Начисление и выплата пенсий и пособий
Вгл. V Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ определено, какие органы назначают и выплачивают трудовые пенсии, как организуется эта работа, в какой срок должны рассматриваться заявления о назначении, перерасчете пенсии, переводе с одного вида пенсии на другой и т.д. Органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в Российской Федерации, является Пенсионный фонд.
Для начисления пенсии заявителю необходимо предоставить помимо заявления о назначении пенсии документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства и принадлежность к гражданству. Также предоставляются другие документы, подтверждающие все обстоятельства, от которых зависит право на пенсию и ее размер.
Важнейшие документы — подтверждающие страховой стажзаявителя. В гл. III раскрывается понятие страхового стажа, установлены периоды, включаемые в страховой стаж; определен порядок его исчисления и подтверждения.
Работающих граждан к назначению пенсии представляют предприятия, организации, учреждения, где работает заявитель. На предприятиях назначается должностное лицо, ответственное за подготовку документов, на крупных предприятиях образуются пенсионные отделы. Главная их задача— правильно и своевременно оформить документы для назначения пенсии и представления их в пенсионный отдел района (города).
Все предприятия распределены между инспекторами; на каждое предприятие заводится «наблюдательное дело», в котором хранится приказ о назначении лица, ответственного за подготовку документов, списки лиц, уходящих на пенсию. Ежегодно инспектор проверяет закрепленные за ним предприятия.
Ответственный представитель предприятия, учреждения, организации работает в тесном контакте с пенсионным отделом, со специалистом, обслуживающим данное предприятие. Он должен: знать законодательство в области пенсионного обеспечения, делопроизводство; уметь подготовить макет пенсионного дела, предварительно подсчитав общий трудовой стаж, размер среднемесячного заработка, рассчитать пенсию; давать необходимые консультации и разъяснения по пенсионным вопросам, следить за изменениями в законодательстве. Для этого он проходит стажировку в пенсионном отделе, принимает участие в семинарах, технической учебе, постоянно работает над повышением квалификации.
Подготовка пенсионного дела начинается с приема документов, который ведется в специально отведенные для этого дни. Неработающие граждане подают документы лично, работающие — через представителей предприятий. При приеме специалист проверяет:
1) принадлежность документов заявителю, т.е. фамилия, имя, отчество во всех документах должны соответствовать данным паспорта. Если обнаруживается несоответствие, факт принадлежности документов данному лицу устанавливается в судебном порядке;
2) соответствие данных паспорта с данными, указанными в заявлении, не получает ли заявитель пенсию по другому основанию (в трудовой книжке делается отметка отдела о назначении пенсии по старости, инвалидности, выслуге лет) или от другого ведомства;
3) наличие в документах всех необходимых реквизитов (номер документа, дата, наименование предприятия, фамилия, имя, отчество, основание выдачи, среднемесячный заработок, подписи, печати);
4) своевременность представления к назначению пенсии, если документы сдаются представителем предприятия.
После проверки всех документов заявление регистрируется в журнале регистрации заявлений и представлений на назначение пенсии. Журнал содержит графы: порядковый номер документа, дата его поступления, фамилия, имя, отчество, вид пенсии, дата назначения, номер протокола, общий трудовой стаж, среднемесячная зарплата, размер пенсии. Часть данных вносится при приеме заявления, остальные — после назначения пенсии. После регистрации заявителю или представителю предприятия возвращаются подлинные документы, исключая трудовую книжку и другие документы о трудовом стаже, и выдается расписка о приеме документов, в которой указываются фамилия, имя, отчество заявителя, дата приема документов, перечисляются недостающие документы и срок их представления.
Если при приеме обнаруживаются документы, вызывающие сомнения, они подлежат замене или проверке с выходом на место выдачи документов. Если предприятие, выдавшее документ в отдел социальной защиты, находится в другом районе, посылается запрос о проверке документов в отдел социальной защиты населения по месту нахождения этого предприятия. По результатам проверки составляется акт, который приобщается к делу. В настоящее время широко практикуется рассмотрение документов, вызывающих сомнение, на комиссии по назначению пенсий. Она принимает решение о возможности принятия документов для назначения пенсий.
Часто проверяются справки, уточняющие характер работы, дающий право на пенсию на льготных основаниях, и справки о зарплате. При подчистках, подделке текста документ можно направить на экспертизу в научно-исследовательскую лабораторию судебной экспертизы, чтобы установить факт изменения первоначального текста. На экспертизу также можно направить документы с целью восстановления слабо видимых записей, смытых, выцветших, залитых чем-нибудь. Заключение экспертизы также подшивается в пенсионное дело.
После проверки документов специалист оформляет пенсионное дело. Если оно сдано представителем предприятия, проверяется то, что уже подсчитано на предприятии. В отделе пенсии назначаются с использованием соответствующих компьютерных программ. Готовое дело передается на проверку ведущему специалисту, который проверяет право на пенсию заявителя, размер, право на повышение и надбавки, срок назначения, правильность оформления всех документов и оформления пенсионного дела. После проверки специалист ставит подпись на протоколе. Далее пенсионные дела передаются на подпись заведующему отделом, который подписывает дела, не вызывающие сомнения. Дела, по которым отказано в назначении пенсии, и дела, вызывающие сомнение, передаются на рассмотрение комиссии по назначению пен сий. Отказные дела рассматриваются в присутствии заявителя. Решение об отказе оформляется протоколом с указанием мотивов отказа и со ссылкой на нормативные акты. Если заявитель не явился на комиссию, в течение пяти дней его извещают о принятом решении.
После назначения пенсии дела пересылаются в Центр по начислению и выплате пенсий или передаются бухгалтеру на участок. Центр выписывает пенсионное удостоверение, которое выдается заявителю или представителю предприятия под подпись вместе с трудовой книжкой. Делается разноска в журнале.
Пенсионный отдел города или района организует свою работу или по участковой системе, или с применением функциональной специализации. Как бы ни была организована работа пенсионного отдела, назначения, выплаты пенсий, делопроизводство, бухгалтерские операции производятся с помощью компьютеров.
Если пенсионный отдел организует свою работу по участковой системе, то город или район разбивается на определенные участки по улицам города или районам и по почтовым отделениям связи. Каждый участок возглавляет специалист, ведущий прием граждан. Он принимает документы для назначения пенсий, работает с ответственными представителями предприятий, учреждений, организаций, отвечает на письма граждан и т. д.
Если пенсионный отдел строит работу с применением функциональной специализации, то специалисты по назначению и выплате пенсий формируются по определенным группам. Например, одна группа специалистов занимается только приемом граждан и документов для назначения пенсий, другая готовит проект решения комиссии по назначению пенсий, третья занимается выплатой пенсий и т.д. При этом выделяется столько групп специалистов, сколько необходимо для успешной работы региона.
В тесном контакте районные, городские органы социальной защиты населения работают с комиссиями по пенсионным вопросам, которые создаются при профсоюзном комитете предприятия, учреждения, организации. В состав комиссии, как правило, входят юрист предприятия, специалист отдела кадров и бухгалтер. Задача этой комиссии — своевременная подготовка документов для представления работников предприятия к назначению пенсий. Комиссия оказывает помощь работникам в востребовании необходимых документов для назначения пенсий, готовит макеты пенсионных дел, ведет разъяснительную работу и пропаганду пенсионного законодательства. Работает она на общественных началах.
В пенсионном обеспечении трудящихся принимает участие и комиссия по назначению пенсий. Ее состав утверждается администрацией города или района, председатель комиссии — заведующий районным, городским пенсионным отделом, в состав комиссии входят представитель районного (городского) финансового органа, представитель профсоюзной организации предприятий, учреждений, организаций города или района. При назначении пенсий военнослужащим и членам их семей присутствует районный (городской) военный комиссар.
Функции комиссии по назначению пенсий:
- назначение пенсий;
- отказ в назначении пенсий;
- перерасчет пенсий;
- перевод с одного вида пенсии на другой;
- установление трудового стажа по свидетельским показаниям;
- рассмотрение спорных вопросов, связанных с подсчетом трудового стажа и заработка.
Решения комиссия принимает голосованием. Оформляется оно протоколом, который подписывают все члены комиссии. Если кто-либо из членов комиссии не согласен с мнением других, его особое мнение оформляется отдельно и приобщается к протоколу.
При отказе в назначении пенсии или рассмотрении спорных вопросов на заседание комиссии вызывают заявителя, которому сообщают причину отказа со ссылками на законодательные акты и одновременно разъясняют порядок обжалования решения протокола комиссии. Если заявитель не является на заседание комиссии, выписка из протокола ему направляется почтой в течение пяти дней после вынесения решения.
В последнее время практикуется назначение пенсий без решения комиссий, когда однотипные, несложные пенсионные дела рассматриваются одним председателем комиссии по назначению пенсий и только им одним подписывается протокол о назначении пенсии. Во всех других случаях вопросы решаются комиссией.
В ст. 17 и 20 Федерального закона от 17.12.01 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» содержатся условия перерасчета размеров трудовой пенсии. Случаи перерасчета базовой части трудовой пенсии содержатся в п. 2 ст. 17:
- для пенсий по старости — достижение пенсионером возраста 80 лет, изменение степени ограничения способности к трудовой деятельности, изменение числа нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера;
- для пенсий по инвалидности — изменение степени ограничения способности к трудовой деятельности и изменение числа нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера.
Для социальной защиты граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации по независящим от них причинам, законода тельно закреплено адресное предоставление пособий на уровне не ниже прожиточного минимума.
Пособие — это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.
Законодательством предусмотрены следующие виды социальных пособий:
- пособие по временной нетрудоспособности;
- пособие по беременности и родам;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
- ежемесячное пособие на ребенка;
- единовременные пособия для граждан из числа детей-сирот;
- пособие по безработице;
- единовременное пособие медицинским работникам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей;
- единовременное пособие гражданам при возникновении поствакцинального осложнения;
- единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом;
- ежемесячное пособие детям погибших (пропавших без вести) военнослужащих;
- ежемесячное пособие супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;
- единовременное и ежемесячное пособия гражданам, проходившим военную службу, при увольнении с военной службы;
- единовременное пособие беженцам;
- пособие на погребение.
Министерство здравоохранения и социального развития РФ контролирует деятельность органов социальной защиты населения субъектов РФ, которые ежегодно направляют в министерство подробные отчеты о работе органов социальной защиты и учреждений социального обслуживания населения.
Методическая работа министерства заключается в проведении конференций, семинаров, цели которых — обмен опытом работы и повышение квалификации специалистов; издание методических материалов; организация курсов повышения квалификации для специалистов всех уровней (от руководителей высокого ранга до специалистов, работающих непосредственно с населением).