Россия без Распутина. «Распутинство» и современность
Распутинская легенда растаяла, как дым, сразу после его исчезновения. Ничего не изменилось. В союзе с Антантой продолжалась война с Германией и твердо, в который уже раз, было заявлено: она будет продолжаться до победного конца. Как и прежде, Николай II маневрировал, не уступая напору оппозиции слева и не слишком поддаваясь давлению справа. По всей вероятности, сознавая противостояние и напряженность в обществе, он стремился сохранить status quo до окончания войны. Если бы революции не произошло и война окончилась для России победой, перед ней открывались две возможности: либо патриотический подъем, превратившийся в шовинистической угар, привел бы к укреплению «самодержавного принципа», либо, напротив, союз с демократическими странами Запада содействовал бы дальнейшей модернизации России и дальнейшему преобразованию режима в конституционном направлении. Ретроспективно представляется, что второй путь имел больше шансов на успех, хотя «национальные начала» в этом процессе почти наверняка были бы укреплены. Бывший премьер-министр Трепов в эмиграции писал, что Николай II так очертил политический курс в январе 1917 г. Проводить какие-либо радикальные реформы во время войны невозможно. «Русский народ по своему патриотизму понимает это и терпеливо подождет». Только отдельные группы общества, главным образом в обеих столицах, «желают волнений» ради осуществления собственных вожделений, но их «заставят успокоиться, хотя бы пришлось прибегнуть к репрессиям». После же окончания войны будут проведены реформы, которые «удовлетворят интересы подлинного народа». Николай II надеялся на «смягчение» противоборствующих политических сил, рассчитывал на компромисс. В этом была его главная и роковая ошибка. Политика не терпит неопределенности. В годину «смуты и разврата» среднего, промежуточного пути нет. Этого до конца не понимали ни он, ни Керенский, ни через несколько десятков лет Горбачев. Это хорошо понимал Ленин…
То, что называют славной, бескровной Февральской революцией, конечно, не было таковой. В столице возникли банальные беспорядки на почве продовольственных затруднений. Петроградские военные и гражданские власти растерялись. Царь находился в Ставке, и без него никто не решался приступить к активным действиям. Между тем, по свидетельствам многих очевидцев, одного боевого полка было бы вполне достаточно, чтобы восстановить в Петрограде порядок. Именно в этот момент в события вмешались лидеры думской оппозиции. Сознательно ли они использовали возникшую анархию для достижения своих политических целей или поначалу, движимые страхом, пытались как-то справиться с ней, - сказать трудно. Скорее всего, было и то, и другое. Но так или иначе, руки у них оказались развязанными: царская чета была уже скомпрометирована так, что практически никто в эти критические минуты не оказал ей поддержки. Распутинская легенда сделала свое дело. [1].
Заключение
«Безо всякого усилия утешает море. Когда утром встаёшь и волны «говорят», и плещут, и радуют. И солнце на море блестит, словно тихо-тихо поднимается, и в то же время Душа человека забывает всё человечество и смотрит на блеск солнца; и радость у человека возгорается, и в Душе ощущается книга жизни и премудрость жизни - неописуемая красота! Море пробуждает от сна сует, очень много думается само по себе, безо всякого усилия.
Море - пространство, а ум ещё более пространен. Человеческой премудрости нет конца, она невместима всеми философами. Ещё есть величайшая красота, когда солнце падает за море и закатывается и лучи его сияют.
Кто может оценить светозарные лучи? Они греют и ласкают Душу и целебно утешают. Солнце по минутам уходит за горы, Душа человека немного поскорбит о его дивных светозарных лучах… Смеркается. О, какая становится тишина… Нет даже звука птицы. От раздумья человек начинает ходить по палубе, невольно вспоминает детство и всю суету, и сравнивает ту свою тишину с суетным миром, и тихо беседует с собой, и желает с кем-нибудь отвести скуку, нагнанную на него от его врагов…».
Прекрасные слова, которые принадлежат - хлысту, чудовищу, виновнику падения самодержавия в России, вору, соблазнителю, тунеядцу, гипнотизеру, человеку, не имевшему медицинского образования, но умевшему лечить самые страшные недуги, страннику, святому: а, в общем, Григорию Распутину, «мужику» из села Покровского. Для кого-то святой, для кого-то обыкновенный человек, для кого-то дьявол. Я считаю Распутина человеком, умевшим ценить все радости жизни, наслаждаться ею, любить её и, как это противоречиво не звучит, человеком, который любил людей. Мне не попался в руки не один источник, в котором Распутин обвинялся в убийстве или изнасиловании. Я не утверждаю, что Распутин святой, нет, это далеко не так, но так же Распутин и не чудовище, каким его описывали многие. Распутин - любознательный человек, который хотел получать от жизни только радости и наслаждения. Он искал себя в деревне, в странствованиях, в столице и везде был как дома. Задавался глобальными вопросами, размышлял и находил свои ответы. Его мало заботили тем, кому он не угодил, мало заботили и те, которые почитали его за святого. Когда ему хотелось - помогал людям, когда хотелось - хулиганил, когда хотелось - был праведником, когда хотелось - был грешником. Свобода - вот главное счастье для него. Распутин хорошо изучил себя, свою психологию, свои желания, что впоследствии помогло ему лечить и успокаивать других. Конечно, он использовал полученный опыт не только для того, чтобы помогать другим, его навыки пригодились ему и в устройстве своей жизни. Бесспорно, он был расчётливым и в какой-то степени эгоистичным человеком, всех считал равными, но мало считался с желаниями остальных людей, ему была чужда гордыня, но при этом он хотел чтобы все восхищались его даром. Вопрос о влиянии Распутина на государственные дела, на мой взгляд, нельзя рассматривать в отдельности от других деяний Распутина. Как и в других случаях, Распутину было интересно опробовать всё самому, и, я думаю, в сфере политики «простой мужик» преуспел больше, чем законный император, которого с младенчества приучали к руководству, так как у императора не было ни интереса, ни жизненного опыта, ни силы Распутина. Если Распутин и сыграл какую-то роль в политики России, то она настолько мала, что о ней стоит говорить, только как об очередном приобретённом опыте Григория Ефимыча. …
[1] Участниками заговора были: князь ФеликсЮсупов, вел. князь Дмитрий Павлович, В.М.Пуришкевич, поручик С., докторЛазаверт.(Источник- дневник В.Пуришкевича «Как я убил Распутина»: «Советскийписатель», 1990г.) [2] Например, после инцидента 16 декабря1911г., когда епископ Гермоген, иеромонах Илиодор, юродивый Митька Кулябарешили учинить расправу над «старцем». Они располагали достоверными сведениямио всех его грязных делах и решили самолично с ним расправиться Дело закончилосьдракой. Результат- скандал, вся пресса только и говорит о развратнике Гришке;опальные Гермоген и Илиодор- в ссылке, а Распутин на время поспешно удаляется вПокровское.( см. воспоминания С.Труфанова- Илиодора- «Святой черт»). [3] Иоанн Кронштадтский(Сергиев)(1829-1908)- выдающийся пастырь Русской Православной Церкви,чудотворец. Известны его пророческие слова Распутину: «Смотри, чтобы твое имяне отразилось на твоем будущем» [4] Считается, что бабушка императрицы,английская королева Виктория, была носителем гена, вызвавшего эту болезнь. [5] Распутин, не колеблясь, обращался к нимна «ты», царя называл «батюшкой»; позже стал называть их «папой» и «мамой». [6] Князь Н.Д.Жевахов- товарищобер-прокурора Священного Синода.(Источник- сборник исторических материалов,том 1, воспоминания обер-прокурора, стр.503) [7] М.В.Родзянко, «Крушение Империи»: там же.(стр.253) [8] Воспоминания князя Жевахова, (там же) стр.487