Гбоу во ягма минздрава россии
Министерства здравоохранения Российской Федерации
ГБОУ ВО ЯГМА Минздрава России
Кафедра истории и философии
М.С. Чудакова, Ю.В. Красовская, Д.Н. Христенко
РОССИЯ В 1917-1922 гг.
Учебное пособие к семинарским занятиям
по дисциплине «История»
для студентов лечебного факультета
Ярославль
РОССИЯ В 1917 – 1922 гг.
План
- 1917 год: от Февраля до Октября
- Создание советских органов власти. Первые декреты.
- Политика «военного коммунизма».
- Гражданская война и военная интервенция.
Аннексия, военный коммунизм, всеобщая трудовая повинность, гражданская война, декрет, диктатура пролетариата, интервенция, контрибуция, национализация, продовольственная развёрстка, революция, сепаратный мир, Советы, советская власть, социализм, террор.
ПРЕДПОСЫЛКИ РЕВОЛЮЦИОННОГО КРИЗИСА 1917 г.
Противоречия объективного характера
- Между городом и деревней
- Между центром и окраинами
- Между русскими и инородцами
- Между государством и личностью
Противоречия, связанные с нерешенностью задач модернизации
- Сохранение помещичьего землевладения
- Незавершенность индустриализации
- Отсутствие у буржуазии политической власти
- Отсутствие развитых либеральных и парламентских традиций
- Сохранение традиционного бытового уклада у большей части населения и сложность адаптации к новым реалиям (в связи с процессом урбанизации и др.)
ДВОЕВЛАСТИЕ (февраль – июль)
Причины и сущность
Переплетение 2-х течений в Февральской революции
и 2-х ветвей власти после ее победы
Буржуазно-либеральное Революционно-социалистическое
ВременноеПринципы Советы
правительство взаимоотношений меньшевики,
«партия власти»- кадеты, большевики, эсеры,
с участием меньшевиков и другие социалистические
эсеров в коалиционных партии
правительствах
Эволюционный Непримиримая Революционный
путь развития классовая борьба путь развития
Программа Временного правительства (из Декларации)
- Полная амнистия по политическим и религиозным делам
- Демократические свободы
- Отмена всех сословных, религиозных и национальных ограничений
- Немедленная подготовка к созыву Учредительного собрания (на началах равного, прямого, тайного голосования).
- Замена полиции народной милицией
- Выборы в органы местного самоуправления
- Устранение всех ограничений для солдат при сохранении строгой военной
дисциплины.
ПРИЧИНЫ КРИЗИСОВ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
1. Неспособность решить основные социально-экономические и политические вопросы
2. Революционизирование настроений масс
3. Углубление экономического кризиса
4. Неудачи на театре военных действий
5. Падение авторитета власти
АЛЬТЕРНАТИВЫ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
ПОСЛЕ ФЕВРАЛЯ 1917 г.
Реформаторская преобладала в феврале–июле 1917 г. |
Радикальная усилилась с августа 1917 г. |
Леворадикальная (реализована большевиками в октябре 1917 г.) | Праворадикальная (неудачная попытка реализации – заговор генерала Л.Г. Корнилова в августе 1917 г.) |
ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА
Провозглашение Съезда Советов высшим законодательным органом страны не получило полного воплощения на практике. Была ограничена также роль Всероссийского Центрального Исполнительного комитета (ВЦИК). Реальная политическая власть принадлежала Президиуму ВЦИК и Совету народных комиссаров (СНК), который присвоил себе не только исполнительную, но и законодательную власть. Его декреты подлежали немедленному исполнению. Местное управление сосредоточивалось в губернских и уездных Советах. Для контроля за их деятельностью создавались революционные комитеты (ревкомы), состоявшие исключительно из сторонников большевиков.
ПРОГРАММА «БЕЛОГО» ДВИЖЕНИЯ
- Восстановление дореволюционного порядка и уничтожение большевизма
- Единая и неделимая Россия
- Созыв Народного собрания на основе всеобщего избирательного права
- Широкое местное самоуправление
- Гражданские и демократические права, свобода вероисповедания
- Проведение земельной реформы и принятие рабочего законодательства.
Термины
Аннексия - насильственное присоединение государством всей или части территории другого государства в одностороннем порядке.
Военный коммунизм – это система социально-экономических мер, направленных на построение социализма и коммунизма в чрезвычайных условиях военного времени (1919-1921гг.)
Всеобщая трудовая повинность - привлечение Советской властью к обязательному труду в 1918-1920 гг. всего трудоспособного населения
Государственная дума– представительное законодательное учреждение России (1906-1917 гг., с 1994 г. – нижняя палата Федерального Собрания, высшего законодательного органа Российской Федерации).
Гражданская война – наиболее острая, вооруженная форма борьбы за власть между классами и другими социальными группами внутри страны.
Декрет– в СССР до принятия Конституции 1936 г. акты высших органов государственной власти и управления (СНК, ВЦИК, съезда Советов)
Демократия – форма государственного устройства, при которой осуществляется правление народа или действенный контроль над властью со стороны народа (через выборы, референдумы, участие представителей народа в органах власти).
Диктатура ( лат. Dictatura - неограниченная власть) – 1) сущность государственной власти, обеспечивающей политическое господство тому или иному классу; 2) способ осуществления государственной власти, политический режим
Диктатура пролетариата – власть рабочего класса, установленная в результате Октябрьской революции 1917 года.
Законодательная власть –система органов государства, имеющих право принимать законы.
Интервенция – насильственное вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства или в его взаимоотношения с третьими государствами. Интервенция может быть военная (одна из форм агрессии), экономическая, дипломатическая, идеологическая.
Исполнительная власть –система органов государственного управления (правительство, министерства и пр.)
Контрибуция - 1) платежи, налагаемые на побежденное государство в пользу государства-победителя. Современным международным правом запрещена (Репарации); 2) принудительный денежный сбор, взимаемый неприятелем с населения оккупированной местности.
Кризис –резкий, крутой перелом; тяжелое переходное состояние какого-либо процесса, социального института, сферы общества или общества в целом
Национализация– переход из частной собственности в собственность государства или общества земли, промышленных предприятий, банков, транспорта и т.д.
Парламент – высший представительный орган законодательной власти, построенный целиком или главным образом на выборных началах. В России – Государственная Дума.
Партия –политическая организация, выражающая интересы класса, других социальных групп и слоев и руководящая ими в достижении определенных целей.
Политика– 1) деятельность в сфере отношений между большими социальными группами и государством, когда решается вопрос о власти; 2) деятельность по осуществлению власти в обществе. Выделяют политику: 1) внутреннюю – деятельность в области экономических, социальных и др. отношений внутри страны; 2) внешнюю – деятельность государства на международной арене и 3) мировую – совокупность деятельности государства и международных организаций.
Продовольственная развёрстка -метод государственной заготовки сельхозпродуктов, заключавшийся в изъятии у крестьян по твердым ценам всех излишков хлеба и фуража сверх установленных норм в период «военного коммунизма».
Революция –коренной переворот, глубокое качественное изменение в развитии общества. Социальная революция – переход от отжившего социально-экономического строя к более прогрессивному; коренной переворот в социально-экономической структуре общества.
Республика – форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборному представительному органу. Глава государства выбирается парламентом или каким-либо особым институтом.
Рынок– социальная организация общества, опирающаяся на институты частной собственности, денег, предпринимательства, конкуренции, экономических и политических прав граждан.
Сепаратный мир – мирный договор или перемирие, заключенный с противником одним из государств, входящих в коалицию стран, ведущих войну, без ведома или согласия своих союзников.
Советская власть – власть Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, по партийному составу большевистская (коммунистическая). Установлена в ходе Октябрьской революции в 1917 году.
Советы – выборные политические организации, впервые возникли в революции 1905-1907 гг., вновь созданы в 1917 г. как органы революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства.
Социализм - 1. Обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, равенства и свободы. 2. Общественный строй, воплощавший эти принципы. 3. Общественно-политическое движение, выступающее за реализацию социалистических идеалов.
Термин появился в середине XIX века. В XIX веке социалистические идеи нашли отражение во многих разновидностях утопического социализма. Значительная веха в истории учений о социализме – марксистская теория. К. Маркс и Ф. Энгельс, а вслед за ними В.И. Ленин и другие теоретики большевизма рассматривали социализм как низшую фазу коммунизма, как общественный строй, приходящий на смену капитализму в результате социалистической революции. Его создание связывалось с ликвидацией частной собственности на средства производства, их обобществлением, введением централизованного управления производством и распределением как решающими предпосылками ликвидации эксплуатации человека человеком, обеспечения всем членам общества свободного развития.
Стратегия –искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах.
Тактика –приемы, способы достижения какой-либо цели.
Террор – форма политического запугивания, устрашения с использованием крайне жестоких методов вплоть до физического уничтожения противника.
Эволюция – (социальная) – одна из форм движения общества, вид социального прогресса, постепенное изменение, не затрагивающее основ существующего строя.
Экономика – 1) господствующий способ производства в обществе: 2) сфера хозяйственной деятельности.
Основные даты
1914–1918 гг. –Первая мировая война
1917 г. 27 февраля –начало Февральской буржуазно-демократической революции
1917 г. 2 марта –отречение от престола императора Николая II
1917 г апрель, июль, август – кризисы Временного правительства
1917 г. 25 октября – свержение Временного правительства. Переход власти в руки Советов.
1918- нач.1921гг. – политика «военного коммунизма»
3 марта 1918г. – Брестский мир
Вопросы для самоконтроля:
- Каковы причины, ход и итоги Февральской революции 1917г.?
- Охарактеризуйте партийную систему России после февраля и деятельность Временного правительства (март – октябрь 1917 г.). Что такое двоевластие?
- Проанализируйте тактику большевиков в условиях общенационального кризиса. Назовите причины победы большевиков.
- Раскройте содержание и значение первых декретов Советской власти. Рассмотрите складывание советской системы управления.
- Что такое диктатура пролетариата? Каковы основные направления внутренней и внешней политики большевиков после прихода к власти?
- Каково содержание Конституции РСФСР 1918г.?
- Каковы причины и сущность политики «военного коммунизма» (1918-1921 гг.)?. Рассмотрите формирование репрессивной системы. Каковы итоги и последствия политики «военного коммунизма»? Рассмотрите становление системы советского здравоохранения.
- Раскройте причины гражданской войны в России 1917-1922гг. Назовите ее основные этапы. Охарактеризуйте особенности белого и красного движения.
- Каковы причины победы большевиков в гражданской войне?
ПРИЛОЖЕНИЕ №1.
Кризисная ситуация в стране обострилась уже летом 1920 г., когда в Тамбовской и Воронежской губерниях вспыхнули крестьянские восстания. Тогда они официально именовались «кулацкими мятежами», «антоновщиной» (по фамилии их руководителя Антонова). Восставали крестьяне и других районов-Дона, Кубани, Украины, Поволжья, Сибири. Восстания крестьян ухудшали и без того нищенскую жизнь горожан: в январе 1921 г. был сокращен хлебный поек для рабочих, голодали десятки миллионов человек. Власти сделали ставку на силовое подавление крестьянских выступлений. В Тамбовскую губернию было послано до 50 тыс. красноармейцев под командованием Тухачевского, которые силой усмирили волнения. Однако мартовские события в Кронштадте опрокинули надежды на стабильность.
1 марта 1921 г. восстали моряки Кронштадта, которых с октябрьских дней 1917 г. называли гордостью революции. Они требовали свободы слова, печати, «полного права крестьян над землей», свободы торговли. Делегация, которую моряки отправили в Петроград для переговоров, была арестована. Кронштадтцы создали Временный революционный комитет, который выпустил обращение ко всем гражданам.
Из резолюции Временного революционного комитета: «Всем крестьянам, рабочим, морякам и красноармейцам! Не поддавайтесь нелепым слухам, что будто в Кронштадте власть в руках генералов и белых. Это неправда. Вы, товарищи, давно уже ждали новой жизни, ждали безнадежно. Коммунистическая партия не дала ее вам. Так создайте же ее сами. Власть Советам, а не партиям. Но горьком опыте трехлетнего властвования коммунистов мы убедились, к чему приводит партийная диктатура. И какая бы партия не стояла у власти, она не избежит роли диктатора, так как, какой бы крайне социалистической она не являлась, у них будут программные и тактические пункты, выработанные не жизнью, а созданные в стенах кабинетов. Поэтому не одна партия не имеет ни юридического, ни морального, никакого иного права управлять народом… Вот почему на знамени восставшего Кронштадта написан лозунг: «Вся власть Советам, а не партиям!»» |
Председателю РВС и Наркомвоенделу Л.Д. Троцкому было поручено подавить восставших моряков. Первый штурм оказался неудачным. Во втором штурме вместе с красноармейцами принимали участие делегаты X съезда РКП(б). Сопротивление восставших было сломлено, но стало понятно, что курс развития страны необходимо кардинально менять.
Приложение 2. Развитие культуры
Октябрьскую революцию русская интеллигенция встретила неоднозначно. Социокультурный раскол в русском обществе назревал уже в прошлые десятилетия. Революция и гражданская война лишь ускорили его. Часть деятелей культуры открыто осудила большевистский переворот, отказавшись от сотрудничества с новой властью, а затем эмигрировав из страны. Другая часть приветствовала новую власть, связывая с ней надежды на установление свободы, демократии, справедливости. Данная схема условна и подвижна, в силу неоднородности интеллигенции и смены политических настроений в обществе.
Концепция культурной политики большевиков складывалась по ходу развития. В качестве долговременной перспективы выдвигалась задача создания культуры нового типа – социалистической. Эта цель порождала многочисленные теоретические споры практиков культурного строительства, найдя отражение в концепции «двух культур» (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин, А.А.Богданов, А.В.Луначарский и др.). Отношение В.И.Ленина к «пролетарской культуре» не было неизменным. Не разделяя идеи представителей «Пролеткульта», внимательно относясь к культурному наследию, он оставался убежденным сторонником культурно-исторической миссии пролетариата. Исповедуемая большевиками теория классовой борьбы предполагала конфронтацию и в сфере культуры, подчинение культуры политике, превращение культуры в инструмент политической борьбы. Это необходимо иметь в виду, приступая к анализу политики в области культуры.
Цели и задачи культурной политики большевиков по своей масштабности укладывались в понятие «культурная революция» и подтверждались принципиальными установками Конституции РСФСР (1918) и Программы РКП(б) (1919). Линия партии в области культуры, в первую очередь, была направлена на решение двух задач: установление партийного контроля за всеми институтами, формирующими об-раз мыслей и настроение в обществе (идеологизация культуры); подъем общекультурного уровня народа (ликвидация неграмотности в масштабах страны, последовательное приобщение населения к духовному богатству, выработан-ному человечеством, создание новой советской интеллигенции из рабочих и крестьян).
После революции вопросы управления культурой переда-вались наркомату по делам просвещения (нарком А.В.Луначарский). 25 отделов нового ведомства курировали просвещение, науку, культуру. Партийное руководство всеми сферами культуры осуществлялось через агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б) -- Агитпроп (1920). Все прежние организации, находившиеся в оппозиции к новой власти, были распущены. Вместо них создавались новые, проводившие политику РКП(б) – общества «Долой неграмотность», «Союз безбожников» и др. Особняком в этом ряду стоял «Пролеткульт» - центр, координировавший деятельность творческих организаций пролетариата, созданный после февральской революции. «Пролеткульт» не признавал за политической партией права вмешательства в культурную жизнь.Одними из первых конкретных шагов новой власти стали декреты и распоряжения по охране культурного наследия – Декрет СНК о регистрации, приеме на учет и охране па-мятников искусства и старины (1918); Декрет СНК о национализации Третьяковской галереи (1918); Декрет СНК о запрещении вывоза за границу предметов искусства и старины; распоряжение о создании Комитета по охране художественных сокровищ (1918); и др. Параллельно с позитивными шагами советской власти по сохранению отечественного культурного наследия предпринимались шаги противоположного характера. После октября 1917 г. были закрыты все газеты и журналы, кроме лояльных к новой власти; распущены все общества и союзы, существовавшие до революции; началось массовое переименование улиц, площадей (в дальнейшем городов); повсеместно разрушались памятники, «символизировавшие» по мнению большевиков старый режим; разрушались и разграблялись дворянские усадьбы, уникальные библиотеки; повсеместно разрушались православные храмы, уничтожались монастыри, снимались колокола, сжигались иконы (только в Москве из 846 имевшихся храмов за годы советской власти 426 были разрушены, 340 – закрыты и обезображены).
Подобные трагические последствия «культурной революции» были обусловлены вполне объективными причинами. К октябрю 1917 г. реальная пропасть между культурой духовной элиты и широких масс населения была столь велика, что приобщение трудящихся к культурному наследию было невозможно без заинтересованного участия интеллигенции, однако старая отечественная интеллигенция доверием у новой власти не пользовалась. Ненависть низов к своим вчерашним эксплуататорам сознательно или бессознательно переносилась на культуру свергнутого класса. В условиях почти поголовной неграмотности массы не могли объективно оценить всей значимости доставшегося им культурного наследия. Нигилизм победителей по отношению к прошлой культуре становился нормой.
Последовавшие вслед за революцией преобразования внесли изменения во взаимоотношения искусства и действительности. Революция выдвинула лозунг «искусство – народу». Исчезала прошлая замкнутость, искусство становилось все более зависимым от социального заказа, диктуемого властью. Те, кто отказывались творить по заказу, вынуждены были покинуть страну. По разным причинам и в разные годы за границей оказались замечательные русские таланты – И.А.Бунин, В.В.Набоков, А.И.Куприн, Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус, Е.И.Замятин, И.С.Шмелев, С.В.Рахманинов, А.Т.Гречанинов, И.Ф.Стравинский, М.Ф.Кшесинская, М.М.Фокин, Ф.И.Шаляпин и т.д. В тесной связи с вопросом об отношении к культурному наследию стоит вопрос о судьбах русской интеллигенции. Политика по отношению к ней не была неизменной и претерпевала коррекцию (не всегда взвешенную, вспомним лозунг «кто не с нами, тот против нас»). С первых дней советской власти возможности интеллигенции участвовать в политической жизни всячески ограничивались. В 1921 г. все вузы были поставлены под контроль партийных и государственных органов, не разделявшие коммунистических убеждений профессора увольнялись. В 1922 г. был учрежден специальный цензурный комитет – Главлит; для контроля за репертуаром театров создан Главрепертком, национализированы театры и киноиндустрия. Осенью 1922 г. по инициативе Л.Д.Троцкого и В.И.Ленина из страны была выслана большая группа интеллигенции (около 200 человек – философы Н.О.Лосский, Л.П.Карсавин, Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, С.Л.Франк, С.Н.Булгаков; историк А.А.Кизеветтер, профессора экономисты, математики и др.). С каждым годом политика партии в области культуры все более ужесточалась, постепенно подготавливая переход к культурной политике сталинского тоталитарного режима.
Таким образом, первые шаги советской власти в области культуры нельзя оценить однозначно. В первое десятилетие советской власти были достигнуты весомые достижения в сфере образования (грамотность населения в 1930 г. достигла 62,6% против 33% в 1916 г.; введено всеобщее начальное образование на всей территории СССР; положено начало советской системе образования). В сложные 20-е годы не затихала научная жизнь, формировались авторитетные научные школы, возглавляемые выдающимися учеными – В.И.Вернадским, К.Э.Циолковским, К.А.Тимирязевым, В.М.Бехтеревым, Н.Е.Жуковским и др. Пафос разрушения старого мира и созидания нового стал мощным стимулом деятельности творческой интеллигенции (В.В.Маяковского, Н.А.Островского, В.Э.Мейерхольда, И.Д.Шадра, С.М.Эйзенштейна и др.). Позитивные итоги (сочетавшиеся с невосполнимыми потерями) стали возможны благодаря энтузиазму, подвижничеству и вере в светлые идеалы т.н. «старой интеллигенции», искренне служившей своей стране.
* Монархические партии прекратили существование в феврале 1917 г.
Министерства здравоохранения Российской Федерации
ГБОУ ВО ЯГМА Минздрава России
Кафедра истории и философии