Элементы структуры правовой системы
1. норму права, которая регулирует типовое общественное отношение, образуя первичный элемент системы права.
2. правовой институт — это система взаимосвязанных норм, регулирующих относительно самостоятельную совокупность общественных отношений или какие-либо их компоненты, свойства.(в трудовом праве образуются институты трудового договора, заработной платы, трудовой дисциплины.)
3. отрасль права - это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки, комплексы однородных общественных отношений.(гражданское право регулирует все имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, семейное право — отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье.)
37)
38)Отрасль права — основное структурное подразделение системы права Республики Беларусь, представляющее собой наиболее крупную группу юридических норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения. С учетом некоторых изменений, происшедших в последние годы, функционирующая в настоящее время система права Республики Беларусь состоит из следующих основных отраслей: конституционного права, гражданского права, административного права, уголовного права, трудового права, семейного права, земельного права, финансового права, уголовно-исполнительного права, гражданско-процессуального права, уголовно-процессуального права.
Система права, формирующаяся на объективной основе, обусловливает внешнюю структуру — форму национального права. Правовые нормы, составляющие содержание отраслей и институтов права, обязательно приобретают и внешнее выражение в виде статей нормативных правовых актов, то есть проявляются в формулировках действующего законодательства. С учетом этого обстоятельства формируется система законодательства, которая определяется как системная совокупность нормативных правовых актов, располагаемых (группируемых) в соответствии с отраслями права и целями государственного управления в той или иной сфере общественных отношений.
Таким образом, система права страны и система национального законодательства неразрывно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они соотносятся между собой как содержание и форма одного и того же явления — права. Так, гражданскому праву как отрасли права соответствует гражданское законодательство, административному праву — административное законодательство, трудовому праву — трудовое законодательство и т.д.
39)Общество- это сложная, саморазвивающаяся система связей людей, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными, классовыми отношениями и интересами.
40)Личность - это прежде всего индивид, обладающий собственными неповторимыми качествами.
Правовой статус личности -это система прав, свобод и обязанностей, закрепленная в нормах права.
Различают следующие виды статуса :1)общий, или конституционный; 2)специальный, или родовой; 3)индивидуальный; 4) физических и юридических лиц; 5) иностранцев, лиц без гражданства или с двойным гражданством, беженцев;6) граждан, находящихся за рубежом; 7)отраслевые: гражданско-правовой и административно-правовой; 8)профессиональные и должностные (статус депутата, министра, судьи, прокурора); 9) лиц работающих в экстремальных условиях или особых регионах страны. Набор правовых статусов велик, но в теоретическом плане наиболее существенное значение имеют первые три вида.
Общий правовой статус- это статус лица как гражданина государства, члена общества. Он определяется, прежде всего, Конституцией и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещений по службе, семейного положения, должности) является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщенностью. Содержание такого статуса составляют главным образом те права и обязанности, которые предоставлены и гарантированы всем и каждому Основным Законом страны. Изменение этого содержания зависит от воли законодателя, а не от каждого отдельного лица. Общий правовой статус является базовым, исходным для всех остальных. По нему можно судить о характере, социальной природе, степени демократичности данного общества.
Специальный или родовой, статус отражает особенности положения определенных категорий граждан (пенсионеров, студентов, учителей, инвалидов и.т.д.). Указанные слои, группы базируясь на общем конституционном статусе гражданина, могут иметь свою специфику, дополнительные права, обязанности. Льготы, предусмотренные текущим законодательством. Совершенствование этих статусов - одна из задач юридической науки.
Индивидуальный статус фиксирует конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, выполняемая работа, иные характеристики). Он представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей гражданина. Твердое знание каждым своего личного статуса, прав и обязанностей, ответственности, возможностей - признак правовой культуры, юридической грамотности. Индивидуальный правовой статус подвижен, динамичен, он меняется вместе с теми изменениями, которые происходят в жизни человека
Рассмотренные три вида статуса соотносятся между собой как общее, особенное и единичное. Они тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, наслаиваются друг на друга, на практике не разделим. Каждый индивид выступает одновременно во всех указанных качествах - гражданина своего государства (общий статус), он принадлежит к определенному слою (группе) и, следовательно, обладает родовым статусом, и он же представляет собой отдельную, неповторимую личность, т.е. имеет индивидуальный статус. Общий правовой статус у всех один, специальных статусов множество, а индивидуальных ровно столько сколько граждан.
41)
42)
43)Государство - это политическая общность, составляющими элементами которой являются территория, население и власть. В современной теории права обязательными элементами государства признаются суверенитет и право.
Территория - это пространственная основа государства. Территория государств включает землю, недра, воздушное пространство и территориальные воды; она не может быть сведена к так называемой твёрдой земле.
Население - то есть человеческое сообщество, проживающее на территории государства и подчиняющееся его власти.
Власть - отношения господства и подчинения, существующие между политической элитой и остальной частью общества.
В настоящее время кпризнакам государства относится:
- публичная политическая власть (государственная власть). Под государственной властью понимается определенная система господства и подчинения между людьми, способ управления людьми, фактор организованности и порядка в обществе. Суть государственной власти состоит в реальной возможности и способности властвующих подчинять своей воли граждан. Свойство публичности означает, что государственная власть, все ее органы должны действовать открыто, за исключением отдельных специальных органов государства. Степень открытости государственной власти может быть различной. Таким образом, любая государственная власть формально является публичной, т.е. выступает от имени народа, однако, по своей сущности она может быть частной (монархия), корпоративной (аристократия), авторитарной, тоталитарной и т.д.
- административно–территориальная организация населения; т.е. разделение населения по административно–территориальным единицам и осуществление публичной власти по территориальному признаку. На практике это приводит, во–первых, к появлению нового общественного института – гражданства; во–вторых, к установлению пространственных пределов государственной власти в форме государственных границ; в–третьих, к образованию центральных и местных органов власти.
- налоги и займы;
- право;
- государственный суверенитет. Впервые понятие суверенитета как единой, неограниченной, неделимой и неотчуждаемой власти было сформулировано французским ученым Ж.Боденом в работе «О республике», вышедшей в 1576 году. Боден не только обосновал и развил идею верховенства и независимости государственной власти, но и наполнил ее юридическим содержанием. Он сформулировал «права суверенитета», к которым относились: право законодательства, право войны и мира, право назначения высших должностных лиц, право верховной юрисдикции, право взимания налогов и др.
- монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);
- монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);
- наличие государственных символов - герба, флага, гимна.
44)В большинстве современных государств выделяют два вида государственных функций в соответствии с местом их осуществления - внутренние и внешние.
К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной жизни государства, относятся следующие виды функций:
Охранительные - обеспечение общественного и правового порядка, защита и охрана прав и интересов субъектов, конституционного строя и государства от противоправных посягательств.
Экономические - активная разработка и проведение экономической политики, которая строится на принципах свободного рынка и свободного предпринимательства.
Социальные – забота о гражданах, которые в силу каких-либо причин не в состоянии обеспечить для себя нормальное существование.
Культурно-воспитательные - каждый гражданин должен иметь образование, соответствующее принятому стандарту, поощрение и развитие искусства, обеспечение свободу творческой деятельности. Не может быть сильного, процветающего государства без уважения и сохранения исторических традиций и культурного наследия.
Природоохранительные.
Правовые- защита законных прав и интересов граждан, предотвращение социальных конфликтов.
К внешним функциям относятся:
Защита общества от внешних врагов - нацелена на защиту мирного труда, суверенитета и территориальной целостности государства.
Развитие цивилизованных отношений с другими странами.
Борьба с международной преступностью.
По ветвям власти функции делятся: законодательная, исполнительно-распорядительная, судебная, контрольно-надзорная.
45)Форма правления - организация верховной государственной власти и порядок ее образования. В современных государствах различают следующие формы правления: монархия и республика.
Монархия -верховная власть в стране сосредоточена (полностью или частично) в руках одного человека.
Как форма правления отличается следующими признаками:
· существование единоличного носителя верховной власти, - монарха, который, как правило, пользуется этой властью пожизненно;
· наследственным порядком преемственности верховной власти, регулируемым законом о престолонаследии или обычаем;
· монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа;
· отсутствием юридической ответственности монарха как главы государства.
В свою очередь она делится:
Абсолютная монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу (Россия до 1905г).
Ограниченная монархия -форма правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом или законодательным актом. (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.).
Республика -верховная власть в стране принадлежит избранным на определенный срок органам государственной власти
как форма правления отличается следующими признаками:
· выборностью органов государственной власти на определенный срок и их коллегиальным характером;
· наличием выборного на определенный срок главы государства;
· производным характером государственной власти, которая пользуется властными полномочиями не по собственному праву, а по поручению суверенного народа;
· юридической ответственностью главы государства.
Она подразделяется:
Парламентская республика - форма правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту. (Италии Австрию, Швейцарию, Исландию, Ирландию, Индию и др.).
Президентская республика - форма правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. (США, Латинская Америка).
Смешенная республикахарактеризуется наличием основных черт обоих типов республиканской формы правления.Отсутствует прямая юридическая связь между президентом и правительством. Президент избирается народом, но не возглавляет исполнительную власть.
46)Форма государственного устройства - это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.
По форме государственного устройства все государства можно подразделить на три основные группы:
Унитарное государство - это единое цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.
Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
· унитарное устройство предполагает единые, общие для всей страны высшие исполнительные, представительные и судебные органы;
· на территории действует одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;
· составные части государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают;
· на территории проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;
· все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;
· имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.
К унитарным государствам относятся такие государства, как Франция, Турция, Япония, Финляндия, РБ, Литва, Польша и др,.
Федерация - представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.
Федерацияхарактеризуется следующими признаками:
1. Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов: штатов, кантов, земель, республик и т.д.
2. В союзном государстве верховная исполнительная, законодательная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.
3. Субъекты федерации имеют право принятия собственной конституции, имеют свои высшие исполнительные, законодательные и судебные органы
4. В большинстве федерации существует союзное гражданство и гражданство федеральных единиц.
5. При федеральном государственном устройстве в парламенте имеется палата, представляющая интересы членов федерации.
6. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют союзные федеральные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях (США, Бразилия, Индия, ФРГ и др.).
Конфедерация- это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.
При конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации - сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах. (Австро-Венгрия до 1918, Швеция и Норвегия до 1905, США с 1781 по 1789, Египет и Сирия для войны с Израилем в 1958, до 1848 г. Швейцарская федерация).
Конфедерация характеризуется следующими чертами:
1.конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов, в отличии от федерации;
2.конфедеративное устройство не имеет единой армии, единой системы налогов, единого государственного бюджета;
3.сохраняет гражданство тех государств, которые находятся во временном союзе;
4.государства могут договориться о единой денежной системе, о единых, таможенных, правилах, о межгосударственной кредитной политике на время существования союза.
47)Политический режим представляют собой совокупность способов и методов осуществления власти государством.
Основу политического режима сегодня составляют следующие типы:
Демократический