Тема7. РАБОТА ПО УЧЕТУ И РАСПРЕДЕЛЕНИЮ КАДРОВ
Разрабатывая стратегию развития советского государства, принимая во внимание важность и значимость надежных и компетентных кадров на ответственных должностях в различных отраслях и сферах жизнедеятельности, советское руководство с начала своего функционирования начало уделять внимание учету и распределению кадров, пытаясь поднять работу в данной сфере на должную высоту.
Реализация поставленных задач и достижение целей в данном направлении на местах имела свои специфичные особенности. Для большей наглядности рассмотрим механизм учетно-распределительной работы в конкретном регионе - Нижегородской губернии (области) в 1920-е г.г.
Как и в целом на территории советской России, первоначально (в годы гражданской войны) сфера учета и распределения не носила системного характера: преобладали спонтанные переброски и назначения работников. После 1922 г. ситуация несколько стабилизировалась и появилась возможность планово подходить к учету и распределению сотрудников. Некоторая часть вопрос, касающаяся данной тематики, описана выше (органы, занимавшиеся учетом и распределением, формы распределения, характеристики распределяемых). Сейчас же предлагаем остановиться на механизме учраспредработы в партийных, советских, хозяйственный органах, эволюции учраспредработы, ее результатах.
В соответствии с постановлением «О порядке подбора и назначения работников» и «Инструкцией о формах согласования назначений и перемещений руководящих работников местных учреждений», в Нижегородской губернии в 1925 г. было разработано положение, регулирующее учет ответственных работников - «Положение об учете ответственных работников в местных государственных, хозяйственных, кооперативных и профессиональных органах».[198]
Ведомственный учет включал в себя два основных направления: персональный и количественный учет ответственных работников, причем учету подлежали как беспартийные, так и партийные сотрудники. Среди основных задач данной деятельности отмечались следующие: 1. Систематизация данных о сотрудниках, занимающих наиболее важные должности в государственных, хозяйственных, кооперативных и профессиональных органах. 2. На основе этих данных, осуществление персонального подбора сотрудников для основных отраслей работы (номенклатура № 1,2). 3. Руководство учреждениями в рамках подбора работников на остальные ответственные должности (номенклатура 3). 4. Систематическое наблюдение за выдвижением и мониторинг его эффективности.
В целом ведомственный персональный учет представлял собой вспомогательный механизм для партийного учета и был призван для изучения ответработников, отслеживания результатов их деятельности, и на основании этого, установления их квалификации, соответствия занимаемой должности и перспективах продвижения на более ответственную работу.
Количественный же учет был сосредоточен на установлении общего числа ответственных и рядовых работников, на мониторинге механизма их распределения по организациям и ведомствам, а также на изучении работников по отдельным признакам, таким как партийность, практический стаж работы, социальное происхождение и т.д.
Как отмечалось ранее, для систематизации данной работы каждому учреждению предписывалось составить список должностей самого учреждения и его периферии, учитывая сотрудников, занимавших ответственные должности.
Затем, имеющуюся информацию необходимо было классифицировать по следующим категориям: «1-я – должности, назначение на которые производится постановлением парткомов; 2-я – должности, при назначении на которые необходимо предварительное согласие парткомов; 3-я – все остальные наиболее ответственные должности, назначение на которые ведомствами производится самостоятельно».[199]
Говоря об учете, ответственных работников, нельзя не сказать о порядке учета. Персональный учет осуществлялся по личным делам и карточной системе. Карточная система состояла из должностной и архивно-алфавитной карточки. Личное дело включало в себя анкету и автобиографию. Интересно отметить, что при смене работы личное дело беспартийного работника направлялось на новое место деятельности, а личное дело ответработника – члена РКП(б) при перемещении оставалось в секретном архиве данного учреждения. [200]
В целом учетная работа в «местных учреждениях велась по директивам центральных учреждений, согласованных с орграспредотделом ЦК». На губкомы через их учетные подотделы возлагалось руководство, инструктирование и контроль за постоянной учетной работой в этих учреждениях».[201]
Руководство ведомственной учетной работой осуществлялось путем : а. совещаний б. инструктирования в. заслушивания докладов и отчетов, ведущих учетную работу в учреждениях лиц, ответственных за учет и подбор работников г. согласование планов работы по учету и подбору работников д. посылкой партийными комитетами соответствующих заданий в пределах своих учетно-распределительных планов.
В связи с изложенным, считаем важным еще раз подчеркнуть, что фактически на губернском уровне создавался свой механизм по подбору и учету работников. Причем он был создан по подобию номенклатур масштаба советов и представлял собой отдельное направление кадровой политики губернского уровня.
Как отмечалось ранее, в первой половине 1920-х работа по учету и распределению только зарождалась, как следствие была крайне слабо развита. Так, на заседании Нижегородского губкома от февраля 1920 г., член президиума т. Кузнецов в докладе по организационному вопросу подчеркивал, что «что эта работа в губернии стоит на очень низкой ступени. Касаясь практической работы, можно констатировать, что положение оказалось совсем безотрадно».[202] Дело состояло в том, что за время работы Нижгубкома предыдущего состава в рамках учраспредработы был заслушан только один доклад. Его президиум вел работу достаточно формально. Например, при требовании ЦК о переброске работников, ответственные лица просто требовали из уездов отзыва сотрудников, не считаясь с тем, сколько остается на местах, не говоря уже об их компетентности. Данные обстоятельства зачастую порождали слабо поставленную работу, «обескровливали» организации. Учетная работа строилась по этой же схеме. Отсутствие сведений о положении работы на местах и крайне скупые статистические данные, обуславливали невозможность эффективных кадровых перестановок.[203] В этом же году на заседании бюро Нижегородского губернского комитета высказывалось мнение о том, что «посылка на места активных работников часто не достигает цели, так как товарищи, пребывающие на места, скоро погрязают в обыденной жизни, теряют новизну и ореол».[204] Годом позже на заседании Нижгубкома РКП(б) А.Микоян схожим образом констатировал постановку учраспредработы: «по плану некоторым уездам даются работники, а от них не берут, от других берут, но не дают, и, наконец, которым дают и берут».[205]
Несомненно, такой подход отрицательно сказывался на качестве работы партийных и государственных органов, явно не способствовал эффективности работы.
Рассматривая данный аспект, необходимо обратить внимание и на обратную связь, то есть на отношение работников к мобилизационному подходу в кадровой политике. Так, на основании «Информационных сведений из прибывших из ЦК в счет 1000 в распоряжение Нижгубкома» можно сделать следующие выводы.
Всех сотрудников можно разделить на четыре группы: 1. дезертиры, 2. товарищи, которые всеми своими действиями демонстрируют стремление вернуться на прежние места, 3. перераспределенные (после прибытия в Нижгубком через короткий промежуток времени отправленные в другую местность), 4. лица, активно включившиеся в новую деятельность. Причем соотношение представителей 1-3 групп и 4 колеблются в пропорции пять к одному.[206]
Кроме того, негативным аспектом в процессе распределения и перебросок кадров являлось непререкаемость распоряжений ЦК об отзыве сотрудников, что, в свою очередь, ослабляло высшие органы партийной и государственной власти в губернии. В пример можно привести заседание Нижгубкома от августа 1920 г., на котором ответственные работники были крайне удивлены отзывом в ЦК председателя Губисполкома без согласования перемещения с губернскими властями.[207]
Отличительной особенностью уже раннего периода советской власти было сращивание партийного аппарата с управленческими должностями государственной и хозяйственной жизни страны. Исследуя списки партактива Нижегородской губернии на 1923 г., можно отметить следующую закономерность: в 117 организациях и учреждениях руководители, заведующие основными управлениями и отделами входили в партийный актив.
Говоря об интенсификации и систематизации работы в сфере учета и распределения, отметим, что доклады и планы, касающиеся этой тематики, носили регулярный характер. В этой связи интересным представляется доклад, озвученный на пленуме Нижгубкома РКП(б) «Об организационной работе». Основными направлениями в деятельности учетно-распределительных органов были: «изучение кадров ответственных работников губернского и уездного масштабов; укрепление партийных, промышленных, хозяйственных, кооперативных, профессиональных организаций работниками; укрепление деревни мобилизованными работниками; выдвижение на ответственные посты по все отраслям; прием в кандидаты и перевод в члены РКП(б)».[208]
Первое направление заключалось в исследовании деятельности ответственных работников, принимая во внимание результаты их прошлой и настоящей работы. Для создания альтернативы при подборе сотрудников, в число учитываемых были включены заместители руководителей, заведующие отделами и подотделами хозяйственных, кооперативных и иных органов. Укрепление организаций работниками и укрепление деревни осуществлялось за счет перебросок сотрудников и мобилизаций.
Характерной особенностью учетно-распределительной работы было выдвижение сотрудников на более ответственные работы. Выдвижение осуществлялось в рабочем порядке. Правда, стоит отметить, что даже на середину 20-х на местах оно было «бессистемно» и «внепланово». Само явление «выдвижения» представляет собой значительный интерес, с точки зрения подходов к усовершенствованию системы ротации кадров в рамках обозначенных идеологических постулатов. К сожалению, не всегда этот процесс был эффективным и полезным, так как зачастую сопровождался частой сменой кадров и непрофессионализмом.
Говоря о приеме в партию как об одном из аспектов учраспредработы, необходимо отметить, что к середине 20-х она приобрела массовый характер. Так, за 1925 г. в партию было принято 884 человека, выдано 6783 кандидатских карточек.[209]
Но в учетно-распределительной деятельности существовало еще много недостатков таких как: отсутствие сформированного резерва, отсутствие дифференциации номенклатурного распределения и перемещений рядовых сотрудников, большая текучесть кадров и т.д. В связи с этим, на заседании секретариата Нижгубкома ВКП(б) от августа 1926 г. было принято решение об утверждении постановления коллегии Орготдела ГК, направленного на оптимизацию работы. Среди прочего в постановлении подчеркивалось, что необходимо: «упорядочить сбор характеризующих материалов ГКК и РКИ, ревизионных и специальных комиссий по обследованию, инструкторских обследований ответственных работников, прикрепленных к группам квалификаций, окончить работу по составлению резерва 1 и 2 вида».[210] Орготделу Нижгубкома поручалось проработать вопрос о системе и методе изучения работников, что с нашей точки зрения, свидетельствует о недостаточно четком механизме в рамках данной работы на 1925 г.
Кроме того, планировалось подготовить материал «по прикреплению ответработников к группам установленных квалификаций, масштаба, исходя из работоспособности персонально каждого работника в отдельно взятом учреждении, но не по занимаемой должности, как было ранее».[211] Так же важным аспектом в деятельности учетного подотдела должно было стать разграничение текущей распределительной работы от номенклатурной, введя плановость, нормативно закрепляя разгрузку заворгов в укомах и райкомах от текущей распределительной работы рядовых членов ВКП(б), возложив эти функции на сотрудников, ведущих учет.
Дополнительно перед учетным подотделом ставилась задача о проработке вопроса текучести состава работников в советских, кооперативных, профессиональных и иных организациях, для чего было необходимо изучить причины текучести, исходя из местных условий. Так же было необходимо поставить работу по учету количества безработных укомов и райкомов, выявить их способности для работы по квалификации и возможность использования на работе, плюс нужно было усилить руководство по учетно-распределительной работе в ведомствах.[212]
Как мы видим из представленного материала на середину 1920-х в учетно-распределительной работе существовали значительные трудности, преодолению которых посвящалось достаточно много времени, мероприятий. Причем трудности носили не случайный характер, вызванный обстоятельствами непреодолимой силы, а системный характер, говорящий о том, что механизм учетно-распределительной работы еще только формировался. Так или иначе, окончательные решения о перемещении более-менее ответственных работников различных отраслей хозяйства на 1925 г. принимал исключительно Нижгубком в лице его бюро.[213]
В этой связи показательным является согласование перемещения т. Серкова с ответственного поста транспортной отрасли (ж.д. транспорт) в распоряжение Нижгубкома. Инициатором перевода выступил губком, после чего Ветлужский уком охотно поддержал инициативу. Но, с течением короткого промежутка времени, процесс перемещения натолкнулся на противодействие со стороны уполнаркомпути и председателя правления северных железных дорог т. Чиркина. В секретном письме последний отмечал, что «признавал необходимость использования ответственных работников коммунистов на партийной работе, но в интересах дела настаивал на освобождении коммунистов транспортников от назначения на партработу», подчеркивая, что все перемещения ответственных работников должны были согласовываться с ним.[214] Впоследствии пройдя еще один круг согласований т. Серков продолжил свою деятельность на транспорте в Ветлужском районе.
С нашей точки зрения, данный пример наглядно отображает несогласованность в перемещениях, вследствие чего многие организации на местах ослаблялись и не выполняли своих функций, что приводило к бессистемной и некачественной работе учреждений и ведомств.
Наиболее полную информацию о состоянии учетно-распределительной работы на конец 1920-х дает отчет «О распределительной работе Нижгубкома ВКП(б)» от 1927 г. Приступая к его рассмотрению, важно подчеркнуть, что многие проблемы с 1925 г. так и оставались нерешенными. Видимо они плавно переходили из года в год, хотя и находились в центре внимания. Среди них: оптимизация количества работников, рационализация их учета, текучесть кадров и т.д. Предлагаем подробнее остановиться на достижениях и недочетах в учраспредработе, существовавших в Нижегородской области в конце 1920-х.
Среди наиболее значимых достижений следует отметить: 1. декларировавшийся «переход к номенклатурной системе по распределению работников в Губкоме, укомах, райкомах и ведомствах»; 2. уменьшение числа распределения Нижгубкомом рядовых работников. Например, за второй квартал 1926 г. было распределено 359 человек, а за аналогичный период 1927 г. – 252 ч., то есть произошло уменьшение на 29,4%;[215] 3. В рамках оптимизации ответработников произошло их сокращение в губкоме, а также были сняты с учета Нижгубкома определенные категории ответственных работников. На 1926 г. на учете состояло 1299 ч., на 1927 г. – 808, т.е. произошло сокращение на 37,5%, за счет следующих категорий ответственных работников в городе: «директоров заводов с численностью работников меньше 100 человек, заместители директоров заводов с численностью меньше 200 ч., инспекторов и инструкторов, заведующих небольшими подотделами губернских организаций и учреждений», за счет следующих работников в уездах: «начальников уголовного розыска и подотделов милиции, заведующих УОНО, Уздравом, уполномоченных Губсобеза и др. с меньшим масштабом работы».[216]
В докладе серьезное внимание было уделено и недостаткам, существовавшим в распредработе. Среди них можно отметить большую текучесть кадров и слабое внимание партийных и иных органов к этой проблеме. В пример можно привести следующие обстоятельства: «работник послужил месяц, оказался способным, но его перебрасывают внутри учреждения на другую работу, где все развалено. По истечении определенного срока откомандировывают на места на укрепление работы своих филиалов. Результат – работник теряется и ставит вопрос о снятии его с работы, не получив соответствующей специализации».[217]
Кроме того, подчеркнем все еще существовавшую проблему отсутствия резервов 1 и 2 видов, откуда планировалось брать сотрудников для укрепления слабых мест работы. Резервы планировалось создать для того, чтобы наладить систему распределения работников по вакантным должностям в соответствии с их специальностью, так как на данный период времени имела место практика, при которой на вакантные должности назначались сотрудники порой не имевшие опыта и представления о содержании новой работы. Например, на должность заместителя заведующего конторой Нижегородского отделения винсиндиката был назначен т. Шаров, имеющий специальность часовщика.[218]
Система перебросок ответственных работников между губерниями также не была отлажена. Зачастую сотрудники перебрасывались без согласования с губкомом, несмотря на то, что состояли в номенклатуре последнего и должны были посылаться постановлением губкома. Данные обстоятельства приводили к тому, что сотрудники пребывали без соответствующих партдокументов, да и сам губком не владел необходимой информацией для дальнейшего распределения. В пример можно привести ситуацию, когда Управление сберегательных касс наркомфина рекомендовало ЦК как хорошего работника т. Подкопаева на должность управляющего Нижгубсберкассой. В то же время, получив путевку из ЦК, т. Подкопаев скрыл преступление на должности заведующего Архангельским Губвнуторгом. Когда же Нижгубком запросил отзыв о его работе в Архангельске, то получил ответ о том, что данный гражданин «предан суду за растрату, за бесхозяйственное ведение дела». После скорого снятия с должности управляющего Нижгубсберкассой оказалось, что он «за полуторамесячный срок успел сделать растрату порядка тысячи двухсот рублей», после чего скрылся.[219]
Говоря и о ведомственных перебросках необходимо отметить, что имели место случаи «переброски работников, без согласия той организации, в которую переезжает сотрудник. По приезду работник переживал трудное материальное положение, т.к. в короткий срок он работы получить не мог и, кроме того, трудно было определить на какой работе можно его использовать, из-за отсутствия в личном деле оценки его прошлой деятельности».[220] Здесь важно подчеркнуть, что данная деятельность имела и правовую основу, поскольку указанные мероприятия осуществлялись в соответствии с циркуляром ЦК ВКП(б) № 85.
Но, как водится, у медали была и обратная сторона. Среди перебрасываемых работников была группа так называемых «гастролеров» - членов партии, которые занимались тем, что переезжая из одной местности в другую получая при этом от каждой парторганизации подъемные (материальную помощь).[221] На эти деньги и существовали. Действительно, при имевших место масштабах перебросок было достаточно трудно отследить отдельно взятого работника, так как количество распределяемых через ЦК работников составляло десятки тысяч человек.
Внимания также заслуживает вопрос функционирования биржи труда. В этой связи отмечалась достаточная связь руководства райкомов и укомов с биржей по распределению безработных членов партии. Дело в том, что деятельность биржи была еще не достаточно развита и люди шли на нее неохотно, предпочитая посетить уком или райком. Не всегда биржа обладала необходимой информацией относительно вакантных должностей, предоставляемых как партийными так и советскими органами. Как следствие учреждение не пользовалась достаточным спросом. В качестве данных характеризующих деятельность биржи можно представить следующие цифры:[222]
Таблица 3.1.
Данные по безработным
Наименование | Состояло на 1 мая | Зарегистрировано | Послано на работу | Снято с учета | Состоит на 1 июня |
Членов ВКП (б) | |||||
Кандидатов | |||||
Итого |
Из представленных данных видно, что количество обратившихся и получивших работу довольно не значительно.
Для преодоления всех вышеперечисленных проблем в учетно-распределительной работе Нижгубком ВКП(б) предлагал осуществить следующие мероприятия: 1. «Возложить больше ответственности на фракции выборных органов и на отдельных руководителей ведомственных организаций на подготовку квалифицированных рабочих кадров. На боле длительный срок работы сотрудникам внутри своего учреждения должны давать полную возможность работнику специализироваться на той или иной работе, не допуская текучести (переброски с одной работы на другую)». 2. Признать необходимым прекращение посылки ответственных работников уездного или губернского масштабов в порядке циркуляра № 85 без определенного согласия той организации, в которую желает выехать работник. Причем, при посылке работников к личным делам должна прикладываться оценка их деятельности, с указанием на какой работе и в каком масштабе можно использовать данного работника. 3. Разработать вопрос на основе постановления ЦК от 1925 г. об усилении руководства и связи парткомов (укомов и райкомов) работой бирж труда по распределению безработных членов и кандидатов партии, разъяснить всем парторганизациям на местах о порядке посылки безработных членов партии через биржу труда. 4. Предложить всем партийным организациям выявить и оформить резерв ответственных работников 1 и 2 видов и из последнего стремиться использовать на работе той квалификации, на которой он закреплен. 5. Разработать вопрос о порядке выделения денежных средств на переброски ответственных работников из одной организации в другую внутри губернии (работников прокуратуры, нарсуда и партработников в деревне).[223]
По мере функционирования рассматриваемого механизма проявился ряд аспектов (факторов) определявших достижения и недостатки его деятельности.
В первую очередь стоит отметить внешние факторы, в частности, что ЦК и его учетно-распределительный отдел уже перестал справляться с качественной обработкой всей поступающей в него информацией и адекватной оценкой кандидатур, так как поступающая информация и ее обработка была достаточно формальной и имела место чрезмерная загруженность ответственных за это сотрудников. Охватив к 1925 г. системой номенклатур все наиболее важные посты в народном хозяйстве, партийных и советских органах, орграспредотдел ЦК уже не мог освоить весь объем работы без формального подхода.
Жесткая вертикаль при назначениях имела как положительные стороны, так и отрицательные. Основная проблема состояла в том, что один конкретный орган (в Нижегородской губернии бюро Нижгубкома) принимал решения о назначениях либо отказывал в них, поэтому, вследствие огромного количества кандидатур, решения зачастую принимались формально, что влияло на качество кадрового корпуса управленцев. С другой стороны, у высших партийных и советских органов была возможность назначать на ответственные посты той или иной отрасли исключительно того, кого было нужно. А в период начала 1920-х г.г. - время все еще не стабильное ни в политическом плане ни, тем более, в экономическом – такие назначения играли определяющую роль в проведении той политики и хозяйственной работы, которая была заложена в идеологических постулатах коммунизма.
Переходя к внутренним факторам, влияющим на учетно-распределительную работу в начале 1920-х г.г. в Нижегородской губернии, в первую очередь стоит отметить отсутствие четко функционирующей системы по учету и распределению ответственных работников. Высшие партийные органы уже в это время, осознавая важность поставленных задач, стали обращать самое серьезное внимание на данную проблематику (по крайней мере, ее обсуждение можно проследить в значительном количестве архивных документов первой половины 1920-х).
Стоит отметить, что в целом идея осуществления учета и последующего профессионального распределения была новаторской. Ведь планировалось систематизировать данные о сотрудниках, занимавших наиболее ответственные посты по всей губернии да и в стране в целом, и на их основе осуществлять персональный подбор сотрудников для основных отраслей народного хозяйства.
Еще одним фактором, негативно влиявшим на результаты учетно-распределительной работы, были переброски работников, которые зачастую осуществлялись без учета мнения той организации, из которой брали сотрудника. Вследствие этого происходило ослабление работы на определенных участках, а порой и «обескровливание» отдельных организаций.
Также среди внутренних факторов необходимо отметить отрицательное отношение многих распределенных работников к новым назначениям. Переброски производились без учета мнения сотрудников, что влекло за собой дезертирство, отсутствие желания работать, многократные перераспределения. Хотя в начале 1920-х учраспредработа и не была должным образом поставлена, с течением времени она приобрела более понятный и отлаженный характер, так как были выработаны механизмы и подходы к рациональной организации процесса. К ним можно отнести следующие аспекты: постоянный мониторинг ситуации посредством докладов, статистических отчетов; регламентированный порядок осуществления кадровых перестановок; исследование деятельности ответственных работников на прежних местах занятости и т.д.
Кроме того, к отрицательным факторам, влияющим на учетно-распределительную работу как в Нижегородской губернии, так и в СССР в целом можно отнести несогласованность в перемещениях работников (в случаях перемещения из одной губернии в другую). Эта система даже на середину 1920-х не была должным образом отлажена. Кроме того, таким обстоятельствам способствовали и нормативные документы, например, Циркуляр ЦК № 85. Поэтому часто сотрудники перемещались без согласования с Губкомом, за которым были закреплены и без должного уведомления тех организаций, в которые переходили.
Все вышеперечисленные обстоятельства привели на конец 1920-х к следующим проблемам: текучесть кадров и слабое внимание парторганов к этому вопросу; отсутствие сформированных резервов, что не позволяло своевременно производить необходимые кадровые перестановки; переброска сотрудников без потребности в этом, организаций адресатов, что выключало людей из профессиональной деятельности на достаточно большие периоды времени; кроме того существовали и определенные материальные проблемы, связанные с переброской работников: отсутствие достойного материального содержания при переезде, задержка зарплат и т.д.
Рассматривая факторы, влияющие на количественный и качественный состав ответственных работников, отметим следующие основные аспекты. Если на начало 1920-х количество рабочих и крестьян в партии было паритетным (скорее всего по причине отсутствия фактора массовости вступления граждан в партию), то к середине 1920-х партийное ядро составлял пролетариат и служащие. Поэтому пристальное внимание было обращено на крестьян, на их вовлечение в партию и приобщение к делу социалистического строительства. Но многие крестьяне не торопились вступать в партию. Причины этого, с нашей точки зрения, заключались в том, что ставка в деревне делалась на бедноту, которая активно поддерживала советскую власть. Но на селе было достаточное количество представителей и других социальных подсистем: середняков и кулаков, на которых по большому счету и ложилась основная экономическая нагрузка, и которые зачастую относились с «настороженностью» к требованиям советской власти, например в рамках продовольственной политики.
Подводя итог вышесказанному, считаем необходимым отметить, что к концу 1920-х в Нижегородской области все же удалось выстроить систему подбора и распределения кадров. Были определены основные аспекты, являвшиеся основополагающими при формировании системы номенклатур. Среди них можно выявить наиболее значимые: социальное положение работников, партийный стаж, стаж ответственной работы, уровень образования. Учитывая заданные параметры, структуры, ответственные за учет и распределение работников, могли уже более четко подбирать сотрудников для списков номенклатур. И как показал анализ количественного и качественного состава ответственных работников это им практически удавалось. Основной контингент ответработников обладал управленческим стажем ответственной работы от пяти до десяти лет. Партийный стаж у большинства сотрудников насчитывал десять и более лет. Но отрицательной чертой сформированного к концу 1920-х г.г. управленческого кадрового корпуса Нижегородской области было наличие большого количества работников с низшим образованием. Исходя из этого факта, мы можем судить о том, что они (в основной массе) имели рабоче-крестьянское происхождение, что соответствовало заявленной партией идеологии.
В целом, несмотря на значительное количество недостатков в кадровой работе, партийным и советским органам все же удалось выстроить необходимую им и продуктивно функционирующую систему советской власти.