Виды и организационно-правовые формы социальной защиты

Виды социальной защиты в случае Организационно-правовые формы социальной защиты
социаль­ное страхование социальная помощь государствен ное обеспечение обяза­тельные накоп­ления частные формы
Болезни (медицинская помощь и обеспечение по временной нетрудоспособности)            
Старости Инвалидности            
Инвалидности          

Окончание табл. 3.1

Виды социальной защиты в случае   Организационно-правовые формы социальной защиты
социаль­ное стра­хование соци­альная помощь государственное обеспечение обяза­тельные накоп­ления частные формы
Смерти кормильца          
Материнства          
Содержания семьи          
Безработицы          
Несчастных случаев на про­изводстве          

Социальная защита также предусматривается в отношении семей с низкими душевыми доходами, не обеспечивающими общественно-необходимого прожиточного минимума, результа­том которых обычно является отсутствие средств существова­ния или средств на оплату жизненно значимых товаров и услуг (средств реабилитации, оплаты жилья, лечения).

Социальная защита может осуществляться в денежной фор­ме в виде пенсий и пособий, в натуральной форме, а также путем оказания различного рода услуг лицам, являющимся объектом социальной защиты. Она может иметь как компенсационный, так и предупредительный профилактический характер.

Одной из государственно-правовых норм социальной за­щиты является непосредственно государственное обеспечение нетрудоспособных лиц. Основными признаками непосредствен­ного государственного обеспечения является финансирование расходов за счет государственного бюджета и установление категорий обеспечиваемых лиц и уровня их обеспечения в со­ответствии с приоритетами, определяемыми органами государ­ственной власти.

Другой организационно-правовой формой социальной защи­ты является социальное страхование, которое широко используется в абсолютном большинстве стран с рыночной экономикой в отношении многих видов социальной защиты. В его основе лежит понятие социальных рисков и требование их обязательного и добровольного страхования.

Финансирование выплат по социальному страхованию осу­ществляется за счет страховых взносов работающих граждан и их работодателей, выплачиваемых, как правило, в равных до­лях. В финансировании систем социального страхования иногда также участвует государство.

Виды и организационно-правовые формы социальной защиты - student2.ru В странах с рыночной экономикой также активно исполь­зуется такая организационно-правовая форма социальной за­щиты, как социальная помощь. Она носит адресный характер и предоставляется лицам после проверки их нуждаемости, если они не имеют других источников существования.

Другими организационно-правовыми формами социаль­ной защиты могут быть провидентные фонды — обязательное (принудительное) накопление средств на случай возникновения некоторых обстоятельств. Эти фонды существуют в отдельных странах (Азии и Африки, которые были колониями) и являются общенациональными организациями, предназначенными для осуществления обязательных сбережений всеми работающими гражданами. Фонды преследуют цель обеспечить индивиду­альную ответственность каждого работающего за свое благосо­стояние в будущем. Они представляют собой учреждения типа сберегательного банка. Воспользоваться этими вкладами можно в случае временной нетрудоспособности, при условии прекра­щения работы, в случае безработицы.

Характерной особенностью частных форм социальной за­щиты является то, что они создаются в обязательном порядке не в силу принятия соответствующего законодательства, а в силу частной инициативы отдельных субъектов отношений в данной среде, которые принимают на себя обязательства по осуществлению социальной защиты ограниченного круга лиц, представляющих для них определенный интерес. Частные формы могут применяться в таких видах социальной защиты, как обеспечение временной нетрудоспособности, медицинской помощи, в пенсионном обеспечении и др.

Таким образом, социальная защита в любом государстве — это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетру­доспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечи­вают общественно необходимого уровня жизни семьи.

Основными формами социальной защиты остаются:

- законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на основе базовых стандартов и программ;

- регулирование доходов и расходов населения;

- социальное страхование;

- социальное вспомоществование;

- социальные услуги;

- целевые социальные программы.

Действующая система социальной защиты в России ориентируется на поддержку отдельных слоев населения по принципу заявительности — по мере обращения граждан; патернализма, обозначающего государственную опеку по отношению к менее защищенным слоям населения.

Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные кон­фликты и радикальные формы протеста.

В современных условиях социальная защита становится важ­нейшей функцией общества, всех его государственных органов и социальных институтов. Появляются и формы социальной защи­ты частного характера — пенсионного обеспечения, медицинского страхования, социального обслуживания. Это свидетельствует о том, что в нашей стране появляется многоукладная органи­зационная структура системы социальной защите населения, в которой используются практически все организационно-правовые формы, существующие в странах с рыночной экономикой, хотя они функционируют не полностью в силу нерешенности ряда теоретических и организационных проблем.

Ее ведущими организационно-правовыми формами СЗН в настоящее время являются пенсионное обеспечение, обеспе­чение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения, государственное социальное страхование, социальное обслуживание. Рассмотрим их подробнее.

Пенсионное обеспечение — это государственная регулярная денежная выплата (в расчете на месяц), пенсия, которая выпла­чивается в установленном порядке определенным категориям лиц из социальных фондов и других источников, предназначен­ных для этих целей.

Пенсионные отношения в России регулируются законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государ­ственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, и их семей» и др.

Пенсии выплачиваются по достижении определенного воз­раста; наступлении инвалидности; смерти кормильца; длительном выполнении определенной профессиональной деятельности — выслуге лет.

Основными видами пенсий являются трудовые и социаль­ные. К трудовым относится пенсия по старости (по возрасту); пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери кормильца; пенсия за выслугу лет.

Если граждане по каким-либо причинам не имеют права на трудовую пенсию, им устанавливается социальная пенсия.

Право на пенсию по старости имеют женщины по достиже­нии 55 лет и мужчины по достижении 60 лет. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа.

Отдельным категориям граждан трудовая пенсия по старо­сти устанавливается при сниженном трудовом стаже (льготные пенсии в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, при неполном трудовом стаже и др.).

Финансирование выплаты пенсий осуществляет Пенси­онный фонд Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей и граждан, а также за счет средств федерального бюджета России.

Все пенсии индексируются в установленном порядке в связи с повышением стоимости жизни. При повышении минимальных размеров пенсий все пенсии увеличиваются пропорционально росту их минимальных размеров.

Развитие пенсионного обеспечения осуществляется на базе концепции реформы системы пенсионного обеспечения России, одобренной Правительством Российской Федерации.

Концепция предполагает осуществление плавного перехода к новому накопительному принципу пенсионного обеспечения с сохранением пенсионных прав, закрепленных действующей пенсионной системой. Реформа предусматривает:

- введение системы индивидуального (персонифицирован­ного) учета страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

Виды и организационно-правовые формы социальной защиты - student2.ru - обеспечение стабильности реальной стоимости пенсии, достижения справедливой дифференциации размеров пенсии на основе трудового вклада, установление постоянного механизма индексации пенсий посредством применения индивидуального коэффициента пенсионера, исходя из роста средней заработной платы в народном хозяйстве страны;

- укрепление финансовой устойчивости бюджета Пенси­онного фонда России для обеспечения своевременного финан­сирования выплаты пенсий.

Реформирование пенсионного обеспечения позволит пре­вратить его в эффективный элемент системы социальной защите населения.

Другой организационно-правовой формой социальной за­щиты населения является обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения.

С помощью социальных пособий и льгот обеспечивается реализация социальных гарантий граждан, полнее учитываются индивидуальные ситуации и наличие таких обстоятельств, как бедность, сиротство, незащищенное материнство, безработица, продолжительная болезнь и др.

Вместе с тем сложившаяся практика выплаты социальных пособий несовершенна. Не удалось обеспечить справедливость использования средств, выделяемых на эти цели, предостав­лять их адресно, полнее использовать возможности регионов в укреплении финансовой базы обеспечения социальных гаран­тий. Поэтому эти вопросы в настоящее время являются центром внимания государственных и других органов, учреждений со­циального обслуживания.

Обязательное государственное социальное страхование — это средство возмещения социального риска и средство со­циального перераспределения с учетом принципа социальной справедливости. Государственное социальное страхование — это установленная государством и регулируемая нормами права система материального обеспечения работников в старости, в случае временной или постоянной утраты трудоспособности чле­нов семей работников (при потере кормильца), а также охраны здоровья работников и членов их семей.

Государственное социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых из обязательных взносов работодателей и (в некоторых случаях) работников, а также дотаций из федерального бюджета на материальное обеспечение работников и членов их семей.

Взносы, предназначенные на государственное социальное страхование, уплачивают предприятия, организации, отдельные граждане, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве, а также работники из своего заработка.

Обеспечение по государственному социальному страхо­ванию подразделяется на денежные выплаты, материальные блага и услуги. В современных условиях стали очевидными необходимость реформирования всей системы социального страхования, более полное использование апробированных в различных странах мира принципов: гарантированность по­мощи застрахованному и обязательный характер условий и норм; платность; солидарность; автоматизация финансирова­ния на основе аккумуляции страховых взносов; строго целевой характер средств и их возвратность; определение страхового пространства в сочетании с разграничением различных видов страхования и др. Совершенствование социального страхования предусматривает:

- освобождение государственных социальных внебюджет­ных фондов от несвойственных им выплат, отделение страховых платежей от налогов;

- введение дифференцированных размеров страховых взносов на государственное социальное страхование в зависи­мости от степени опасности, вредности, тяжести работы и со­стояния условий труда;

- усиление личного участия граждан в финансировании и управлении системой социального страхования;

- развитие добровольных форм социального страхования за счет средств граждан и доходов предприятий и др.

Виды и организационно-правовые формы социальной защиты - student2.ru Это позволит превратить социальное страхование в важней­шую надежную составную часть системы социальной защиты населения. Социальное обслуживание представляет собой ши­рокий спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, социально-правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг и материальной помощи, проведение адаптации и реабилитации граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.

Вопросы и задания по теме:Государственные органы социальной защиты населения.

Контрольные вопросы и задания

1. Что является предметом социальной защиты населения в Российской Федерации?

2. Как осуществляется финансирование социальной защиты населенияРоссийской Федерации?

3. Перечислите категории граждан, имеющих право на социальную защиту.

4. Составте схему государственных органов социальной защиты.

5. Охарактеризуйте направление деятельности Министерства труда исоциального развития РФ.

6. Дайте характеристику основным направлениям работы краевых (областных) органов социальной защиты населения.

7. Расскажите о государственных и негосударственных пенсионныхфондах и их основных направлениях деятельности.

8. Приведите структуру Пенсионного отдела, опишите особенности организации его работы.

9. Расскажите о комиссии по пенсионным вопросам, их роли в пенсионном обеспечении трудящихся.

10. Расскажите о комиссии по назначению пенсий, ее составе, организации работы.

11. Охарактеризуйте роль и значение в социальной защите таких органов, как МСЭК, ВОС, ВОГ и БОИ.

Правовое положение Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 17 мая 2012 г. N 559н г. Москва

"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда""

приказываю:

1.Утвердить Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда" согласно приложению.2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 июля 2013 года.

И.о. Министра Т. Голикова

Приложение

Наши рекомендации