Государственный суверенитет Республики Беларусь. Суверенитет Республики Беларусь впервые был закреплен в Декларации Верховного Совета 27 июля 1990 г
Суверенитет Республики Беларусь впервые был закреплен в Декларации Верховного Совета 27 июля 1990 г. 25 августа 1991г. был принят закон «О предании статуса конституционного закона Декларации о государственном суверенитете». Ст. 1 Декларации провозглашала Республику Беларусь суверенным государством, утвердившемся на основе осуществления белорусской нацией её неотъемлемого права на самоопределение, верховенстве народа в определении своей судьбы, а также государственности белорусского языка. Республика Беларусь согласно Декларации гарантировала право каждого человека, независимо от его происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола , образования, отношения к религии, места проживания, равные возможности на сохранение, изучение, и развитие родного языка, а также равную социальную, экономическую и юридическую защиту всех языков.
Можно выделить следующие сферы проявления суверенитета Республики Беларусь:
а) государственное строительство и правотворчество;
б) экономическое и социально-культурное строительство;
в) оборона страны, государственная безопасность;
г) внешнеполитическая деятельность.
В сфере государственного строительства и правотворчества Республика Беларусь устанавливает основы политики: в области государственно-национального развития; определения государственного устройства и территории; развития законодательства.
Основы государственного суверенитета Республики Беларусь закреплены в первом разделе Конституции Республики Беларусь «Основы Конституционного строя». Части 2 и 3 ст. 1 Конституции закрепляют положение о том, что Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.
К ведению Республики отнесены:
выбор формы правления;
формирование системы, структуры и полномочий органов государственной власти, установление общих принципов их организации.
Конституция устанавливает рамки полномочий для каждого вида органов государственной власти, за пределы которых они не в праве выходить, характер их взаимоотношений с органами местного самоуправления.
Основой деятельности властных структур является ответственность за сохранение государственного суверенитета Республики Беларусь, обеспечение политической стабильности в обществе, эффективное развитие экономики, благополучие народа, защита суверенной и территориальной целостности Республики. Только эффективно действующий институт власти может обеспечить государственный суверенитет Республики Беларусь, её государственное единство. Конституционные основы организации и деятельности органов государственной власти – разделение властей, подотчётность народу, гласность, верховенство права должны быть незыблемы.
Республиканское гражданство является необходимым элементом конституционно-правового статуса Республики Беларусь как суверенного государства. Оно выражает политико-правовую связь личности с государством независимо от национальной принадлежности. Эта связь не ограничена пространственным пределом государства и проявляется в установлении единого гражданства для всех граждан Республики Беларусь, определении их правового статуса, а также статуса иностранцев, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев – в чём, также проявляется государственный суверенитет Республики Беларусь.
Государственный суверенитет предполагает наличие единого правового пространства. В сфере правотворчества республика осуществляет разработку, принятие и реализацию законодательства всех отраслей права.
Характерным признаком государственного суверенитета является наличие территории.
Большинство стран мира в своих конституциях устанавливают положение о том, что их территория – едина, неделима, неотчуждаема, неприкосновенна.
В ст. 9 Конституции Республики Беларусь даётся определение территории Республики Беларусь как естественного условия и пространственного предела самоопределения народа Республики Беларусь, основы его благосостояния и суверенитета.
Независимо от государственно-политической формы самоопределения народа, территория всегда и при любых обстоятельствах будет его неотъемлемым условием существования, как объективная и историко-географическая данность. В состав территории государства включаются суша, воды, недра, пространство, образующее материальное содержание суверенитета. Государственная граница выступает юридически закреплённым пространственным пределом государственной территории и действием государственного суверенитета.
Государственный суверенитет предполагает независимость государства в проведении внутренней политики. Это возможно при распространении власти на всю территорию страны. В этих целях в Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь было закреплено положение о том, что земля, её недра, другие природные ресурсы на территории республики являются собственностью народа Беларуси, которому принадлежит исключительное право по их владению, пользованию и распоряжению. Республика самостоятельно устанавливает порядок организации на территории Беларуси режим охраны природы, использования природных ресурсов и обеспечивает народу экономическую безопасность. В настоящее время эти основополагающие положения закреплены ст. 13 Конституции Республики Беларусь.
Суверенитет возможен, когда государство самостоятельно решает территориальные вопросы.
Республика осуществляет политико-административную организацию территории, производя её деление на административно-территориальные единицы, осуществляя организацию государственной власти и государственного управления по территориальному принципу.
Республика Беларусь определяет изменение границ областей, районов, городов и иных административно-территориальных единиц государства (ч.3 ст. 9 Конституции Республики Беларусь).
Государственный суверенитет Республики Беларусь проявляется в праве:
устанавливать статус, режим и осуществлять защиту государственных границ, пограничных и иных специальных зон;
устанавливать режим и условия навигации в своём воздушном пространстве;
устанавливать правила использования национальных вод;
осуществлять охрану и оборону государственной территории, экономических зон;
организовывать таможенное дело на основе принципа единства таможенной территории.
Часть 2 ст. 1 Конституции Республики Беларусь закрепляет территориальное верховенство, то есть высшую власть в отношении своей территории. Исходя из этого, суверенитет предполагает такие свойства государственной власти, в силу которых её территориальное господство, верховенство, являются высшим и независимым.
Государственная территория, будучи пространством, на которое распространяется территориальное верховенство государства, представляет собой правовой режим, касающийся всех элементов государственной территории.
Из содержания понятия государственного верховенства следует, что любое посягательство на территориальную неприкосновенность государства означает посягательство на область осуществления его власти, поэтому представляет собой грубейшее нарушение государственного суверенитета. Подобным же образом следует рассматривать любую попытку реализовать в пределах государственной территории власть иного государства.
В сфере экономического и социально-культурного развития Республика Беларусь осуществляет самостоятельную экономическую политику на принципах регулируемых рыночных отношений, устанавливает правовые основы единого рынка, управляет государственной собственностью, анализирует воздействие системы хозяйствования на развитие социально-экономических и политических процессов.
К исключительному ведению республики отнесены также финансовое, валютное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, организация экономической службы, включая Национальный и иные банки Республики Беларусь.
Суверенитет предполагает способность государства обеспечивать свою внешнюю и внутреннюю безопасность.
Военная доктрина, структура и организация Вооружённых сил Республики Беларусь, иные составляющие оборонной политики определяются исключительно республикой. Беларусь может заключать оборонительные союзы с другими государствами, создавать объединённые вооружённые силы или силы быстрого реагирования для поддержания мира
Республика Беларусь является субъектом международного права. Она осуществляет самостоятельную внешнюю политику, вступает в отношение с иностранными государствами, заключает с ними международные договора, обменивается дипломатическими и консульскими представителями, принимает участие в деятельности международных организаций, решает вопросы войны и мира.
Ст. 18 Конституции Республики Беларусь провозглашает внешнеполитический курс республики на признание и уважение государственного суверенитета и суверенного равенства всех стран.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция Республики Беларусь 15 марта 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на респ. референдуме от 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.). – Мн.: Амалфея, 2006.
2. Об утверждении военной доктрины Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 3.01.2002 г. № 74–З (ред. от 06.01.2009 г. № 8–З) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2002. – № 2/826.
3. О международных договорах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 23.07.2008 г. № 421–З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2008. – № 2/1518.
4. О государственном суверенитете Республики Беларусь: Декларация Верховного Совета Респ. Беларусь от 27.07.1990 г. // Там же. – 2001. – № 2/795.
5. Автономов А.С. Правовая регламентация деятельности партий в капиталистических и развивающихся странах. //Сов. гос. и право. – 1990. – № 6. – С. 130–139.
6. Вельяминов Г.М. Соотношение принципов самоопределения народов и территориальной целостности, а также проблемы признания // Государство и право. – 2010. – № 10. – С. 101 – 104.
7. Головко А.А. Современные проблемы государственного суверенитета в Республике Беларусь // Право и демократия. Сборник научных трудов. Выпуск 10. – Минск, 1999. – С. 99–112.
8. Макуев Р.Х. Несостоятельность идеи «ограниченного» суверенитета // Государство и право. – 2008. – № 2. – С. 23 – 29.
9. Мамонов В.В. Государственный суверенитет и территориальная целостность – главные принципы современной российской государственности // Государство и право. − № 4. − 2004. − С. 5−12.
10. Пастухова Н.Б. О многообразии подходов к трактовке и пониманию суверенитета // Государство и право. – 2007. – № 12. – С. 80 – 84.
11. Шавцова А.В. Конституционно-правовая основа финансово-экономической системы как гаранта государственного суверенитета Республики Беларусь // Право и демократия: Сб. науч. ст. – Вып. 15 (Отв. ред. В.Н. Бибило. – Мн.: БГУ, 2004. – С. 70–81.
12. Якунин В.И. Государственная идеология и национальная идея: конституционно-ценностный подход // Государство и право. – 2007. – № 5. – С. 5 – 12.