Система нормативного регулирования первобытного общества. Основные виды и общие черты нормативных регуляторов (правил поведения) первобытного общества
Признаки государства
1) Публичная (государственная) власть. Публичной она называется потому, что не совпадает с обществом, выступает от его имени, от лица всего народа.
2) Официальная организация – репрезентует общество, выступает от его имени, и таковым признано другими государствами.
3) Универсальность, так как объединяет членов общества для решения вопросов, которые касаются разных сфер их жизни.
4) Верховная организация – является высшим по значению и силе объединением общества, все другие социальные организации в сфере общественных интересов подчиненные ему.
5) Централизованная организация – внутренняя структура государства осуществляется по иерархии, т.е. подчиненностью низших организационных структур высшим, и особенно общегосударственным.
6) Государственный суверенитет. Понятие "государственного суверенитета" появилось в конце средних веков, когда стало нужно отделить государственную власть от церковной и предоставить ей исключительное, монопольное значение. Нынче суверенитет – обязательный признак государства. Государство, которое его не имеет – это колония или доминион.
Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.
Суверенность государственной власти обусловливается ее возможностями реально, а не только идеологически влиять на общественные отношения.
Самостоятельность и независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны и извне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать все свои дела.
Но не считаясь с то, что государство является формой организации интересов всех членов общества, она не объединяет их абсолютно во всех сферах, аспектах их жизни. Рядом с общественным интересом существуют интересы особые и индивидуальные, которые отображаются, обеспечиваются и предохраняются соответствующими социальными объединениями или лично индивидом. Государство не должна самая вмешиваться в сферу этих интересов, но обязанностью ее есть обеспечивать их независимость, гарантировать и предохранять от вмешательства со стороны других субъектов. Независимость разных социальных организаций и индивидов, наличие гарантированных государством сфер их "самостоятельного" жизни – важный признак цивилизованности государства и общества.
Также нужно обратить внимание на то, что государство может быть светским и теократическим. Большинство государств мира – светские, т.е. такие, в которых разграниченные сферы действия церкви и государства (церковь отделена от государства). В теократических государствах власть принадлежит церковной иерархии (Монголия до 1921 г., современный Ватикан).
Итак, мы рассмотрели основные признаки государства, которое дает нам возможность более глубоко понять суть самого государства и понятие государства в гражданском социальном правовом обществе.
Система нормативного регулирования первобытного общества. Основные виды и общие черты нормативных регуляторов (правил поведения) первобытного общества
Понятие и виды социальных норм первобытного общества
Что и как определило и обеспечивало поведение человека и его различных объединений: общины, клонов и т. д.? Всегда ли существовало право как одно из мощнейших социально - регулятивных средств, или и право, точно так же, как и государство, возникает лишь на определенном этапе развития человеческого общества. Чем отличаются регулятивные системы догосударственных и государственных обществ - вот основные вопросы, которые придется выяснить, чтобы познать причины появления и сущность права, выполнив тем самым основную исследовательскую задачу.
Обратимся в этой связи вновь к социально - экономической сущности присваивающей системы хозяйства. Эта система объективно не нуждалась в учете вклада каждого члена общества в результаты конкретной охоты, занятие рыболовством, в другие способы добывания пищи, в обеспечении жильем и т. п.. Не было в присваивающем хозяйстве и какого - либо нормирования затрат времени на участие того или иного члена общины в этих процессах обеспечения локальной группы.
Регулятивным фактором для таких затрат выступали только половозрастная структура общины, клана, локальной группы, экологическое состояние среды, возможности и потребности самих общин охотников, рыболовов и собирателей, умение и опыт отдельных членов общины. Самоорганизация, иные самопроизвольные процессы - вот главное, что характеризует в целом взаимодействия человека и природы в присваивающей экономике на протяжении многих тысячелетий Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебник для вузов. 3-е издание. М., 1999. С. 53..
Вместе с тем необходимо отметить, что широкое распространение и использование приобретают в таких обществах и регулятивные начала, формировавшиеся в ходе самоорганизации человечества. Эта регуляция обеспечивает существование и существенное воспроизводство конкретных общин, кланов, групп. Это правило смягчения агрессивных столкновений между группами, организации семейно - брачных отношений, закрепление половозрастного деления, взаимопомощи, организации совместных охот, рыболовного промысла, распределение пищи, нормы функционирования потестарных органов управления, процедуры решения споров и т. п. . Эти регулятивные начала осуществляются в разных формах, но суть их одна: они направлены на поддержание присваивающих экономик, на гармоничное сосуществование человека в природной среде, на воспроизводство его как биологического вида.
Отметим сразу, что в производящем хозяйстве дело обстояло совершенно иначе. К IV - III тыс. до н. э. самоорганизационные процессы взаимодействия человека и природы, поддержание равенства между ними, сменяются сознательным процессом регулирования организации сельскохозяйственного производства, ремесла, скотоводства и т. п Венгеров А. Б. Теория государства и права. Учебник для вузов. 3-е издание. М., 1999. С. 54..
Как отмечалось выше, на этом этапе происходит усложнение организации производства, появляются новые управленческие функции, происходит становление подлинно трудовой деятельности, ее нового типа, связанного с производством пищи. Возникает необходимость регламентировать сельскохозяйственное производство, хранение, распределение и обмен прибавочного продукта и возникающих на этой основе отношений собственности. Появляется объективная необходимость нормировать, а следовательно, и учитывать, трудовой вклад каждого члена общества, результаты его труда, его участие в создании общественных фондов, выдачи ему из общественных фондов без такого нормирования и учета общества производящей экономики попросту не смогли бы существовать.
Эта экономика объективно ведет к дальнейшему разделению труда.
Половозрастное деление, хотя и сохраняет свое значение, но и дополняется уже иным, социальным, классовым делением. Появляется тот самый особый слой людей, выделившихся из общества. В данном случае следует подчеркнуть, что появление не только публичной власти, но и иной системы регулирования, вызванной к жизни становлением производящей экономики и призванной объективно обеспечить ее функциональное развитие.
Таким образом, на теоретическом уровне можно выделить не только наличие в историческом развитии человечества двух способов хозяйственно присваивающей и производящей экономики, но и наличие двух принципиально отличных систем регулирования, привязанных к экономическим и экологическим характеристикам этих способов хозяйствования, по всему комплексу материальных, социальных и духовных отношений, существовавших в них.
И в этой связи надо отметить, что социальные нормы присваивающей экономики имели свое особое содержание, формы выражения, способы реализации и защиты, составляли достаточно солидную регулятивную систему.
Содержание. Если упомянуть содержание регулятивной системы, то можно увидеть, что в социальных нормах закреплялась тотемная система (тотем - идеализированное существо - покровитель отдельного члена группы или всей группы: как правило вид животного и растения, которых нельзя убивать и употреблять в пищу). Эта система выполняла функции экологического регулятора, была своеобразной «Красной книгой».
Важнейшим вопросом существования человечества является его воспроизводство как биологического вида. Для воспроизводства конкретных групп, кланов необходимо было наличие в них определенного количества женщин, детей. Социальные нормы регулировали в этой связи брачно - семейные отношения, способы приобщения женщин в других группах, в том числе в некоторых ситуациях и их похищения Годинер Э.С. Политическая антропология о происхождении государства. // Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991. С. 62..
Словом, по содержанию нормы первобытного общества обеспечивали социализацию жизни общин, кланов, групп, экологическое состояние и ряд других необходимых условий жизнедеятельности присваивающих обществ.
Способы регулирования. Здесь можно выделить три основных способа запреты, дозволения и позитивное обязывание.
Запреты существовали главным образом в виде табу, т. е. в виде подкрепленной религиозными верованиями недопустимости совершать те или иные поступки, например, недопустимость брака между кровными родственниками.
Дозволения (или разрешения) также определяли поведение человека или объединений людей в присваивающей экономике указывая, например, на виды животных и время охоты на них, на виды растений и сроки сбора их плодов, выкапывание корней, на допустимость добрачных половых связей и т. д. . Запрещалось нарушать разделение функций в обществе между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми; запрещалось убийство, телесные повреждения, каннибализм, кровосмешение, колдовство (им могли заниматься лишь специальные лица - колдуны); запрещались похищения женщин и детей, применение оружия на стоянках, воровство, нарушение правил супружеского союза, нарушение супружеской верности, соблазнение чужих жен и т. д. .
Позитивное обязывание имело своей целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительстве жилищ, разжигание костров и поддержание огня, изготовление орудий, средств передвижения, например, лодок. Однако все эти способы регулирования не были направлены на изменение природных условий и выделение человека из природы, и обеспечивали лишь наиболее эффективные формы присвоения предметов природы и их переработки, их приспособление для удовлетворения потребностей человека Годинер Э.С. Политическая антропология о происхождении государства. // Этнологическая наука за рубежом: проблемы, поиски, решения. М., 1991. С. 63..
Санкции. Это еще один из важнейших элементов регулятивной системы присваивающих обществ. Хотя и на сегодня остается бесспорным вывод о добровольном выполнении правил поведения в присваивающих обществах в силу привычного понимания полезности этих правил, подражание, но вместе с тем и эти общества знали различных нарушителей брачно - семейных отношений, пользования участками территорий, тотемных систем и строгое их наказание. В этих случаях к нарушителям применялись и суровые меры наказания, вплоть до лишения жизни. Причем санкции не очень четко дифференцировались на реальные и сверхъестественные. И поскольку нарушения всегда затрагивали религиозную сторону жизни общества, постольку санкции всегда как бы освещались, поддерживались религиозными, сверхъестественными силами.
Санкции имели свою структуру: общественное порицание, изгнание из общины, нанесение телесного повреждение, смертная казнь - вот наиболее типичные их формы.
Такой была структура регулятивной системы присваивающих обществ, которая и в целом по своему содержанию, и в своих элементах была совершенно иного типа, чем та, которая возникла в производящей экономике. Это главное, и это следует подчеркнуть.
1.2 Виды социальных норм первобытного общества
Самым первым видом социальных норм были ритуалы. Их человечество стало использовать, вероятно, еще тогда, когда не овладело речью. Позднее в ритуальных действиях стало возможным выделять обряды. Разницу между этими видами социальных норм провести часто бывает затруднительно даже современным исследователям, да и на практике обычно мало кто задумывается о том, что приходится исполнять -- ритуал или обряд. Однако разница здесь все же имеется (о чем речь пойдет несколько позднее) Кашанина Т. В. Происхождение государства и права: современные трактовки и новые подходы. Учеб. пособие. М., 1999. С. 113..
Когда человек перешел к членораздельной речи и стал ею пользоваться весьма уверенно, то появились мифы, с помощью которых стала передаваться информация о том, как должно поступать в тех или иных ситуациях. Обычаи -- это уже довольно сложные, а в силу этого более тонкие социальные нормы. Вот почему они имеют очень широкий спектр действия и опосредуют почти все сферы человеческого общежития. Их использование дало возможность человечеству развиваться более стабильно и эффективно.
Перейдем к более детальной характеристике социальных норм первобытного общества.
Ритуал -- это правило поведения, в котором акцент делается на внешней форме его исполнения, причем эта форма является строго канонизированной
Само содержание ритуала не столь важно, поскольку доминирующее значение имеет его форма. Вот почему ритуал еще можно назвать церемонией, демонстративным действием, причем это действие часто имеет красочность, даже театрализованностъ, и выполняется при большом скоплении народа, т.е. отличается массовостью. Иначе ритуал еще можно определить как порядок выполнения определенных действий, совершаемых в определенной форме.
Целью любого ритуала является внушение определенных чувств, с его помощью достигается определенный психологический настрой людей. Одним словом, ритуалы, без сомнении, выполняли компенсаторную функцию. Так, например, церемония вступления в брачные отношения преследует цель внушить представление о нерушимости брачного союза, его вечности.
Обряды -- это правила поведения, заключающиеся в символических действиях, но, в отличие от ритуалов, глубже проникающие в психику человека и преследующие идеологические (воспитательные) цели Кашанина Т. В. Происхождение государства и права: современные трактовки и новые подходы. Учеб. пособие. М., 1999. С. 115..
Если ритуалы позволяли выразить первобытным людям их самые простые и грубые эмоции (страх, гнев и т.п.), то обряды -- это уже несколько более тонкие социальные нормы. Они давали возможность выразить такие уже чисто человеческие психологично кис категории, как радость, жалость, заботливость, память о умершем человеке и др. В процессе выполнения обряда обеспечивалось сопереживание между людьми. Это первое, что их отличает о ритуалов.
Обряды являются более сложными и по содержанию и поз тому для своего исполнения они зачастую требовали присутствия человека, который специально занимался организацией их исполнения. Обычно им был жрец.
Третье и, пожалуй, наиболее отличительное. Обряды уже начинают выполнять и воспитательную функцию. С их помощью становится возможным достижение не только каких-либо эмоционалых психологических, но и идеологических целей.
Одним словом, обряд как социальная норма проникает в психику глубже, нежели ритуал. Иначе, обряд регулирует не только внешнее поведение, но в какой-то мере уже связан и с содержанием регулируемого общественного отношения.
Первобытное общество развивалось медленно, сумма его знаний об окружающем мире возрастала неощутимо для членов этого общества. Определенная часть таких знаний выражалась и фиксировалась в мифах.
Миф -- предание, сказание, повествование о богах, духах, обожествленных героях, перво-предках, возникшее в первобытном обществе Кашанина Т. В. Происхождение государства и права: современные трактовки и новые подходы.
В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. В них в наглядно-образной форме преподносятся явления природы и общественной жизни. Но они выполняли не только познавательную функцию. Нe менее, а может и более важной была их нормативно-реулятивная функция. Мифы несли в себе также и идеологическую нагрузку. По существу мифология представляла собой набор хороших и дурных примеров, руководство к действию или воздержанию от действии, способы поведения, которым должны следовать люди в своих взаимоотношениях с природой и друг с другом. В них также давалось их объяснение, причем делалось это довольно причудливо. В мифах соединялись и подлинные знания, и художественные образы, и нравственные предписания, и религиозные представления.
Мифы объясняли многие стороны человеческого жития: и происхождение дня и ночи, и тайну появления человека, орудий труда и оружия, культурных растений и домашних животных, и характер отношений в семье... Но главное в мифах -- это их нормативная, предписывающая часть, которая аккумулировала опыт человечества и доводила его до сведения каждого члена первобытного общества. Вот почему мифы разных народов нам понятны, причем как взрослым, так и детям. Знакомясь с этими древними источниками знаний и правил поведения (мифами Древней Греции, Древнего Рима, русскими народными сказками), мы убеждаемся, что они до сих пор остаются учителями жизни, компактнейшими и концентрированными «учебниками» жизни.
Вспомним и проанализируем всем известную русскую народную сказку «Репка». Какие же правила поведения в ней содержатся, согласно которым надо каждому человеку строить свою жизнь? В сказке в качестве «сухого остатка» можно выделить следующие мысли (или правила поведения): 1) даже самое трудное дело можно выполнить, если действовать сообща; 2) нельзя пренебрегать даже самыми маленькими усилиями, поскольку они могут оказаться решающими в достижении цели.
В мифологическом мышлении преобладало эмоционально-ассоциативное начало. У наших древних предков абстрактное мышление только-только начинало формироваться и должны были пройти многие тысячелетия, пока человечество не овладело понятийным абстрактным и логическим мышлением. На том же этапе возникновение мифологического мышления и использование его в качестве формы передачи знаний и правил поведения людей в обществе было гигантским шагом вперед Кашанина Т. В. Происхождение государства и права: современные трактовки и новые подходы.
Как объяснение мира -- миф предшествовал науке, зачатки которой зародились внутри него; как эмоциональное мироощущение - миф выработал художественные средства воздействия на человека, перенятые у него искусством и первоначально выступавшими как его нераздельная часть.
Обычай -- это правило поведения, сложившееся исторически, на протяжении жизни не скольких поколений, ставшее всеобщим в результате многократного повторения
Обычаи регулируют устойчивые общественные отношения, которые складываются на протяжении длительного периода времени, в течение жизни нескольких десятков поколений. Одним словом, за каждым обычаем тянется большой исторический шлейф.
Обычаи становятся всеобщими в силу многократного применения и повторения людьми, проживавшими на разных этапах исторического пути. Вот почему они прочно входят в сознание людей и становятся привычкой. Обычай иначе можно определить как стереотип поведения.
Обычаи выражают какую-то жизненную закономерность, нарушение которой чревато серьезными последствиями, например, передача имущества, умершего близким родственникам, воспитание детей матерью и др. В отличие, допустим, от ритуалов, обычай непосредственно затрагивает содержание общественных отношении и поэтому включается в систему практической деятельности людей.
В обычае воплощается авторитет всего общества в целом, все члены которого убеждены в необходимости и непогрешимости каждого из обычаев, составляющих строгую систему. За нарушение большинства обычаев даже не предусматривается наказание Кашанина Т. В. Происхождение государства и права: современные трактовки и новые подходы. Учеб. пособие. М., 1999. С. 118..
Религиозные нормы -- это правила поведения, регулирующие отношения между людьми через призму требований божественных начал. Отметим наиболее характерные особенности религиозных норм первобытного общества.
Сущность религии как системы религиозных норм состоит в том, что религия (от лат. religio -- вера в существование свсрхъестественных сил) есть духовный союз человека с богами (богом); этот союз состоит в том, что бог открывает человеку свою сущность и свою волю (отсюда «откровение»), а человек, вступая в этот союз и пребывая в общении с божеством, делает его волю своею нормою и отдаст свои силы на се осуществление. Попятно, что религиозный человек воспринимает волю божью в качестве нормы поведения и видит в божестве установителя этих заповедей. Их смысл сводится к тому, что человек должен служить прежде всего богу, а уже потом людям, обществу. Воля бога пронизывает религиозные нормы.
В первобытном обществе было много богов, вероятно, столько, сколько существовало неведомых и страшных для человека сил природы. Многобожие -- первая стадия религиозного сознания. Позднее, когда общество поднимется на более высокую ступень в экономическом развитии и возникнет потребность в единении людей, населяющих ту или иную территорию, обнаружится необходимость в выделении профессионального слоя управленцев, т.е. в появлении государства, возникнет и единобожие. Появление монорелигий прочно указывает на возникновение государства.
Первоначально религия носила только компенсаторную функцию, т.е. она выступала в качестве объяснителя и утешителя для первобытных людей. Религиозные нормы указывали путь к спасению, избавлению от страданий, достижению бессмертия. В дальнейшем религия начинает играть чисто регулятивную функцию. Ее следует усматривать в том, что религиозные нормы, предписывающие правила поведения через призму божественного начала, адресовались людям и упорядочивали их поведение. Тем самым в обществе устанавливался определенный порядок взамен возможной, при отсутствии каких-либо социальных норм вообще, всеобщей анархии и вседозволенности.
Нельзя забывать, что религиозно-мистические образы выступали не только как олицетворение природных сил, по и тесно переплетались и содержали в себе нравственные идеалы, духовные традиции, исторические ценности, которые к тому времени наработали древние люди. Религиозные нормы постепенно стали орудием для укрепления стабильности первобытного общества.
Мораль человека появляется она не сразу. Развитие ее идет крайне медленно и напрямую зависит от степени благосостояния человеческого общества. О благосостоянии первобытного общества можно и не говорить вовсе, так как борьба с силами природы за выживаемость носила столь острый характер, что человек весь был нацелен на эту борьбу за жизнь. Моральные нормы в первобытном обществе уже начали появляться, но использовались они в тот период для регулирования поведения людей, прямо скажем, в микроскопических дозах. Происходило это по вполне понятным причинам, о которых речь шла выше.
Таким образом, с момента возникновения человека разумного развивается и формируется многогранная и уже в первобытности достаточно сложна система социальных регуляторов, выполнявшая ряд функций. Нужно подчеркнуть, что исторически «примитивные» формы нормативного регулирования постепенно перерастали в более сложные. При этом, анализ показывает, что уже в первобытном обществе спектр социальных норм достаточно велик.
5. Происхождение права. Признаки права, отличающие его от системы нормативного регулирования первобытного общества. Основные пути, общие закономерности и основные формы происхождения права
Основные пути возникновения права
Ученые правоведы, выделяют два пути возникновения права: восточный и западный.
Восточный путь происхождения права
Был обусловлен необходимостью вести масштабные ирригационные работы,
низкой орудийной развитостью. Первоначально возникли должности управляющих
резервными пищевыми фондами, управляющих распределением продуктов, но со
временем они обособились в особую группу управленцев. Социальная
дифференциация в восточном обществе происходила на основе политического
неравенства (функциональная система) - положения личности в системе власти.
Экономика основана на государственной и общественной форме собственности,
частная собственность не играет значимой роли. Это характерно для тех
стран, в которых господствующее положение занимала государственная
собственность. Основной источник (способ фиксирования правовых норм) -
сборники нравственно-религиозных положений. Нормы носят казуальный характер
и дополняются в случае необходимости другими обычаями или установлениями
монарха.
Западный путь происхождения права
Присущ странам, где явно доминировала частная собственность, которая
устанавливала равенство собственников, нормы отличаются более высокой
степенью формализованности и определённости. Очень хорошо развито
гражданское право. Право возникает в результате имущественного неравенства,
появления частной собственности и раскола общества на классы. Земля,
главным образом, находится в частной собственности. Идёт постоянная борьба
имущих и неимущих. Наиболее богатые занимают и наиболее высокие должности в
государственном аппарате. Афины - классический пример такого пути
возникновения права. Спарта - это государство отличается от афинского тем,
что основную массу населения составляли захваченные спартанцами племена.
Рим - здесь складывается похожая ситуация, но в процесс становления и
формирования права активно вмешивается третья сила - плебс.