Вопрос 27. Референдумы в Европе.
Референдум — это форма прямого волеизъявления граждан по какому-либо вопросу государственной или общественной жизни, осуществляемого посредством голосования и имеющего высшую юридическую силу. Считается, что впервые референдум был проведен в 1439 г. в Швейцарии, которая до сих пор весьма широко использует этот инструмент непосредственной демократии. В то же время есть государства (например, США и Германия), в которых на общегосударственном уровне не было проведено ни одного референдума.
В Швейцарии, известной регулярным проведением референдумов, только по вопросам, касающимся активного избирательного права, их было проведено несколько:
• 1900 г. — о всеобщем прямом избрании членов Федерального собрания — парламента («против» — 65% от числа проголосовавших);
• 1942 г. — о расширении и прямой выборности состава Федерального собрания («против» — 68%);
• 1950 г. — о порядке выборов в Национальный совет — нижнюю палату парламента («за» — 67%);
• 1959 г. — о введении избирательного права для женщин («против» — 67%);
• 1971 г. — по тому же вопросу («за» — 66%);
• 1978 г. — о праве голоса с 18 лет («против» — 79%);
• 1979 г. — по тому же вопросу («против» — 51%);
• 1991 г. — по тому же вопросу (решение положительное).
Теория и практика проведения референдумов позволяют выделить несколько их видов.
По масштабу проведения референдумы могут быть:
• общегосударственными;
• региональными;
• местными.
В первом случае референдум проводится для решения вопросов, имеющих общегосударственное значение, в двух других — для решения вопросов локального значения в соответствии с административно-территориальным делением государства.
По степени необходимости проведения выделяют два вида референдумов:
• обязательный — имеющий место в том случае, когда иным образом решение по определенному вопросу не может быть принято;
• факультативный — проводимый по усмотрению органов власти или населения.
Таким образом, обязательный референдум проводится в четко определенных законом случаях (например, в ч.2 ст.151 Конституции Испании предусмотрено, что референдум избирательного корпуса соответствующих провинций необходим в качестве одной из стадий процесса выработки и утверждения статута (устава) об автономии объединяющего эти провинции регионального сообщества); факультативный референдум предполагает голосование по любому вопросу, за исключением тех, вынесение которых на референдум запрещено.
В зависимости от предмета референдума выделяют наибольшее число разновидностей (речь идет о содержательном характере вопросов, выносимых на голосование):
• конституционные;
• законодательные;
• международно-правовые;
• административно-правовые;
• административно-территориальные и др.
Особое место в этом перечне занимает конституционный референдум, на котором рассматриваются вопросы; связанные с принятием или изменением конституции. Эти вопросы имеют важное политическое значение. Поэтому нельзя не согласиться с тем, что конституция должна быть принята (или изменена) способом, который не вызывает ни малейшего упрека или сомнения в ее легитимности.
Ныне действующая Конституция РФ была принята референдумом, проведенным 12 декабря 1993 г. Ее принятие поддержало 58% участников референдума (от числа бюллетеней, признанных действительными).
Однако глава 9 этой Конституции уже не требует вынесения на референдум (в случае ее пересмотра) проекта новой конституции. Она лишь допускает такую возможность. Проект новой конституции может быть принят без обращения к избирателям — 1/3 голосов от числа членов Конституционного Собрания, которое созывается для решения вопроса о пересмотре конституции.
По правовым последствиям референдумы делятся на:
• консультативные;
• императивные.
(Консультативный референдум предусмотрен конституцией Швеции). Консультативный референдум близок по своему характеру к опросу населения (хотя и с более определенным результатом), представляет собой форму выявления общественного мнения по важным вопросам государственной и общественной жизни. Результат голосования на таком референдуме оказывает сильное моральное воздействие и на парламент, и на правительство, поскольку им трудно противиться воле большинства избирателей. Так, в 1955 году в Швеции на консультативном референдуме был получен отрицательный ответ по поводу перехода на правостороннее движение. И парламент, и правительство в результате не решились ввести новые правила дорожного движения. Только через 12 лет после достижения соглашения между основными политическими партиями страны парламент ввел новые правила. В Норвегии на консультативном референдуме в 1972 году 53,49 % избирателей высказались против вступления в Общий рынок. Правительство, благоприятно относившееся к вступлению в эту международную организацию, отказалось от своего намерения, хотя юридически не было связано голосованием.
На императивный референдум выносится, как правило, проект нормативного акта. Решение, принятое на этом референдуме, имеет окончательный, обязательный и конкретный характер. Право на участие в референдуме имеют все лица, обладающие активным избирательным правом.
Референдумы в Европе
· 1991 год — референдум на Украине (1991)
· 1995 год — референдум в Белоруссии (1995)
· 1996 год — референдум в Белоруссии (1996)
· 2000 год — референдум на Украине (2000)
· 2003 год — референдум в Чечне
· 2004 год — референдум в Белоруссии (2004)
· 2005 год — Народный референдум в России
· 2006 год — референдум в Южной Осетии
· 2006 год — референдум о независимости Черногории (2006)
· 2006 год — референдум о независимости Приднестровья
Билет 28.Метод Хэйра и метод Друпа.
Метод Хэйра также называют методом крупнейших остатков. По сути это то же самое, что и метод Гамильтона (вообще все методы нагло переняли у США). Суть: голоса тех, кто пришел голосовать в округе делятся на количество мест, выделенное на данный округ.Получаем квоту. Количество мест= количество раз, которое квота укладывается в количество голосов, полученных партией. Потом ранжируем остатки и добавляем по месту тем, у кого наибольший остаток.
Метод Хэйра
Партия | Голоса | % | Места | Остаток.Голоса | Остаток.Места | Места |
Консерваторы | 34,1 | |||||
Либералы | 26,0 | |||||
Социалисты | 14,6 | |||||
Коммунисты | 8,6 | |||||
Др. партии | 16,7 | - | - | - |
В данном случае мест, выделенных на округ-7. Квота =29435= 1 место в парламенте. Распределили по квоте 4 места. Остаок-3, ранжируем в зависимости от остатка от большего к меньшему.
Метод Друппа - то же самое почти, что и метод Хэйра. Но когда делаем самое первое деление, когда выявляем квоту, к количеству мест добавляем +1. Мест получаем больше, так как квота меньше. ( Почему-то все энциклопедии содержат следующую информацию : к знаменателю прибавляются цифры 1, 2, 3, 4, ... до тех пор, пока не получится частное, позволяющее распределить все мандаты).
29. Метод д’Ондта и метод Сант-Лагё
Делители | Число голосов за партию А | Число голосов за партию Б | Число голосов за партию В |
60000 (1) | 46000 (2) | ||
30000 (3) | 23000 (4) | ||
20000 (5) | |||
Метод д’Ондта (в США- метод Джефферсона, в 1790-1830 так распределялись места в Палате Представителей).
Предположим, что в округе 5 мест, за которые идёт борьба. Тогда голоса, полученные партиями, мы делим последовательно на делители от 1 до 4. Среди получившихся значений выбираем 5 наибольших, и ранжируем их от 1 до 5.
Последнее из этих 5 чисел(наименьшее их 5ти) будет квотой. Т. о. квота в этом округе = 20000. Таким образом, кол-во голосов партии делим на квоту и получаем: Партия А - 3 места. Партия Б - 2 места. Партия С - без мест.
Метод Сант-Лаге. То же самое, что у д’Ондта, только делителями являются нечетные цифры(1;3;5;7...). В США - метод Уэбстера.
Для достижения большей пропорциональности, так как метод д’Ондта благоприятствует крупным партиям.
Модификация метода Сант-Лаге - Делителями явл нечетные цифры,но начинаются с 1,4(1,4;3;7...)
Используется в нек странах Скандинавии и в Польше (не знаю, в чём крутость числа 1,4 для большей пропорциональности).