Государственное социальное обеспечение и его развитие в 30-80-е гг.

Постановлением Народного комиссариата труда 5 марта 1928 г. впервые было введено пенсионное обеспечение по старо­сти в текстильной промышленности. С апреля 1929 г. пенсии по старости стали получать рабочие металлургической и горной промышленности, железнодорожного и водного транспорта и целого ряда других отраслей. Важно отметить, что устанавли­вался самый низкий в мире порог выхода на пенсию по старости, для мужчин — с 60 лет, для женщин — с 55 лет. При этом вводились льготы занятым на производстве с тяжелыми и вредным условиями труда, где пенсии по старости назначались с 50 лет при двадцатилетнем стаже.

Заметной вехой в организации пенсионного дела стало Положение ЦИК и СНК о пенсиях и пособиях по социальному страхованию от 13 февраля 1930 г. В этом документе законодательство о пенсионном обеспечении рабочих и служащих было систематизировано.

Значительные социально-политические и экономические изменения, происшедшие в стране в процессе реализации перво­го и второго пятилетних планов, позволили в Конституции 1936г. закрепить право всех граждан на социальное обеспечение по старости, болезни, утрате трудоспособности. Важнейшим ша­гом вперед стало установление равенства прав всех граждан на пенсионное обеспечение. Согласно новой Конституции пенсии рабочим и служащим по старости и инвалидности назначалось на одинаковых условиях. Ограничения в пенсионном обеспечении и распространявшиеся на лиц, лишенных избирательных прав по социальному происхождению или положению, были отменены.

Государственное социальное обеспечение и его развитие в 30-80-е гг. - student2.ru В годы Отечественной войны главное внимание правительства было направлено на организацию социального обеспечения военнослужащих и их семей.

Важным направлением социальной работы периода Отечественной вой и послевоенных лет стали социальная реабилитация раненых, возвращение к производственной деятельности инвалидов, создание домов инвалидов и трудовых интернатов, расширение сети детских домов для детей, оставшихся без родителей.

В годы послевоенного восстановления народного хозяйства с целью подъема ведущих отраслей промышленности и привлечения трудящихся на предприятия этих отраслей указами CHК 1947-1956 гг. были установлены повышенные размеры пенсий для работников металлургической, угольной, строительной химической и ряда других отраслей промышленности.

В конце 50-х — начале 60-х гг. практически начался новый этап в развитии социаль­ного обеспечения. С 1961 г. существенно расширяются функции Министерства социального обеспечения РСФСР. По новому Положению в его компетенцию вошли выплата пенсий, обеспе­чение врачебно-трудовой экспертизы, трудовое устройство и профессиональное обучение инвалидов, материально-бытовое обслуживание пенсионеров, многодетных и одиноких матерей, предоставление протезно-ортопедической помощи.

Материальное обеспечение социально нуждавшихся кате­горий населения осуществлялось на основе трех сложившихся систем:

1) государственное социальное обеспечение, обслуживавшее военнослужащих, членов творческих союзов, учащихся и ряд других категорий граждан за счет государственных, республиканских и местных бюджетов;

2) государственное социальное страхование, распространявшееся на рабочих и служащих находившееся в ведении профессиональных союзов; источником его финансирования являлись взносы предприятий, учреждений, организаций и бюджетные дотации;

3) социальное обеспечение колхозников, средства на которое формировались из отчислений от доходов колхозов и дотаций по государственному бюджету.

По мере того как право на пользование пенсиями предоставлялось все более ши­рокому кругу лиц, численность получавших пенсию неуклонно увеличивалось. В 1941 г. количество граждан, находившихся на пенсионном обеспечении, составляло 4 млн. человек, в 1967 г. — 35 млн. человек, в 1980 г. — около 50 млн. человек.

По достоинству оценивая позитивные стороны советского социального обеспечения, в то же время нельзя его идеализи­ровать, не видеть его серьезных недостатков и заслуживающих критики отрицательных черт. Вместе с тем огосударствление социального обеспечения сопровождалось неоправданной ликвидацией давно возникших и приносивших большую пользу благотворительных обществ.

Отдавая должное советским органам за материальное обе­спечение детей-сирот и инвалидов, вряд ли можно признать положительным огосударствление системы детского призрения, упразднение всех занимавшихся попечением о детях благотво­рительных организаций, унификацию содержания и воспитания детей посредством повсеместного создания домов-интернатов. Поэтому, изучая опыт организации советского социального обе­спечения, важно видеть как его положительные элементы, так и слабые стороны.

Задание

- выбрать одну из эпох становления и сделать презентацию.

Наши рекомендации