Экимов А.И. Политические интересы и юридическая наука. // Государство и право.
Экимов А.И. Политические интересы и юридическая наука. // Государство и право. – 1996. - № 12.
Предмет общей теории права и ее место в системе юридических наук
Юридические науки (лат. Juridicus судебный)
– система знания об общих и частных закономерностях возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений.
Общая теория права – общетеоретическая юридическая наука, которая изучает общие закономерности возникновения, функционирования и развития государственно-правовых явлений.
Общая теория права является гуманитарной, политико-юридической и фундаментальной теоретической наукой. Гуманитарный характер общей теории права определяется тем, что предмет этой науки составляют общественные явления, характеризующие юридические свойства государства и права (этим данная наука отличается от математики, технических и естественных наук).
Как политико-юридическая наука общая теория права изучает явления, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере (этим она отличается от других гуманитарных неюридических наук).
Фундаментальная юридическая дисциплина, т.к. изучает наиболее общие закономерности возникновения, функционирования и развития государственно-правовых явлений. В отличие от других наук она имеет универсальный характер - вырабатывает обобщающие правовые понятия, категории, концепции. (напр. право – система норм, установленных и санкционированных государственной властью).
Система юридических наук включает:
· историко-теоретические науки (история правовых и политических учений, ОТП, ИГПЗС) –исследуют формирование и развитие научных представлений о государстве и праве, причины изменения концепция, условия причины, этапы становления государства и права, их характерные черты и закономерности;
· отраслевые науки (гражданское право, конституционное право) -формирование, развитие и функционирование отдельных отраслей.
· межотраслевые науки (прокурорский надзор, криминология);
· науки, изучающие международное право (международное публичное право, международное гуманитарное право);
· прикладные науки (комплексные) (криминалистика, судебная медицина) – используют достижения неюридических наук для решения прблем юридичесокго характера.
Плюрализмом, отрицая монополизм
Имеет гуманистическую направленность.
Отличается свободомыслием и рациональностью.
Функции: Д Познавательная (гносеологическая) - (выражается в выработке научных концепций, правовых категорий, приемов и способов, которые помогают научному познанию государства и права.).
Д3. Прогностическая (ОТПпредсказывает процесс движения права в русле выявленных объективно обусловленных положительных и отрицательных тенденций).
Д4. Информационно-прикладная (информирование о вступлении в силу нормативных актов, действий их во времени, пространстве, по кругу лиц, видам и способам толкования права и т.д.)
Д5. Воспитательная(формирует общеправовые знания, правовую культуру общества).
6. Идеологическая(состоит в разработке обобщенных взглядов на право и государство, на отношение к ним людей, а также в формировании общечеловеческих ценностей в их сознании)
_______________________________________________________________________________
Тихомиров Ю.А. Власть в обществе: единство и разделение. // Государство и право. - 1990. - №2.
Четвернин В.А. Размышления по поводу теоретических представлений о государстве. // Государство и право. – 1992. - № 5.
Социальное назначение государства вытекает из его сущности. Какова сущность, таково и социальное назначение государства, таков характер его деятельности, его цели и задачи.
Конституция «Беларусь - унитарное……
Статическая и динамическая сторона в государстве. Светское государство.
Государственная власть –целенаправленная легализованная деятельность аппарата, всех его органов по управлению обществом, основанная на авторитете и принудительной силе с целью обеспечения социального прогресса.
Элементы формы государства
форма правления | форма государственного устройства | политический (государственный режим) |
Форма правления характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношений друг с другом и населением
Выделяют следующие формы правления:
а) монархическая - (ГРЕЧ. ЕДИНОВЛАСТИЕ - верховная государственная власть осуществляется единоначально и переходит по наследству
б) республиканская – форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборным органом, избираемым населением на определенный срок.
Виды монархии
Абсолютная Власть монарха не ограничена (Оман, Бахрейн) | Парламентарная – статус монарха формален, зак. власть - у парламента, исп. – у правительства: Англия, Швеция, Дания, Япония, конституционная). Правительство назначается парламентом и ответственно перед ним. | Дуалистическая Форма юридического разделения власти, при которой закон. власть у парламента, а исполн. – у монарха (Марокко, Иордания, Кувейт) | Теократическая - монархия, при которой политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру. |
Черты классической монархии:
1. Пожизненность пользования властью главы государства.
2. Занятие трона по наследству или праву родства.
3. Юридическая безответственность монарха.
4. Представительство государства монархом по своему усмотрению
Дробязко С.Г. «В Беларуси переходный режим – от авторитарного к либерально-демократическому» стр. 98. На конституционном уровне признан приоритет прав и свобод человека, разделение властей, стремление к построению социального правового государства при сохранении широких полномочий президента.
Виды функций государства
По сфере деятельности | внутренние и внешние |
По видам государственной власти | законодательные, исполнительные, судебные |
По времени действие | постоянные, временные |
По значению | основные и неосновные |
I. Внутренние функции - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества. Классификация внутренних функций проводится по сферам деятельности государства. Каждое государство, независимо от формы правления или государственного устройства, решает ряд основополагающих экономических, социальных, охранительных и контрольных задач. Кроме того, в настоящее время важнейшей задачей всех государств является охрана окружающей среды. В соответствии с указанными сферами деятельности внутренние функции государства подразделяются на экономическую, социальную, финансового контроля, охраны правопорядка и экологическую (природоохранительную).
1. Экономическая функция выражается в выработке и координации государством стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме.
В правовом государстве, функционирующем в условиях рыночных товарных отношений, государственное регулирование экономики осуществляется в основном экономическими, а не административными методами. Для такого государства характерны свобода и самостоятельность собственника, которые обеспечивают реальное равенство и независимость как производителей, так и потребителей социальных благ.
Экономическая деятельность современного правового государства имеет следующие направления:
1) государственное воздействие на экономическую жизнь общества в целом, что выражается в формировании государством бюджета и контроле за его расходованием; в соответствии программ экономического развития в масштабе страны; в финансировании программ промышленных и научных исследований; в выдаче субсидий производителям материальных благ для стимулирования производства. В государственном регулировании экономических процессов участвуют высшие и местные органы государственной власти, а также специализированные учреждения.
2) Экономическая деятельность государства выражается также в непосредственном хозяйственном руководстве государственным сектором экономики (на государственных предприятиях, в учреждениях, заведениях). Здесь государство само выступает собственником средств производства, производителем материальных благ и услуг.
2. Социальная функция государства призвана обеспечить социальную защищенность личности, нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их непосредственного участия в производстве благ.
В правовом государстве распределение материальных благ осуществляется и помимо свободного эквивалентного обмена между производителями и потребителями. Его социальная политика предполагает, во-первых, распределение социальных благ независимо от трудового вклада в целях обеспечения достойного уровня жизни для тех, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться (больным, инвалидам, пожилым людям, студентам, детям).
Во-вторых, государство выделяет необходимые средства на здравоохранение, культурный отдых, просвещение, строительство жилья, четкую работу транспорта и связи. Тем самым обеспечивается надлежащая реализация прав граждан на охрану здоровья, на отдых, на жилище, на образование, на пользование достижениями культуры, то есть тех социальных прав, которыми должны в максимальном объеме пользоваться все граждане государства.
3. Функция охраны правопорядка - это деятельность государства, направленная на обеспечение точного и полного осуществления его законодательных предписаний всеми участниками общественных отношений. В правовом государстве, где общественная и государственная жизнь строится на основе справедливых законов, интересы общества, государства, личности охраняются от любых незаконных посягательств. В центре правоохранительных действий государства находится в первую очередь личность, личность как гражданин, как член общества, как свободный индивид, а также само государство и его различные структуры. Поэтому, охраняя законные права и интересы личности, государство одновременно охраняет свои интересы, интересы всего общества.
4. Природоохранительная (экологическая) функция - жизненно важная деятельность любого современного государства, мирового сообщества в целом. Земля как объект совместного проживания требует к себе наиболее рационального и нравственно чуткого отношения. В современных государствах разработано обширное природоохранительное законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и различных организаций в области использования природной среды (приняты законы об охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод, земли, лесов).
По форме
Отдельный документ (приказ, решение, приговор)
Резолюция по материалам дела
Устная форма.
3. Понятие, сущность и содержание права.
Право - это система о6щеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.
Признаки права:
1) волевой характер;
2) общеобязательность;
3) нормативность;
4) связь с государством;
5)формальная определенность;
6) системность.
Сущность права – главная внутренняя, относительно устойчивая и качественная основа права, которая отражает его истинную природу и социальное назначение в обществе. Можно выделить следующие подходы к cyщности права:
- классовый, в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (здесь право используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов господствующего класса
- общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (здесь право используется в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии)
Сущность и социальное назначение права определяют его функции, среди которых основными являются:
1. Регулятивная - состоит в упорядочении общественных отношений, которые представляются в виде прав, обязанностей, ответственности, задач. Регулятивная функция права воплощена в Конституции РБ.
2. Охранительная - заключается в установлении мер ответственности за превышение прав или неисполнение обязанностей.
3. Политическая функция - право является регулятором, организующим политическую систему общества, устанавливает правила взаимоотношений между ветвями власти и государственными организациями.
4. Воспитательная функция – формирует политико-правовую культуру и политико-правовое сознание, воспитывает граждан в целях соблюдения закона.
5. Теоретическая функция – выражается в её способности описывать и объяснять существенную юридическую практику, правовые системы, реальные явления и процессы.
В содержании праве следует различать конкретно-историческое содержание права и логическое содержание права. Конкретно-историческое содержание права является бесконечно разнообразным, обслуживает разные общества в их тысячелетнем развитии.
Логическое содержание права подтверждает, «что, как бы по смыслу ни разнились правила поведения (нормы), в каких бы областях они не действовали, речь идет об одном - о применении равного масштаба (меры) к неравным людям».
Принципы права- руководящие, основополагающие начала, характери-зующие содержание права, его сущность и назначение в обществе.
Общие принципы:
Принцип демократизма
Принцип равноправия
Принцип законности
Принцип правосудия
Принцип справедливости
Принцип гуманизма
Принцип социальной свободы
Принцип ответственности за вину
Межотраслевые принципы - руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права
Отраслевые принципы права - основные руководящие начала, характеризующие наиболее существенные черты конкретной отрасли права.
Социальная ценность права заключается в регулировании им общественных отношений, установлении правопорядка, отвечающего интересам общества, государства и граждан.
Основные
- противоправное деяние
- причиненный вред
- связь между деянием и вредом.
Факультативные:время, место, способ, обстановка.
- Субъективная сторона правонарушения – характеризует психическое отношение лица к правонарушению. Состоит из:
А) вины(психическое отношение правонарушителя к своему противоправному деянию и к его последствиям):
Б) мотивы
В) цели действий правонарушителя.
Формы вины:
УМЫСЕЛ:
прямой умысел - лицо осознавало опасность, предвидело общественно вредные последствия, и желало их наступления
косвенный умысел – лицо осознавало опасность, предвидело общественно вредные последствия, сознательно допускало их наступление, хотя и не желало их.
Неосторожность
самонадеянность - лицо предвидело опасность, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение.
небрежность – лицо не предвидело возможность последствий, хотя должно было или могло их предвидеть.
Причины правонарушений
Причины –социальные и биологически е особенности личности, порождающие противоправное поведение.
Биологические причины –передаваемые по наследству (генетически) предрасположенность личности к совершению противоправных поступков).
Виды социальных причин:
Экономические (низкий уровень жизни населения, рост безработицы).
Нравственные – в результате переоценки ценностей оправдываются нарушения юридических норм для достижения цели).
Культурные – чем ниже культурный уровень, тем выше уровень правонарушений.
Правовые – проявляются, когда имеют место противоречия между требованиями норм и объективными законами развития общества.
Чем выше эффективность деятельности правоохранительных органов, тем ниже уровень правонарушений.
Пьянство, наркомания, токсикомания.
10. Виды и содержание правоотношений.
Правоотношение- это регулируемое правом общественное отношение, стороны которого обладают субъективными правами и несут юридические обязанности.
Правоотношения обладают следующими признаками:
1. Правоотношения - это отношения общественные, т.е. отношения между социальными субъектами, имеющие общественную значимость. Только став социально необходимыми, отношения между людьми начинают регулироваться юридическими нормами.
2. Правоотношения всегда индивидуализированы. Они возникают только между конкретно определенными участниками. Например, участниками трудовых правоотношений являются конкретный .работник А и работодатель Б.
3. В правоотношениях четко определены юридические права и обязанности субъектов, которые возникают при наступлении определенных юридических фактов.
4. Правоотношения существуют в неразрывной связи с юридическими нормами, которые выступают нормативной базой их возникновения. Общие требования правовых норм индивидуализируются применительно к субъектам и реальным ситуациям, в которых они находятся.
5. Правовые отношения носят волевой характер. Для их возникновения необходима воля участников правоотношений, в том числе и воля государства.
Кроме того, значительная часть правоотношений возникает, изменяется и прекращается по воле его субъектов.
6. Правоотношения обеспечиваются возможностью государственного принуждения.
Правоотношения многообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям.
По предмету правового регулирования правоотношения подразделяются на государственно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые и т.д.
По специфике правового регулирования различают материально-правовые отношения {содержание которых составляют права и обязанности субъектов) и процессуальные (возникающие на основе процессуальных норм).
По функциональной роли правоотношения делятся на регулятивные (связанные с определенными юридическими фактами и предполагающие наличие у их участников субъективных прав и обязанностей) и охранительные (связанные с государственным принуждением и реализацией юридической ответственности).
В зависимости от повеления обязанной стороны различают правоотношения активные (в которых обязанная сторона совершает действия, обеспечивающие реализацию субъективных прав противоположной стороны) и пассивные (в которых обязанная сторона воздерживается от действий, препятствующих реализации субъективных прав другой).
По степени индивидуализации различают абсолютные правоотношения (в которых индивидуализирована лишь управомоченная сторона, носитель субъективного права, а вое остальные субъекты обязаны воздерживаться от нарушения этого права; примером могут служить правоотношения собственности) и относительные (в которых все участники точно определены, например, отношения купли-продажи).
По составу участников правоотношения делятся на простые (возникающие между двумя субъектами) и сложные (возникающие между несколькими субъектами).
По продолжительности действия различают кратковременные правоотношения (мены) и долговременные (правоотношения гражданства).
Структуру правоотношения составляют:
1. Объекты -те материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникает правоотношение.
2. Субъекты- участники правоотношения, выступающие в качестве управомоченной (имеющей субъективные права) либо обязанной (несущей юридические обязанности) стороны, либо одновременно и управомоченной и обязанной
Содержание
Содержание правоотношения – это единство позитивных юридических прав и обязанностей его участников.
Материальное содержание правоотношения - это реальное поведение субъектов правоотношений, их действия, поступки.
Формально-юридическое содержание правоотношения - это субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности участников правоотношения.
Субъективное право - мера возможного поведения управомоченной стороны в целях получения блага, по поводу которого возникло правоотношение.
Субъективное право имеет четыре формы:
· возможное поведение;
· правомочие;
· правотребование;
· правопритязание.
Юридическая обязанность - мера должного поведения обязанной стороны для реализации интересов управомоченной.
Субъективная юридическая обязанность соответственно также имеет четыре основных формы:
· необходимое поведение;
· должное поведение;
· удовлетворение интересов управомоченного;
· наступление ответственности.
Субъекты правоотношений - это субъекты, признанные по праву способными вступать в правоотношения и быть носителями субъективных юридических прав и субъективных юридических обязанностей, т.е. обладать правоспособностью и дееспособностью. Совокупность этих качеств называется правосубъектностью.
К основным видам субъектов правоотношения относятся:
физические лица:
1) граждане;
2) лица без гражданства (апатриды);
3) иностранные граждане;
4) бипатриды (лица с двойным гражданством).
юридические лицаэто признанные государством в качестве субъекта права организации, которые обладают:
· обособленным имуществом;
· отвечают им по своим обязательствам;
· вступают в правовые отношения от своего имени;
· могут быть истцом и ответчиком в суде.
Правосубъектность юридических лиц наступает с момента государственной регистрации.
Форма права: понятия, виды.
Форма права - это государственно-официальные способы выражения и закрепления норм, придания общим правилам общеобязательного юридического значения.
Существуют разные подходы к классификации форм права, однако большинство ученых на сегодняшний день выделяют 7 основных форм права. В Республике Беларусь приняты такие формы права как НПА, нормативный договор и санкционированный правовой обычай.
1. НПА.В Законе «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» дано следующее определение: «Нормативный правовой акт -официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащей общеобязательные правила поведения, рассчитанные на определенный круг лиц и неоднократное применение».
Признаки НПА:
1. выражают государственную волю народа
2. содержат юридические нормы; обладают юридической силой
3. имеет наибольшее распространение
4. исходит от компетентных правотворческих органов, наделенных соответствующей компетенцией
5. принимается в четко обозначенном процедурном порядке
6. имеет установленную форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия
7. может быть быстро изменен или отменен в зависимости от социальных потребностей, ибо позволяет адекватно отражать юридически значимые реалии
8. носят государственно-властный характер; охраняются государством
НПА является основным источником права стран романо-германской правовой системы, в т.ч. и Республики Беларусь.
2. Юридический прецедент– это решение государственного органа (судебного или административного) по конкретному юридическому делу, имеющее обязательное значение нормы права при разрешении аналогических дел в дальнейшем. Юридический прецедент - своего рода «эталон» для решения спора, созданный не правотворческим органом, а непосредственно судьёй во время осуществления им процесса отправления правосудия. По образу и подобию данного решения должны рассматриваться впоследствии сходные юридические ситуации и другими судьями.
Юридический прецедент является источником права в тех странах, которые признают его таковым. Это один из наиболее распространённых источников права в мире. Страны, опирающиеся на юридический прецедент как на основной источник права, относятся к системе общего права. Это источник права англосаксонской правовой системы. Среди них Великобритания, Соединённые Штаты Америки, Новая Зеландия, Канада. Родиной юридического прецедента по праву считается Англия.
В условиях прецедентного права суды, вынося решения, одновременно объявляют или издают право, выступают в роли законодателей. Деклараторный прецедент – ссылка на существующие решения суда. Креативный прецедент – создается новая норма права.
3. Правовой обычай - это санкционированное и охраняемое государством правило поведения, которое сложилось в результате его фактического применения в течение длительного времени. Правовой обычай являлся господствующим источником права на территории средневековой Беларуси в 15-16 ст. Но после принятия Статута 1529 года обычное право стало играть вспомогательную роль. В Республике Беларусь источником права является санкционированный обычай. Напр., ГК РБ признает обычай делового оборота – правило поведения, которое сложилось и признается в предпринимательской деятельности., ст. 1093 признает действие международных обычаев касательно международно-правовых отношений, осложненных иностранным элементом.
Особое значение имеет правовой обычай в области международного права. Он становится источником международного права, когда отношения между субъектами международного сообщества не урегулированы международным договором. Для этого правовой обычай должен признаваться всеми или некоторыми сотрудничающими государствами, на которых и будет распространяться.
Для того, чтобы обычай из источника социального поведения превратился в источник права, по мнению Рене Давида, необходимо наличие следующих условий:
1) признание обычая в качестве правового обществом, в котором он сложился;
2) наличие определённого возраста обычая, то есть срока существования;
3) обычай не должен противоречить публичному порядку либо должен быть разумным
4. Нормативный договор - это соглашение сторон, создающее нормы права.
Нормативный договор не только устанавливает права и обязанности сторон на основе уже существующих норм права. Он, в отличие от простого соглашения, направлен на установление норм права, которым в будущем обязуются подчиняться его участники.
Однако для того чтобы быть источником права, нормативный договор (в
отличие от конкретно-индивидуальных договоров) должен быть рассчитан на широкий и заранее не персонифицированный круг адресатов, он должен порождать права и обязанности не только для договаривающихся сторон, но и для других физических (юридических) лиц. .
Среди договоров нормативного содержания можно выделить два основных вида: внутринациональный договор и международный договор.
5. Правовая доктрина - учение, научная теория, система взглядов и принципов ученых-юристов. Правовая доктрина является особой формой права, существовавшей в древности, но сохранившейся и сейчас.
Правовая доктрина становится источником права, когда научные мнения учёных-юристов воспринимаются непосредственно в качестве норм права.
В современных правовых системах роль правовой доктрины в основном является вспомогательной и сводится к толкованию права, участию науки в формировании модели правового регулирования. Но и сейчас правовая доктрина иногда используется в качестве источника права. Например, в англоязычных странах судьи нередко обосновывают свои решения ссылками на труды английских учёных. Правовые доктрины являются одним из источников мусульманского права.
Религиозные тексты
В настоящее время большинство государств являются светскими и не используют религиозные тексты (священные книги) в качестве источников права. Роль священных книг в качестве источника права сохранилась в некоторых современных странах ислама, например, в Афганистане.
Религиозные тексты ислама (Шариат) представляют собой своеобразный «кодекс» воззрений мусульманина, подробно регламентирующий, как он (мусульманин) должен жить и во что верить. На основании тех постулатов, которые изложены в священных книгах Шариата (Кияс – суждения по аналогии, применение к сходным случаям правил Корана, сунны или иджмы; Сунна – сборник жизнеописания пророка Муххамеда., Иджма - единодушное мнение наиболее авторитетных исламских правоведов по вопросам, прямо не урегулированным Кораном и сунной, Коран – священная книга мусульман, собрание поучений, речей и заповедей Аллаха), судьи оправляют правосудие.
В последнее время многие страны ислама отходят от религиозных источников права (как, например, Турция) и более широко используют иные (светские) источники права.
Общие принципы права
Общие принципы права - это исходные, отправные начала конкретной правовой системы.
В некоторых странах общие принципы права признаны в качестве самостоятельного источника права. Так, например, Гражданский кодекс Испании называет среди источников права общие принципы, вытекающие из испанских кодексов и законов.
Признаются в качестве источников права общие принципы и в международном праве.
К общим принципам права относятся, например, следующие: «более поздний закон отменяет более ранний», «никто не может выступать судьей в собственном деле», «все равны перед законом и судом» и другие.
В ряде стран источником права признаются общие принципы, т.е. отправные, исходные начала национальной правовой системы (принципы справедливости, социальной направленности права). Общие принципы имеют широкое применении в законодательстве РБ. Ст.8 Конституции – РБ признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства». Ст. 970 ГК «При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости»
Государственные органы
Общественные организации.
Непосредственное правотворчество осуществляется в результате проведения референдумов, которые в конституционном порядке принимают или отвергают предлагаемые государственной законодательной властью нормативно-правовые акты.
Государственное правотворчество выражается в установлении, изменении или отмене норм права в определяемом законом порядке. К нему примыкает также нормотворчество общественных организаций, которое санкционируется государством. При этом нормы, создаваемые общественными организациями, приобретают качество и свойства правовых норм, охраняемых государством.
Принципы правотворчества:
Законность
4. Гласность
5. Демократизм
6. Профессионализм
7. Гуманность
8. Научность
9. Строгая дифференциация правотворческих полномочий.
Понятие и виды законов
Закон – нормативно-правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.
Признаки закона как основного источника
права, как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой:
1) законы принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума;
2) законы принимаются по основным, наиболее существенным вопросам общественной жизни, которые требуют оптимального удовлетворения интересов личности;
3) законы принимаются в особом законодательном порядке, что не присуще подзаконным нормативно-правовым актам;
4) законы не подлежат контролю или утверждению со стороны какого-либо другого органа государства. Они могут быть отменены или изменены только законодательной властью. Конституционный или другой аналогичный суд может признать закон, принятый парламентом, неконституционным, однако отменить его может только законодательный орган;
5) законы представляют собой ядро всей правовой системы государства, они обусловливают структуру всей совокупности нормативно-правовых актов, юридическую силу каждого из них, субординацию нормативно-правовых актов
по отношению друг к другу.
Виды законов:
· Конституция;
· Решение референдума;
· Программный закон;
· Кодекс
· Декрет Президента РБ, имеющий силу закона;
· Федеральные законы (в федеративных государствах);
· Обычные законы.
· Конституция Республики Беларусь - Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.
· Программный закон - закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определенным ею вопросам.
· Кодекс (кодифицированный нормативный правовой акт) - закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений.
· Закон - нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений.
· Декрет - нормативный правовой акт главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основании делегированных ему парламентом законодательных полномочий либо в случаях особой необходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественных отношений.
Классификация законов
1. По субъекту законотворчества: а) законы, которые принимаются высшим представительным органом б) законы, принятые путем народного голосования (на референдуме)
2. По объекту законотворчества: а) общие (напр., Закон о гражданстве в Республике Беларусь); б) специальные (напр.,
Пределы действия НПА.
Действие во времени.
НПА действует бессрочно, если в его тексте не оговорено иное. Временный срок может быть установлен для всего акта или его частей. В этом случае в НПА должен быть указан срок действ