Тема 2 МЕХАНИЗМ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ КАДРОВОЙ РАБОТЫ

Решения высших партийных органов составляли основу стратегии в отношении кадровой работы, т.к. роль главного и уже единственного субъекта в разработке стратегии развития страны играла большевистская партия. Именно она, исходя из своей доктрины, определяла цель и основные направления развития страны, выбирала формы и методы преобразовательной деятельности во всех сферах общественной жизни, закрепляя это решениями высших партийных органов.

Вопросы кадровой работы занимали важное место на партийных съездах и конференциях, Пленумах ЦК и заседаниях Политбюро ЦК партии[60].

Но принятие стратегических решений на партийных форумах – это завершающий этап в разработке стратегии. А зарождались эти решения в недрах органов высшего партийного руководства (ЦК, Оргбюро, Секретариата).

В системе высших партийных органов (ЦК, Оргбюро, Секретариата) в рамках работы по управлению различными сферами советского общества в разные периоды действовали различные управленческие структуры, возглавляемые членами ЦК и включающие в свои составы ведущих партийных и государственных работников.

Так, в 1920-е годы для управления деревней ряд органов действовал при Оргбюро ЦК: Комиссия по вопросу о низовом советском аппарате и положении работников в деревне (1924 г.) с подкомиссией по волостному бюджету[61]; Комиссии по укреплению советов (1924 г.) с подкомиссией по укреплению работы волостных исполнительных комитетов (ВИКов) и сельсоветов[62].

В тесном контакте с партийными органами действовала в этот период Комиссия по укреплению работы ВИКов и сельсоветов Совещания по советскому строительству при Президиуме ЦИК СССР[63] и ряд других подразделений в системе государственных органов.

О вопросах, которые решали эти структуры говорят сами их названия: деятельность сельских партийных ячеек, работа низовых советских органов, налогообложение, районирование, развитие кооперации, агитационно-пропагандистская и просветительская работа и др.

В рамках работы этих органов собиралась необходимая информация путем направления на места ответственных работников, разрабатывались проекты документов, необходимых для принятия решений на партийных пленумах, конференциях, съездах. Это была своеобразная «кухня» партийного руководства.

Исходной точкой для анализа стратегических решений партии можно взять ту модель строительства социализма, которую определила Программа РКП(б), принятая на VIII съезде партии в 1919 г. Особенностью этой программы было то, что она сочетала в себе и стратегические, и тактические задачи. Ленин, выступая на съезде с проектом Программы, обратил на это особое внимание. Он объяснял это тем, что партия начинает новое дело, и предвидеть заранее, точно определить все до мелочей в этом деле было невозможно.

Определяя задачи партии в общеполитической области, Программой в качестве единственной основы всего государственного аппарата, местного и центрального, признавались рабочие и беднейшее крестьянство – полупролетарии[64]. В данный период большевики, как определялось выше, уже признали, что невозможно сразу перейти к общенародному самоуправлению, и нужны государственные органы управления со специальным аппаратом.

При широком спектре выборных органов ставилась задача развития рабочей демократии. Признавалось, что для этого необходима «неутомимая работа» по постоянному повышению уровня культурности, организованности и самодеятельности масс[65]. Это была одна из важнейших задач, т.к. для решения проблем управления должны быть привлечены миллионы людей на местах, большинство из которых не имели даже начального образования и элементарного опыта соответствующей работы.

Кадровые вопросы достаточно остро стояли уже на первом послеоктябрьском партийном съезде – на VIII съезде РКП(б). Одним из первых кадровых вопросов, поставленных на данном съезде, был вопрос о привлечении специалистов царского времени на ответственные должности. Акцент делался на том, что значительное количество командных должностей военной службы было замещено специалистами царского времени. Так, член ЦК РСДРП(б) Г.Я. Сокольников открыто говорил о том, что «ничтожная часть коммунистов имелась на командных должностях. Военные специалисты, которые служили старому режиму, были поставлены в новую армию, и для пролетарской диктатуры оказалось целесообразным пользоваться их услугами».[66]

Данный факт показателен еще и в том, плане, что специалисты царской России привлекались не только на ответственные должности промышленности, сельского хозяйства и т.д., но и в стратегически значимую сферу – армию, настолько была сильна потребность в квалифицированных кадрах в стране.

Привлечение «старых» спецов затронуло практически все сферы народного хозяйства, так как восстанавливать страну и пытаться сделать ее вновь достойным игроком на международной арене было не возможно, опираясь только на людей, имевших опыт революционной работы, или же на рабочих и крестьян.

В связи с указанными обстоятельствами, справедлива была слышна критика в адрес партии сначала «на привлечение на фабрики инженеров, на привлечение бывших капиталистических организаторов», потом на «привлечение в область военного строительства». Но в этой связи нельзя не отметить контраргументы, которые использовало руководство РСДРП(б) на 1919 г., говоря, что «рядом с командиром стоит комиссар, представитель Советской власти, что эти военные специалисты находятся в рядах армии, которая целиком поставлена на службу пролетарской революции»,[67] поэтому при системном контроле саботаж и контрреволюционные настроения локализовывались и изживались.

Кроме того существенной проблемой для молодой Советской власти с точки зрения государственного и партийного аппаратов были различного рода несоблюдения дисциплины и злоупотребления.

На VIII съезде были озвучены следующие тенденции в поведении партийцев: «было получено такое бесконечное количество ужасающих фактов о пьянстве, разгуле, взяточничестве, разбое и безрассудных действиях со стороны многих работников, что просто волосы становились дыбом».[68]

Данные обстоятельства имеют вполне закономерное и логичное объяснение. Люди, вышедшие из маргинальных слоев и в короткий срок наделенные определенными (зачастую широкими) административными полномочиями, не всегда могут эффективно функционировать и поддаются порокам, вызванным властью.

В этой связи, необходимо было на уровне Советов проработать комплекс мер, регулирующих воздействие на лиц, позволяющих себе злоупотреблять полномочиями и в целом выработать систему, предупреждающую или минимизирующую такие отклонения от нормы.

Еще одной проблемой в формировавшейся политической системе был бюрократизм в самых негативных его проявлениях: некомпетентности, формализме в ведении дел, пренебрежении существом дела ради соблюдения формальностей, отсутствия обратной связи с массами.[69]

В резолюции VIII съезда данная проблематика освещена следующей констатацией фактов и предложениями: «... возникла серьезная опасность. Многие из членов партии, поставленные на эту ответственную работу, в значительной степени отрываются от масс и заражаются бюрократизмом. Против этого зла необходимо начать самую серьезную борьбу немедленно же. Коммунистов необходимо обязать, во что бы то ни стало, давать отчеты своим избирателям не реже одного раза в 2 недели».

Данное направление также представляло собой широкий пласт для принятия управленческих решений в формировании стратегии по улучшению сложившейся ситуации, в том числе организация обратной связи с избирателями для более системного контроля деятельности народных избранников.

Кроме вышеперечисленных аспектов, съезд обращал внимание на еще некоторые важные факторы кадровой работы.

В первую очередь, внимание было заострено на численном росте партии и ее качественном составе:

«Численный рост партии прогрессивен лишь постольку, поскольку в ряды партии вливаются здоровые пролетарские элементы города и деревни. Рабочим, рабочей и крестьянской молодежи следует широко открыть дверь партии. Но партия должна все время внимательно следить за происходящими изменениями социального ее состава. Все партийные организации должны вести точный учет своего состава и сообщать его периодически ЦК партии. Расширение партийных организаций ни в коем случае не должно покупаться ценою ухудшения качественного состава их».[70]

С этой целью Съезд постановил «к 1 мая 1919 г. провести по всей России общую регистрацию всех членов партии».[71]

Кроме того, внимание Съезда было обращено на выстраивание качественной кадровой политики в отношении крестьянских масс, которые, в силу того, что представляли собой самый большой сегмент в социальной структуре общества, являлись очень важной сферой приложения интересов партии и Советов[72].

Основными направлениями в этой связи констатировались коммунистическая пропаганда, общее образование, агрикультурное образование.

Еще одним направлением в кадровой работе, констатировалась деятельность с молодежью посредством РКСМ, который, по замыслу стратегов партии, должен был стать «надежным резервом кадров.[73]

Если на съезде 1919 г. преимущественно констатировались имевшие место проблемы, то уже в 1920-м году на IX съезде РКП(б) звучали предложения по системному улучшению ситуации в работе с кадрами, в том числе партийными. В этой связи выделялось два направления: 1) работа «по очистке партии от ненадежных и дискредитирующих ее элементов».[74]; 2) приведение к единообразию всей структуры партийных органов по стране, то есть создание системы партийных комитетов со следующими отделами: информационно-статистическим, учетно-распределительным, инструкторским (группа разъездных инструкторов), агитационно-пропагандистским в составе подотделов устной и письменной агитации и пропаганды, отдел работы в деревне, отдел работы среди женщин, национальные отделы, общий отдел.[75]

Кроме того, помимо указанных выше мероприятий по систематизации кадров партии важное внимание отводилось и учету ее членов в текущий момент. Съезд следующим образом подчеркивал причины и важность этих мероприятий: «Главная организационная задача партии состоит в том, чтобы правильно распределить и поставить на партийную работу все 600 тыс. членов партии, входящих в ее ряды»… «В основу учета должна быть поставлена система единого партийного билета. При проведении учета членов партии надлежит обращать особое внимание на профессию члена партии, на его хозяйственно-организационый стаж, на роль каждого члена партии по возрождению хозяйства страны»[76].

IX Съезд партии также показал, насколько была важно проблема, поднятая еще на VIII съезде – привлечение старых спецов к управлению страной и хозяйственной сферой, и неспособности без этого справиться со сложившейся ситуацией и принял решение взять на учет всех работоспособных специалистов по разным отраслям хозяйства и их всемерное использование в деле организации производства. Но в то же время, сохраняя в силе необходимость дальнейшего «контроля и суровой расправы над всеми контрреволюционными элементами, стремящихся использовать свои посты в противодействие социалистическому хозяйственному режиму», съезд«напоминает в самой категоричной форме о задаче идейного вовлечения специалистов в сферу производственных интересов Советской республики.»[77] При этом определялись и условия, на которых должно осуществляться это привлечение: «…Лучшие администраторы, инженеры, техники должны быть поставлены в более благоприятные условия для полного применения своих сил в интересах социалистического хозяйства.» и «должны высоко премироваться те специалисты, под руководством которых рабочие со значительным успехом проходят необходимый стаж для дальнейшего занятия самостоятельных административных должностей».[78]

Как мы видим из представленного материала, партия брала под свой контроль и эту сферу хозяйственной жизни страны, впоследствии и там реализуя кадровую политику.

В сентябре 1920 г. состоялась девятая Всероссийская конференция РКП(б), на которой были отражены и подчеркнуты еще некоторые основные аспекты кадровой работы на текущий момент:

«1. Признавая в принципе необходимым в исключительных случаях назначение на выборные должности, вместе с тем предложить ЦК при распределении работников вообще заменить назначения рекомендациями.

2. Указать на недопустимость того, чтобы при мобилизации товарищей партийные органы и отдельные товарищи, руководствовались какими-либо иными соображениями, кроме деловых. Репрессии против товарищей за то, что они являются инакомыслящими по тем или иным вопросам, решенным партией, недопустимы.

3. В центре и на местах необходимо систематически перемещать ответственных работников с места на место, дабы дать им возможность шире изучить советский и партийный аппарат и облегчить им задачу борьбы с рутиной»[79].

Последний аспект, с нашей точки зрения, заслуживает особого внимания в том смысле, что подобные решения были началом реализации кадровой работы с частыми перебросками, отсутствия преемственности в управление, что отрицательно сказывалось на общем построении дела и в целом на функционировании системы.

В начале 20-х годов вопросы внутрипартийной борьбы оказали влияние на стратегию кадровой работы. На X съезде РКП(б), проходившем в начале 1921 г. были озвучены дополнительные приоритетные направления в воспитании кадров. В первую очередь стоит отметить агитационно-пропагандистскую работу, которая должна была сосредотачиваться на «поднятии уровня сознательности членов партии, а также на работе среди внепартийных масс и в их культурном просвещении».[80]

Еще одним важным аспектом в формировании корпуса управленческих кадров было по-прежнему «установление тесной связи и совместной работы партии с РКСМ и вовлечение последнего в партийную работу».[81] Таким образом, выстраивалась система постепенного воспитания будущих активных членов партии, способных своевременно и в полном объеме выполнять поставленные перед ними задачи.

В целом на X съезде стратегия кадровой работы была выражена в следующих основных задачах:

1. Основной задачей в кадровой работе было поднятие уровня членов партии с одновременным привлечением их к активному участию в общепартийной жизни. Вместе с тем, планировалось усиливать внимание партии на беспартийные массы, сближение с ними.

2. Съезд вменял в обязанность ЦК и его Оргбюро тщательно следить за выдвигающимися рабочими и систематически и неуклонно привлекать их на ответственную работу в центре и на местах. Одним из крупнейших недочетов в партийной работе Съезд считал то обстоятельство, что партия не сумела выдвинуть на соответствующие посты все имеющиеся силы и не сумела дать достаточного простора их развитию.

3. Съезд вменил в обязанность ЦК и контрольным комиссиям вести решительную борьбу со злоупотреблениями со стороны членов партии своим положением и материальными преимуществами.

4. В комплексе основных задач кадровой работы съездом была определена деятельность среди партийных низов, а также работа среди беспартийных в целях сближения партии с широкими массами пролетариата и крестьянства. Констатировалось, что распределение работников должно происходить под углом зрения деловой целесообразности.[82]

Кроме того, особое внимание планировалось уделить усилению комячеек на заводах и фабриках, объяснялось данное направление переходом страны на хозяйственное строительство и необходимостью сближения с массами. Подчеркивалось, что усиление ячеек не должно было ограничиваться простым увеличением их численности. Параллельно с этим должна идти систематическая работа по обогащению содержания их деятельности, ... «ячейки должны превратиться в основные боевые органы хозяйственной работы партии»[83].

Широко основные направления в планируемой кадровой работе раскрыла также и десятая Всероссийская конференция РКП(б), прошедшая в Москве в мае 1921 г.

Основные задачи партийной и советской работы в текущий момент требовали сосредоточения главного внимания на целесообразном распределении партийных сил. Это неразрывно было связано с выдвижением новых работников и их перемещением с менее ответственной на более ответственную работу.

Систему перемещения работников планировалось построить на основном принципе повышения уровня общей партийной и советской работы и прежде всего в той местности, которая имела наибольшее политическое и экономическое значение.

Для реализации указанной задачи планировалось: а) обновить и усилить работу организационных отделов парткомов, в смысле установления живой связи партийных центров с местами и внимательного подытоживания партийного опыта; б) усилить работы учетно-распределительных органов путем широкого и реального учета партийных сил.

Для правильного распределения партийных сил, требовалось усилить учетный аппарат парткомов. Признавалось необходимым возложить на партийные организации (через соответствующие партийные органы) осуществление широкого привлечения беспартийных рабочих и крестьян, разделяющих идеологическую платформу советской власти и советского строительства. Разработку этого вопроса поручалось проводить организационному отделу параллельно с разработкой вопроса о выдвижении новых партийных сил.[84]

Эволюция идей относительно кадровой работы в партийных и советских органах имела свое продолжение и в резолюции и постановлениях одиннадцатой Всероссийской партийной конференции РКП(б) в 1921 г.

В первую было обращено внимание на недостатки, выявленные в ходе компании по проверке личного состава партии. Они были объединены в 3 основные группы: «а) недостатки, зависящие от неправильного построения партийных аппаратов или от неправильных методов работы этих аппаратов; б) недостатки, зависящие от слабости идейного воспитания и товарищеской спайки, вызываемые главным образом значительным количеством новых членов партии послереволюционного периода; в) недостатки, стоящие в связи с неоднородностью социального состава партии, которые в условиях НЭПа должны быть особенно приняты во внимание».[85]

Кроме того, в очередной раз в решениях конференции подчеркивалась важность агитационно-пропагандистской работы и партийно-воспитательной работы, являвшейся частью кадровой политики: помогавшей подготовить нужных (с политической точки зрения) сотрудников. Для этого предлагалось:

«а. Обратить особое внимание на разъяснение членам партии, особенно молодым, значения и роли партийной спайки и дисциплины. Прикрепить к партийным школам, удельный вес которых необходимо значительно повысить, постоянных лекторов, улучшить учебные библиотеки в них и т.д.

б. .... Организовать в крупнейших областных центрах высшие партийные школы, отвечающие повысившимся идейным потребностям членов партии, способствовать возникновению различных кружков (вопросы марксизма, научного социализма и т.д.)».[86]

Следующий – Одиннадцатый - Съезд партии констатировал одну из важнейших проблем, существовавшей в кадровой политике на начало 1922 г. – это проблема «деклассирования пролетариата»: «Часть рабочих рассеялась в деревне, другая часть ушла в Красную армию. Многие бывшие промышленные пролетарии перебиваются изо дня в день, крайне часто меняя занятия и место жительства. Государственный аппарат поглотил многие десятки тысяч лучших рабочих, оторвавшихся таким образом от непосредственной связи с фабриками и заводами. В результате всего этого состав партии за последние годы становится менее однородным».[87]

Съезд также отметил еще одну назревшую проблему, о которой говорили еще на VIII Съезде партии – это отсутствие четкого разграничения предметов ведения и полномочий между партией и Советами:

Указывалось, что парторганизации ни в коем случае не должны вмешиваться в повседневную, текущую работу хозорганов и обязаны воздерживаться от административных распоряжений в области советской работы вообще. «Парторганизации должны обеспечивать устойчивое руководство советскими учреждениями и хозорганами, они подбирают руководящих работников и воспитывают вся массу членов партии, работающих в этих органах»[88].

Как мы видим, к 1922 г. партия ответственно и открыто заявила о своем месте и роли в решении кадровых проблем в советской системе государственного управления.

После XI Съезда были созданы специальные органы – Центральная контрольная комиссия (далее ЦКК) и Контрольные комиссии (на местах), «основной задачей которых являлась работа по обеспечению во всех отношениях партийной линии в деятельности всех советских органов».[89] Таким образом, был достигнут иногда формальный (так как контроль ЦКК и КК над всем государственным аппаратом был невозможен), иногда совершенно четкий (когда это было кому-то необходимо) контроль партии над всеми государственными и хозяйственными органами.

XII Съезд партии в рамках кадровой политики уделил особое внимание и критериям приема людей в партию и партийно-организационной работе при подборе сотрудников.

Относительно данных критериев в резолютивной части говорилось: «Съезд отмечает, что в последнее время замечается особенно усиленный приток желающих быть принятыми в ряды РКП(б) и снова подтверждается обязанность самого внимательного и тщательного отношения к приему в партии, Съезд принимает необходимым:

1. На один год (до XIII съезда) сократить число рекомендующих для промышленных рабочих, работающих у станка с 3 до 2 человек с двухлетним стажем; такой же порядок установить и для красноармейцев.

2. Для приема в РКП членов РКСМ рабочих, имеющих двухгодичный производственный стаж, необходима рекомендация одного члена партии с 3 летним стажем и положительное заключение комитета РКСМ.

3. Оставляя для нерабочих установленные Уставом условия приема в партию, подтвердить особую обязательность под особой ответственностью губкомов, строгого выполнения всех относящихся к этому требований Устава.

4. Переводить в 1923-1924 г.г. из числа кандидатов в члены партии только рабочих, работающих у станка, оставив всех остальных на положении кандидатов еще на 1 год, с целью дать им возможность получить лучшую партийную подготовку.

5. Необходимы некоторые специальные практические меры облегчения приема промышленных рабочих в партию»[90].

В этих положениях прослеживаются четко выраженные тенденции, направленные, во-первых, на упрощение процедуры приема в партию определенной категории граждан, во-вторых, на социальное регулирование качественного состава партии.

Говоря о партийно-организационной работе при подборе сотрудников на ответственные советские и партийные должности, подчеркнем следующие критерии и направления, отмеченные Съездом: «После чистки партии важнейшим методом организационного укрепления партии была теперь уже широко развернувшаяся система мер улучшения и подбора руководящего кадра работников партии, начиная от секретаря губкома и обкома и кончая секретарем ячейки. Это выразилось в установлении определенного партстажа для секретарей парторганизаций (начиная от ячейки), что дает возможность сосредоточить на партработе политически более воспитанных и выдержанных партийных товарищей; в проведении замены прежних секретарей ячеек, выполнявших зачастую только технические функции...; в установлении инструкторского аппарата от ЦК до укома и райкома, являющегося с одной стороны способом связи поднятия партработы, а с другой – способом практической подготовки новых кадров партийных работников и т.д.

Съезд признал, что очередной задачей партии является «усиление партийного руководства в деле подбора руководителей советских, в частности хозяйственных и других органов, что должно осуществляться при помощи правильной и всесторонне поставленной системы учета и подбора руководителей и ответственных работников советских, хозяйственных, кооперативных и профессиональных организаций».[91]

Рассматривая материалы XIII Всероссийской конференции РКП(б) от 1924 г., отметим, что на его решения наложили отпечаток результаты «ленинского призыва в партию», приведшего к росту ее членов. В этих условиях съезд указал на возросшую роль ЦКК, перед которой помимо прочих ставились задачи борьбы с бюрократией в отрицательных ее проявлениях, «излишествами» ответственных работников, чистки партии и т.д. Основными направлениями функционирования данной организации были:

«1. Организация более тесной связи контрольных комиссий с соответствующим парткомами и более активное вынесение деятельности контрольных комиссий и РКП на арену общественного мнения партии и трудящихся масс.

2. .Опыт последних месяцев показал, что помимо ЦКК, вопросами государственного аппарата должны заниматься и контрольные комиссии на местах, в губерниях и областях, что, таким образом, вопрос о расширении функций местных КК должен быть поставлен на очередь дня.

3. Формами привлечения трудящихся к делу изучения и улучшения государственного аппарата могут быть ячейки содействия на предприятиях и в государственных учреждениях, формируемые контрольной комиссией и РКИ совместно с профсоюзами. Партийные ячейки на предприятиях должны быть тесно связаны с ячейками содействия РКИ и руководить их работой через фабзавкомы.

4. Особенно важной задачей КК в настоящий момент является борьба с бюрократическими извращениями партийного аппарата и партийной практики и привлечению к ответственности должностных лиц партии, препятствующих проведению в жизнь принципов рабочей демократии...

5. Особое значение в настоящий момент имеет борьба КК с так называемыми «излишествами» в государственном аппарата со стороны отдельных руководителей его.

6. Необходимо проверить политику применения крайних партийных репрессий (исключение из партии). По отношению к промышленным рабочим от станка должна быть проявлена максимальная внимательность, и крайние меры (исключение из партии) должны здесь применяться только в действительно необходимых случаях».[92]

XIII съезд РКП(б) подтвердил намерения предыдущих съездов и конференций об усилении тенденции привлечения большего количества рабочих от станка в партию: «Одной из лучших гарантий против проникновения в партию мелкобуржуазных влияний и вместе с тем надежнейшей гарантии несокрушимого единства партии на основах ленинизма может быть большая однородность партии, увеличение процента пролетарского состава в ней.[93]

Был выработан ряд дополнительных мер и разъяснений при приеме в партию и организации дальнейшей работы: «Необходимо подтвердить, что и после компании ленинского призыва одной из основных задач партии является широкое вовлечение в партию рабочих от станка, при соблюдении установленных XII партсъездом условий. На этой задаче необходимо и в дальнейшем сосредоточить основное внимание партии.

Но в партию принимаются не только рабочие, но и крестьяне, красноармейцы, служащие, учащаяся молодежь и др. Необходимо сохранить к этим категориям (нерабочим элементам) те условия, которые установлены Уставом партии [94]

В 1924 г., после провозглашения лозунга «Лицом к деревне!», развернулась активная компания по работе с крестьянством в политическом, экономическом, культурном аспектах.

Еще более серьезное внимание было уделено партийной работе в деревне на пленуме ЦК РКП(б), прошедшем в октябре 1924 г., где данная проблематика занимала одно из центральных мест. Отмечалось, что прочное установление советского строя и общие политические условия в стране в целом настоятельно выдвигают в настоящее время задачу развертывания в Советах непосредственно инициативы самого крестьянства, большего втягивания беспартийных крестьян во всю работу Советов. Для этого были поставлены следующие задачи:

1. При выборах проведение в Советы и исполкомы большого количества б е с п а р т и й н ы хкрестьян и крестьянок, в особенности тех, которые имеют авторитет в крестьянской среде...

2. Необходимо более правильное соблюдение выборности, устранение незаконного вмешательства в работу Советов.

В кротчайшие сроки провести пополнение ряда наркоматов членами коллегий из крестьян (Наркомзем, Наркомпрос, Наркомздрав).

3. Усилить систематическую работу с нарушением революционной законности (с фактами административного произвола: взятками, бюрократизмом и т.д.)».[95]

Аналогичные мысли высказывались и на XIV Конференции РКП(б), где подтверждалось, что основными методами пролетарского руководства по отношению к деревне в настоящий момент должно быть следующее: оживление Советов с действительно широким выдвижением на ответственную работу в Советах и их исполкомах, в кооперативах и других органах беспартийных крестьян и крестьянок, наряду с правильным и систематическим выдвижением на работу в Советах (и в кооперации) лучших сил партии в деревне....[96]

XIV съезд партии в 1925 году в очередной раз затронул вопрос взаимодействия партии и Советов: «В целях придания партийному руководству по отношению к соворганам большей гибкости и систематичности, признать необходимым (при правильном соблюдении выборности) усиление персональной связи руководящих партийных и советских органов, например: вхождение секретаря и некоторых членов бюро губкома в состав президиума ГИК, председателя ГИК – в состав бюро губкома, то же – в уездах и т.д.».[97]

Рассматривая материалы XV съезда РКП(б) от 1927 г. можно отметить , что там были подведены своеобразные итоги кадровой работы партии в первой половине 20-х годов.

В качестве основных результатов работы почти за десятилетие отмечались: «а) рост политического уровня и активности всей массы членов партии, рост их участия в политической жизни, б) выдвижение и воспитание новых кадров как в низовых ячейках, так и в руководящих органах из числа рабочих с производства».[98]

Основными же целями деятельности в сфере кадровой работы, исходя из стоявших перед руководством страны задач, были: а) усиление руководящих кадров партии б) регулирование роста и социального состава партии, в) организации массовой партийной работы на предприятиях, в деревне, в комсомоле и в других организациях.[99]

Серьезнейшее внимание уделялось «подбору работников государственных и хозяйственных органов, которая являлась приоритетной задачей партии в деле руководства государством и хозяйством».[100]

Важную роль в этой деятельности играли контрольные комиссии и РКИ (Рабоче-крестьянская инспекция). В их полномочия входило «обследование государственного аппарата, связь органов РКИ с производственными комиссиями фабзавкомов и экономическими учреждениями, участие органов РКИ в регулировании вопроса о выдвиженчестве». В связи с этим, в резолютивной части Съезда отмечалось, что «КК и РКИ должны были в дальнейшем оказывать содействие партийным органам выполнении задачи подбора работников также и путем отбора тех из них, которые в своей деятельности обнаружили соответствующую подготовленность, добросовестность в работе, соответствующие знания».[101]

В целом в первое десятилетие Советской власти был сформирован механизм разработки и утверждения стратегических решений в отношении кадровой работы. В последующие годы он не претерпел существенного изменения

При этом можно выделить следующие основные аспекты в разработке стратегии кадровой работы высшими партийными органами.

В первую очередь внимание уделялось привлечению к управленческой работе рабочих и крестьян..

Вторым важным аспектом кадровой политики в первые годы советской власти было привлечение старых специалистов на многие ответственные должности, как в аппарате государственного управления, так и в отраслях народного хозяйства.

Третьим аспектом, характеризующим процесс разработки стратегии кадровой политики, был комплекс постоянно разрабатывающихся и совершенствующихся мер по борьбе с бюрократизмом, «излишествами», нарушением партийной дисциплины, злоупотреблением служебным положением и т.д.

Но в официальных решениях партийных съездов и конференций не просматривается вся сложность процесса формирования механизмов кадровой работы. А на характер данного процесса оказывали влияние не только общие для всей страны политические и экономические задачи, но и внутрипартийная борьба, в разных формах проявлявшаяся в течение всех 1920-х годов, и сложности взаимоотношений партийных и государственных органов. Поэтому для представления системы кадровой работы важно рассмотреть механизмы функционирования различных органов, занимающихся кадровой работой и призванные реализовывать стратегию ее развития.


Наши рекомендации