Реформы Избранной рады (1547-1650)

1547-1560 – деятельность Избранной рады. По сути, это была Ближняя государева дума. В неё вошли Алексей Адашев, князь Андрей Курбский, священник Сильвестр, митрополит Макарий, дьяк Иван Висковатый. Избранная рада не была официальным государственным органом, но фактически являлась правительством.

1549 – первый Земский собор– совещательный орган, собрание сословных представителей от бояр, дворян, духовенства, купцов, посадских людей и черносошных крестьян. На Соборе были приняты меры, которые расширили права дворян и ограничили права бояр-наместников. Соборы не ограничивали власть царя, однако способствовали проведению на местах политических мероприятий центральной власти. Они не стали постоянными, а собирались впоследствии несколько раз по необходимости.

1549-1684 – сословно-представительская монархия в России.

Сословно-представительская монархия – монархия, при которой власть монарха ограничена представителями общественных сословий, принимающих участие в управлении государством.

1549 – создание стрелецкого и поместного войск.

Были запрещены местнические споры между воеводами во время походов, все они подчинялись первому воеводе большого полка. Одновременно было решено «испоместить» в Московском уезде «избранную тысячу», т. е. из 1070 дворян создать ядро дворянского ополчения, которое являлось бы опорой самодержавной власти. Вводился новый порядок комплектования армии. Каждый землевладелец обязан был выставить с каждых 150 десятин земли одного вооружённого воина на коне. Служить дворянин мог с 15 лет, служба передавалась по наследству За службу дворянин получал от 150 до 450 десятин земли. Было создано новое постоянное стрелецкое войско. Стрельцы получали обмундирование, денежное и хлебное жалованье. К концу XVI в. в России уже было 25 000 стрельцов.

1550 – принятиеСудебника Ивана Грозного. Были ограничены судебные функции наместников и волостелей, на местах за судом наблюдали царские дьяки. Взяточничество каралось денежными штрафами. Сохранялся и «суд Божий» (поединок между спорящими, «за правыми сила»). Вводилась смертная казнь «за разбой». При разбирательстве дел на местах стало обязательным присутствие земельных старост, выбираемых из числа местных служилых людей и «целовальников», которые избирались из посадских людей и чёрного крестьянства. Была подтверждена норма Судебника Ивана Великого о Юрьеве дне: крестьяне могли уходить от феодала только один раз в году и даже несколько увеличен размер «пожилого».

1550 – Губная и земская реформа Ивана Грозного. Заменила наместничье управление, основанное на кормлении, на местное выборное самоуправление. Повсеместно происходило создание выборных губных изб (для дворян и детей боярских) и земских изб (для черносошных крестьян), которые ведали сборомподатей и исполнением повинностей, судом по гражданским и мелким уголовным делам. Во главе изб стояли губные и земские излюбленные головы (старосты) и ихпомощники – целовальники, а также излюбленные судьи.

1551– церковный Стоглавый собор. Он оформил пантеон (список) всех русских святых, проверил церковные книги, унифицировал богослужение и все церковные обряды, принял решение об открытии школ для подготовки священников и дьяконов. Собор поставил задачу улучшить нравы духовенства.Собор не разрешил царю конфисковывать церковные земли, но сами монастыри могли продавать или приобретать земли только с царского дозволения, им запрещалось ростовщичество.

При Избранной раде складывается полноценная приказная система управления. Приказы являлись особыми органами государственной исполнительной власти. Важнейшими из них были: Посольский, Пушкарский, Разбойный, Ямской, Стрелецкий, Поместный, Казанский, Сибирский, Челобитный. Так складывался профессиональный аппарат управления.

1555 – отмена кормлений, издание «Уложения о службе».

Опричнина (1565-1572)

Высшей властью обладал царь, которому помогали Боярская дума и Земский собор, что ограничивало самодержавие. Но длительные и тяжёлые войны, новые налога разоряли страну. Еретики призывали к уничтожению икон, самой церкви, проповедовали равенство всех людей, общность имущества. Сам Иван Васильевич во всех своих подданных видел только холопов.

1553 – болезнь Ивана Грозного.

Иван Грозный составил завещание в пользу младенца Дмитрия. Однако близкие бояре и многие удельные князья не захотели поддержать его наследника Дмитрия. По слухам, они хотели «на государство» старицкого князя Владимира Андреевича, двоюродного брата Ивана IV. Но Царь выздоровел. Он опасался князя Владимира Старицкого.

1564 – бегство в Литву бывшегодругацаря Ивана князя Андрея Курбский.

Царь везде искал измену, подвергал казням бояр. В стране создалась очень напряжённая обстановка. Тогда Иван Грозный решил добровольно оставить трон и покинуть Москву.

1564 – исчезновение Ивана Грозного со всей царской семьёй.

В начале декабря 1564 г. царь с семьёй под охраной выехал из Москвы в Александровскую слободу. В январе 1565 г. Иван направил две грамоты: первая, «гневная», грамота была адресована митрополиту Афанасию, вторая, «слёзная», – «посаду, всем людям». В первом послании царь обвинял бояр, приказных людей в изменах, а митрополита и духовенство – в зловредном пособничестве боярам; в другом послании – заверял посадский люд, что на них не гневается и опале не подвергнет. Бояре оказались как бы между двух огней – царём и народом. Народ единодушно поддержал государя. В Александровскую слободу направили делегацию просить государя вернуться на престол. Иван согласился вернуться в Москву, но на условиях по своему усмотрению казнить изменников.

2 февраля 1565 г. Иван Грозный торжественно вернулся в Москву и на другой день объявил духовенству, знатным боярам об учреждении Опричнины.

Опричинина – система чрезвычайных мероприятий, применённых Иваном Грозным для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления централизованного государства.

Само слово «опричнина» («опришнина») происходит от древне-русского – «особый». В XIV-XV вв. опришниной называли выделенный членам великокняжеской династии государственный удел с территорией, войсками и учреждением.Опричниной также назывался удел, выделявшийся вдове при разделе имущества мужа-помещика.

Введение опричнины было вызвано сложностями внутренней обстановки в стране, в том числе противоречием между политическим сознанием боярства, думных дьяков, высшего духовенства, желавших самостоятельности, с одной стороны и, с другой, – стремлением Ивана Грозного к неограниченному самовластью, основанному на твёрдой вере последнего в личное богоподобие и богоизбранность и поставившего цель привести действительность в соответствие с собственными убеждениями.

Упорство Ивана Грозного в достижении абсолютной власти, не стесняемое ни законом, ни обычаем, ни даже здравым смыслом и соображениями государственной пользы усиливалось его крутым нравом.

Появление Опричнины было связано с обескровившей страну Ливонской войной, ухудшением положения народа в связи с неурожаями, голодом, пожарами, вызванными в течение многих лет исключительно жаркими летом. Народ воспринимал невзгоды как Божье наказание за грехи разбогатевших бояр и ждал от царя создания идеала государственного устройства («Святой Руси»).

ВОпричнину вошли земли, включавшие 20 городов в центральных и наиболее богатых районах страны. Здесь была своя Боярская дума, приказы, опричное войско. Остальная территория была названа Земщиной. Даже Москва была разделена на опричнину и земщину. Из опричнины насильственно выселялись земские бояре, дворяне и приказные люди. Противников опричнины уничтожали.

Изъятые у боярства земли раздавались опричникам-дворянам и феодальной знати, верной царю. Было создано специальное опричное войско, доведённое до 5 тысяч человек. Опричники превратились в полицейскую силу государства, подозреваемых в измене пытали и казнили.Братоубийство в стране вызвало недовольство и смутные толки в народе.

11/1568 – суд над митрополитом Филиппом, обличавшемОпричинину. Его обвинили в колдовстве и ереси о отправили в монстырь.

12/1569 – убийство бывшего митрополита Филиппа опричниками.

10/1569 – казнь Иваном Грозным Владимира Старицкого и его семьи. В этом году Владимир был назначен командующим армией, направленной на защиту Астрахани. Устроенный ему жителями Костромы приём, через которую он проезжал, послужил поводом для окружения царя оговорить перед ним Владимира. Князя вызвали в Александровскую слободу, но уже на подъезде к ней опричное войско внезапно окружило лагерь Владимира Старицкого.

1570 – поход против Новгорода. В декабре 1569 г. появился донос, что новгородцы замышляют измену и хотят «отдаться» под власть Литвы. Это вызвало в 1570 г. проведение карательного похода противНовгорода. Были разграблены Клин, Тверь и Торжок. Погром Новгорода длился 40 дней. Число жертв достигло 15 тысяч.

06/1570 – помолвка дочери Владимира Старицкого Евфимии с датским принцем Магнусом Ливонским.

11/1570 – смерть Евфимии Старицкой, помолвка Магнуса Ливонского с другой дочерью Владимира Старицкого Марией.

Но вскоре царь сам стал бояться опричников. В число обвиняемых по делу «о новгородской измене» неожиданно попали и были казнены многие руководители самих опричников, люди, близкие царю: Басмановы, Вяземский, Черкасский. На смену им во главе опричнины встали известные палачи – думные дворяне Малюта Скуратов и Василий Грязной.

В 60-70-х годах XVI в. в России разразился настоящий хозяйственный кризис:был голод, участилось бегство людей на окраины.

1571 – Московские казни. Были обвинены в измене любимцы царя, опричники отец и сын Басмановы, князь А. Вяземский, а также несколько видных руководителей Земщины. Вместе с ними в конце июля 1570 г. было казнено в Москве до 200 человек.

1571– разорение крымцами Москвы, реформа полевой, станичной и сторожевой службы, создание «Устава о станичной и полевой службе».

1572– переименованиеОпричнинывДвор.

1573 – свадьба Марии Старицкой и Магнуса Ливонского; возврат Старицкого удела бездетному сыну Владмира Старицкого Василию. Тот умер через год.

1575-1576 – отказ Ивана Грозного от царства, замена себя на троне касимовским царём СимеономБекбулатовичем. Себя же он провозглавил просто Великим князем Московским. Причина данного поступка неизвестна. После снятия с царства СимеонБекбулатович получил в удел Тверь и был объявлен Великим князем Тверским.

1581 – введение заповедных лет.

Заповедные лета – годы, когда запрещался Юрьев день – переход крепостных от одного феодала к другому.

1584 – полное уничтожение Опричинины.

Последствия Опричнины:

жёсткая централизациягосударства;

становление деспотического характера самодержавия;

подрывгосударственной экономики;

ухудшение положения Московского царства в Ливонской войне.

Наши рекомендации