-помещиков, главное сред-во защиты сословных привилегий феодалов, угнетения и подавления зависимого крестьянства), капиталистический (буржуазный – функционирует на базе производственных отнош-й, основанных на капиталистич-й ч.с. на средства произ-ва и юр. независимости рабочих от эксплуататоров ) и социалистический (возник. в рез-те соц. рев-ции. Новое гос-во базируется на общественной собст-сти на орудия и сред-ва произ-ва, предполагающей сотрудничество свободных от эксплуатации людей. После возник-я соц-го типа гос-ва предполагается отмирание гос-сти как таковой.), кот. харак-ют гос-во.(коммунистич-й и общинный – не гос., а общественный способы производства). Пример социалистического гос-ва – Куба.
На основании формационного подхода, и перечисленных способах производства выделяют 5 типов гос-в: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое и т. н. восточное.(отсутствие ч.с. на землю, община, бюрократический аппарат, застойность)
Дополнительные признаки 2. уровень развития производительных сил, 3. характер производственных отношений, кот. в свою очередь определяют харак-р Г. Переход от одной общественно экономической формации к др. происходит в рез-те смены отживших форм производственных отнош-й и замены их новым экон-м строем. Изменение экон-го базиса влечет за собой изменения в гос-пр. явлениях.
Данный подход б. научно обоснован К.Марксом, Ф,Энгельсом, В.Ленином.
(выделяют переходное гос-во, кот. возникает в рез-те нац.-освобод. борьбы зависимых народов и опирается на разнотипные производ-е отнош-я с преобладанием примитивных форм собст-сти. По мере преобладания господствующих форм собственности они должны примкнуть к опред-му историческому типу гос-ва.)
Т.о. гос-во яв. надстройкой по отнош-ю к экон-му базису. Все гос-ва – организации пол-й вл. господствующего класса. Смена истор-х типов гос-ва происходит на основе преемственности развития Г.и П. различных типов.
недостатки.1. при анализе экономического базиса не учитывается многоукладность, 2. соц-й состав классовых обществ включает только классы-антогонисты, 3. он ограничивает анализ культурно-духовной жизни общества кругом тех идей, представлений и ценностей, кот. отражают интересы основных антагонистических классов.
Основное отличие понятий цивилизации от формации состоит в возможности раскрытия сущности любой исторической эпохи через человека. Цивилизационный подходориентирован на познание прошлого через все формы деятельности человека: трудовую, политическую, социальную. Концепция цивилизации позволяет различать не только противостояние классов и соц. групп, но и сферу их взаимодействия на базе общечеловеческих ценностей
Цивилизационный подход. Какие признаки яв. существенными – неустоявшаяся позиция. Существует 2 основных направления в этом подходе. Это технологическое направление, согласно которому тип гос-ва связывается с той стадией НТП и жизненного уроовня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное гос-во. Представители Уолт Ростоу, Д. Сахаров (т. конвергенции – сближения соц. и кап. гос-в)
Представителем др. направления цивилизац. подхода к вопросу о типах гос-ва является англ. историк Тойнби. Он сформулировал концепцию цивилизации, под коотрой понимает замкнутое локальное состояние общества, отличающееся общностью редигиозных, психологических, культурных, географических и др. признаков. В соответствии с ним он выделяет в мировой истории более 20 цивилизаций, не связанных между собой какими-либо общими закономерностями развития, а существующих подобно ветвям дерева рядом др. с др.
Некот-е авторы считают, что ни одно гос-во не похоже на другое, следов-но сущ. цивилизации Китай, Яп., Рос.. Большинство берут в основу выделения цивилизации ценностный подход. Общественная ценность – это то, что для определенного общества значимо и охраняется в определенном порядке гос- вом. Выделяют материальные и нематер-е ценности, ценности отдельных индивидов и групповые ценности, ценности свойственные отдельным гос-м, свойственные отдельным цивилизациям и общечеловеческие ценности. С т. зр. обще человеческих ценностей все цивилизации едины. С т.зр. развития ценностей м. выделить древнегреческую, древнеримскую цивилизации. Исходя из содержания ценностей выделяют два типа цивилизаций: восточные и европейские. И цивилизационный и формационный подходы объективно характеризуют закономерности развития г. и п. Объективно любая цивилизация обладает такими свой-ми, кот. позволяют ей развивать ценности до определенного этапа – предел роста. Достигнув своего апогея и начав падение могут в определенных изменившихся усл-ях снова начать развиваться, но исчерпав ресурсы цивилиз-я может исчезнуть или подчиниться др. более развитым цивилиз-ям. Например, ацтеки. Восток и запад идут параллельно.
Т.О. понятие типа Г многомерно и многовариантно. Оно строится на различных научных основаниях, которые позволяют выделить наиболее общие свойства и черты, характерные для той или иной исторической группы гос-в.
Наиболее универсальным и научным критерием типологии гос-ва становится цивил-ный подход, позволяющий учитывать всю совокупность общественных факторов, придающих тому или иному конкретному гос-ву качество определенного типа
№ 9 Понятие и определение
Виды
Пониманию правовой нормы, полному представлению о ее назначении и регулятивных возможностях служит уяснение принадлежности той или другой нормы к определенной разновидности. При этом главным делением юридических норм признается деление их на регулятивные и охранительные. В известной степени это деление условно, так как каждая норма, воздействуя на волю и сознание человека, регулирует его поведение.
Регулятивные нормы делят на обязывающие, запрещающие и управомочивающие. Вообще-то, едва ли не каждая норма может быть сформулирована в любом из этих качеств. А некоторые нормы органично соединяют в себе разные свойства. Например, возбудить уголовное дело - это и право и обязанность следователя при определенных условиях. Вместе с тем в одних нормах на первых план выдвигается именно обязанность лица, в других - его право, в третьих акцент делается на запрете определенного поведения.
Обязывающие и запрещающие нормы являются, как правило, императивными, то есть не допускающими никаких отступлений. Управомочивающие нормы чаще всего относятся к категории диспозитивных, то есть допускающих поведение адресата норм по соглашению с партнером. По тем же основаниям выделяют нормы факультативные, позволяющие при определенных условиях отступать от главного варианта повеления, избирая второстепенный (запасной). Норма будет называться рекомендательной, если из ряда вариантов поведения рекомендуют один - предпочтительный. Если норма формулирует правило условия его действия и санкцию с исчерпывающей полнотой, не допуская каких- либо вариантов или дальнейшей конкретизации в ходе реализации, то ее можно назвать абсолютно определенной.
Напротив, относительно определенные нормы не содержат всех указаний и допускают возможность вариантов с учетом конкретных обстоятельств. Такие нормы, в свою очередь, подразделяются на ситуационные и альтернативные. Первые допускают возможность усмотрения адресата норм в зависимости от ситуации, а вторые - предоставляют возможность выбора из обозначенных в нормативном акте вариантов. Если нормы основные (исходные) и нормы производные (детализирующие);нормы постоянные и временные. В особую группу выделяются нормы поощрительные. Это те нормы, которые стимулируют поведение людей поощрительными мерами (санкциями). Таковые находят даже в уголовном праве.
Среди регулятивных и охранительных норм выделяют так называемые специализированные, к которым относятся нормы дефинитивные (содержащие признаки или определения государственно-правовых институтов), нормы-принципы, оперативные (направленные на отмену актов, их распространение на новые отношения и т.п.), коллизионные (позволяющие решать дело в случае противоречий норм).
Вся эта классификация, хотя и имеет условных характер. Но помогает профессионально точно и грамотно осуществлять правовое регулирование, изучать и в необходимых случаях обосновано критиковать законодательство
№ 19 Структура нормы права и способы изложения норм права в тексте НПА.
Все нормы прав призваны регулировать общественные отношения или устанавлиавть порядок, которому должны следовать органы Г, граждане и организации. В наиболее общей форме действие права состоит в том, чтобы обязывать, запрещать, разрешать, наказывать. Поэтому нормы права всегда что-либо предписывают как обязанности, должное поведение, что-либо разрешают как права и дозволения, что-либо запрещают как недозволенное или за что-либо карают как за вредное и опасное для людей и общества.
Для достижения этих целей правового регулирования норма права должна прямо или косвенно, полностью или частично, детально или обобщенно: выделить само содержание правовой нормы; определить условия, при которых содержание правовой нормы может и должно осуществляться; установить правовые последствия нарушения правовой нормы.
В соответствии этим задачам строится структура правовой нормы.
Структура нормы права - это её смысловое построение, подчинение законам логики и закономерностям регулирования отношений между лицами. Нормы права можно излагать при помощи различных речевых оборотов, но в любом случае при этом прослеживается формула (структура нормы): "Если…, то…, иначе…".
Элементы структуры норм права:
Гипотеза (предположение) - это элемент нормы, который описывает жизненные обстоятельства, при наступлении которых возникают определённые отношения. Например, Если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства предусмотрена неустойка (гипотеза), то убытки возмещаются в части непокрытой неустойкой (диспозиция). Гипотезой может служить также любая оговорка, «если иное не предусмотрено законом», перечень случаев, когда допускаются те или иные действия, например, сверхурочные работы, условия заключения брака «брак заключается в органах ЗАГСа»
Диспозиция (распоряжение) - это элемент нормы, в котором устанавливается отношение, возникающее при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой, т.е. указывается каким может или должно быть поведение при этих обстоятельствах. Это та часть, которая закрепляет права и обязанности как меру поведения. Например, Конституция «каждый имеет права на свободу и личную неприкосновенность». Диспозиция может относится и к объекту отношения и к его субъектам, документам, оформляющим отношение и иным сторонам регулируемого отношения. Но любая норма, предусматривающая, напрмер, виды субъектов связывает их правовое значение с правами и обязанностями сторон, участников правоотношений. Например, наймодатель обязан производить за свой счет ремонт сданного в наем имущества (диспозиция), если иное не предусмотрено законом или договором (гипотеза).
Санкция- это элемент нормы, в котором определяются меры ответственности, меры гос. принуждения субъектов права в случае совершения ими действий, которые противоречат отношениям, установленным диспозицией нормы. Например, возмещение убытков за неисполнение договорных обязательств – пеня, штраф и т.д.
Определение элементов в структуре нормы права показывает, что структура правовой нормы подчинена законам логики и закономерностям отношений между лицами.
Закономерности отношений между лицами - это объективная зависимость субъектов права друг от друга в определённых жизненных ситуациях. При помощи структурных элементов нормы подмечается эта зависимость.
Законы логики - это последовательный ход рассуждений, при котором одна логическая посылка нанизывается на другую и при этом не возникает противоречия между предположением и выводом.
Соотношение нормы права и закона поливариантно:
Норма права и статья закона совпадают.
Несколько норм включаются в одну статью.
Одна норма расположена в нескольких статьях.
Норма права может выполнять свои непосредственные регулятивные функции только при наличии всех её структурных элементов. Если в норме нет гипотезы, то она будет безжизненной, т.к. неизвестно при каких жизненных обстоятельствах следует руководствоваться изложенным в ней правилом. Если в норме нет диспозиции, то она превращается в пустышку, теряет качество соц. нормы. Отсутствие в норме санкции лишает ее качества правовой нормы, т.к. важнейшим признаком правовой нормы явл. охрана её гос-вом. Т. о. норма права может активно воздействовать на общественные отношения, быть их гос. регулятором только при единстве и логичности взаимосвязи её структурных элементов.
ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ФОРМ (ИСТОЧНИКОВ) ПРАВА
Право, как и всякое общественное явление, также имеет формы своего внешнего выражения, объективного, реального существования и функционирования.
В правовой науке формы, при помощи которых фиксируются, закрепляются, официально выражаются юридические нормы, получили название юридических источников права. Этот термин укрепился в юридической литературе как результат признания того, что формы права выступают одновременно и носителями юридических норм, тем «резервуаром», в котором они пребывают и из которого мы получаем, черпаем соответствующую правовую информацию.
Источником права в материальном смысле рассматривается само общество, его социально-экономическое, культурное развитие, содержание общественных отношений. Под идейным источником права понимается правосознание, играющее важную роль в правообразовании.
В юридическом (формальном) смысле формы (источники) права - это способы официального выражения, закрепления (объективации) правовых норм, придания им общеобязательной юридической силы.
Юридической науке известны несколько видов исторически сложившихся форм (источников) права. Это правовые обычаи, юридические прецеденты, нормативные правовые акты, нормативные договоры, юридические доктрины, религиозные писания.
Правовой обычай — это сложившееся исторически и вошедшее в привычку правило поведения, признанное и санкционированное государством в качестве нормы права.
Правовыми становятся лишь те обычаи, которые признаются государством в качестве общеобязательного правила поведения и вследствие этого подпадают под его защиту.
Правовой обычай являлся господствующим источником права в рабовладельческом и феодальном обществах. Система правовых норм, формирующихся на основе обычаев, получила в юридической науке название обычного права.
По мере укрепления и развития государственной власти обычай постепенно заменяется прямыми законодательными установлениями органов государства.
Нормативные правовые акты являются наиболее распространенной формой права в большинстве стран мира.
Под нормативным правовым актом понимается официальный письменный документ субъекта правотворчества, содержащий правовые нормы. Это акт правотворческой деятельности компетентных государственных органов или непосредственно народа (при референдумах), которым устанавливаются, изменяются или отменяются нормы права.
Нормативный правовой акт содержит общеобязательные правила поведения, обращенные к персонально неопределенному кругу субъектов права (граждане, сотрудники органов внутренних дел, лица, проживающие в зоне радиационного контроля, и т.д.), и действует постоянно, до его официальной отмены. Этим он отличается от актов, не обладающих признаками нормативности.
В странах с романо-германской правовой системой нормативный правовой акт является основным источником права. Этот источник широко используется (хотя и не преобладает) и в странах со сложившейся системой общего права, где главенствующее место занимает юридический прецедент (судебная и административная практика).
Юридический прецедент (судебный или административный) как источник права используется не во всех странах. Но он является преобладающим источником права в странах с англосаксонской правовой системой (Англия, США, Канада, Австралия и др.).
Суть юридического прецедента как формы (источника) права состоит в том, что решению определенного государственного органа (в первую очередь суда) по конкретному юридическому делу придается значение общей нормы. Другими словами, судебное или административное решение по конкретному делу становится обязательным образцом, эталоном для разрешения аналогичных дел.
В качестве одной из форм (источников) права выступает договор с нормативным содержанием.
Как известно, договор - это соглашение двух или более сторон по урегулированию какой-либо жизненной ситуации. Договор в праве - распространенное явление. Однако далеко не всегда договор выступает источником права. Источником права является только такой договор, в котором содержатся нормативные положения.
Нормативный договор — это двустороннее или многостороннее соглашение между различными субъектами права, в котором содержатся нормы права. Этот источник права известен давно. Нормативные договоры заключались между феодалами в средние века. В настоящее время нормативные договоры применяются во всех национальных правовых системах мира. Они широко используются и в международном праве. Исторический пример договора с нормативным содержанием - Договор об образовании СССР (1922 г.).
Юридические доктрины на определенных исторических этапах также выступали в качестве источников права. Это учения, обобщенные научные выводы и положения, содержащиеся в трудах ученых-правоведов. Например, научные труды наиболее авторитетных римских юристов (Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая, Модестина и др.) имели силу источников права. Их тексты, даваемые разъяснения использовались судами при разрешении юридических дел. В английских судах также нередко использовались в качестве источников права труды известных юристов. Юридические доктрины как источники права известны индусскому и мусульманскому праву и др.
На определенных этапах развития общества роль источников права играли и еще продолжают играть религиозные писания. Церковные нормы занимали значительное место среди норм феодального права. Догматы церкви охватывали отношения не только между духовными лицами, но в значительной части распространялись на всех членов общества. Суды строго руководствовались их предписаниями. Под действие религиозных канонов подпадала значительная часть семейных, наследственных отношений. На их основе рассматривались дела о ересях, колдовстве и т.д.
Постепенно сфера действия норм церковного права за счет усиления светской власти сужалась. В настоящее время религиозные тексты потеряли всеобщую значимость как источников права, однако не утратили ее полностью. В ряде мусульманских стран по-прежнему распространенными источниками права остаются тексты священных мусульманских религиозных книг. Так, основным источником мусульманского права является кодекс религиозных и этических норм Коран и некоторые другие священные писания. В них содержатся положения, обладающие общеобязательным характером.
Некоторые авторы в качестве своеобразных источников права называют принципы права как исходные начала, отправные положения правовой системы.
Как известно, принципы как источники права признаются в международных отношениях. В национальных правовых системах ряда стран принципы права выступают как его источники чаще всего при разрешении юридических дел на основе аналогии права. Обычно это принципы добросовестности, разумности, справедливости, равенства и т.п.
Возможность обращения к принципам права как его источникам нередко закрепляется в законодательном порядке, и в этом случае они приобретают нормативное значение, поскольку вводятся в ткань нормативных правовых актов (становятся нормами - принципами).
№ 21 Понятие и определение системы норм права.
система норм права является элементом системы правового регулирования, взаимодействия объективного и субъективного права, правоотношений и правосознания;
Система права — это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов подотраслей и отраслей права.
Системное устройство права означает, что оно представляет собой целостное образование, состоящее из множества элементов находящихся между собой в определенной иерархической связи.
Системная организация права имеет важное значение как для законодателя (принимая нормативный акт, правотворческий орган обязан гармонично «включить» его в существующую систему права не нарушая ее целостности), так и для правоприменителя (системный принцип права в сфере правоприменительной деятельности позволяет правильно истолковать и применить норму права). Существенно влияние системности права и на процесс систематизации (упорядочения) законодательства.
Черты системы права:1)— ее первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования — институты, подотрасли, отрасли; 2)— ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимоувязаны, что придает ей целостность и единство;3)— она обусловлена социально-экономическими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими факторами; 4)— имеет объективный характер, ибо зависит от объективно существующих общественных отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей.
Понятие «система норм права» не следует отождествлять с понятием «правовая система». Последнее шире по своему объему и включает в себя помимо системы права юридическую практику и господствующую правовую идеологию. Таким образом, правовая система и система права соотносятся как целое и часть.
Структура права носит объективный характер и обусловлена экономическим базисом общества. Она не может строиться по произволу законодателя. Ее элементами, как известно, являются: норма права, отрасль, подотрасль, институт и субинститут, которые в своей совокупности призваны максимально учитывать многообразие регулируемых общественных отношений, их специфику и динамизм. Обновление системы н. права связано прежде всего с развитием и совершенствованием общественных процессов, актуальность которых способствует появлению новых правовых институтов и отраслей.
№ 22 Отраслевая структура норм права. Отросли, подотросли и институты норм права. Характеристика основных отраслей права РБ.
Отрасль права — это упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих определенный род (сферу) общественных отношений.
Отрасль — наиболее крупное подразделение системы права. Качественная однородность, специфика той или иной области общественных отношений вызывают к жизни соответствующую отрасль права. Так, объективно существующие трудовые отношения людей обусловливают необходимость трудового права, управленческие отношения — административного права.
Если система права складывается из отраслей, то сами отрасли состоят из подотраслей, институтов и норм права.
Выделяют следующие отрасли права: 1) конституционное (государственное) право, 2) гражданское, 3) административное, 4) уголовное, 5)земельное, 6)трудовое, 7) семейно-брачное, 8) уголовно-исполнительное, 9) аграрное (сельскохозяйственное), 10) экологическое (природоохранное), 11) финансовое, 12) уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное.
Среди формирующихся отраслей можно назвать отрасли предпринимательского, налогового, муниципального, компьютерного права и др.
Дать краткую характеристику основных отраслей права — это значит рассмотреть конкретный предмет и доминирующий метод правового регулирования конституционного, административного, гражданского и уголовного права.
Конституционное право — ведущая отрасль права, предметом исследования которой являются основы конституционного строя, правовое положение личности, форма правления и государственное устройство; доминирующий метод — императивный. Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения; основной метод — диспозитивный. Административное право регулирует управленческие отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государства; преобладающий метод — императивный. Уголовное право охраняет от преступных посягательств на права