Теологические взгляды о сущности права
В основе теологических взглядов о сущности права лежат представления о надчеловеческом, сверхъестественном (небесном, божественном) первоисточнике и происхождении как самого человека, так и надлежащего порядка в совместной жизни людей, включая соответствующие общеобязательные правила поведения. Создание своих законов, институтов власти они приписывают непосредственно богам или их избранникам.
Согласно древнекитайской мифологии порядок в Китае, включая организацию власти, правила поведения и т.д., порожден и обусловлен волей божественного Неба. Император при этом характеризуется как «сын Неба».
Древние евреи, по Ветхозаветным преданиям, находились с Богом в особых договорных отношениях.
Идеи божественного происхождения всякой власти и законов присутствуют в христианской теологии.
Основой всех теологических взглядов на право является интерпретация права как установленной Богом иерархической соподчиненности «низших» «высшим», как определенной модели поведения, санкционированной Богом, а потому единственно верной, посредством соблюдения которой достигается спасение и жизнь после смерти.
Учения античных мыслителей о праве
В Древней Греции (с конца II тысячелетия до н.э.) эллины оперируют такими понятиями, как (правда, справедливость), (обычай, обычное право), (честь, почетное право), (закон).
Солон закон понимал как сочетание права и силы.
Пифагор:«справедливое состоит в воздаянии другому равным».
Гераклит Полис и его закон – это нечто общее, одинаково божественное и разумное
Протагор :мера всех вещей – человек.
Философский подход: Справедливость состоит в том, что каждое сословие, каждый гражданин занимались своим делом и не вмешивались в чужие дела.
Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике, которая включает в себя также учение о праве и законе.
Римские юристы тщательно разработали обширный комплекс правовой проблематики в области гражданского, административного, уголовного, международного права.(Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин )
Юридический позитивизм
Основы юридического позитивизма были разработаны английским юристом Остином в его труде «Чтение по юриспруденции» (1832г.).
понятие права как приказа, как принудительных установлений государства, как совокупности системы правил и норм, предписанных официальной властью. Сущность права составляет приказ власти, адресованный подчиненному под угрозой применения санкции в случае его невыполнения.
позитивисты единственным источником права признавали государство. От него граждане и получали права и свободы.
К негативным аспектам юридического позитивизма относят отрыв закона как правового явления от его правовой сущности
Кельзен: Юриста не должны интересовать внешние связи права с такими явлениями, как психология, социология, политика. Систему права Кельзен представляет в виде пирамиды, вершину которой занимают конституционные нормы. Далее следует закон и иные нормативные правовые акты, конкретизирующие общие конституционные нормы.
22) Историческая школа права
Историческая школа права зародилась в конце XVIII в. в Германии и сделалась весьма влиятельной в изучении права. В центр своих теоретико-познавательных интересов она поставила вопрос о том, как право возникает и какова его история.
Теоретики исторической школы права развивали свою теорию, полемизируя с представителями естественно-правовых концепций. Право, по мнению сторонников этой школы, возникает спонтанно.
Подобно как язык не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию и не дан от бога, так и право создается не только (и не столько) благодаря законодательствованию, сколько путем самостоятельного развития, через стихийное образование соответствующих норм общения, добровольно принимаемых народом в силу их адекватности обстоятельствам жизни. Акты законодательной власти дополняют позитивное право, но сделать его целиком они не могут. Позитивное право производно от права обычного, а это последнее произрастает из недр «национального духа», глубин народного сознания.
По мнению представителей исторической школы права, бесцельно и бессмысленно искусственно конструировать и в любое время предлагать людям ту или иную придуманную правовую систему. Созданная отдельно от самой истории жизни народного духа она не может привиться обществу. Правовым установлениям свойственна органичность, которая выражается и в том, что стадии и ритмы развития права совпадают с ходом эволюции народной жизни. Одной фразой это можно выразить следующим словом: право имеет историю.