Золотой век русской культуры.
Достижения XIX века в области культуры могут быть лишь кратко перечислены. Главное влияние на сознание россиян в этот период оказывали война 1812 г., общественное движение в России и Европе, войны и поражения, великие реформы Александра II.
В 1802 г. в числе других было создано министерство просвещения, которое вместе с военным министерством, Синодом, другими ведомствами развивало сеть начальных школ. Среднее образование давали классические и реальные гимназии. В последней трети века появились воскресные школы для взрослых. На протяжении века открылись университеты в Казани, Дерпте (Тарту), Одессе, Томске. Появились технические вузы – Путей сообщения, Технологический, Инженерно-строительный, Лесотехническая академия в Петербурге, Высшее техническое училище в Москве и др. В конце века появились политехнические институты в Киеве, Риге, Харькове, Петербурге, а всего в стране было около 50 вузов. Существовали закрытые привилегированные заведения – Царскосельский, Нежинский, Демидовский лицеи, Училище правоведения. Вузы были центрами науки, просвещения, подготовки кадров интеллигенции, боролись за внутреннюю автономию.
Русская наука приобрела мировое значение. В первой половине XIX в. Н.И. Лобачевский создал учение о неэвклидовой геометрии. Химик Н.Н. Зинин получил анилин – красящее вещество для текстильной промышленности. Б.С. Якоби разрабатывал электродвигатель, телеграфные аппараты и т.д. В.Я. Струве создал первоклассную Пулковскую обсерваторию. Хирург Н.И. Пирогов на себе испытал действие хлороформа для обезболивания при хирургических операциях. Во второй половине века П.Л. Чебышев внес крупный вклад в теорию машин и механизмов. Д.И. Менделеев открыл периодический закон химических элементов. И.М. Сеченов исследовал физиологию человеческого мозга. А.С. Попов первым в мире изобрел радиотелеграф. А.Ф. Можайский первым в мире сконструировал самолет. П.В. Яблочков и А.Н. Лодыгин создали первые электрические лампочки. К.Э. Циолковский разработал проект дирижабля и принципы ракетных двигателей, межпланетных полетов.
Русские моряки и ученые совершили кругосветные путешествия (И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Белинсгаузен, М.П. Лазарев и др.), открыли Антарктиду, острова в Тихом океане, создали новые географические карты. Уникальные путешествия и исследования провели П.П. Семенов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский, Н.Н. Миклухо-Маклай.
Не менее богатым был XIX в. и для русской литературы. Окончательно оформился современный русский литературный язык, что обычно связывают с именем А.С. Пушкина. Журналы, литераторы, издатели принадлежали к разным направлениям, идейным течениям. Все образованное общество следило за творчеством таких поэтов и писателей как К.Ф. Рылеев, В.А. Жуковский, А.А. Дельвиг, Е.Б. Баратынский, А.С .Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский.
В сокровищницу мировой музыкальной культуры вошли произведения М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, П.И. Чайковского, П.А. Римского-Корсакова. Оперы, симфонии, балеты, романсы, созданные в XIX в., стали классикой.
В столице империи возводятся величественные архитектурные ансамбли, формируются основные площади, центр города приобрел свой современный вид. С именами архитекторов связаны их творения: Казанский собор – А.Н. Воронихин; Александринский театр с улицей Росси – К.И. Росси; Исаакиевский собор, Александровская колонна – О. Монферран; Биржа на Стрелке Васильевского острова – Тома де Томон; Адмиралтейство – А.Д. Захаров. В Москве были построены Большой и Малый театры, Александровский сад у Кремлевской стены, памятник Минину и Пожарскому на Красной площади и др.
В живописи получили отражение различные стороны жизни страны в прошлом и настоящем (для художников того времени). У Г.Г. Угрюмова, К.П. Брюллова и других приверженцев академической школы – картины на античные и религиозные сюжеты. У А.Г. Венецианова – картины крестьянского быта, русской природы. У П.А. Федотова – бытовые сюжеты. Русский реализм в изобразительном искусстве представлен именами И.Е. Репина, В.Г. Перова и других. Большую роль для пропаганды русского искусства сыграли Товарищество передвижных художественных мастерских, открывшиеся Третьяковская галерея, Русский музей, деятельность выдающегося искусствоведа и критика В.В. Стасова.
За звездами русской культуры первого ряда, которых в XIX в. можно считать десятками, не следует забывать о других десятках и сотнях талантливых людей, организаторов, работников и творцов «золотого века». Без их многотрудной деятельности российская культура не смогла бы обрести мощный фундамент в виде научных учреждений, вузов, лабораторий в промышленности, больниц, книгоиздательств, профессиональных театров, газет, журналов.
Мощное культурное развитие отразило зрелость, постоянный духовный подъем русской нации, самоотверженное служение своему народу российской интеллигенции. Правда, большая часть населения страны находилась в неведении относительно культурного богатства России. 3/4 населения к концу XIX в. оставалось неграмотным.