Отделение церкви от государства

a. лишение церкви государственных полномочий

b. вытеснение церкви из любых общественных отношений

Модель взаимоотношения государства и церкви зависит от истории конкретного государства.

Когда в государстве существуют несколько конкурирующих конфесий, тогда государство подчеркнуто отделяется от них.

Между государством и существует определенная сфера, где их интересы взаимодействуют. Это отношения, которые имеют определенную нравственную окраску либо затрагивают процедуру отправления религиозного культа.

Формы государственного устройства

Государственное устройство –это способ территориальной (и национально-территориальной) организации распределения государственной власти и взаимоотношений между соответствующими субъектами государственной власти.

По форме государственного устройства государства делятся на унитарные и федеративные. Конфедерация – форма союза суверенных государств.

Унитарное государство –это единое суверенное государство, на всей территории которого действует одна конституция, единые органы государственной власти и единое законодательство.

 единые вооруженные силы;

 единая налоговая и финансовая системы.

Централизованные Децентрализованные
государственной властью на местном территориальном уровне обладают должностные лица, назначаемые центральной властью рядом государственно-властных полномочий по вопросам местного значения обладают органы местного самоуправления, избираемые самим населением

Федеративное государство – единое суверенное союзное государство, субъекты которого в пределах своих территориальных и национально-территориальных образований и в рамках суверенитета единого федеративного государства обладают самостоятельным государственно-правовым статусом, имеют свои системы органов государственной власти и свое законодательство.

 суверенитет федеративного государства распространяется на всю его территорию, которая в качестве своих составных частей включает территории отдельных субъектов федерации;

 субъекты федерации не являются суверенными государствами;

 законодательство субъекта федерации не должно противоречить федеральному законодательству;

 полномочия во внешней политике и по основным направлениям внутренней политики принадлежат исключительно общефедеральным государственным органам;

 верхняя палата парламента – палата представителей субъектов федерации, нижняя палата – палата народного представительства.

Конфедерация –это союз (сообщество) суверенных государств, добровольно объединившихся для удовлетворения определенных общих интересов политического, экономического, оборонного характера.

 носит временный характер склонная либо к распаду, либо к преобразованию в федерацию;

 формируются некоторые общие органы, состоящие из представителей субъектов конфедерации и реализующие их согласованные решения;

 члены конфедерации сохраняют свой суверенитет, свою систему государственной власти, свое законодательство и свое гражданство;

Империя –это сложное многонациональное государство, создаваемое с помощью захвата и насильственного удержания в своем составе суверенных соседних государств мощным деспотическим режимом.

Политический режим

Политический режим –это совокупность методов и средств осуществления государственной власти и ее взаимодействие с населением.

Деспотический государственный режимпредставляет собой систему государственного устройства – неограниченную монархию, характеризующуюся полным произволом власти, бесправием подданных. Самовластие, жестокое подавление свободной воли, произвол по отношению к подчиненным.

Тоталитарный государственный режимцеликом основан на методах физического, психического, идеологического принуждения со стороны единых органов партийно-государственной машины. Вся деятельность государственных органов направлена на безусловное выполнение указаний «вождя», пожизненного президента, лидера партии. Конституционные права граждан открыто нарушаются государственным аппаратом под предлогом обеспечения высших прав общества, нации, расы, народа, государства. Личность как таковая игнорируется. Политическая активность граждан стремится к нулю, хотя могут организовываться «бутафорские» выборы, учреждаться общественные объединения, создавая видимость активности (фашистские государства).

При авторитарном государственном режимепреобладают методы принуждения (нередко прямого насилия) при сохранении отдельных методов либерализма. Представительные органы сохраняются, но выборы являются формальными, поскольку деятельность политической оппозиции практически прекращена. Безраздельно доминирует исполнительная власть, глава государства, причем президентом избирается одно и то же лицо много раз подряд, что усиливает его влияние в государственной структуре. Конституционные права граждан открыто нарушаются, а государственные органы видят свою роль не в защите этих прав, а прежде всего в служении клану президента, его окружению. Реальное политическое участие граждан в делах государства отсутствует, выборы имеют показной характер и не могут отстранить от власти прежних правителей или привести к власти новых новые партии, господствует принцип не выборности, а назначения, политическая активность граждан и их объединений низка, ограничена необоснованными рамками законодательства.

Либеральный политический режимхарактеризуется соединением преобладающих черт демократии и некоторых элементов авторитаризма. Основное значение имеют методы либерализма, принуждение ограничено, методы требований и запретов, прежде всего, имеют цель сохранить и защитить демократические институты. Однако деятельность представительных органов власти на всех уровнях принижается, на первый план выдвигается исполнительная власть. Система сдержек и противовесов не отработана, принцип уравновешенности властей нарушен. Конституционные права соответствуют международным стандартам, но их защита со стороны государства в результате деятельности коррупционных структур осуществляется недостаточно полно. Против политической оппозиции меры подавления не используются, но государство оценивает ее деятельность как негативную. Политическая активность граждан не развита. Обратные связи граждан с государственными органами недостаточны, позитивизма в деятельности государственных органов они не видят.

Демократический политический режим– это форма, способ и порядок осуществления государственной власти, который предполагает официальное признание и практическую реализацию основных прирожденных и неотчуждаемых прав и свобод человека и широкого круга прав гражданина, господство правового закона, разделения властей, утверждение конституционализма, парламентаризма, многопартийности, осуществления суверенной власти народа в правовых формах референдума и свободных выборов, форм и механизмов общественного контроля за деятельностью государственной власти, политической активности населения.


Наши рекомендации