Правовой нигилизм. правовой идеализм
Право, хотя и носит объективный характер (система норм действует независимо от нашего сознания) тем не менее, существует в обществе и тесно связано с ним. Это значит, что в обществе в целом, и на уровне каждого конкретного человека, существует определенное отношение к праву, его оценка.
Такое отношение характеризуется двумя понятиями – правовой нигилизм и правовой идеализм.
Отношение людей к праву |
Правовой нигилизм | Правовой идеализм |
Негативное отношение к праву, отрицание его роли и неверие в его эффективность | Переоценка роли права, придание ему несвойственных качеств, игнорирование недостатков |
Вообще, обе формы – крайние точки зрения. Обе страдают чрезмерным преувеличением качеств права (в одном случае преувеличиваются недостатки, в другом – достоинства). Истина же, традиционно находиться посередине. |
Таким образом, все выглядит так:
Нормальное (адекватное) отношение к праву |
Правовой идеализм |
Правовой нигилизм |
Рассмотрим оба явления подробнее:
Правовой нигилизм – негативное отношение к праву (конкретного лица, социальной группы или общества в целом), отрицание социальной ценности права как универсального регулятора общественных отношений. |
Термин происходит от латинского слова «nihil» - «ничто, ничего».
П.н. можно рассматривать как форму правосознания – по сути, это один из видов отношения людей к праву. П.н. особенно характерен для тоталитарных режимов – это реакция общества на всеобщие нарушения прав человека, которые свойственны таким режимам. В демократических государствах уровень п.н. должен быть низким (иначе такое государство не может считаться демократическим в полной мере).
Исторически, первые признаки правового нигилизма можно отмечать еще в древнем Китае, где последователи Конфуция отрицали роль права в управлении государством (считая, что его должны заменить традиции и нравственные установления.). В дальнейшем идеи п.н. проявились в трудах анархистов (Бакунин и др.) которые призывали к уничтожению государства (а с ним и права).
В Советском Союзе уровень правового нигилизма, к сожалению, всегда был высоким. При низкой правовой культуре населения, и использования права в качестве инструмента репрессий, люди не рассматривали право в качестве средства защиты, отсюда неверие в его ценность. Нередко низким был уровень подготовки юридических кадров.
Формы правового нигилизма:
Они могут быть различны (от простого равнодушия и отсутствия интереса к праву, до явно негативного отношения к нему). Во многих случаях правовой нигилизм, является предпосылкой к правонарушениям.
Причины правового нигилизма: причины различны, многие из них имеют исторический характер (достались нам еще от Российской империи):
- Длительное существование на территории страны тоталитарного советского режима (с его пренебрежением к праву);
- Длительный процесс коренных преобразований в стране, сделавший неэффективными многие правовые нормы и механизмы;
- Несовершенство правовых норм и механизмов их защиты и реализации;
- Низкая политическая и правовая культура населения, неготовность жить в условиях демократии;
- Недостаточный профессионализм юридических кадров.
и другие.
Правовой нигилизм – вредное и опасное для общества и государства явление. Он создает значительные помехи функционированию механизма правового регулирования, не дает праву нормально выполнять свои функции. Поэтому любое государство должно стремиться к преодолению правового нигилизма. Следовательно:
Меры борьбы с правовым нигилизмом:
- Совершенствование правовых норм во всех сферах, обеспечение правового содержания законов и высокого уровня юридической техники;
- Совершенствование механизмов реализации правовых норм и защиты прав субъектов;
- Обеспечение строгого режима законности;
- Подготовка высококвалифицированных юридических кадров;
- Повышение уровня правовой культуры населения;
Вообще – лучший способ преодоления правового нигилизма – создание действительно эффективного права. В демократическом государстве, в котором правовые нормы способствуют прогрессу и свободе личности, уровень правового нигилизма всегда будет незначительным, без каких-либо особых мер.
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
Ранее уже рассматривалось понятие «правовая культура», неоднократно указывалась и ее роль в государстве и обществе. Однако правовая культура не возникает сама по себе и из ничего. Для ее формирования и поддержания необходимы особые виды деятельности государства и иных субъектов (в том числе самих граждан).
Такую деятельность и можно называть правовым воспитанием и правовым образованием. В общем, получаем примерно такие определения:
Правовое воспитание – целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, опыта и идеалов от одного поколения к другому |
Цель правового воспитания: формирование и развитие правового сознания и правовой культуры человека и общества в целом.
Формы правового воспитания могут быть самыми разнообразными – здесь возможно все, что не противоречит закону и направлено на достижение целей правового воспитания. Посмотрим что это за формы:
Формы правового воспитания |
Правовое обучение | Правовая пропаганда | Самовоспитание | Юридическая практика |
Субъекты правового воспитания («кто воспитывает» - органы и учреждения, осуществляющие его) – широкий круг различных учреждений и лиц осуществляющих его. Вообще правовое воспитание (в широком смысле) может осуществлять кто угодно и где угодно.
Ну а более конкретно:
- семья;
- дошкольные воспитательные учреждения;
- школа;
- средние специальные и высшие учебные заведения (особенно – юридического профиля, но и все остальные – также, в пределах своих задач);
- трудовые коллективы;
и другие.
Правовое образование – осуществляемая в различных формах деятельность по формированию у граждан базовых знаний о праве и его действии |
Правовое образование – понятие близкое к рассмотренному выше правовому воспитанию. Оно вообще выступает одной из форм такого воспитания. Таким образом, п.о. – более узкое по содержанию понятие, чем п.в.
Задачи правового образования:
- Формирование у граждан основных знаний о праве, его роли, механизме деятельности;
- Разъяснение им принадлежащих прав, обязанностей и способов их защиты;
- Подготовка и стимулирование участия граждан в правовой деятельности;
- Повышение активности в защите своих прав.