Понятие, признаки и сущность государства
В мире существовало и существует множество государств. В настоящее время их насчитывается свыше 200.
Составив сведения о самых разных государствах, как нынешних, так и прошлых, можно найти в них много общего, некие повторяющиеся черты и признаки, которые и позволяют приблизиться к пониманию этого уникального явления, находящегося вот уже несколько тысячелетий в центре философской, религиозной, правовой мысли и в центре политической борьбы.
Что же это за характерные черты (признаки), которые позволяют получить о государстве более полное представление, и отличить его от иных, чем то похожих явлений (например, политических партий, международных организаций и т.д.).
Вопрос этот излагается в любом учебнике по общей теории права, однако, имеются некоторые различия в подходах авторов к освещению этого вопроса.
Основные признаки государства:
1. Территория.
Она составляет физическую, материальную основу государства. Без территории оно попросту не могло бы существовать. Утрата территории по каким-либо причинам, например, в результате оккупации во время военных действий (Австрия, Польша, Литва, и др. в 30-40 г.г.), ведет к потере государственности.
Территория любого государства состоит из следующих элементов:
1. Недра, наземное, водное и воздушное пространства в границах государства.
2. Военные и воздушные суда под флагом государства независимо от их местонахождения.
3. Гражданские водные и воздушные суда под флагом государства или с опознавательными знаками государства, если они находятся в открытом море (нейтральных водах) или в открытом воздушном пространстве (нейтральном).
4. Космические корабли и спутники под флагом государства.
5. Территория посольств и консульств на территории других государств.
Именно на это пространство распространяется власть государства.
Сказанное позволяет понять, почему территория является огромной ценностью для государства, почему территориальная целостность государств становилась и становится предметом самых острых политических и вооруженных конфликтов (например, Палестина, бывшая Югославия, Ичкерия, Курилы и т.д.).
Именно поэтому признание целостности территории, отсутствие территориальных претензий является одним из важнейших принципов международного права и мирного сосуществования государств.
2. Население.
Так же как государство не существует без территории, его существование невозможно без населения. Причем речь идет не просто о группе людей, а о народе (народах), объединенном общими целями, потребностями, интересами, которые позволяют ему ощущать единство и сплоченность. Да и само государство функционирует именно потому, что есть народ, которому оно необходимо. Можно говорить о том, что государство является результатом самоопределения народа, результатом выражения его единой воли.
Население государства состоит из:
- граждан государства;
- иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории государства;
- граждан с двойным гражданством, постоянно проживающих на территории государства.
3. Суверенитет, т.е. верховенство, самостоятельность и независимость государства в решении различных вопросов внутри страны и вне ее.
Причем, суверенитет государства не зависит от величины территории, количества населения и других факторов. Так, например, громадные по населению и площади Китай и Россия и маленькие Люксембург и Мальта имеют по одному голосу в ООН.
В период распада СССР в Республике Беларусь, так же как и в других странах бывшего Союза, 27 июля 1990г. Верховным Советом была принята Декларация «О государственном суверенитете Республики Беларусь».
Признаки суверенитета:
1. Верховенство, самостоятельность и независимость государственной власти.
2. Наличие своей территории.
3. Наличие своего гражданства.
4. Самостоятельность во внутренних и внешних отношениях.
5. Наличие государственных символов (герб, гимн, флаг).
6. Наличие собственных вооруженных сил.
7. Наличие собственной денежной и финансово-кредитной системы.
Однако, следует отметить, что при этом суверенитет государства не является синонимом абсолютной самостоятельности или вседозволенности.
Во-первых, государственный суверенитет является производным от суверенитета народа, т.к. единственным источником власти и носителем суверенитета в большинстве государств является народ (статья 3 Конституции Республики Беларусь).
Во-вторых, существует международное сообщество, и каждое государство тысячами нитей связано с другими государствами и не может не уважать их суверенитет. Более того, взаимовыгодные контакты не препятствуют суверенитету, а укрепляют его, делая государство сильным и процветающим (государства Западной Европы). Опять же, утрата суверенитета ведет к утрате государственности. Государство превращается в колонию, другую зависимую территорию. Кстати, в настоящее время подобных территорий в мире практически нет, это еще одно свидетельство поразительной живучести стремления каждой нации (народа) к самоопределению, к созданию своего государства, т.е. национальный феномен.
4. Государственный аппарат (публичная власть).
Осуществлять господство, руководство и управление, отдавать приказы и распоряжения, следить за их выполнением, разрешать конфликты - все это и многое другое государство может, только имея систему органов, именуемых государственным аппаратом. Без штатного аппарата нормальная жизнедеятельность государства вряд ли возможна.
5. Наличие права - следующий признак государства.
Право призвано регулировать многочисленные и разнообразные общественные отношения. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть, тем самым делая их легитимными.
Т.о., государство - это суверенная политическая организация народа на определенной территории, имеющая государственный аппарат и право.
Следует отметить, что кроме основных, выделяют еще и другие признаки государства. К ним относят:
- наличие символов государства;
- наличие своей налоговой и финансово-кредитной системы;
- и др.
О СУЩНОСТИ ГОСУДАРСТВА
Под сущностью любого явления в философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития.
Сущность государства заключается в том, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам служит государство, чью волю оно выражает.
В настоящее время сложились два основных подхода к трактовке сущности государства.
а) Первый подход (классовый) состоит в том, что сущность государства определяется, как выражение интересов экономически господствующего класса и навязывания воли этого класса всему обществу.
Следовательно, государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура экономически господствующего класса.
б) Второй подход исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служить обществу.
Соответственно сущность государства состоит в его способности объединить все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса, т.е. демократии.
Данный подход к сущности государства имеет несомненное достоинство по сравнению с классовым:
- во-первых, он основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства, рассмотрении его как властной системы, управляющей обществом в интересах отдельного человека и общества в целом;
- во-вторых, он ориентирует на демократические методы управления обществом, поскольку социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия;
- в-третьих, подчеркивается ценность для общества государственной организации, поскольку человечество не придумало до сих пор более совершенной и рациональной организации жизнедеятельности людей.
Несмотря на диаметральную противоположность двух подходов к пониманию сущности государства, они не исключают друг друга. В юридической науке утвердилось мнение о двойственной природе сущности государства. В ней присутствуют начала классовости, т.е. стремлении правящих классов выражать волю тех социальных сил, интересы которых они представляют, а с другой стороны, современное государство отличают значительной приверженностью общечеловеческим идеалам, выполнение своего общесоциального назначения, использование в своей деятельности средств достижения общественного согласия и компромисса.