Государственная политика в области формирования информационного общества.
Государственная политика в области формирования информационного общества.
Концепция государственной информационной политики 1998 г. призвана сыграть роль организующего и координирующего документа, представляющего основу для подготовки государственной программы по вхождению России в информационное общество. Одно из назначений Концепции – обратить внимание органов государственной власти, средств массовой информации, всех заинтересованных лиц на проблемы подготовки государства, общества, личности к условиям жизни в информационном обществе.
Согласно этой концепции, основными задачами государственной информационной политики являются:
• развитие информационно-телекоммуникационных технологий;
• эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов (ИР) и обеспечение широкого, свободного доступа к ним;
• обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации;
• подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке;
• обеспечение информационной безопасности.
Правовое обеспечение государственной информационной политики должно развиваться по следующим основным направлениям: разработка новых законов, дополняющих и развивающих существующее законодательство в информационной сфере; совершенствование актов действующего законодательства, повышение эффективности их норм; систематизация и кодификация актов информационного законодательства; согласование существующих и вновь разрабатываемых законов в информационной сфере с актами других отраслей законодательства; активное участие в разработке международного законодательства в информационной сфере (на уровне ближнего и дальнего зарубежья).
Первоочередными мероприятиями государственной информационной политики в области информационного права должны быть:
• анализ процессов развития информационной сферы, выявление пробелов и дублей в законодательстве;
• разработка концепции формирования и развития информационного права и его источника – информационного законодательства;
• анализ причин низкой эффективности существующего информационного законодательства и определение необходимого комплекса мер по исправлению этого положения;
• повышение информационно-правовой культуры общества.
Основные положения правового обеспечения государственной информационной политики в рамках информационного права:
• реализация принципа правового равенства всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса;
• формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективное регулирование информационных отношений, а также осуществление контроля за безусловным исполнением законодательства;
• признание возможности ограничения доступа к информации исключительно на основе закона как исключения из общего принципа открытости информации;
• персонифицирование ответственности за сохранность информации, ее засекречивание и рассекречивание;
• защита законными средствами личности, общества, государства от ложной, искаженной и недостоверной информации;
• предоставление гражданам универсальной общественной информационной услуги, способствование доступу к мировым информационным ресурсам, глобальным информационным сетям.
Юридические особенности и свойства информации. Классификация информации.
Юридические особенности информации должны учитываться при правовом регулировании информационных отношений. Ниже приведены юридические особенности информации.
Свойство физической неотчуждаемости информации.
Свойство основано на том, что информация, знание информации не отчуждаемы от человека, который является их носителем. А значит, при передаче информации от одного лица к другому должен оформляться не факт отчуждения информации, а передача прав на ее использование. Например, при продаже дома происходит его отчуждение, при передаче информации источник информации продолжает быть ее носителем.
Законом РФ «О безопасности» безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
Не требуется регистрация:
-средств массовой информации, учреждаемых органами законодательной, исполнительной и судебной власти исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;
-периодических печатных изданий тиражом менее одной тысячи экземпляров;
-радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов;
-аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более десяти экземпляров.
Особенности информационных правоотношений, возникающих при производстве, передаче и потреблении информации, составляющей государственную тайну. Ограничение прав субъектов, связанных с государственной тайной.
Правовой базис института государственной тайны составляет ин формационная правовая норма, содержащаяся в ст. 29 Конституции РФ: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом».
Эта норма разделяет всю возможную информацию как объект ин формационных правоотношений на два не пересекающихся множества — открытую информацию свободного доступа и информацию ограниченного доступа, причем в данном случае самого жесткого ограничения —государственную тайну.
Правовую основу этого института составляют также законы РФ «О безопасности», «О государственной тайне», Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, регулирующие отношения в области защиты государственной тайны.
Базовым законом института государственной тайны является Закон РФ «О государственной тайне», который регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.
Законодатель так определяет понятие государственной тайны: «государственной тайной являются защищаемые государством сведения и области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности , Российской Федерации» (ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне»). В области государственной тайны применяются следующие понятия: носители сведений, составляющих государственную тайну, —материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;
система защиты государственной тайны— совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;
допуск к государственной тайне— процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций — на проведение работ c использованием таких сведений;
доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, —санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;
гриф секретности— реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;
средства защиты информации— технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации;
перечень сведений, составляющих государственную тайну, —совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством;
отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание -введение в предусмотренном Законом «О государственной тайне» порядке для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям;
рассекречивание сведений и их носителей— снятие ранее введенных в предусмотренном Законом «О государственной тайне» порядке ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям.
Для государственной тайны устанавливается особенный правовой режим, суть которого заключается в жестком ограничении доступа к такой информации, надежной защите ее от несанкционированного доступа и четком определении круга лиц, которым предоставляется доступ к такой информации.
Режим государственной тайныдолжен определять и устанавливать:
-информацию, которая относится к государственной тайне, и информацию, которая не может быть отнесена к государственной тайне;
-порядок отнесения информации к государственной тайне (порядок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну);
-порядок рассекречивания государственной тайны;
-особый порядок допуска (или доступа) к государственной тайне;
-порядок передачи сведений, составляющих государственную тайну;
-порядок обеспечения защиты государственной тайны;
-ответственность за нарушения режима государственной тайны.
Ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне:
-Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Ограничения могут касаться:
-права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;
-права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;
-права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.
Государственная политика в области формирования информационного общества.
Концепция государственной информационной политики 1998 г. призвана сыграть роль организующего и координирующего документа, представляющего основу для подготовки государственной программы по вхождению России в информационное общество. Одно из назначений Концепции – обратить внимание органов государственной власти, средств массовой информации, всех заинтересованных лиц на проблемы подготовки государства, общества, личности к условиям жизни в информационном обществе.
Согласно этой концепции, основными задачами государственной информационной политики являются:
• развитие информационно-телекоммуникационных технологий;
• эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов (ИР) и обеспечение широкого, свободного доступа к ним;
• обеспечение граждан общественно значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации;
• подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационном веке;
• обеспечение информационной безопасности.
Правовое обеспечение государственной информационной политики должно развиваться по следующим основным направлениям: разработка новых законов, дополняющих и развивающих существующее законодательство в информационной сфере; совершенствование актов действующего законодательства, повышение эффективности их норм; систематизация и кодификация актов информационного законодательства; согласование существующих и вновь разрабатываемых законов в информационной сфере с актами других отраслей законодательства; активное участие в разработке международного законодательства в информационной сфере (на уровне ближнего и дальнего зарубежья).
Первоочередными мероприятиями государственной информационной политики в области информационного права должны быть:
• анализ процессов развития информационной сферы, выявление пробелов и дублей в законодательстве;
• разработка концепции формирования и развития информационного права и его источника – информационного законодательства;
• анализ причин низкой эффективности существующего информационного законодательства и определение необходимого комплекса мер по исправлению этого положения;
• повышение информационно-правовой культуры общества.
Основные положения правового обеспечения государственной информационной политики в рамках информационного права:
• реализация принципа правового равенства всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса;
• формирование нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективное регулирование информационных отношений, а также осуществление контроля за безусловным исполнением законодательства;
• признание возможности ограничения доступа к информации исключительно на основе закона как исключения из общего принципа открытости информации;
• персонифицирование ответственности за сохранность информации, ее засекречивание и рассекречивание;
• защита законными средствами личности, общества, государства от ложной, искаженной и недостоверной информации;
• предоставление гражданам универсальной общественной информационной услуги, способствование доступу к мировым информационным ресурсам, глобальным информационным сетям.