Субъект-объектный подход в социальной работе

Главным объектом и одновременно субъектом социальной работы является человек.Однако не всегда человек может быть субъектом, а объектом выступает постоянно. Это связано с разны­ми этапами его возрастного развития: ребенок, юноша (девушка), взрослый человек, пожилой человек. Ясно, что на первом и по­следнем этапах он выступает прежде всего в качестве объекта со­циальной работы, хотя в определенной ситуации и на разных эта­пах старости он может также быть субъектом (воспитателем, по­мощником, организатором, советчиком и т.д.).

Уже дети в старшем возрасте также могут выполнить роль субъ­екта (члена каких-либо организаций, помогающих старшим людям и маленьким детям, организатора спортивных, оздоровительных и других мероприятий и т.д.).

У молодого и взрослого человека шансы стать объектом или субъектом социальной работы примерно равны. Однако именно во взрослом состоянии, как правило, люди могут выполнить роль субъекта в социальной сфере, что предопределяется их зрелостью, получением образования, соответствующей профессии, специаль­ности, участием в трудовой и общественной деятельности.

Субъект-объектный подход в социальной работе - student2.ru В то же время надо иметь в виду, что человек является целост­ным биосоциальным существом, в котором биологическое (физио­логическое и психическое) и социальное находятся в диалектичес­ком единстве, взаимодействии и взаимопроникновении. Именно эти стороны (компоненты качества) человека обусловливают его положение и в качестве объекта, и в качестве субъекта. Так, боль­ной (с неизлечимыми и трудноизлечимыми болезнями), перенес­ший психологический шок, есть объект социальной работы. В то же время, имея знания и овладевая умениями, человек этот может выступать и субъектом. Не говоря уже о специалистах (врачах, пси­хиатрах и т.д.).

Как объект человек имеет дело с социальными проблемами (трудоустройством, оформлением пенсионных и иных дел, поме­щением престарелых в дома-интернаты и т.д.). Но он же их может и сам решать (целиком или частично), тем самым выступая в роли субъекта. Роль субъекта социальной работы человек выполняет в качестве родителя в семье, члена трудового коллектива, той или иной организации и т.д.

Субъект-объектный подход в социальной работе - student2.ru Роль субъекта или объекта человека предопределяется его «лич­ностью», т.е. совокупностью социально значимых качеств. И здесь следует учитывать, что человеку вообще, как известно, присуще диалектическое единство общего (общечеловеческого, родового), особенного (формационного, социально-классового) и единично­го (индивидуального) способов существования. И от того, как и в каких условиях реализуются эти способы существования, человек выступает преимущественно либо объектом, либо субъектом, по­рой органически соединяя эти две роли. При этом роль субъекта может носить профессиональный либо непрофессиональный ха­рактер.

Обратим лишь внимание на то, что, являясь объектами, указанные группы могут в той или иной мере выполнять также роль субъектов, т.е. помогать самим себе хотя бы частично решать возникающие (возникшие) социальные проблемы. Рассмотренные компоненты социальной работы объединены в целостную систему.

Социальная работа как практическая деятельность имела место всегда, с самого начала формирования человеческих сообществ, принимая различные формы на разных этапах функционирования и развития человеческого общества. Ныне она выступает преиму­щественно в форме профессиональной деятельности. Это означает, что она осуществляется субъектами, имеющими соответствующее образование на постоянной, систематической основе. Естественно, что она по-прежнему сочетается с непрофессиональной деятель­ностью в различных формах.

Наши рекомендации