Исключительно важным было то, что Литва признала за Иваном III его новый титул «государя всея Руси». Тем самым фактически признавалось право Москвы на все исторические русские земли.

Это были последние попытки утверждения Великого княжества Литовского в качестве независимой державы. Решительное насаждение католической веры и расширение влияния поляков, хотя и способствовало подъему хозяйства, культуры и науки, вместе с тем крепко привязывало страну к более развитой католической Польше, а система привилегий, дарованных католической шляхте, разрывало внутреннее единство страны. Массовым стал переход православного дворянства в католичество, его полонизация. Масло в огонь подлило закрепощение крестьян в первой половине XV века.

Ответом стали массовые крестьянские движения. Православное большинство, особенно низшие слои населения, все больше ориентировалось на Русь. Из литовских земель начался отток православных: они уходили на пустующие земли на востоке и юго-востоке, прежнее Дикое поле, где хозяевами были кочевники. Так было положено начало казачеству в пограничных с Крымским ханством землях.

Всё это сильно ослабило Великое княжество Литовское, которое ещё в середине XV века в результате внутренних противоречий раскололось на Великое княжество Литовское (со столицей в Вильно) и великое княжество Русское со столицей в Полоцке. Постепенно начинается католизация литовско-русского населения и поглощение Литвы более сильной Польшей. В 1569 году по Люблинской унии Литва вынуждена была объединиться с Польшей в федеративное государство - Речь Посполитую, в котором Великое княжество Литовское становилось лишь весьма ограниченной автономией.

2.1 Польско-Литовская уния и образование Речи Посполитой.

Княжество образовалось XIII в., включив в себя в XIV в. некоторые русские земли. В 1385 г. в замке Крево была подписана уния (союз) между Литвой и Польшей (Кревская уния), в 1569г. в Люблине - новая уния об образования единого государства - Речи Посполитой.

На середину XII в. приходится расцвет Галицко-Волынского княжества, которое в XIV в. было разделено между Литвой и Польшей. Эти русские земли в составе Литовского государства отличали некоторые особенности общественного строя: наличие богатого боярства, обладавшего большими земельными владениями, значительная политическая и правовая автономия этих групп. В пределах Галицко-Волынского княжества насчитывалось более 80 городов, в княжестве сложился довольно широкий слой служилого дворянства, наделяемого поместными землями.

До принятия Люблинской унии Черниговские и Смоленские земли вышли из состава Литовского княжества и отошли к Москве, но значительная часть русских земель оставалась в составе Речи Посполитой вплоть до конца XVIII (Полоцкая, Витебская, Турово-Пинская, Берестейская и др.). Люблинская уния оформила многонациональное государство - Речь Посполитую.

Речь Посполитая явилась своего рода продолжением государства Ягеллонов — польско-литовской личной унии, существовавшей с 1385 года (с перерывами). В 1569 между Польшей и Великим княжеством Литовским была заключена Люблинская уния, по которой оба государства объединялись в одно — с избираемым общим монархом (с двойным титулом короля польского и великого князя литовского), общим сеймом, единой внешней политикой и единой монетной системой. Однако обе части сохраняли свою администрацию, казну (включая денежную эмиссию), войско, суды, оставалась и граница между государствами с взиманием таможенных сборов. Великое княжество Литовское утратило при этом значительные территории на юге, Подолье, Киевщину, Волынь.

Политическая и административная структура речи посполитойсостояла из трёх провинций. Великое княжество Литовское составляло отдельную провинцию, а Королевство Польское делилось на Великопольскую и Малопольскую провинции. Провинции делились на воеводства, а те в свою очередь на поветы (уезды).

Речь Посполитая считалась общим государством «обоих народов» — польского и литовского, под которыми понималась совокупность представителей шляхетского сословия Королевства Польского и Великого княжества Литовского. Верховная власть, сильно ограниченная со стороны шляхты, принадлежала пожизненно избираемому монарху. Законодательная, а также частично судебная власть находилась в руках Сейма, состоявшего из двух палат: Сената и Посольской избы. В состав Сената входили высшие государственные сановники и католическое духовенство, Посольская изба состояла из депутатов, называемых послами. Выборы депутатов происходили на поветовых сеймиках, представлявших собой специально созываемые перед началом работы Сейма собрания местной шляхты. Каждый повет отправлял на сейм два посла, которым вручались составленные на сеймике инструкции, отражающие позицию шляхты повета по обсуждаемым на Сейме вопросам.

Будучи парламентским институтом, сеймики также исполняли функцию органов местного самоуправления, представлявшими собой основную форму реализации политических интересов шляхты, постоянно добивавшейся расширения их полномочий. С формальной и идеологической точки зрения все представители шляхты были равны, хотя на практике решающую роль в управлении государством играла немногочисленная группа крупнейших землевладельцев — магнатов.

Наши рекомендации