Фактически если говорить точно, то здесь говоря о методах, мы говорим о юридической технике, в понимании данном ей Р.Ф. Иерингом.
Причины, условия и предпосылки, влияющие на развитие искусства юриспруденции – техники юриспруденции, юридической технологии, кроются как в самой природе права, так и во внешней среде. В праве есть такие понятия как добросовестность, справедливость, злоупотребление правом, доминирующим положением, и др. Однако все они разбросаны по законодательству как некие нравственные требования, некие пожелания, не связаны между собой, не образуют единого целого. Эту проблему и призвана разрешить новая правовая концепция, имеющая своим основанием иные сущностные отношения.
Древние Римляне хорошо понимали природу права, ибо постигли его дух. Они фактически и создали, сотворили право, воплотив этот дух в действительность, не отрывали друг от друга, а сохранили триединство права, правосудия и справедливости, дополнив их понятием добросовестностью и честности. Без этих институтов и принципов – критериев они не представляли себе своего «modus vivendi» – образа жизни.
Эту позицию, как главную предпосылку они сразу же изложили в первом же абзаце Дигест: “Iuri operam daturum prius nosse oportet, unde nomen iuris descendat. Est autem a iustitia appellatum: nam, ut eleganter Celsus definit, ius est ars boni et aequi”[10].
«Творящий право должен, прежде всего, знать, откуда берет начало название юрист. Оно апеллирует к правосудию, ибо по прекрасному определению Цельса, право есть искусство доброго и справедливого».
ПАРАДИГМА ОПРЕДЕЛЕННОСТИ (начало берет в ионийской философии Анаксимандра, Платона, Аристотеля и Демокрита, её продолжатели в эпоху становления Греческих Полисов. В эпоху Христианства – Плотин. Эта парадигма в средние века в трудах Фомы Аквинского, в новое время (XV-XVIII века), нашла отражение в теориях Ньютона, Декарта, Лейбница. Впоследствии в учениях немецких философов Канта, Фихте, Гегеля. В последние века Шопенгауер, Ницше. Её последними выразителями стали Эйнштейн, Постмодернисты, К. Поппер, для которых истина – абстрактное понятие, всегда относительна, а научные данные только тогда истинны, если они опровержимы фальсифицируемы). Для этой парадигмы крайним допущением является определенность Времени. Сущность этой парадигмы Разделение и Неравенство. ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА: ЗАКОНЫ 1. Все связано, зависимо, подчинено – иерархия:высшее/низшее, большее/меньшее и т.д. (количественные отношения, математические уравнения и формулы). Энергия притяжения, линейная динамика и т.д. 2. Формальная и символическая логика: причинно-следственные связи, детерминизм (изменчивость) и эволюционизм, исключение третьего (или/или), боязнь противоречий (омонимия) и их недопустимость. Способ «познания»: исследование, наблюдение и эксперимент: доказательство (аргумент- довод и факты), подтверждение или опровержение. 3. Случайность (невозможность предвидеть) или необходимость:разделение материального и идеального,единственное реальное «бытие» заключено в явлении – феномене. Для этой парадигмы:характерно обыденное – идеологизированное (догма) или религиозно – мифологическое (миф, догма) сознание, разделение разума и чувств, ибо иного не дано: - верю, ибо знаю; - знаю, ибо Верю. | ПАРАДИГМА НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ (начало берет в италийской философии, её родоначальником считают Пифагора. Его последователем и развивающим его идеи можно считать Эпикура. Эта парадигма в эпоху раннего Христианства нашла отражение в идее Православия (Ортодоксии). В Европе в Средние века в учениях Боэция, Петра Абеляра, Уильяма Оккама, , в эпоху Возрождения воплотилась в личностях Леонардо да Винчи, Бенедикта Спинозы, в эпоху Нового времени Шеллинг, Фейербах, Маркс, Фром. В науке в последнее столетие эта парадигма нашла воплощение в теории Бора, Гейзенберга, Планка, а также является современной парадигмой имеющей огромный творческий потенциал. Эта парадигма утверждает: Истина всегда Конкретна) Для этой парадигмы неопределенно пространство и время, оно как бы сжимается. Сущность этой парадигмы Единство и Равновесие. ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА : ПРИНЦИПЫ 1. Всё взаимосвязано, взаимозависимо – равенство и равновесие:отсутствие высшего/низшего как количественного отношения, замена его качественным соотношением – уважением: достоинства и достатка, синергии, торсии. 2. Диалектическая, системная и концептуальная логика:динамическое равновесие, изменчивость в развитии, революция сознания , принцип скачка (в сознании), дополнение третьим ,выявление, обострение иразрешение противоречия.Способ познания: откровение -постижение и признание Истины. Факты и аргументы подтверждаются Жизнью. 3. Потенциальная возможность (возможность предвидеть) и необходимость:единство материального и идеального,проектирование и моделирование ситуаций.Реальное бытие – ноумен/этимомен /концепт. Для этой парадигмы:характерно научное – мировоззренческое или религиозное (канон, писание)сознание, единства разума и чувства, ума и сердца: рождение рассудка и мышления, как путь к мудрости. - знаю/ведаю, ибо Верую; - Верую, ибо не сомневаюсь; - Знаю, ибо сомневаюсь. |
В ПАРАДИГМЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ: Материя –объективная реальность (действительное), данная нам в ощущениях (органами чувств) Сознание–свойство высокоорганизованной материи, способной воспринимать (apperceptio) объективную реальность через ощущения: процесс (cogito), а также субъективная реальность, полученная в восприятии через данные объективные ощущения: результат – познание (cognitio). Дух – субъект –объектная потенциальная Сила (мощь), вскрывающая Смысл и постигающая Истину Бытия – Материи: ясно и точно – конкретно. 1. Осознание – действие высокоорганизованной материи – Человека, спообность с помощью восприятия (апперцепции), через ощущение (перцепцию) определять положение во времени, пространстве, по кругу лиц (окружающих людей) и предметов (вещей) – познание Ложного. 2. Познание –действие Человека: его мозга и интуиции (intuitio - броска мысли) – шестого чувства, как способность и результат откровения смысла: отделения ложного от Истины и Фикции. Цель – поиск истины , Результат – откровение и Признание Фикции. 3. Постижение –результат творения (действия) Человека мудрого (sapiensi) – Истинного по природе Богочеловека, способного достичь состояния «просветления» – Фаворского света – познание Истины Бытия всего Сущего и пойти по пути Преображения Себя и Окружающего мира. |
ДИКОСТЬ Потребление и присвоение | ВАРВАРСТВО завладение и накопление | ЦИВИЛИЗАЦИЯ Производство - обмен | КУЛЬТУРА знание / умение | ПРЕОБРАЖЕНИЕ творчество и созидание |
Вещь/Предмет | Образ/идея | Идеат – научный Предмет | Идеал - осознанный предмет | Дух – постигнутая энергия/синергия – Истина |
Цель/польза (utilita) | Средства (instrumentia)/ процедура, стандарт | Способ - механизм/ процесс, техника | Метод/ методология творение – operatio, операция | Принцип/ основные начала, искусство –технология |
Слово/ термин, черты, очертания | Понятие/ свойства, характер, характеристика | Категория/признак критерий | Феномен (явление)/ ноумен (бытие) | Концепт -зачатие этимон- происхождение |
Форма/ Формула | Содержание/ структура, ипостась | Сущность - substantio, essentio конструкция/ архитектура | Смысл/ мысль subsistentio, intentio система/ архитектоника | Квинтэссенция - пять сущностей, энергий структурирование |
Ум – ноус, не осознанное чувство | Разум – ratio, френос, отделен от чувства | Рассудок- intellectio (ratio + intuitio) разум и 6-е чувство | Мышление/cogito -сознание и cognitio - познание | Мудрость - sapiensi – ведение, знание |
Умозаключение | Суждение - kritika | Рассуждение - критерий | Осмысление – оценка | Постижение – признание |
Учение о государстве
Политико-правовая сфера – это и есть государственная система управления, это и есть собственно государство. То, что мы сегодня именуем также понятием (концептом) – правопорядок.
Но правовой порядок, по своей истинной природе, не может и не должен устанавливать и поддерживать положение (статут) когда, под прикрытием выгоды, пользы (подчас и корысти) пусть и государственных интересов причиняется вред «достоинству» личности – духовно-нравственному человеку: его обманывают, обкрадывают, используют в своих частных, узко корпоративных интересах, и к собственной выгоде, формально прикрываясь буквой закона, или пользуясь отсутствием такового. В этом случае правопорядок, и государство обеспечивающее его, должны незамедлительно восстанавливать справедливость, «воздавая каждому своё», по его делам и по мере причиненного вреда.
Сегодня исторически сложилось два различных подхода отношения человека и государства:
1. Либеральный.
Указывает, что государство должно быть минимизировано, его вмешательство в общественные отношения граждан должно заключаться в установлении единых правил поведения, государству недопустимо вливаться в их отношения регулирования. Государство – «ночной сторож», обеспечивающий должный порядок, с помощью институтов власти. Но граждане, при таком подходе рассматриваются, как буржуа, главная цель жизни которых – самосохранение и защита собственности. Как эта собственность появилась, какие источники этой собственности для государства значения быть не должно; такой подход позволяет неправедно, несправедливо присваивать чужой продукт, считает нормальным условием эксплуатацию со стороны капитала и минимальными угнетения со стороны власти.
Такой подход, к отношению государства и человека, предусматривает обязательное наличие единства власти и правового начала. Их лозунг: «Власть должна ограничиваться правом, капитал – властью». Этот порядок именуется капитализмом. Это приводит к сращиванию власти и капитала, при господстве капитала над властью.
Идеалом является рыночная экономика, предусматривающая недопущение монополизации рынков капитала и власти, постоянную борьбу интересов партии власти, партии капитала и партии трудящихся.
Идеал выразил Джон Локк: «Моя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека». «Власть – право требовать подчинения».
Определение свободы сделано с субъективной стороны, а философская основа состоит в том, что сформулировал И. Кант: « Не делай другим то, чего не хочешь, чтоб делали тебе».
Человек всегда рассматривается, как средство, но провозглашается свободным «от», а не свободным «для». Такой подход основан полностью на греческой философии: неравенстве, лукавстве, фальши, цинизме, обмане и иных пороков. М. Аврелий сформулировал такое определение: «Там где порок по нраву, там нравы извращены». Там нравственность спит, а порок торжествует. В таком обществе справедливость – это призрак и фантом, а требование справедливости – фикция и утопия.
2. Консервативный.
Он предусматривает необходимость наличие государства, признаёт, что государство – это зло, но необходимое зло. В случае отсутствия такового наступит анархия и хаос. Такой подход определяет человека как «неразумное дитя», над которым необходим опекун, наставник, чтобы учить народ уму – разуму.
Философская концепция такого подхода заключается в том, что человеку нельзя сразу давать свободу, его нужно научить быть свободным, что свобода отравляет, делает общество неуправляемым.
Певцом такого подхода явился Макс Вебер, изложивший принцип рациональной бюрократии:
1) принцип иерархии (неравенства);
2) принцип вассалитета;
3) принцип индивидуально ответственности.
Макс Вебер подчеркнул, что достаточно нарушить этот принцип, вся система может рухнуть.
Второй подход – это феодальный абсолютизм или подход тоталитарной номенклатуры. Несмотря на то, что установился позднее, он более реакционный, чем либеральный, так как приводит к застою и стагнации общества. Именно такому подходу необходимы дополнения в лице якобы противоборствующих партий, а на самом деле поддерживающих, всячески, режим власти.
Гражданское общество, правовое общество – этому режиму «поперёк горла», ибо они уничтожают его основы.
Обе системы хорошо известны и дополняют друг друга, заставляют человека и общество жить в постоянном страхе и боязни между «сцилой» многоголовой бюрократии и «харибдой» свободного рынка, сотрясаемыми кризисами.
Но существует и третий подход, известный более 3 тыс. лет. Этот подход формировался постепенно и не сразу. Такой подход преследовался, из-за него гибли люди, устраивались массовые репрессии, уничтожались народы. Этот подход называется гуманизм. В этом подходе, человек является целью, а не средством. Необходимо раскрыть природу человека. Он отвергает властную парадигму, требует уважения человека, его достоинства. Подход гуманизма, в котором свобода рассматривается, как объективно-необходимая, только при таком подходе возможно воплощение в человеке его истинной человеческой природы.
Становлению гуманизма всячески препятствовали, превращали идеалы в утопии, считая, что достичь этих идеалов невозможно, как бы человечество не старалось. Но при этом прежнюю систему не давали подвергнуть сомнению.
Для поддержания такого порядка – образа жизни (modus Vivendi) нужна новая система образования и воспитания, которая не разделяет общество на элиту и остальных.
Сегодня уже сформировалось к сожалению как раз иное общество и носит оно название «элитаризм». Это общество уже для человека, общество свободных, но не равных и не честных. В этом обществе заложены основы жизни, позволяющие человеку быть счастливым, быть творцом, созидателем, но ещё не стать им. Ибо невозможно быть счастливым, быть достойным, унижая других. Это общество создаёт условия, чтобы воплотить принципы действительного положительного гуманизма:
1. Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех;
2. Свобода – осознанная необходимость;
3. От каждого по способностям, каждому по потребности.
Все три принципа возможно взять за основу и реализовать, т.е. воплотить в действительность, при непременному условии: признании всех людей равными и свободными. Для такого общества необходимыми предпосылками являются правовое государство, гражданское общество, а их единство образует политическую систему, в которой право и правосудие составляют ядро.
В этой системе нравственность является основой справедливости, справедливость – основой права, право – основой закона и на основном законе Конституции строится государство.
Такое государство, именуемое правовым, должно в этих условиях опираться не на силу, а на Право, право – на Нравственность, в нравственность – на Духовность.
В Конституции РФ воплощена именно такая «политическая система», именуемая «демократическим правовым государством с республиканской формой правления» (ст.1), что также отражено и в преамбуле Конституции России:
«Мы, многонациональный народ Российской Федерации,
соединённые общей судьбой на своей земле,
утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,
сохраняя исторически сложившееся государственное единство,
исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов,
чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,
возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы,
стремясь обеспечить благополучие и процветание России,
исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями,
сознавая себя частью мирового сообщества,
принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Принимая Конституцию на референдуме, 12 декабря 1993 года, народ Российской Федерации фактически заключил общественный договор, на основании которого были признаны обязанности и права, которые народ возложил на институт «правового государства», предоставив ему правовые полномочия, издавать акты на всей территории Российской Федерации, указав, что высшей ценностью для правового государства является человек, его права и свободы, которые действуют, закреплены договором, определяют смысл, содержание законов, а также деятельность всех органов власти и должны быть обеспечены действенной системой правосудия (ст.18).
Для того, чтобы сформировать такую государственную систему необходим особый государственный механизм, построенный на новых принципах, использующий новые методы управления, которые предусматривают уважение положения граждан, как равных и свободных творческих личностей. Со своей стороны граждане должны уважительно относиться друг к другу, что выражается в соблюдении прав и свобод друг друга, соблюдать и исполнять законы, издаваемые по их поручению или с их ведома, по их поручению представительными и законодательными органами власти и подписываемые Президентом, как гарантом соблюдения Конституции.
Федеративное устройство предусматривает возможность в соответствии с Конституцией статьи 72 по вопросам, отнесенным к совместному ведению издавать законы на уровне субъектов Российской Федерации, если эти вопросы не урегулированы на уровне Российской Федерации.
Уважение к закону и есть уважение к государству, а соблюдение закона – проявление уважения. В Российской Федерации воплощен принцип общего запрета для государства, для граждан – общего дозволения.
В связи с чем законодательство, регулирующее отношение государства и человека в любой сфере, должно быть ясным, точным и недвусмысленным. Содержание закона должно исходить из статьи 2 «Признание прав и свобод граждан», а действие органов государственной власти и местного самоуправления в соответствии со статьей 18 должны определять смысл, содержание и применение законов этими органами. Исполнение же законов в соответствии с этой статьей обеспечивается правосудием. Именно такой подход и наличие системы правосудия нуждается в создании институтов гражданского общества.
Для устойчивого, стабильного функционирования системы правового государства необходимо развитое гражданское общество, в котором каждый осознает публичное Благо – как должное уважение его прав и свобод со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. В таком обществе гражданин не просит, а требует такого уважения, в том числе через суд, требует восстановления попранной справедливости, как недопущения вреда достоинству его личности – чести, а также причинения вреда имущественным и иным частным Интересам, направленным на удовлетворении потребностей человека – его Пользы.
Именно для этого в Российской Федерации создан специальный институт «общественная палата» федеральным законом, также предусмотрено право создания таких палат на уровне субъектов Российской федерации и муниципальных образований.
Общественная палата избирается из 3 частей, всего в ней 126 человек, из них 42 человека – гражданина, не состоящих в партии, предоставляются Президентом. Они уже избирают из представителей общественных объединений, не являющихся партиями, еще 42 члена на уровне Российской Федерации и уже 84 члена выбирают из общественных организаций и муниципальных образований остальных. Палата избирает совет палаты и председателя палаты.
Все члены палаты работают на постоянной основе, финансирование палаты осуществляется за счет средств администрации Президента, и фиксируются как отдельная статья расхода в бюджете.
Таким образом, обеспечивается финансовая независимость общественной палаты от органов законодательной и исполнительной власти, что способствует беспристрастному и справедливому рассмотрению проблем, возникающих во всех сферах жизни человека и общества.
Общественная палата не является органом власти, не издает законодательных нормативно – правовых актов, но:
a) дает заключение по всем федеральным законам так или иначе затрагивающих права и свободу человека.
b) проводит антикоррупционную экспертизу наряду с антикоррупционным комитетом.
В случае установления коррупций законе любой член палаты в праве на прямую обратиться к Президентом. У членов совета палаты есть прямая связь с Президентом.
Палата обеспечивает Президента всей необходимой информацией о состояние всех дел в гражданском обществе. Имеет рычаги воздействия на власть любого уровня. Способствует соблюдению конституционных гарантий человека и гражданина.
Рекомендации общественной палаты обязательны к рассмотрению и по ним должно быть принято мотивированное решение.
С учетом вышесказанного, говорят о системе государственного устройства и форме правления Российской Федерации, можно сделать вывод, что положение статьи 1 Конституции РФ полностью соответствует конституционным принципам демократического государства, что и дало право Д.А. Медведеву сказать, что Российская Федерация является современным демократическим государством. Демократия в России установилась.
Однако это не может удовлетворить полностью, так как не до конца раскрыт потенциал государства.
Для раскрытия потенциала необходимо:
1) формирование независимой судебной системы, системы правосудия, опирающейся на систему права, а не систему законов.
2) необходим справедливый суд: честное и непредвзятое судейство.
Несменяемость судей должна быть воплощена в законе, но у лица – Президента, назначаемого судей, должно быть право отстранение их от должностей, в противном случае существует опасность превращения судейского общества в закрытую касту.
Воплощение в действительность форм непосредственной демократии, развития ее институтов, особенно на уровне муниципальных образований.