Социальная служба, основные направления деятельности.
Социальные службы— предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения, без образования юридического лица.
Согласно ст. 212 ГК РФ, в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Государственная собственность — это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации и субъектам РФ. Согласно ст. 294 и 296 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.
Муниципальная собственность — это имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. Оно закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.
ГОСТ Р 52498—2005 «Социальное обслуживание населения. Классификация учреждений социального обслуживания», утвержденный приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2005 г. № 535-ст и введенный в действие с 1 января 2007 г. приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2005 г. № 535-ст, распространяется на государственные и негосударственные учреждения социального обслуживания населения, предоставляющие социальные услуги гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и устанавливает классификацию этих учреждений.
Учреждения социального обслуживания подразделяют в зависимости:
1) от вида:
- на социальные приюты для детей и подростков,
- социально-реабилитационные центры,
- центры социальной адаптации,
- центры социального обслуживания,
- центры социальной помощи,
- центры социально-психологической помощи,
- дома-интернаты;
2) от формы собственности:
- на государственные учреждения, являющиеся собственностью субъектов РФ и находящиеся в ведении органов государственной власти этих субъектов,
- учреждения иных форм собственности (негосударственные), учредителями которых являются благотворительные, общественные, религиозные и другие организации или отдельные граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения, без образования юридического лица;
3) от условий, в которых предоставляются социальные услуги населению:
- на стационарные учреждения, которые осуществляют социальное обслуживание граждан (взрослых и детей) в стационарных условиях, т.е. в условиях постоянного, временного (сроком до шести месяцев) и пятидневного проживания в учреждении (отделении учреждения). Здесь предоставляются социальные услуги всем гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном уходе. Кроме того, обеспечиваются соответствующие условия жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход. Помимо этого организуются посильная трудовая деятельность, отдых, досуг и занятия по специальным образовательным программам,
- полустационарные учреждения, которые предоставляют социальные услуги гражданам в течение определенного времени суток, т.е. в условиях дневного или ночного их пребывания в учреждении (или отделении учреждения),
- нестационарные учреждения, которые предоставляют социальные услуги гражданам без их проживания в учреждении (или отделении учреждения),
- комплексные учреждения, которые предоставляют социальные услуги гражданам в стационарных, полустационарных условиях и на дому,
- учреждения социального обслуживания на дому, которые предоставляют социальные услуги гражданам по месту их проживания,
- учреждения срочного социального обслуживания, которые предоставляют социальные услуги разового характера гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке,
- учреждения срочной социально-консультационной помощи — оказывают гражданам специализированную помощь, направленную на их адаптацию в обществе, создание благоприятных отношений в семье, обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.
Все социальные службы входят в единую систему, состоящую из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов РФ и находящихся в ведении их органов государственной власти.
Оказание социальной помощи на региональном уровне ориентировано прежде всего на расширение ее форм. Для этого субъекты РФ на основе регионального бюджета реализуют федеральную социальную политику с учетом особенностей ее проведения на местах и разрабатывают собственные социальные программы, направленные на создание условий повышения жизненных шансов людей.
Например, на уровне субъектов РФ существуют департаменты труда и социального развития. В пределах своей компетенции они проводят единую государственную политику в сфере труда и социального развития. Департаменты труда и социального развития ведают вопросами:
- уровня жизни и доходов населения;
- оплаты труда;
- условий и охраны труда;
- социального партнерства;
- трудовых отношений;
- трудовой миграции;
- государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, женщин, пожилых граждан, ветеранов и инвалидов, лиц, уволенных с военной службы, и иных категорий граждан.
В своей работе департаменты руководствуются действующим законодательством.
В структуру департамента труда и социального развития входят следующие управления:
- социальной защиты населения;
- социальных выплат;
- труда;
- автоматизации и информационных технологий.
Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения, без образования юридического лица. Порядок организации и работы данных учреждений регламентируется ГК РФ, законами о некоммерческих организациях и об общественных объединениях и др.
Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ч. 1 ст. 5 Закона об общественных объединениях).
Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения.
Наиболее распространенной формой общественных объединений в сфере социальной помощи является общественное учреждение. Общественное объединение не имеет членства и занимается оказанием конкретного вида услуг, отвечающих интересам его участников и соответствующих уставным целям объединения. В случае государственной регистрации общественного учреждения оно действует в порядке, установленном ГК РФ.
Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных учреждений, поддерживает их деятельность, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде:
- предоставления льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей и других льгот;
- материально-технического обеспечения и субсидирования (включая полное или частичное освобождение от оплаты услуг, оказываемых государственными и муниципальными организациями, от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом) по решению соответствующих органов государственной власти и органов местного самоуправления;
- финансирования на конкурсной основе программ, разрабатываемых социальными учреждениями, размещения на конкурсной основе государственных и муниципальных социальных заказов;
- передачи в собственность организаций на бесплатной или льготной основе государственного или муниципального имущества в процессе его разгосударствления и приватизации, осуществляемой в порядке, предусмотренном законодательством.
Например, в ст. 149 НК РФ предусматривается освобождение налогоплательщиков от уплаты налога на добавленную стоимость при проведении следующих операций:
- реализации услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;
- реализации услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений (а также за исключением реализации товаров, работ и услуг);
- передачи товаров (выполнении работ, оказании услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Законом о благотворительной деятельности (за исключением подакцизных товаров).
Меры социальной поддержки работников государственной системы социальных служб определяются органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с их полномочиями.
Согласно ст. 36 Закона № 122-ФЗ, меры социальной поддержки работников, занятых в государственном секторе социального обслуживания, осуществляются в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Социальный работник имеет право:
- на работу на условиях трудового договора (контракта);
- бесплатный профилактический осмотр и обследование при поступлении на работу и бесплатное диспансерное наблюдение в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет соответствующих бюджетных ассигнований;
- защиту профессиональной чести, достоинства и деловой репутации, в том числе в судебном порядке;
- получение квалификационных аттестатов и лицензий на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания;
- повышение квалификации за счет работодателя;
- бесплатное получение жилой площади и оплату жилищно-коммунальных услуг, в случае если он проживает в сельской местности или поселке городского типа, в порядке, установленном законодательством РФ;
- обеспечение специальной одеждой, обувью и инвентарем или выплату денежной компенсации на их приобретение в порядке, определяемом Правительством РФ;
- внеочередное обслуживание государственными и муниципальными предприятиями торговли, общественного питания, быта, связи, отделениями сбербанков и учреждениями, оказывающими юридическую помощь социальным работникам при исполнении служебных обязанностей;
- первоочередную установку квартирного телефона и приобретение на льготных условиях автотранспорта в целях обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в порядке, определяемом Правительством РФ;
- бесплатный проезд на транспорте общего пользования (кроме такси) социальных работников, чья профессиональная деятельность связана с разъездами;
- компенсацию за эксплуатацию личного транспорта, используемого для оказания социальных услуг в порядке, определяемом Правительством РФ.
Медицинские работники государственной системы социальных служб, непосредственно занятые социально-медицинским обслуживанием, пользуются льготами в соответствии со ст. 63 и 64 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом РФ 22 июля 1993 г. № 5487-1.
Работники учреждений социального обслуживания государственной системы социальных служб, непосредственно занимающиеся социальной реабилитацией несовершеннолетних, пользуются льготами, предусмотренными законодательством субъектов РФ для работников образовательных учреждений для детей сирот и специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних.
В соответствии со ст. 55 Закона об образовании на лиц, осуществляющих педагогическую деятельность, распространяются следующие льготы:
- сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю;
- право на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.
- не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы они имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом образовательного учреждения;
- за работниками, привлекаемыми по решению уполномоченных органов исполнительной власти к проведению единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденными от основной работы на период его проведения, сохраняются гарантии, установленные трудовым законодательством и иными содержащими нормы трудового права актами;
- работникам, привлекаемым к проведению единого государственного экзамена, может выплачиваться компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты компенсации устанавливаются субъектом РФ в пределах средств его бюджета, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.
Гарантии и льготы работникам негосударственных социальных служб устанавливаются их учредителями самостоятельно на договорной основе в соответствии с внутренними документами, регулирующими перечень гарантий и льгот сотрудников учреждения, например, право:
- на получение квалификационных категорий соответственно уровню персональной подготовки (с прохождением периодической государственной аттестации);
- пенсионное обеспечение и исчисление стажа;
- получение компенсации за эксплуатацию личного транспорта для оказания социальных услуг и т.д.