Методологический раздел программы

1.Постановка проблемы:

Социальная политика государства вбирает спектр действий, направленных на выполнение им социальных обязательств, прежде всего, по отношению к слабозащищенным слоям населения. К этим слоям в России всегда относились и пенсионеры, которые составляют около 27% всего населения страны и эта доля с каждым годом увеличивается.[1] Пенсионеры не относятся к наиболее обеспеченной части нашего общества, скорее, большинство из них рискует оказаться в составе беднейшей части населения. Мы недостаточно хорошо знаем о пенсионерах в современном динамично развивающемся обществе. Недостаточно изучены проблемы уровня жизни пенсионеров, социального обеспечения, занятости, здравоохранения и электорального поведения.

Проблемы низкой материальной обеспеченности пожилое население зачастую пытается решить посредством занятости. В целом большинство экспертов указывает на преобладание материального стимула при их выходе на работу, стремления получить дополнительный доход.[2]

В последнее время в России наблюдается тенденция относительного снижения уровня обеспеченности пенсионеров, 38% из них говорят об ухудшении своего материального положения за последний год и считанные единицы — об улучшении. При этом не менее плачевными видятся им и дальнейшие перспективы. Так, 42% считают, что их материальное положение в ближайшие 2-3 года скорее ухудшится, чем улучшится. Это связано с рядом обстоятельств: с выходом на пенсию резко падают доходы, растет стоимость медицинских услуг и лекарств, являющихся для пенсионеров жизненно необходимыми. Неудивительно, что хотя россияне массово (33%) называют болезнь и инвалидность одной из основных причин трудного положения людей из их ближайшего окружения, максимален данный показатель именно для пенсионеров (46%). Из-за нехватки денег 26% пенсионеров, в семьях которых возникала необходимость получения платной медицинской помощи, не смогли в 2006 г. позволить себе стационарное лечение, 46% — купить лекарства и лишь 26% смогли оплатить все необходимые им медицинские услуги (для остального населения эти показатели были равны 14, 30 и 43% соответственно). В случае необходимости платной операции или дорогостоящего лечения пенсионеры в массе своей просто не знали бы, что делать.[3]

В России треть пенсионеров проживает отдельно, остальные совместно с более молодыми родственниками. В составе 40% семей есть пенсионеры, 41% семей пенсионеров и 32% семей, включающих пенсионеров, считают, что их материальное положение за последние 2-3 года ухудшилось. Надежду на улучшение в ближайшее время выразили соответственно 6 и 19%. Доходы пенсионеров, формирующиеся в основном за счет социальных пособий и пенсий, значимо влияют на среднедушевой показатель доходов домохозяйства. Если в семьях, состоящих только из пенсионеров, среднедушевой доход по их самооценке в 2006 г. был равен 3126 рублей, в семьях, состоящих как из пенсионеров, так и из работающих — 4077 рублей, а в не имеющих в своем составе пенсионеров, — 5318 рублей. Заметим также, что пенсионеры, которые живут самостоятельно (одинокие или члены семей, состоящих только из пенсионеров) в 30% случаев не получают никакой поддержки от родственников и знакомых. Материальную помощь получают только 28% одиноких пенсионеров.[4]

Состояние здоровья российских пенсионеров не просто значительно хуже, чем у населения в целом, но и вообще находится в чрезвычайно плачевном состоянии. Его общую характеристику можно получить при использовании методики EuroQol (EQ-5D). Согласно ей, 51% пенсионеров болен, 23% — нездоровы и только 26% здоровы, в то время как для работающих не пенсионеров эти показатели равны 9%, 29% и 62% соответственно. Пенсионеры и сами хуже оценивают свое состояние здоровья, чем население страны в целом. Они реже говорят о нем как о хорошем или очень хорошем (7%) и чаще как о плохом и совсем плохом (37%) по сравнению с работающими не пенсионерами (41% и 4% соответственно).[5]

Стоит отметить, что занятость пенсионеров в большей степени распространена в крупных населенных пунктах — 28%, в областных центрах, 22% — в других городах, 20% — в поселках городского типа и лишь 11% — селяне. Меньшая занятость сельских пенсионеров объясняется неразвитостью локальных рынков труда и их дополнительной деятельностью в собственных подсобных хозяйствах. 89% сельских пенсионеров имеют земельные участки (для городских этот показатель равен только 52%), и почти все (97%) что-то на них выращивают. Конечно, это делают и городские пенсионеры (93% имеющих землю), но сельские несколько чаще продают выращенный урожай (19% сельских и 13% городских). 58% сельских пенсионеров держат скот, птицу, пчел, в то время как для городских этот показатель равен 7%. 36% сельских пенсионеров, выращивающих скот, продают продукты животноводства (для города этот показатель равен 16%). Таким образом, сельское хозяйство в большей мере служит городским пенсионерам в качестве хобби и натуральной составляющей доходов. Для села же это возможность дополнительного заработка. Именно работа на земельном участке заменяет им занятость на предприятиях и в учреждениях.[6]

В 2011г. в России проводится пенсионная реформа. Эта реформа основана на передовом мировом опыте и вобрала в себя его лучшую часть. Основная цель пенсионной реформы - повысить уровень благосостояния граждан России после выхода на пенсию. Сущность реформы состоит в переходе от распределительной системы к системе распределительно-накопительной. Основной смысл реформы - повышение зависимости между зарплатой, которую человек заработал за свою трудовую жизнь, и размером его пенсии. При распределительной системе все средства, перечисляемые работодателем в качестве пенсионных отчислений, использовались для текущих выплат пенсий пенсионерам. Теперь часть этих средств (до 6% от размера зарплаты) будет ежегодно переводиться на личный накопительный счет, открытый каждому работающему в Пенсионном фонде РФ. Деньги с этого счета не будут тратиться на выплату текущих пенсий, а будут инвестироваться с целью их приумножения. Данные средства можно перевести в негосударственный пенсионный фонд. В этом случае, вести учет средств, заниматься вопросами их размещения, информирования о результатах размещения и выплатой накопительной части пенсии будет заниматься тот пенсионный фонд, который Вы выбрали. Впервые, граждане России получат возможность самостоятельно распоряжаться своими пенсионными накоплениями и влиять на размер будущей пенсии. Размер пенсии будет в значительной степени зависеть от выбора негосударственного пенсионного фонда. Таким образом, новая пенсионная система позволит увеличить зависимость пенсии от заработной платы и влиять на размер пенсионных накоплений путем выбора негосударственного пенсионного фонда.[7]

В исследовании мы попытаемся изучить проблемы российских пенсионеров. Для этого мы используем литературу преимущественно отечественных авторов, т.к. наше исследование проводится в России: Лежнина Ю.П., Козлова Т.З., Тихонова Н.Е., Синявская О.В., и др.

2.Для проведения исследования мы планируем использовать следующие подходы:

демографический– позволит анализировать динамику численности пожилых и старых людей, их половозрастную структуру, продолжительность жизни, брачность, заболеваемость, смертность.

экономический подход – пенсионеры в этом контексте рассматриваются как часть российского населения, утратившая свою трудоспособность и находящаяся на государственном социальном обеспечении.

социологический- этот подход позволяет увидеть реальные социальные условия существования пенсионеров и выявить основные методы борьбы со сложившейся неблагоприятной ситуацией.

системный - позволит провести комплексное изучение статуса российских пенсионеров, рассмотреть сложную пенсионную систему, выявить уровень занятости и электоральное поведение пенсионеров.

стратификационный – позволит выделить страты и рассмотреть социальное расслоение пенсионеров в современной России.

Проблема

Не смотря на попытки государства повлиять на уровень жизни, статус пенсионеров в России остается достаточно низким, который складывается в результате низкого уровня пенсии, перехода к коммерциализации сферы здравоохранения и отсутствия политической партии пенсионеров.

4.Теоретическим объектом являются особенности жизнедеятельности пенсионеров.

Эмпирический объект исследования – люди, достигшие пенсионного возраста в Туле (300 человек).

Предмет исследования – статус пенсионеров в современной России.

Цель исследования

Анализ современного российского общества и обозначение основных причин низкого уровня здравоохранения, занятости, малообеспеченности и электорального поведения пенсионеров для того, что бы выявить причины этих проблем и разработать рекомендации по их устранению.

6.Основные задачи исследования:

1. Формирование представления об уровне жизни пенсионеров в современной России.

2. Выявление степени удовлетворенности пенсионерами своей жизнью.

3. Определение причин высокой трудоспособности среди пенсионеров.

4. Анализ пенсионной системы.

5. Выявление уровня здравоохранения для пенсионеров.

6. Обозначение мер по улучшению уровня жизни пенсионеров.

Наши рекомендации