Основные идеи школы научного менеджмента в государственном управлении.
Государственное управление - осуществляемое на основе законов нормотворческая, организующая, исполнительная и распределительная деятельность государственных органов, наделенных соответствующими государственными властными полномочиями. - организующая – определение организационной структуры органов власти - исполнительная – исполнение полномочий - распределительная – формирование бюджета Основные научные школы, изучающие систему государственного управления. Две основные школы середины 20века: классическая школа (Уайт,Тейлор) и школа человеческих отношений (Маслоу,Мейо). Классическая школа. Её представители утверждали, что гос управление должно ориентироваться на достижение поставленных целей при помощи минимальных затрат с максимальным эффектом. Для этого процесс госуправление должен быть максимально формализован. Уайт-формализация должна достигаться путем построения рациональной организационной структуры управления. o Иеархичность o Четкая последовательность выполняемых функций Файоль выделил 14принципов управления: разделение труда, дисциплина, единство распорядительства, вознаграждение персонала, централизация, иерархия, инициатива, единство, справедливость. Школа человеческих отношений. Зародилась в рамках социологии труда, основное внимание уделяет условиям эффективной деятельности персонала. Мейо считал, что в отношении персонала должны учитываться социальные, психологические, моральный и неформальные факторы. (Всегда существуют формальные и неформальные лидеры, задача- наладить между ними отношения). Маслоу предлагал использовать приемы управления человеческими отношениями: создание благоприятного психологического климата в коллективе, возможности для самореализации.
Новые концепции государственного управления:
1. Менеджереальная теория – Государственное управление должно стать совокупностью 3 компонентов: -ориентация государственных служащих на результат и эффективность, - применение технологий современного менеджмента, - рассмотрение государственных служащих как менеджеров, в том числе при помощи трудовых контрактов.
Государственному управлению необходимо:
1. показатели результативности деятельности г.о.
2. Ориентация г.о. на предоставление услуг гражданам.
3. Контрактная основа деятельности государственных служащих
4. Аутсорсинг – передача государственных функций частным организациям.
5. Ориентация гос. органовна клиента.
2. Теория общественного выбора – государственные учреждения должны действовать для достижения целей граждан.
3. Концепция “эффективного управлени.я” – появилась в середине 90х гг. 20 века в рамках программы развития стран Третьего мира:
1. Принцип разделения властей
2. Принцип народовластия
3. Принципы выборности и сменяемости кадров
4. Принцип подотчетности органов власти
5. Верховенство закона
6. Политический плюрализм
7. Независимость СМИ
4. Концепция политических сетей. Представители: Марш, Затчер. Главная идея государственного управления – ориентация на клиента, действие логики обслуживания. Для этого создается специальная сеть – набор агентств и частных фирм, которые предоставляют гражданам и организациям государственные услуги на основе контрактных отношений.
Черты сетевой модели:
1. Неформальный характер взаимоотношений участников сети
2. Самоорганизация сетей
3. Отсутствие жесткой вертикальной или горизонтальной интеграции
4. Минимальная жесткость со стороны руководящего центра
5. Теория электронного правительства основывается на трех видах коммуникации: 1. Взаимодействие между государственными органами власти (электронный документооборот, сокращение бумажного делопроизводства и т.д.) 2. Взаимодействие между органами гос. власти и бизнесом (электронные аукционы, площадки и т.д.) 3. Взаимодействие между органами гос. власти и гражданами (оказание гос. услуг) Концепция электронного правительства возникла в результате проведения административной реформы в условиях развития информационного общества.
В рамках реформы изменилось назначение государства. Оно стало рассматриваться как поставщик услуг гражданам, бизнесу. Перспективы развития электронного правительства:
1. Сокращение затрат на оказание услуг (в основном на обработку данных)
2. Повышение подотчетности органов гос. власти (прозрачность деятельности)
3. Совершенствование качества оказания гос. услуг Методология.
Методология государственного управления Выделяют следующие методологические подходы:
1. Институциональный Представители Норт и Смелзер. С позиции этого подхода государство может функционировать только при наличии институтов, взаимодействие которых удовлетворяет потребности граждан государства. (например, армия, семья, образование).
2. Функциональный Представители Истон, Алмонд, Парсонс. Государство представляет собой совокупность функциональных сфер (экономических, социальных, политических, духовных), обеспечивающих целостность и воспроизводство общества. Основное внимание уделяется факторам, обеспечивающих стабильность системы государственного управления. В частности Парсонс выделил 2принципа, на основе которых оно строится: принципы распределения и интеграции.
3. Организационный Представители – Маслоу и Лайкерт. Уделяется внимание институтам регулирования функциональных сфер и институтов. Специалисты в рамках данного подхода уделяют внимание построению черт, присущих организации: - адаптивность (приспосабливаться к изменению целей государства) - члены организации должны осуществлять сотрудничество как между собой, так и во вне (построение не только вертикальных, но и горизонтальных связей. Преимущественно либеральный стиль правления) - необходимость участия членов организации в постановке целей и принятие решений, т.е. включение поведенческого подхода.
3 Вклад школы «поведенческих наук» (бихевиоризма) в развитие науки государственного управления
Эволюция науки государственного управления позволяет выделить три этапа:
1. 80-е гг. ХIХ в – 1920 г.;
2. 1920 г. – 1950 г.
3. 1950 – по настоящее время.
Современный этап в развитии науки государственного управления (50-годы – до настоящего времени) начинается с переосмысления достижений предшествующего развития. В этот период в науке наблюдалось стремление к созданию универсальных теорий. Главное внимание уделялось изучению взаимозависимостей, взаимосвязей ролей в государственном управлении. Возникли такие направления, как бихевиоризм, структурный функционализм, системный и ситуационный подход к научным исследованиям теории и практики государственного управления.
Представители бихевиористского направления (Г.Саймон, Д.Макгрегор, Ф.Герцберг, Д.Томпсон, Д.Истон), утверждали, что, государственное управление основывается на взаимоотношениях между администрацией и органами, формируемыми на основе народного волеизъявления, поэтому в центре их внимания было изучение поведения индивидов как избирателей.
В русле поведенческого подхода разработано немало единиц анализа, которые успешно применяются в государственном управлении. Так, Г.Саймон ввел понятие «решение» и разработал возможности его использования, как в теоретическом, так и в эмпирическом плане. Д.Трумэн разработал концепцию «группы интересов», которая используется для аналитических целей в государственном управлении. Это группы «с общими ценностями и установками, которые выдвигают свои требования через государственные институты или, напротив, предъявляют требования к последним». Д.Спингер, не отвергая идей бихевиоризма полностью, предложил обратить внимание на изучение самих государственных институтов.