Знания и умения, приобретаемые обучающимся в результате освоения темы (практического занятия), формируемые компетенции или их части.
В результате освоения темы обучающиеся приобретают:
знания о становлении института медиации, ее этапах;
умение анализировать информацию, взаимодействовать с людьми;
владение навыками работы в ситуации конфликта.
Актуальность темы (практического занятия) выражается в том, что в условиях современного общества разрешение конфликтов практически невозможно без третьей стороны.
План:
1. Понятие медиации.
2. Этапы медиации.
Теоретическая часть.При ответе на первый вопрос, необходимо дать понятие медиации. Медиация - термин, используемый для определения одного из способов разрешения конфликта. Т. е. это завершение конфликта с участием третьей стороны, не заинтересованной прямо в исходе конфликта. В роли третьей стороны чаще всего выступает один человек. Могут выступать группы профессионалов или даже государства (США, Россия в войне в Югославии).
Медиация - не менее древнее понятие, чем сам конфликт (в сфере социальных конфликтов разумеется). Оно существовало еще в Китае, в странах Африки, где в качестве медиаторов выступали старейшины племени.
Как общественно значимая деятельность медиация возникла в США в начале 60-х годов. Сейчас медиация - это специальный вид деятельности, заключающийся в оптимизации с участием третьей стороны процесса поиска конфликтующими сторонами решения проблемы, которое позволило бы прекратить конфликт. Без медиаторов в сфере экономики, политики, бизнеса в США не проходит ни один серьезный переговорный процесс. Существует Национальный институт разрешения диспутов, который занимается разработкой новых методов медиации, действуют частные и государственные службы медиации.
Медиация (посредничество) – процесс, в ходе которого участники конфликта с помощью нейтрального посредника (медиатора) планомерно выявляют проблемы и пути их решения, ищут альтернативы и пытаются достичь консенсуса.
У процедуры медиации много общего с технологией фасилитации. Но есть и различия:
Медиация означает «встать между» двумя или более группами и личностями). Фасилитация означает «сделать легким» (для группы быть эффективной). Медиатор может работать со сторонами как вместе, так и раздельно. Фасилитатор работает в присутствии членов группы.
Задача медиатора – разрешить конфликт, который стороны затрудняются разрешить самостоятельно. Фасилитатор: а) работает не обязательно в конфликтной ситуации, б) его основная цель – улучшение процесса групповой работ. Медиатор в большей степени контролирует процесс, чем члены групп. Фасилитатор всегда контролирует процесс вместе с членами группы. Медиацию следует понимать как процесс, продвигающий конфликт в сторону его разрешения. Это целенаправленное вмешательство. В принципе в качестве медиаторов могут выступать кто угодно. Существуют группы людей, которые, в силу их статуса, относятся к официальным медиаторам:
- межгосударственные организации (ООН);
- государственные правовые институты (арбитражный суд, прокуратура);
- государственные специализированные комиссии (например, по урегулированию забастовок);
- представители правоохранительных органов (участковый в бытовых конфликтах);
- руководители структур по отношению к подчиненным;
- общественные организации (профсоюзы);
- профессиональные медиаторы-конфликтологи;
- социальные психологи.
Неофициальные медиаторы, к которым можно обратиться за помощью в силу их образования или большого опыта:
- представители религиозных организаций;
- психологи;
- социальные педагоги;
- юристы;
В роли спонтанных медиаторов могут выступать и все свидетели конфликтов, друзья и родственники, неформальные лидеры и коллеги по работе. Но в этом случае нельзя говорить о профессиональной помощи.
Выделяют пять типов медиаторов:
1. «третейский судья» - обладает максимальными возможностями для решения проблемы. Он изучает проблему всесторонне и его решение не обжалуется.
2. «арбитр» - то же самое, но стороны могут не согласиться с его решением и обратиться к другому;
3. «посредник» - нейтральная роль. Обладает специальными знаниями и обеспечивает конструктивное разрешение конфликта. Но окончательное решение принадлежит оппонентам;
4. «помощник» - организует встречу, но не участвует в обсуждении;
5. «наблюдатель» - своим присутствием в зоне конфликта смягчает его течение.
Первые два стиля называют высокоавторитарными. Они выгодны. Если требуется скорое решение. Если конфликт не слишком напряжен, предпочтительны последние три способа.
Процесс медиации включает три основных этапа:
1. знакомство с конфликтом (составление карты конфликта);
2. работа с конфликтными сторонами (встречи с каждой из сторон, подготовка совместных переговоров);
3. ведение переговоров (функции медиатора сводятся к роли ведущего, тренера, педагога и т.п.);
При ответе на второй вопрос, необходимо раскрыть этапы медиации. Они заключаются в следующем: анализ и ситуации и отношений; определение проблемы; разогрев (снятие психологических барьеров); снятие препятствий (эмоциональных барьеров); поиск решения; принятие решения; заключение соглашения; прояснение ситуации (семейный конфликт, конфликт между друзьями).
Участвуя в конфликте в качестве медиатора, необходимо соблюдать некоторые правила: вы должны быть нейтральны по отношению к оппонентам и подчеркивать это; вы не должны давать оценок позициям. Пусть это делают участники конфликта по отношению друг к другу; если вас попросили о соблюдении конфиденциальности, вы обязаны этому следовать; вы должны работать с процессом (организовывать его течение, переговоры), а не с решением; необходимо ограничить число участников конфликта; необходимо конфиденциально поговорить с наиболее конфликтной личностью, выявив ее приоритеты, устремления и разъяснив желательную тактику поведения.
Проводя переговоры между сторонами вы должны следить за соблюдением ими следующих правил:
1. Специфика человеческого сознания заключается в том, что оно не может сосредоточиться на двух словесных моделях одновременно. Все раздражители должны поступать в ваше сознание по очереди. Поэтому не позволяйте конфликтующим менять предметы разговора. Говорите о чем-то одном. Только потом перейдите на другое. Чтобы переговоры имели хорошие результаты, у него должен быть один центр внимания.
2. Отделить «что» от «как». Сразу остановитесь на проблеме («что»), конкретизируйте ее, и лишь после этого спросите, «как» предлагают выйти из нее оппоненты. Не спрашивайте сразу «ну и что мы будем делать»? Возможно, предложения будут иметь отношение к разным проблемам.
3. Предупреждайте выпады в адрес оппонента.
4. Выслушивайте всех по очереди.
Вопросы и задания
1. Что такое медиация?
2. Когда впервые было употреблено это понятие?
3. Что означает фасилитация?
4. Сравните понятия медиации и фасилитации.
5. Назовите основные этапы медиации.
Список литературы, рекомендуемый к использованию по данной теме
Основная литература:
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник. 4-е изд. М.: ЭКСМО, 2010. – 552с.
2. Дмитриев А.В. Конфликтология. М.: Альфа-М, 2010. – 320с.
3.Козырев Г.И. Конфликтология: учебник/ Г.И. Козырев. М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2010. - 304с.
Дополнительная литература:
1. Глухова А.В. Политические конфликты: основания, типология, динамика. М.: ВГУ 2012. – 280с.
2. Ильин Е.П. Пол и гендер. – СПб.: Питер, 2010 - 688с.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.i-u.ru/ «Библиотека РГИУ: Конфликтология. Учебное пособие»
2. http://www.humanities.edu.ru/ «Вишневская А.В. Конфликтология: Курс лекций».
3. http://www.dvo.sut.ru/ «Меткин М.В. Теоретические и практические аспекты разрешения конфликтов»
4. http://hghltd.yandex.net/ «Рыбакова М.М. Хрестоматия по конфликтологии»
5. http://www.aquarun.ru/ «Сельченок К.В. Прикладная конфликтология».
6. http://www.politnauka.org/ «Библиотека – Конфликтология»
7. http://eurasia.iea.ras.ru/ «Институт этнологии и антропологии РАН»