Государство русь (ix - начало xii в.)
Образование государства Русь
Возникновение Древнерусского государства относится к 882 году, когда новгородский князь Вещий Олег объединил Новгород и Киев (земли ильменских словен и полян). В 883 г. он завоевывает земли древлян. В последующие годы своего княжения Олег присоединяет к Русскому государству земли северян и радимичей. Столицей своего государства Олег сделал город Киев.
Норманнская теория
По мнению древнерусского летописца, первыми князьями на Руси были не русские люди, а варяги (или норманны) - скандинавские воины. Они, якобы, были приглашены славянами, т.к. сами они не могли навести порядок в своих землях. Первым из варяжских князей был Рюрик, приглашенный новгородчанами. Он утвердился в Новгороде с 862 г. Рюрик, согласно летописям, положил начало династии Рюриковичей - династии киевских, а затем московских князей и царей.
Впервые норманнская теория была сформулирована немецкими учеными Г-Ф. Миллером и Г-3. Байером. Норманнская теория подчеркивала мысль о якобы исконной отсталости русского народа, который, по их мнению, не способен к самостоятельному историческому развитию.
Первые киевские князья
Вещий Олег княжил с 879 по 912г. После смерти Олега в Киеве стал княжить Игорь (912-945). Киевские князья обложили данью покоренные племена восточных славян. Походы дружин киевского князя за сбором дани назывались "полюдье". Сбор дани осуществлялся один раз в год и обычно проходил в зимнее время. В 945 г. Игорь решил повторно собрать дань с древлян. Возмущенные древляне перебили дружину Игоря, а князя казнили.
После смерти Игоря его жена княгиня Ольга (945-964) решила упорядочить сбор дани. Она устанавливает для племен "уроки" - размер дани и "погосты" - места сбора дани.
В княжение Игоря и Ольги к Русскому государству были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно - древлян.
Сын Игоря и Ольги Святослав (964-972) был талантливым полководцем и государственным деятелем. Перед ним стояли задачи защитить Русь от набегов кочевников и расчистить торговые пути в другие страны. Святослав совершил много военных походов. Он присоединил земли вятичей, затем нанес поражение Волжской Булгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, отразил натиск печенегов. Он начал войну с Византией за Балканский полуостров. Однако борьба с Константинополем окончилась неудачно: дружина Святослава была разбита, а сам он по дороге в Киев попал в засаду, устроенную печенегами, и был ими убит.
Расцвет Киевской Руси (конец X - первая половина XI в.)
Расцвет Древнерусского государства приходится на время княжения Владимира I и Ярослава Мудрого.
При Владимире I (980-1015) все земли восточных славян вошли в состав Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, земли дулебов (червленские города). Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Сыновья князя и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры.
Владимир I решил одну из важнейших задач того времени: обеспечил защиту русских земель от набегов печенегов. Для этого по южному рубежу русских земель по рекам Десна, Осетр, Сула, Стугна был сооружен ряд крепостей, где находились военные отряды. Это была первая пограничная линия Русского государства.
В 988 году князь Владимир I принимает из Византии на русские земли христианство в качестве государственной религии. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) - центре византийских владений в Крыму. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов.
Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси:
а) принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов дальнейшего исторического развития Руси, поставив её между Западом (католичеством) и Востоком (исламом);
б) христианство явилось основой всей последующей русской культуры;
в) христианство укрепляло государственную власть и территориальное единство Руси;
г) новая религия уравнивала Русь с христианскими странами и расширяла с ними связи;
д) через христианство Русь перенимала культуру античных народов.
При Ярославе Мудром (1019-1054) Киевская Русь достигает наивысшего могущества. Ярослав Мудрый обезопасил русские земли не только на юге от печенежских набегов, но и на севере от прибалтийской чуди, где основал город Юрьев. При Ярославе Мудром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. На Руси началось каменное строительство, широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте. Создается первый свод законов - "Русская Правда". Законы Ярослава ограничивали кровную месть кругом ближайших родственников и разбирали споры между свободными людьми. Позже сыновья Ярослава пополнили свод законов новыми статьями. Смысл дополнений - защитить имущество феодала и его вотчину; кровная месть отменялась вообще.
Социально-экономический строй Киевской Руси.
Существовало две формы организации производства:
а) вотчина (или отчина) - отцовское владение, передававшееся по наследству от отца к сыну; владельцем вотчины был князь или боярин;
б) земли крестьян-общинников, ещё не подвластных частным феодалам, они платили дань великому князю в пользу государства. Свободное население Руси называлось "люди". Несвободное население делилось на несколько категорий:
1. смерды - население, зависимое от князя;
2. закупы - попавшие в долговую зависимость, должны были работать на своего кредитора до возвращения долга;
3. холопы, челядь - рабы в княжеской и боярской вотчине.
Рабовладельческий уклад имел довольно широкое распространение в Киевской Руси. Рабство на Руси носило патриархальный характер и существенно отличалось от классического рабства:
1) рабы не были основными производителями материальных благ;
2) рабы находились на положении младших, хотя и бесправных членов семьи;
3) в число рабов могли попасть не только военнопленные, но и разорившиеся соплеменники.
Древняя Русь развивалась как европейское государство и с экономической точки зрения (формирование частной собственности на землю), и с социальной (классообразование на основе выделения частной собственности), и с политической (складывалась не деспотия восточного типа, а система вассалитета, предполагавшая относительную свободу бояр от Великого князя, наличие Боярской думы и элементов народовластия - народное вече).