Понятие и признаки правовой нормы. Ее структурные элементы
Нормы права-это установленные государством правила поведения, регулирующие определенную разновидность общественных отношений, реализация которых обеспечивается мерами государственного принуждения (С.С.Алексеев).
Нормы права содержат в себе признаки, характеризующие право в целом. Объективное (позитивное) право и правовая норма соотносятся как целое и его часть.
Признаки нормы права:
Исходит от государства и представляет собой государственно-властное веление |
Имеет общеобязательное значение и адресована неопределенному кругу лиц |
Обладает формальной определенностью, что означает строгость внешней формы и точность правовых формулировок |
Рассчитана на многократное применение в типичных ситуациях |
Охраняется мерами государственного принуждения |
Нормы права действуют как интеллектуально-волевой регулятор поведения. С одной стороны, они могут регулировать поведение людей будучи осознанными ими (интеллектуальный момент). С другой стороны, они оказывают воздействие на их волю (волевой момент).
Нормы права имеют также представительно - обязывающий характер,то есть они действуют через предоставление субъектам права субъективных прав и возложение на них юридических обязанностей. Причем, праву одного лица всегда корреспондирует обязанность другого лица.
В структуре нормы права традиционно выделяют три элемента, которые носят названия «гипотезы», «диспозиции» и «санкции».
Гипотеза – это часть нормы, которая указывает на условия ее применения (время, место, круг лиц, на которых рассчитана норма).
Диспозиция – это часть нормы, которая указывает на содержание самого правила поведения (взаимные права и обязанности, возникающие у субъектов.
Санкция – это часть нормы, которая указывает на меры принуждения, применяемые за нарушение требований диспозиции.
С формально-юридической точки зрения структуру правовой нормы можно выразить следующей формулой: «Если имеют место определенные обстоятельства (гипотеза), то субъект обязан совершить определенные действия в интересах другого субъекта (диспозиция), иначе могут наступить установленные нормой неблагоприятные последствия (санкция)».
Трехзвенная конструкция правовой нормы не всегда применяется на практике. В текстах правовых актов нередко можно установить два или даже один из названных элементов. Происходит это по той причине, что законодатель не всегда конкретизирует гипотезу или санкцию, а в ряде случаев – просто их не упоминает. Такое положение дел привело к тому, что в современной юридической литературе высказывается точка зрения о двухуровневой концепции структуры правовой нормы (А.С.Пиголкин).
Классификация норм права
По содержанию предписания | Обязывающие (устанавливают обязанности) Запрещающие (содержат запреты) Управомочивающие (предоставляют права) |
По юридической силе | Законы Подзаконные акты |
По сфере действия | Общие (касаются всех граждан и государственных органов) Специальные (только определенный круг лиц) |
По степени свободы воли адресатов | Императивные (категоричность предписания) Диспозитивные (предполагают возможность выбора) |
По назначению | Регулятивные (правоустановительные) Охранительные (указывают меру ответственности) |
По отраслям права | Конституционные Гражданско-правовые Административно-правовые и др. |
По способу изложения | Прямое изложение (содержит все элементы, необходимые для применения) Бланкетное (дается ссылка на статьи другого нормативно-правового акта) Отсылочное (дается ссылка на статьи того же нормативно-правового акта) |
- Понятие системы права. Основания деления норм права на отрасли
Системность – одно из важнейших качеств права. Она предполагает единство права и деление его на составляющие части, взаимосвязанные между собой.
Системность права предполагает его следующие характеристики:
1) целостность; 2) наличие структуры; 3) наличие системообразующего фактора.
Система права – этовнутренняя организация права, которая выражается в единстве и согласованности юридических норм, их делении на отрасли и институты в соответствии с предметом и методом правового регулирования.
Система права представляет собой сложную, многоуровневую систему:
Норма права | правила поведения, регулирующие определенную разновидность общественных отношений |
Институт права | совокупность правовых норм, составляющих обособленную часть отрасли права и регулирующих конкретный вид общественных отношений (например, институт соучастия в уголовном праве) |
Подотрасль права | обособленная часть отрасли права, объединяющая нормы и институты, регулирующая специальные виды общественных отношений (например, наследственное право) |
Отрасль права | совокупность правовых институтов, объединенных общностью предмета и методов правового регулирования |
Основным структурным подразделением в системе права является отрасль права.
Для отрасли права характерны следующие признаки:
-- особые предмет и метод правового регулирования;
-- специфические отраслевые принципы;
-- количественная достаточность юридических норм;
-- наличие обособленного кодифицированного законодательства;
-- потребность общества в регулировании данной социальной сферы.
Основанием деления норм права на отрасли является особый предмет и методы правового регулирования. По этому критерию в праве Республики Беларусь выделяются множество отраслей права: конституционное, административное, уголовное, гражданское, трудовое, финансовое, жилищное и т.д.
- Правотворчество: понятие, виды, стадии.
Под правотворчествомпонимаютспециальную деятельность компетентных государственных органов, непосредственно народа (при референдуме) по установлению норм права, их переработке и отмене.
Процесс формирования права детерминирован объективными потребностями экономического, социального, политического и др. характера, которые в комплексе порождают соответствующие правовые идеи.
В юриспруденции выработан ряд принципов правотворчества:
Демократизм | Научность | |
Законность | Профессионализм | |
Гласность | Плановость |
Виды правотворчества:
1) принятие правовых актов органами государства;
2) принятие решений народом путем референдума;
3) заключение различного рода договоров (соглашений);
4) принятие правовых актов предприятиями, учреждениями, организациями.
В Республике Беларусь, как и в других европейских странах, наиболее распространенной является такая форма правотворчества, как принятие нормативных актов органами государства.
Порядок подготовки, оформления, принятия, опубликования нормативных правовых актов в Республике Беларусь установлен Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 года (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом от 4 января 2002 года).
Правотворческая деятельность как достаточно сложная и длящаяся во времени процедура имеет свои стадии, на которых решаются конкретные задачи:
1) принятие решения об издании нормативного правового акта. В соответствии со ст.99 Конституции право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Национального собрания, Правительству, а также гражданам в количестве не менее 50 тыс. человек;
2) разработка проекта правового акта и его согласование. На этом этапе проводится экспертная оценка предложенного проекта, отработка его текста. Эта деятельность осуществляется в комиссиях и комитетах парламента с привлечением специалистов-практиков;
3) обсуждение и принятие нормативного правового акта.Рассмотрение проекта может осуществляться в нескольких чтениях. После принятия законопроекта в нижней палате парламента его передают на утверждение в верхнюю палату;
4) опубликование нормативного правового акта и введение его в действие.
В настоящее время все нормативные правовые акты подлежат регистрации и опубликованию в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь.
Законотворчество как процесс подготовки и принятия законов имеет свои особенности. Этот процесс регламентируется положениями Конституции и Регламентами палат Национального собрания Республики Беларусь.
В соответствии с этим подходом выделяются следующие стадии законотворческого процесса:
1) законодательная инициатива, которой обладают Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь и не менее 50 тыс. граждан;
2) внесение законопроекта в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь;
3) обсуждение законопроекта в Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь и его принятие;
4) обсуждение законопроекта в Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь и его принятие;
5) подписание законопроекта Президентом Республики Беларусь;
6) опубликование закона и его вступление в силу.
Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования, если иное не установлено в самом законе (с момента опубликования или в более поздний срок).