Права и обязанности члена организации граждан-застройщиков
Жилые помещения, составляющие государственный жилищный фонд
Государственный жилищный фонд включает в себя:
· Жилые помещения социального пользования
· Служебные жилые помещения
· Жилые помещения государственного жилищного фонда в общежитиях
· Специальные жилые помещения
· Жилые помещения коммерческого использования
· Жилые помещения государственного жилищного фонда, предоставленные по срочному договору обязанным лицам.
· Жилые помещения, находящиеся в зоне эвакуации, первоочередного и последующего отселения на территории с радиоактивным загрязнением.
· Жилые помещения, находящиеся в процессе реконструкции и капитального ремонта с переоборудованием и перепланировкой с момента начала и до момента окончания реконструкции или ремонта.
· Жилые помещения, занимаемые военнослужащими выбывающими за пределы РБ для прохождения службы в других государствах.
· Жилые помещения, расположенные на территории обособленных военных городков.
· Жилые помещения расположенные в зданиях выделенных для размещения органов и подразделений МЧС.
· Жилые помещения находящиеся в собственности РБ и расположенные на территории других государств.
· И в иных случаях.
Государственный жилищный фонд включает в себя
1.жилые помещения государственного жилищного фонда, находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов, других государственных организаций,
2.в том числе жилые помещения социального пользования,
3.служебные жилые помещения,
4. жилые помещения в общежитиях,
5.жилые помещения специального служебного жилищного фонда, 6.специальные жилые помещения,
7.жилые помещения коммерческого использования
8.и другие жилые помещения.
Уровень 3
Жилищные правоотношения.
Предметом жилищного права является определенная совокупность общественных отношений, связанных с возникновением права на жилое помещение, использованием и эксплуатацией жилищного фонда, то есть жилищные правоотношения.
Жилищные отношения — отношения в области обеспечения граждан жилыми помещениями, пользования и распоряжения ими, а также сохранности жилищного фонда (ст.1 ЖК). Специфической чертой данных отношений является то, что они возникают и развиваются по поводу особого объекта — жилья.
Понятие «жилищные отношения» охватывает широкий круг общественных отношений. Прежде всего эти отношения связаны с пользованием жилищем. Они являются главным предметом жилищного законодательства. К жилищным правоотношениям относятся отношения, складывающиеся по поводу управления жилищным фондом; учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; владения и распоряжения жилыми помещениями; эксплуатации; обеспечения сохранности и ремонта жилых домов и жилых помещений; собственности на жилище, а также земельные, кредитные отношения, связанные со строительством и реконструкцией жилых домом, держанием, ремонтом и др.
Жилищные отношения неоднородны. Большинство из них являются имущественными. Они складываются по поводу объектов, имеющих экономическую ценность: квартир, жилых домов, жилищных фондов и др.
Жилищные отношения можно разделить на:
—жилищные отношения в области обеспечения граждан жилыми помещениями;
—отношения по найму жилых помещений на основании договора найма либо пользования жилыми помещениями по иным основаниям;
—отношения по пользованию служебными жилыми помещениями, жилыми помещениями в общежитиях, специальных домах;
—правоотношения собственности в жилищной сфере;
—правоотношения в области применения мер юридической ответственности за нарушение жилищного законодательства;
— жилищные отношения, возникающие в области управления, эксплуатации, обеспечения сохранности и ремонта жилого помещения;
— отношения, связанные со строительством и реконструкцией жилых домов.
Например, купля-продажа, рента, наследование, строительство, предоставление социального жилья, рождение ребенка, выселения из занимаемого жилого помещения и др.
ЖПО состоит из следующих элементов:
-субъекты-фих, юр лица(собственники жилых помещений,организации граждан-застройщиков,органы гос. Власти,местного управления и самоуправления),гос-во
-объект явл. Жилое помещение-предназначеное для проживания граждан помещение,отапливаемое,имеющее естественное освещение и соответствующее санитарным нормам,правилам и гигиеническим нормативам и иным техническим требованиям,предъявляемым к жилым помещениям
-содержание прав и обязанностей субъектов
-юридический факт- сделки, административные акты, решения суда
2) Порядок постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий
Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется:
— местными исполнительными и распорядительными органами по их постоянному месту жительства;
— местным исполнительным и распорядительным органом по месту регистрации граждан в органах внутренних дел, не имеющих в собственности или в пользовании жилых помещений;
— государственными органами и другими организациями, имеющими во владении, пользовании жилые помещения и (или) осуществляющими жилищное строительство либо принимающими в нем долевое участие (ведется по месту работы (службы) нуждающихся граждан).
Семья вправе состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства, а также по месту работы каждого ее члена.
Граждане подают заявление о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по постоянному месту жительства — в соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган, по месту работы (службы) - в государственный орган, другую организацию.
Учитывая, что в настоящее время в практической деятельности внедряется принцип работы «одного окна», гражданин должен представить самостоятельно только часть документов, а другую их часть должен запросить местный исполнительный и распорядительный орган или другая организация. Хотя при подаче заявления граждане вправе самостоятельно представить все документы, являющиеся основанием для принятия решения о постановке их на учет.
Перечень документов, необходимых для принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые непосредственно запрашивает местный исполнительный и распорядительный орган или другая организация, включает в себя:
Ø справку о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи жилищно-эксплуатационной организации либо организации, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, либо органа управления организации граждан-застройщиков о занимаемом
гражданином жилом помещении и составе его семьи, выданную на основании данных лицевого счета или домовой книги, а для граждан, не имеющих в собственности или пользовании жилых помещений, — справку об отсутствии в данном населенном пункте в собственности жилого помещения и отсутствии права пользования жилым помещением государственного жилищного фонда (находящихся (находившихся в течение последних пяти лет) в собственности граждан и членов его семьи жилых помещений);
Ø решение соответствующего местного исполнительного и .распорядительного органа о признании занимаемого жилого помещения не соответствующим санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, — при принятии граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по этим основаниям;
Ø медицинское заключение, выданное государственной организацией здравоохранения, о наличии у гражданина заболевания, указанного в перечне, определяемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь, при наличии которого признается невозможным совместное проживание с лицами, страдающими ими, в одной комнате (квартире);
Ø копии диплома об образовании и трудового договора (контракта) с трудоустроившей организацией — при принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий молодых специалистов, прибывших по распределению в организации, расположенные на территориях с
уровнем радиоактивного загрязнения свыше 5 Ки/кв. км;
Ø справку органа по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним о находящихся в собственности граждан жилых помещениях в данном населенном пункте;
Ø справку органов записи актов гражданского состояния о вступлении в брак впервые либо о рождении (усыновлении) детей без вступления в брак по форме, утвержденной Министерством юстиции Республики Беларусь;
Ø справку, подтверждающую отсутствие у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа жилого помещения в собственности или пользовании жилых помещений либо невозможности вселения в жилое помещение, из которого они вы
были, и документы, подтверждающие отсутствие попечения родителей.
Ø Необходимо назвать документы, которые граждане должны представить для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий самостоятельно:
Ø сведения о доходе и имуществе, приходящихся на каждого члена семьи, при принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, имеющих право на получение жилого помещения социального пользования;
Ø документы, подтверждающие право граждан на внеочередное предоставление жилого помещения.
Заявления граждан регистрируются в книге регистрации заявлений граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и рассматриваются в течение одного месяца со дня подачи ими всех необходимых документов.
На основании заявления гражданина о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий местный исполнительный и распорядительный орган в трехдневный срок запрашивает у соответствующих организаций необходимые документы. Организации, получившие запрос, обязаны в десятидневный срок представить истребуемые документы. В случае, если за выдачу документов, необходимых для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, законодательством предусмотрено взимание платы, к документу прилагается платежное требование, подлежащее оплате гражданином.
О принятом решении сообщается гражданину в письменной форме в десятидневный срок со дня его принятия. В решении о принятии на учет указываются: дата принятия гражданина на учет, основания принятия гражданина на учет, общий или отдельный список учета, состав семьи, номер очереди. В решении об отказе в постановке на учет - основания для отказа. Например, в соответствии со ст. 46 ЖК граждане, ухудшившие свои жилищные условия путем разрушения, порчи, обмена, раздела или изменения порядка пользования жилым помещением, отчуждения пригодного и достаточного для проживания жилого помещения, принадлежащего (принадлежавшего) им на праве собственности, вселения других лиц (кроме супруга (супруги), несовершеннолетних, нетрудоспособных детей и нетрудоспособных родителей), не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в течение пяти лет с момента ухудшения своих жилищных условий.
Правовой режим общежитий
Общежития относятся к специализированному жилищному фонду и предназначены для временного проживания рабочих, служащих, студентов в период работы или учебы, которые не имеют жилья в данном населенном пункте.
Жилые помещения в общежитии не подлежат передаче в аренду или коммерческий наем и приватизации. Наниматель жилого помещения в общежитии не вправе осуществлять обмен занимаемого жилого помещения, а также передавать его в поднаем. Жилое помещение в общежитии предоставляется в размере не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека. Семьям должно предоставляться изолированное жилое помещение. Вселяемые в общежитие граждане должны состоять в трудовых отношениях с предприятием, в хозяйственном ведении которого находится общежитие, или учреждением (или обучаться в учебном заведении), в оперативном управлении которого находится общежитие. Вселение иных граждан в общежитие не допускается. Договор найма жилого помещения в общежитии заключается в письменной форме. Предметом данного договора по общему правилу является изолированное жилое помещение. Однако в общежитиях допускается вселение в одну комнату лиц, не имеющих родственных отношений. В договоре найма также устанавливаются права и обязанности сторон договора. Если вместе с нанимателем в жилое помещение вселяются члены его семьи, то они должны быть указаны в договоре. К членам семьи нанимателя жилого помещения в общежитии относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Члены семьи нанимателя жилого помещения в общежитии имеют равные с нанимателем права и обязанности. По общему правилу договор найма жилого помещения в общежитии может быть расторгнут соглашением сторон.
Права и обязанности члена организации граждан-застройщиков
Член организации граждан-застройщиков имеет следующие права:
1.избирать и быть избранным в органы управления организации;
2.передать пай, иной взнос или его часть члену своей семьи, а также другим гражданам;
3.выйти из организации в любое время, получив стоимость своей доли;
4.сдавать занимаемое жилое помещение или его часть по договору найма;
5.вселять в занимаемое жилое помещение членов своей семьи;
6.иные права, предусмотренные законодательством Республики Беларусь и уставом организации.
Член организации граждан-застройщиков обязан:
1.выполнять требования устава организации, решения общего собрания членов организации (собрания уполномоченных);
2.участвовать в управлении делами организации, присутствовать на общих собраниях членов организации;
3.своевременно внести (вносить) вступительный, паевой и иные взносы, в том числе уплачивать взносы на проведение капитального ремонта жилого дома;
4.нести расходы по эксплуатации и содержанию жилого дома, проведению противопожарных и других необходимых работ;
5.производить за свой счет текущий ремонт занимаемого жилого помещения;
6.осуществлять иные мероприятия в соответствии с уставом организации, а также законодательством Республики Беларусь.
5) Для принятия на учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий необходимы следующие документы:
1.Заявление о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;
2.Паспорт гражданина Республики Беларусь или иные документы, удостоверяющие личность всех совершеннолетних граждан, свидетельства о рождении несовершеннолетних детей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;
3.Справка о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи;
4.Справки о находящихся в собственности гражданина и членов его семьи жилых помещениях в населенном пункте по месту подачи заявления о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;
5.Решение местного исполнительного и распорядительного органа о признании занимаемого жилого помещения не соответствующим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям — при принятии граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;
6.Заключение врачебно-консультационной комиссии о наличии у гражданина заболеваний, указанных в перечне, определяемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь, при наличии которых признается невозможным совместное проживание с лицами, страдающими ими, в одной комнате или однокомнатной квартире, — при принятии граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;
7.Копии документа об образовании и трудового договора (контракта) с трудоустроившей организацией — при принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;
8.Документы, подтверждающие право на внеочередное или первоочередное предоставление жилого помещения, — в случае наличия такого права;
9.Сведения о доходе и имуществе каждого члена семьи — в случае принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, имеющих право на получение жилого помещения социального пользования в зависимости от их дохода и имущества;
10.Справка государственного учреждения образования, подтверждающая, что по состоянию на 8 апреля 2006 года гражданин обучался в государственном учреждении профессионально-технического, среднего специального или высшего образования в дневной форме получения образования и утратил статус лица из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением возраста двадцати трех лет, — при принятии граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий;
11.Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании документов, удостоверяющих отсутствие попечения родителей.
6) Категории граждан, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления им другого жилья:
· Герои РБ, герои Советского Союза, герои социалистического труда, полные кавалеры орденов Отечества, Славы, Трудовой Славы;
· Ветераны ВОВ.
· Реабилитированные граждане.
· Инвалиды с детства.
· гражданам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий.
· гражданам, принимавшим в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС .
· гражданам, принимавшим непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия.
· специалистам из числа отдельных подразделений по сборке (разборке) ядерных зарядов, выполнявшим эти работы до 31 декабря 1961 года;
· гражданам, занимающим жилые помещения в блокированных и одноквартирных жилых домах, имеющих не более одного надземного этажа, — при их износе на шестьдесят процентов и выше.