Вопрос 39. Особенности политической ситуации в Чехии в 90г ХХ века.

· Чехия была одним из наиболее значимых образований в Средневековой Европе, но увы, не смогла тягаться с более сильными странами и уже в 1620г стала наследием Габсбургов, войдя в состав Австрийской монархии (в дальнейшем – Австро-Венгрии)

· 1871г – введен парламентский режим в Австро-Венгрии; для чехов и словаков это работало следующим образом: существовала система земских сеймов – оттуда чехи и словаки посылали своих депутатов в Австрийский рейхсрат (извините за грубость)) и в Венгерский парламент. Таким образом шло накопление чехами (и в меньшей степени словаками политического опыта

· 1906г – всеобщее избирательное право в Австро-Венгрии (ну настолько всеобщее насколько оно в те времена могло быть, женщины, например, не голосовали). В общем, первый опыт парламентской борьбы чехи приобрели именно в рамках Австро-Венгрии.

· 1918г – провозглашение Чехословакской республики (ее в ту пору относили к демократическим государственным образованиям). Чехословакия была одной из наиболее развитых в Центральной и Восточной Европе политических систем с представительной демократией

· 1920г – конституция – провозглашены парламентские институты и весь набор стандартной хрени про свободу равенство и т.д.

· в межвоенный период создавались парламентские коалиции, поэтому режим был стабильным. Вообще, Чехословакия недурно жила тогда, ибо после раздела А-В получила 70% ее промышленности, что способствовало экономической стабильности. К недостаткам Ч-С демократии следует отнести: чрезмерное число партий, несовершенство избирательной системы, коррумпированность бюрократии и карьеризм членов правительства.

· 1939г – оккупация Чехии фашистской Германией -> ощутимые удары по парламентским традициям.

· конец 2МВ – политическая основа Ч-С - Национальный фронт чехов и словаков – выступает за просоциалистическое ориентирование государства

· 26 марта 1945г – переговоры о форм. правительства Национального фронта в Москве (образована Коммунистическая партия Чехословакии)

· 1946г – выборы -> коалиционное правительство, КПЧ признавала чешский путь к социализму через парламент и демократию.

· 1947г – заседание Комиинформа – критика КПЧ – подавление оппозиции. Дальше все вышло также как и с поляками, чехи помахали ручкой своему пути развития, и в1948г у власти в Чехии – КЧП ; 1948-1989гг – тоталитарный (некоторые считают что авторитарный) период в Чехословакии. 1968-1969гг – некоторая демократизация, т.н. «Пражская весна»

· 1989г – идеи романтического либерализма (хотели создать демокр. справедл. свободное общество)

· 17 ноября 1989г – создан Гражданский Форум (объединил в себе всю оппозицию коммунистам), его первый призыв – отстранить коммунистов от власти(те в тот период были в политической изоляции). В результате после падения коммунистической власти создали временное Федеральное собрание (комуняки там еще были) до выборов 1990г. Все это чехи няшно назвали «Нежной революцией» =)

· зима 1990г – з-н о политических партиях и выборах – выборы назначили на лето 1990г по парт. спискам (пропорциональная система). Всех кто избирался летом 1990г – на 2 года, уже потом - на 4 года (тут чехи так специально сделали, зная что будет нестабильность в стране, короче типа умные). В результате всего – 1990г – всплеск политической активности чехословацкого народа (с 1989 по 1990гг создали более 100 партий и организаций) + начался процесс разъединения государств Чехии и Словакии (единство отстаивал президент Вацлав Гавел)

· теперь уже о парламенте: по конст 1992г он двухпалатный (сенат и палата депутатов), до 1996 сенат существовал лишь на бумаге. У сената стандартный набор функций (обсуждение законопроектов, поправки, отклонение и т.д). Формально полномочий меньше чем у палаты депутатов. Палата имеет конституционное право на пересмотр действий сената. Тупость еще в том, что палата либо должна принять все поправки сената, либо все отклонить (частично принять нельзя) – это затрудняет поиск компромисса. Чешский сенат – гарант конституции (без согласия 3/5 присутств. членов нельзя вносить в нее поправки).

· Короче в результате сенат – усеченный орган с ограниченными полномочиями. И хотя по конституции без сената нельзя проводить выборы президента, ратифицировать м/д народные договоры, на практике – все это преспокойно делается. Сенат нафиг не нужен никому. Бедолаги

· В общем, подитоживая, следует сказать, что современная Чехия, как и другие государства ЦВЕ, переживает не лучшие времена, ибо очень много социально-экономических и политических противоречий, которые пока никак не могут решить.

40. Общая характеристика политического устройства Боснии и Герцеговины.

Б. и Г. состоит из двух Образований (энтитетов): Федерации Б. и Г. и Республики Сербской.

Функцию главы государства выполняет коллективный орган — Президиум Б. и Г., который составляют три представителя государствообразующих народов. Высший законодательный орган — Парламентская скупщина (парламент), состоящая из двух палат (палаты народов и палаты представителей). Высший орган исполнительной власти — Совет министров.

Члены Президиума Б. и Г. и депутаты палаты представителей избираются прямым тайным голосованием отдельно в каждом энтитете (сербский представитель в Президиуме и 1/3 депутатов палаты представителей от Республики Сербской, представители бошняков и хорватов в Президиуме и 2/3 депутатов палаты представителей от Федерации Б. и Г.). Срок полномочий 4 года. Палату народов (5 сербов, 5 бошняков и 5 хорватов) формируют парламенты Образований.

Образования (Федерация Б. и Г. и Республика Сербская) обладают широкими полномочиями с элементами государственной самостоятельности, имеют собственные Конституции. Функции исполнительной и законодательной власти в каждом из Образований осуществляют президент, правительство и парламент, которые действуют фактически независимо от центральных властей.

Партийная система строится на национальной основе. Ведущие партии представляют сербов, хорватов и бошняков.

Внутренняя политика направлена на реализацию Дейтонского соглашения, предусматривающего укрепление государственных институтов, возвращение беженцев, урегулирование межнациональных отношений, модернизацию экономики. Значительное влияние на внутреннюю жизнь страны оказывает широкое международное присутствие.

Главные приоритеты внешней политики — интеграция в европейские и евроатлантические структуры и региональное сотрудничество.

Основным законом страны является Дейтонская конституция (принята согласно Дейтонским соглашениям ноября 1995). Она основана на принципах равенства и отсутствия дискриминации, на международной системе защиты прав человека. В то же время она сохраняет систему «составляющих народов», унаследованную от бывшей Югославии. Конституция государства делегирует большинство власти двум составным частям федерации, которые имеют каждый собственную конституцию. Дейтонские соглашения успешно положили конец боевым действиям в БиГ. Но им не удалось создать стабильный фундамент для эффективного государственного строительства, поскольку соглашения учредили очень слабое центральное правительство, передав большинство власти в руки двух энтитетов. Политические структуры, разработанные в Дейтонской конституции согласно этническим границам, иногда обвиняют в том, что они усиливают национальное разделение в Боснии.

Согласно Конституции, юрисдикции Боснии и Герцеговины принадлежат: внешняя и валютная политика, торговля, таможенный контроль, финансирование федеральных учреждений, выполнение международных обязательств, вопросы миграции и беженцев, контроль за выполнением уголовного законодательства, включая контакты с Интерполом,установление и эксплуатация совместных систем связи и транспорта.

Конституция гласит, что все правительственные функции и обязанности, не отнесённые эксплицитно в федеральную юрисдикцию, могут быть приняты на себя энтитетами. Последние должны следить за обеспечением правопорядка, и им разрешено устанавливать «особые параллельные отношения с соседними государствами, не противоречащие суверенитету и территориальной целостности Боснии и Герцеговины». Кроме того, энтитетам позволено иметь собственные вооружённые формирования. В 2005 принято решение о роспуске этих формирований и наборе 10-тысячной профессиональной федеральной армии.

Административное деление:

Федерация Боснии и Герцеговины, Республика Сербская и округ Брчко. Самоуправляемый округ Брчко одновременно входит и в Боснийскую Федерацию и в Республику Сербскую, и находится под международным наблюдением (так как там присутствуют все 3 главных народа).

В этой стране присутствует дискриминация по этническому признаку в разных частях страны: большинство дискриминирует меньшинство, лишая его политики, образования и медицины.

41. Сравнительный анализ политических систем государств Восточной Европы (ГВЕ)

ГВЕ: неприятие идей коммунизма после распада ОВД → слабая поддержка соц/коммун. партий (пример: Конституция Польши от 1997 – антикоммунистическая, по ней Польша – демократическое гос-во).

Большинство ГВЕ – форма правления:

парламентская республика (Сербия, Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Литва, Латвия, Эстония).

парламентско-президентская республика (Молдавия, Россия, Румыния, Украина)

президентская форма правления (Белоруссия)

Однако, несмотря на парл. форму правления, кое – где президент избирается прямо → не очень характерно для этой формы правления (Сербия, Польша)

косвенное избрание през-та: Болгария, Венгрия, Молдавия, Румыния, Чехия, Эстония, Латвия.

прямым голосованием: Словакия, Украина, Литва, Россия

  Сербия Польша Венгрия Чехия
Законодательный орган Скупщина (=Национальная Ассамблея) (1 палата) Национальное собрание (2 палаты) - Сенат - Сейм Государственное национальное собрание (1 палата) Парламент=Чешский Национальный Совет (2 палаты) - Сенат - Палата депутатов  
Избрание палат 250 депутатов   Сейм 460 депутатов   Сенат 100 сенаторов 386 депутатов   Сенат 81 сенатор Палата депутатов 200 депутатов
4 года 6 лет 6 лет 4 года 6 лет 4 года
МАЖОРИТАРНО ПРОПОРЦИОНАЛЬНО МАЖОРИТАРНО СМЕШАННО МАЖОРИТАРНО ПРОПОРЦИОНАЛЬНО
(прямое, тайное голосование)     152 – по областным спискам 58 – смешанно избираются 176 – по округам 1/3 сенаторов обновляется каждые 3 года (прямое, тайное голосование)
Процентный барьер 5% 5% 5% 5%
Избрание президента 5 лет 5 лет 5 лет 5 лет
2 срока 2 срока 2 срока 2 срока
ПРЯМЫЕ ВСЕОБЩИЕ ПРЯМЫЕ ВСЕОБЩИЕ НЕПРЯМЫЕ НЕПРЯМЫЕ
Томислав Николич (31.05.2012) Бронислав Коморовский   Янош Адер (10.05.2012) Вацлав Клаус
Полномочия Президента - роспуск скупщины - право вето (1 раз за весь срок) - помилование - ГК ВС - право ограничения полномочий парламента - принимает отставку правительства - помилование - ГК ВС - назначает министров по предложению ПМ - вотум недоверия ПМу - предлагает кандидата на ПМ - право роспуска парламента - нет права законодательной инициативы! - назначает ПМа и др.министров по предложению ПМа - право роспуска парламента (только палаты депутатов) - право вето - назначение судей конституционного суда - объявляет референдумы  
Полномочия парламента - проводит референдумы - избирает прав-во - назначает и снимает: судей, главу нац.банка, гражд.защитника СЕЙМ: - главная зак.инициатива - утверджение прав-ва - самороспуск (но только 2\3 могут это сделать) - предлагает кандидата ПМа - ПРИЗЫВАЕТ ПРАВ-ВО К ПОЛИТИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (вроде как это единственный пример таких полномочий в мире)   СЕНАТ: - законодательная инициатива (все, кроме бюджета) - законодательная инициатива - избирает през-та, ПМ, членов конституционного и верховного судов, Ген.Прокурора ПАЛАТА ДЕПУТАТОВ: - законотворчество - право пересмотра действий сената   СЕНАТ: - рассмотрение законопроектов от ПД - избирает през-та и может отправить его в отставку - решение о референдуме принимает (но может быть отменено) - избирает судей ВС - если през-т предложит министров и не утвердил Сенат, новый состав предлагает председ ПД.

42. Основные черты политической системы США (по лекции):

1. Конституционализм

Конституция больше, чем просто закон, это форма жизни

Сложно изменить, поэтому всего 27 поправок с 1987

2. Демократические выборы

3. Федерализм

Разделение власти между федеральным уровнем и на уровне штата

4. Создание законов – особая процедура

(многоуровневая структура: гор. советы→управы→штаты→…)

Ответственность зак.власти перед избирателями (граждане могут влиять на законодательство)

5. Независимость судебных органов

Инструмент претворения в жизнь норм конституции

Гарант сохранения прав личности

Верховный Суд – функции Конституционного суда

6. Полномочия Президента

Пределы полномочий Президента четко обозначены в Конституции

7. Роль СМИ

Наличие СМИ в значительной степени повышает возможность расследования деятельности органов власти

Могут представлять граждан в суде

8. Роль инициативных групп (лоббизм)

Можно и без денег лоббировать

9. Право общественности на получение информации

10. Защита прав меньшинств

11. Гражданский контроль над вооруженными силами

Вопрос 43. Факторы стабильности политической системы в США.

3 кита стабильности:

1) либерально-демократический конституционализм (массовая законопослушность).

2) центристская фокусировка

3) сочетание административно-политического федерализма с этническим унитаризмом

Конституционализм в США произрастает, прежде всего, от совокупности уникальных ценностей и убеждений американской политической и правовой культуры. Джон Джей (John Jay) отмечал на страницах «Федералиста» №2 (Federalist No. 2), что отдельная личность уступает определенные естественные права в пользу общества в целом, если государство обладает средствами, необходимыми для действий по защите общественного блага. Как следствие, участие гражданина в жизни общества в условиях конституционной демократии влечет за собой обязанность соблюдать законы и исполнять решения общества, связанные с общими для всех вопросами, даже если отдельная личность категорически не согласна с вынесенным решением. Отцы-основатели верили, что принцип господства права является источником жизненной силы американского общественного строя и основных гражданских свобод. Принцип господства права предполагает, что если наши взаимоотношения друг с другом (и с государством) будут подчинены совокупности относительно справедливых правил, в противоположность подчинению группе отдельных личностей, нам будет грозить меньшая опасность стать жертвами произвола или авторитарного правления. Здесь следует отметить, что политические обязательства, вытекающие из принципа господства права, относятся не только к правам и свободам субъекта и гражданина, но в равной степени распространяются и на правителей. Самая точная формулировка была дана Джеймсом Мэдисоном в №51 журнала «Федералист». Мэдисон утверждал, что тщеславию должно противодействовать тщеславие. Интересы человеческой личности должны быть неразрывно связаны с конституционными правами его страны. Даже при поверхностном знакомстве с природой человека можно предположить, что «подобный механизм необходим для сдерживания злоупотреблений государственной властью». По его словам, конституционализм влечет за собой политику «возмещения недостатка наилучших намерений путем противопоставления противоположных и соперничающих интересов». Структура Конституции, построенная с учетом необходимости благоразумной заботы о людях, должна позволять государственной власти управлять подданными. Не менее важно, однако, наличие дополнительных мер предосторожности для создания системы сдержек и противовесов внутри самой государственной власти. Разделив полномочия государства между тремя независимыми ветвями власти – законодательной, исполнительной и судебной, творцы Конституции исключили возможность монополизации одной ветвью двух остальных. Распределение полномочий государства между тремя отдельными ветвями власти также позволило предотвратить образование слишком сильного правительства страны, способного к подавлению правительств отдельных штатов. Отцы-основатели намеренно предусмотрели пересечение сфер полномочий и обязанностей ветвей власти. Например, законодательные полномочия Конгресса ограничиваются правом президента на наложение вето. Данное вето, в свою очередь, может быть аннулировано двумя третями голосов обеих палат Конгресса. Президент исполняет обязанности главнокомандующего, но только Конгресс обладает полномочиями на мобилизацию и материальное снабжение и оснащение армии, и, формально, правом объявления войны. Президент обладает полномочиями назначать всех федеральных судей, послов и других высших государственных служащих, но все эти назначения требуют обязательного обсуждения и получения согласия в Сенате. Ни один закон не может вступить в силу, если он не будет утвержден обеими палатами Конгресса.

Отцы-основатели также приняли решение о том, что полномочия власти должны быть разделены между правительствами разного уровня – национального и отдельных штатов. Несостоятельность Статей Конфедерации (1781-1787 гг.) при попытке создать жизнеспособную государственную власть на территории американских колоний потребовала от делегатов Конституционного Конвента 1787 года, состоявшегося в Филадельфии, расширить полномочия центрального правительства. В соответствии с Конституцией США, конфедерация должна была уступить свое место федерации – системе, в которой власть будет распределена между одним национальным правительством и несколькими правительствами штатов. Национальное правительство должно было иметь верховную власть в определенных вопросах, но штаты не должны стать простыми административными единицами, подчиненными центральному правительству. Права штатов были защищены целым рядом мер. Во-первых, Десятая поправка к Конституции ясно указывала, что ряд сфер деятельности относятся к компетенции штатов. Например, правительства штатов во многом отвечали за управление собственным бюджетом и за принятие и выполнение различных законов, распространяющихся на жителей данного штата. Во-вторых, штаты были защищены также своим представительством в Сенате США, в котором присутствуют два сенатора от каждого штата, независимо от размеров штата. В-третьих, Коллегия выборщиков – орган, который производит формальные выборы президента США – должна была включать выборщиков, избранных в каждом штате, с минимальным представительством – в три делегата для каждого штата. В-четвертых, процедура внесения поправок в Конституцию также отражала интересы штатов, поскольку любая поправка к Конституции требовала одобрения трех четвертей законодательных органов штатов, а также двух третей депутатов обеих палат Конгресса. Данные конституционные гарантии были закреплены в Конституции также и для того, чтобы защитить более мелкие штаты от доминирования больших штатов. Разделение власти между штатами и национальным правительством является еще одним структурным сдерживающим фактором в детально разработанной схеме сдержек и противовесов.

В целом социологи делают вывод о том, что в США утверждается политический центризм. Сам президент принадлежит к Демократической партии, но старается занимать подчеркнуто деидеологизированные политические позиции и позиционировать себя в качестве лидера всего населения страны

Билет 44. Общая характеристика системы гос. власти США согласно Конституции.

Политическая система США определена в принятой в 1787 году на Конституционном Конвенте Конституции, а также в поправках к Конституции (27) и в других законах. В Конституции закреплена передача полномочий для осуществления гос. власти Федеральному правительству, закреплен принцип разделения властей: законодательную власть осуществляет Конгресс США, состоящий из 2 палат : Палаты представителей и Сената. Этой ветви власти посвящен раздел 1 конституции.

Палата представителей. Члены выбираются раз в два года населением в штатах, должны быть не моложе 25, 7 лет быть гражданами США, жителями штата от которого избираются. Количество представителей от каждого штата пропорционально числу его населения (не больше 1 на каждые 30 тысяч жителей), поэтому каждые 10 лет перепись (сегодня 435 членов). Если в представительстве от какого-либо штата открываются вакансии-проводят выборы для их. Палата представителей выбирает своего спикера; только она имеет исключительное право возбуждать импичмент.

В состав сената входят по два сенатора от каждого штата (не младше 30, 9 лет гражданин США, житель штата, от которого избирается), избираемые законодательными собраниями соответствующих штатов на шесть лет; каждый сенатор имеет один голос. Ротация членов Сената происходит каждые 2 года на 1/3. Вице-президент является председателем сената, однако участвовать в голосовании может лишь в тех случаях, когда голоса делятся поровну (если его нет, или он исполняет обязанности Президента, выбирают временного). Когда рассматривается дело Президента, председательствует Главный судья; ни одно лицо не может быть осуждено без согласия двух третей присутствующих сенаторов. Сенаторы пользуются привилегией свободы от ареста во время их присутствия на сессии соответствующей палаты и во время следования туда и возвращения оттуда (кроме случаев, кода совершено тяжкое преступление), ни за какое выступление или участие в дебатах с них не может быть спрошено.

Конгресс имеет право: устанавливать и взимать налоги (+устанавливать и взимать налоги с доходов, , без распределения этих налогов между штатами и безотносительно к каким-либо переписям или исчислениям населения-поправка 16) , сборы, пошлины и акцизы, обеспечивать совместную оборону и всеобщее благоденствие; занимать деньги в кредит Соединенных Штатов; регулировать торговлю с иностранными государствами, между отдельными штатами; устанавливать повсеместно единообразные правила натурализации; чеканить монету; учреждать суды, нижестоящие по отношению к Верховному суду; объявлять войну, формировать и обеспечивать армии; создавать и содержать военно-морской флот; издавать правила по организации сухопутных и морских сил и управлению ими; осуществлять во всех случаях исключительные законодательные полномочия в отношении округа, который станет местом пребывания правительства; осуществлять подобную власть в отношении всех земель, приобретенных с согласия законодательного собрания штата, в котором эти земли находятся;издавать все законы, каковые будут необходимы и уместны для приведения в действие вышеперечисленных полномочий и всех других полномочий, предоставленных настоящей Конституцией правительству или какому-либо департаменту или его должностному лицу.

Конгресс собирается но меньшей мере один раз в год, и таковая сессия начинается в полдень 3-го дня января, если не назначат другой день (поправка 20). От округа Колумбия число выборщиков такое, как если бы он был штатом, но не меньше, чем у самого мелкого штата.(поправка 23). Сроки полномочий сенаторов и представителей- 3ого дня января (поправка 20)

Статья 1 также ограничивает полномочия штатов. Так, Ни один штат не может заключать какой-либо договор, вступать в союз или конфедерацию, чеканить монету, выпускать кредитные билеты, облагать какими-либо пошлинами или сборами ввоз или вывоз товаров, за исключением случаев, когда это может быть совершенно необходимо для исполнения инспекционных законов штата, содержать войска или военные суда в мирное время, заключать какое-либо соглашение или договор с другим штатом или с иностранной державой либо вести войну, если только он уже не подвергся вторжению или не находится в опасности, при которой недопустимо промедление. Согласно поправке 10, полномочия, пользования которыми не запрещены штатам, за ними сохраняются.

Статья 2 регламентирует порядок функционирования и избрания исполнительной власти. Исполнительная власть предоставляется Президенту (не моложе 35, гражданин США по рождению, 14 лет проживает там) на 4 года (но не более, чем 2 раза, или не более 1, если замещал другого на посту больше 2 лет-поправка 22) как и избираемому вместе с ним Вице-Президенту.

Полномочия Президента: главнокомандующим армией и флотом, может потребовать мнение в письменном виде от высшего должностного лица в каждом из исполнительных департаментов по любому вопросу; касающемуся их должностных обязанностей; имеет право даровать отсрочку исполнения приговора, а также помилование за преступления против США, кроме как по делам импичмента; по совету и с согласия сената заключать международные договоры; назначает послов, консулов, судей Верховного суда, имеет право заполнять все вакансии, открывающиеся в период между сессиями сената, в чрезвычайных случаях может созвать обе палаты или любую из них, а в случае разногласий между палатами по поводу времени переноса заседаний он может перенести их сам на такое время, какое сочтет уместным. Как и вице-президент может быть отстранен в порядке импичмента за государственную измену, взяточничество или другие важные преступления. Сроки полномочий обоих заканчиваются в полдень 20ого дня января, с этого же времени начинаются сроки полномочий их преемников. (поправка 20). Если должность Вице-президента становится вакантной, Президент назначает Вице-президента, который вступает в должность по утверждении большинством голосов обеих палат Конгресса. В-П, исполняет обязанности президента, если тот передал Председателю Сената письмо (или Спикеру ПП), о том, что не может исполнять обязанности. Такое же письмо может передать сам В-П+ большинство высших должностных лиц исполнительных департаментов ( схема буд такой же в таком случае).

Статья 3 посвящена судебной власти, которая предоставляется Верховному суду и “таким нижестоящим судам, какие Конгресс может время от времени учреждать”. Судебная власть распространяется на все дела, основанные на нраве и справедливости, возникающие на основе Конституции, законов США и международных договоров. Дела о всех преступлениях, исключая те, которые преследуются в порядке импичмента, подлежат рассмотрению судом присяжных

+ помимо структуры полит. системы Конституция регламентирует порядок принятия конституционных поправок (две трети членов обеих палат могут предлагать поправки к настоящей Конституции или - по ходатайству законодательных собраний двух третей штатов - могут созвать Конвент для предложения поправок; нужна ратификация законодательными собраниями 3/4 штатов или конвентами в ¾ штатов) и процесс принятия законов в целом (все законопроекты о государственных доходах исходят от палаты представителей, но, как и по другим законопроектам, сенат может соглашаться или вносить к ним поправки. Каждый законопроект, принятый палатой представителей и сенатом, представляется Президенту. Если он не подписывает его, то возвращает со своими возражениями в ту палату, откуда исходил законопроект. Она приступает к повторному рассмотрению законопроекта. Если законопроект будет принят 2/3 голосов членов палаты, он направляется вместе с возражениями Президента в другую палату, которая также рассматривает его повторно. И если она одобрит законопроект двумя третями голосов, то он становится законом. Если какой-либо законопроект не возвращен Президентом в течение десяти дней (не считая воскресений), он становится законом, но эта схема не работает, если по окончании сессии Конгресса он не мог быть возвращен в Конгресс. Та же процедура для распоряжений, резолюций или решений, для которых может оказаться необходимым согласие и сената, и палаты представителей).

45. Принципы федерализма и административно-территориальное устройство США

I. ФЕДЕРАЛИЗМ США

Колыбель федерализма – территория Новой Англии, где первые жители использовали принцип ковенанта (договорное обязательство совершить определенные действия или воздержаться от определенных действий) для организации жизни и самоуправления

Ф в Америке прошел 3 этапа своей эволюции (раздел между ними – драматические события амер.истории):

1. В этот период «выживания» государства: федеральная власть сильнее власти штатов, штаты не могут выйти из федерации и отменять её решения

2. Далее пошло ограничение власти штатов – политика двойного федерализма

→ 14я поправка к Конституции: сам штат мало что может решать в отношении прав человека + не может регулировать деятельность частных корпораций

3. регулирование экономики, контроль над частными корпорациями – период доминирования федеральной власти

1973 – Конгресс: об ограничении скорости – для сокращения потребления энергоресурсов

1984 – Конгресс: 21 год – минимальный возраст для без, кто собрался вдарить алкоголя

Вобщем, есть 3 основных принципа политико-правовой системы США: разделение властей, судебный конституционный надзор, федеративное устройство. Нас интересует последнее.

Федерация как форма государственного устройства США во многом определила наличие в стране ФЕДЕРАЛИЗМА (его по-другому ещё называют бамбуковый забор, калейдоскоп, спагетти, цветок, чаще – образ «пирога» - многослойный – в мирное время, мраморный – в кризис J

Основные принципы:

· дуалистический характер федерализма

· федерализм в США – по территориальному признаку (а не по этническому, если что)

· равноправие штатов (однако ФЗ выше законов штатов)

· Конституция предусматривает поддержание целостности федерации

· разделение полномочий между федерацией и штатами – основная часть Конституции (четко зафиксировано то, чего штаты делать не могут)

· понятие «остаточные полномочия» - это те, которые нечетко прописаны, и непонятно, кто ответственен за это – федерация или штаты → бывают разногласия по этому поводу

· принцип «подразумеваемых полномочий» - штаты и Конгресс могут издавать законы, которые необходимы для осуществления указанных в К прав

· нечистый тип федерализма – так как поправка 10 – формальные «зарезервированные» полномочия, а поправка 14 – федерация может применить гос.стандарты в нек-е традиционные сферы штатов (здравоохранение, образование и др.)

·

«+» - решение вопросов на местном уровне – эффективно, угроза политических конфликтов на этой почве – минимальна; у местных органов больше шансов для участия в политических процессах

«-» - нарушение прав меньшинств, возможность «экспансии» федерализма – расширение полномочий федерации, умаление власти штатов

ВОТ ЭТО КАКАЯ-ТО ХРЕНЬ, тоже есть в учебнике, но я не знаю, надо ли…мы разбирали то, что сверху….

1. 1931 – 1945 – централизация, т.к. кризис и надо преодолеть последствия → Новый курс Рузвельта.

2. 1945 – начало 1960х – децентрализация, т.к. либерализация экономики пошла, Трумэн, Эйзенхауэр.

Далее пошло ограничение власти штатов – политика двойного федерализма

→ 14я поправка к Конституции: сам штат мало что может решать в отношении прав человека + не может регулировать деятельность частных корпораций

3. 1964 – 1974 – возврат к доктрине централизации, Джонсон и Никсон → доктрина «созидательного федерализма». Задача: доминирование федеральной власти - регулирует экономику, частные корпорации, контроль над решениями щтатов

4. 1970е – доктрина Никсона «новый федерализм»: нельзя перегружать центр социальными обязательствами, возвращение контроля над принятиям решений

3 уровня децентрализации:

- территориальный (приближение системы управления к гражданам)

- административный

- политический (функции ИВ и ЗВ перераспределялись путем создания новых органов управления)

5. 1980 – 1990 – администрация Рейгана и Буша-старшего: политика децентрализации (главное: уровень соц. защиты, оборона, внешняя безопасность страны, сокращен контроль наш использованием штатами федеральных средств), в конце периода опять централизация – так как экономика упала, а Конгресс лишит штаты целого ряда доходов

6. 1993 - 2001 – у власти демократы, Клинтон: улучшение экономики, децентрализация

7. 2001 – 2009 – Буш-младший: усиление самостоятельности штатов, федерация – приоритет в национальных делах

II. АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДЕЛЕНИЕ

Федерация – почему именно так? Ну потому что решили выбрать, чтобы было единое центральное правительство (общенац.проблемы), и немного децентрализованная власть на уровне штатов (вопросы на местном уровне) → в итоге власть оказалась сильной, централизованной.

1787 – Конституция преобразовала США из конфедерации в федерацию, вначале – только 13 штатов, потом расширение (Луизиану купили, Аляску тоже, отвоевали территории у Мексики, захвачены Гавайские острова и т.д.) + присоединяли западные земли + колонизация

ШТАТЫ – с 1959 их 50 штук

По Конституции:

- территориальная целостность штатов (т.е. штат не может внутри себя создать другой штат, не может объединиться с другим штатом без согласия другого штата и Конгресса)

- не могут штаты: устанавливать таможенные сборы и пошлины сами, выходить в одностороннем порядке из федерации

- имеют одинаковое представительство в Сенате и Палате представителей, участвуют в ратификации поправок к Конституции и избрании Президента.

- разделение компетенции штатов/Конгресса: Конституция, ст.1 раздел 8

ШТАТ – делится на округа (2 уровень адм.-тер.единиц) – в них есть муниципалитеты (город) и тауншипы (село) (3 уровень)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ КОЛУМБИЯ

- не обладает статусом штата – так как создатели Конституции подумали, что, отделив Колумбию (там – право-во и органы гос.власти) от штатов, они исключат вероятность их зависимости от властей штатов

- Колумбия – часть Мэриленда и Виргинии, Вашингтон – там жители имеют право самоуправления (избирают городской совет и мэра города)

- в Конгрессе у округа – с 1970 только представительство (т.е право избирать одного делегата в Палату представителей), а в Сенате - с 1961 – поправка 23 дала право избирать жителям столица 3х выборщиков на выборах президента

ТЕРРИТОРИИ, НЕ ВХОДЯЩИЕ В СОСТАВ ШТАТОВ и ОКРУГА КОЛУМБИЯ: островные территории, ПО СТАТУСУ ДЕЛЯТСЯ НА:

- инкорпорированные (те, на которых в полном объеме действует Конституция США, и жители которых имеют гражданство США)

- неинкорпорированные (владения, на которых действие Конституции США ограничено)

- организованные (те, на которых Конгрессом США введено самоуправление)

- неорганизованные (напрямую управляемые правительством США).

Разграничение компетенций штатов и федерации:

- в Конституции (разделение по принципу «дуалистического федерализма»): четко распределены полномочия федерации, а все «остальные» - у штатов

- Федерация: проведение внеш. и оборонной политики, предоставление гражданства, эмиссия денег, контроль денег, обеспечение безопасности и т.д.

- Штаты:

Наши рекомендации