Отличия войны от вооруженного конфликта

Модель ООН СПбГЭУ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД

ДОКЛАД ЭКСПЕРТА

Отличия войны от вооруженного конфликта - student2.ru Отличия войны от вооруженного конфликта - student2.ru



СОДЕРЖАНИЕ

Вступительное слово. 3

Отличия войны от вооруженного конфликта. 5

Типология и классификация вооруженных конфликтов. 10

Статья 3, общая для Женевских конвенций 1949 г. 10

Статья 1 Дополнительного протокола II Дополнительный протокол II 12

Контроль над территорией без военного присутствия. 13

Иностранное вмешательство в немеждународный вооруженный конфликт 14

Вмешательство одного или нескольких третьих государств в немеждународный вооруженный конфликт. 14

Международная борьба с терроризмом. 15

Деятельность МВФ по финансовой помощи странам, находящимся в состоянии вооружённого конфликта. 17

Югославия. 17

Сомали. 19

Вступительное слово

На протяжении всего хода истории между представителями разных интересов регулярно возникали вооружённые конфликты и даже войны. В настоящее время количество жертв от локальных вооруженных конфликтов возросло на 15% процентов за 5 лет, и сейчас этот показатель равен 204 тысячам за год. ООН использует многочисленные методы для урегулирования и предотвращения конфликтов: как программу по достижению устойчивого развития на период до 2030 года, так и непосредственные методы для сглаживания уже состоявшихся конфликтов. Однако, что в это время происходит в экономической сфере деятельности участников конфликта?

Международный Валютный Фонд призван помогать государствам, попавшим в ситуацию экономического кризиса в связи с отсутствием иностранных валют, либо из-за внутренних политических, социальных или экологических проблем. Вместе с финансовой помощью МВФ предлагает свою программу реформ, которую рекомендует провести государству-получателю займа. Большинство этих реформ касается экономической деятельности государства, но также бывают и советы по смене курса политики государства. Гарантии соблюдения этих реформ являются одним из важнейших оснований для выдачи займов стране-дебитору.

При выдаче транша стране, участвующей в вооруженном конфликте, необходимо помнить, что кроме экономических причин будут выступать также политические. Как следствие, из-за невозможности изолировать одну сферу государственной деятельности от другой, то есть имеется зависимость между состоянием конфликта и предоставляемыми МВФом траншей. Будучи направленными на спасение экономики страны, денежные средства и реформы, предлагаемые МВФ, могут оказаться как единственным средством спасения страны, занятой решением вооружённого конфликта, так и последним шагом к окончательному краху государственной системы, а также вызвать новые экономические и вооруженные потрясения во всем регионе.

В наши дни МВФ обсуждает условия предоставления уже пятого транша Украине, и всё же политическая ситуация в стране остаётся нестабильной. Действующая власть рассчитывает справиться с имеющимися проблемами с помощью денежных средств Мирового Содружества. В то же время, исторические примеры подобных ситуаций в других странах говорят о вероятности диаметрально противоположного развития событий. Украина в данное время не является единственной страной, рассчитывающей на деньги МВФ, находясь в ситуации вооружённого внутреннего конфликта. Такая же ситуация в Федеративной Республике Сомали. Обстановка в восточноафриканском государстве нестабильная, регулярно вспыхивают локальные конфликты.

Актуальность проблемы порождает срочность и важность её решения. С учётом обстановки на Ближнем Востоке, а также увеличивающимися сепаратистскими настроениями в Европе можно прогнозировать, что большому количеству стран может понадобиться помощь извне для стабилизации их собственной экономики и, как следствие, стабилизации мировой экономики в целом. Некоторым странам, описанным выше, требуется финансовая помощь уже сейчас.

Основной целью данного доклада является информирование мирового сообщества об аспектах, которые должны быть приняты к сведению при принятии решений, насколько целесообразно МВФ предоставлять транши государствам, находящимся в условиях или на грани вооружённых конфликтов. Также целями являются: разборка аспектов отличия вооруженного конфликта от войны во избежание путаницы и смешения данных правовых определений в системе международного права, а также рассмотрение типологии вооруженных конфликтов для знания целей и причин конфликтов, для представления целесообразности денежной помощи в конкретной ситуации.

Югославия

Ввиду нарастающих национальных разногласий по завещанию Тито (последнего президента Югославии), после его смерти пост президента страны был упразднён, а во главе страны встал Президиум, члены которого (главы союзных республик и автономных областей) ежегодно сменяли друг друга поочерёдно. В связи с этой нестабильной политической ситуацией начали разгораться внутренние вооруженные конфликты, которые имели место больше как беспорядки, однако их массовость и продолжительность все же могли говорить о приравнивании этой ситуаций к вооружённому конфликту внутри страны. На фоне такой нестабильной ситуаций экономика страны была в шоковом состоянии, и тогда на помощь Югославии пришел МВФ.

МВФ потребовал от югославского руководства отказаться от «социалистических планов» выравнивания экономического развития всех регионов страны, что лишило традиционно отсталое Косово огромных государственных дотаций и дало возможность, ходжаистской тогда, Албании использовать недовольство местного населения «новой экономической политикой» для создания в Косове албанского сталинистского подполья. Первый косовский кризис был в 1981 году, когда сталинистское подполье развязало террор против неалбанского населения и спровоцировало уличные столкновения. Было убито 30 человек, также 20 тысяч сербов, черногорцев и евреев бежало из Косово.

К 1984-му югославская госбезопасность разгромила 3 подпольные сталинистские «компартии» в Косово и подпольную ходжаистскую организацию «Путь к свободе». Всё это обошлось югославской казне в сумму, равную 70% займов, полученных от МВФ. Еще почти 25% ушли на оплату услуг экспертов МВФ (стоимость консультаций экспертов МВФ вычитается из общей суммы предоставленного стране кредита). Как итог, в 1986 году МВФ установил над экономикой Югославии полный контроль. Отказ от «выравнивания» вызвал теперь уже недовольство в Сербии, так как закреплял отставание этой республики от Хорватии и Словении, наиболее промышленно развитых. Так МВФ возродил в Югославии сербский национализм, с которым Тито – хорват по национальности – боролся безжалостно, вплоть до выселения сербов. И именно по рекомендации МВФ Слобадан Милошевич ответил на новый всплеск насилия в Косово в 1989-1990 гг. принятием поправок к конституции, которые урезали права автономных краев по сравнению с республиками: без этого, оказалось, просто невозможно проводить экономическую политику МВФ – руководство Косово прямо заявляло, что такая политика противоречит югославской конституции.

По требованию МВФ югославское руководство приняло закон о приватизации. Когда эксперты МВФ вникли в этот закон, они пришли в ярость: закон предусматривал создание в Югославии «народного капитализма», в соответствии с которым иностранный капитал мог рассчитывать только на 10% акций любого приватизированного предприятия. Основным владельцем акций становились трудовые коллективы и, кроме того, приватизация проводилась на сугубо добровольной основе (принудительно можно было приватизировать только предприятия-банкроты). Поэтому МВФ отказался от дальнейшей «работы с Югославией», и был взят курс на развал федерации. Это привело к гражданской войне, в которой погибло 600 тысяч человек, и к распаду единой Югославии. При этом 80% югославских капиталов, естественно, бежало из воюющей страны в западные банки (из них 70 % – в банки США). В Сербии, однако, у власти оставалась Социалистическая партия, которая и заставила Милошевича принять именно такой закон о приватизации, который ущемлял интересы иностранного капитала и открывал курс на построение того самого «народного капитализма». Новое правительство отменило прежний закон о приватизации, открыв, таким образом, Сербию для западного, в том числе американского, капитала.

Сомали

Не менее впечатляющим было разрушение МВФ экономики Сомали. Сомали нуждалась в финансовых вливаниях из-за расходов, связанной с проигранной сомалийско-эфиопской войной. МВФ предоставил займы под условием проведения политики «жесткой экономии», закупок по демпинговым ценам американского зерна и девальвации сомалийского шиллинга. Это разрушило традиционные связи между двумя основными секторами сомалийской экономики: «кочевой экономикой» (скотоводами) и «оседлой экономикой» (земледельцами и горожанами). Девальвация привела к резкому удорожанию цен на топливо и удобрения, а демпинг американского зерна сделал невыгодным выращивание зерновых. Крестьяне были моментально разорены. Они не смогли покупать товары в городах, что разорило горожан. Те, в свою очередь, не смогли покупать мясо у скотоводов – и скотоводы были вынуждены пустить стада под нож, поскольку не имели денег на их содержание. Экономика страны рухнула.

Кроме того, по требованию МВФ были закрыты госхозы, существовавшие в основном в зонах орошаемого земледелия, что лишило государство основного, помимо налогов, источника доходов. А это, в свою очередь, уничтожило государственные социальные медицинские и образовательные программы. Государство не смогло платить зарплату госслужащим, что повлекло за собой развал госаппарата, а затем и гражданскую войну, унесшую приблизительно 60 тыс. жизней.

Бразилия

В 1964 году в этой стране был совершён военный переворот и к власти пришёл маршал Кастело Бранко. Этот режим просуществовал до 1985 года. В последние 5 лет военной диктатуры (с 1981 по 1985) экономику страны контролировал МВФ под предлогом наблюдения за выплатой большого внешнего долга, платежи по которому достигали 30–40% от стоимости всего бразильского экспорта. В 1983–1984 гг. МВФ навязал военному режиму план «шоковой терапии», однако это кончилось возникновением в стране массового сопротивления «шоку», кампанией гражданского неповиновения и массовым саботажем на предприятиях, что привело к падению военного режима в 1985 году.

Зато отказ от «реформ по МВФ» при президентстве известного социолога и экономиста Фернанду Кардозу позволил стабилизировать экономику Бразилии и ощутимо – на 5 млн. человек – уменьшить число бедняков в стране.

Все описанные выше страны по тем или иным причинам находились в состоянии внутреннего вооружённого конфликта, либо были очень близки к нему. Во всех случаях, политика МВФ, которая должна быть направлена на стабилизацию экономики и ее процветания, в конечном итоге оказала негативное влияние и подводила страну к пропасти краха. В связи с этим правомерен вопрос об изменении политики займов таким странам или же полный отказ от них, так как нынешняя политика, проводимая МВФ, не раз вызывала лишь негативные последствия.

Модель ООН СПбГЭУ

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД

ДОКЛАД ЭКСПЕРТА

Отличия войны от вооруженного конфликта - student2.ru Отличия войны от вооруженного конфликта - student2.ru



СОДЕРЖАНИЕ

Вступительное слово. 3

Отличия войны от вооруженного конфликта. 5

Типология и классификация вооруженных конфликтов. 10

Статья 3, общая для Женевских конвенций 1949 г. 10

Статья 1 Дополнительного протокола II Дополнительный протокол II 12

Контроль над территорией без военного присутствия. 13

Иностранное вмешательство в немеждународный вооруженный конфликт 14

Вмешательство одного или нескольких третьих государств в немеждународный вооруженный конфликт. 14

Международная борьба с терроризмом. 15

Деятельность МВФ по финансовой помощи странам, находящимся в состоянии вооружённого конфликта. 17

Югославия. 17

Сомали. 19

Вступительное слово

На протяжении всего хода истории между представителями разных интересов регулярно возникали вооружённые конфликты и даже войны. В настоящее время количество жертв от локальных вооруженных конфликтов возросло на 15% процентов за 5 лет, и сейчас этот показатель равен 204 тысячам за год. ООН использует многочисленные методы для урегулирования и предотвращения конфликтов: как программу по достижению устойчивого развития на период до 2030 года, так и непосредственные методы для сглаживания уже состоявшихся конфликтов. Однако, что в это время происходит в экономической сфере деятельности участников конфликта?

Международный Валютный Фонд призван помогать государствам, попавшим в ситуацию экономического кризиса в связи с отсутствием иностранных валют, либо из-за внутренних политических, социальных или экологических проблем. Вместе с финансовой помощью МВФ предлагает свою программу реформ, которую рекомендует провести государству-получателю займа. Большинство этих реформ касается экономической деятельности государства, но также бывают и советы по смене курса политики государства. Гарантии соблюдения этих реформ являются одним из важнейших оснований для выдачи займов стране-дебитору.

При выдаче транша стране, участвующей в вооруженном конфликте, необходимо помнить, что кроме экономических причин будут выступать также политические. Как следствие, из-за невозможности изолировать одну сферу государственной деятельности от другой, то есть имеется зависимость между состоянием конфликта и предоставляемыми МВФом траншей. Будучи направленными на спасение экономики страны, денежные средства и реформы, предлагаемые МВФ, могут оказаться как единственным средством спасения страны, занятой решением вооружённого конфликта, так и последним шагом к окончательному краху государственной системы, а также вызвать новые экономические и вооруженные потрясения во всем регионе.

В наши дни МВФ обсуждает условия предоставления уже пятого транша Украине, и всё же политическая ситуация в стране остаётся нестабильной. Действующая власть рассчитывает справиться с имеющимися проблемами с помощью денежных средств Мирового Содружества. В то же время, исторические примеры подобных ситуаций в других странах говорят о вероятности диаметрально противоположного развития событий. Украина в данное время не является единственной страной, рассчитывающей на деньги МВФ, находясь в ситуации вооружённого внутреннего конфликта. Такая же ситуация в Федеративной Республике Сомали. Обстановка в восточноафриканском государстве нестабильная, регулярно вспыхивают локальные конфликты.

Актуальность проблемы порождает срочность и важность её решения. С учётом обстановки на Ближнем Востоке, а также увеличивающимися сепаратистскими настроениями в Европе можно прогнозировать, что большому количеству стран может понадобиться помощь извне для стабилизации их собственной экономики и, как следствие, стабилизации мировой экономики в целом. Некоторым странам, описанным выше, требуется финансовая помощь уже сейчас.

Основной целью данного доклада является информирование мирового сообщества об аспектах, которые должны быть приняты к сведению при принятии решений, насколько целесообразно МВФ предоставлять транши государствам, находящимся в условиях или на грани вооружённых конфликтов. Также целями являются: разборка аспектов отличия вооруженного конфликта от войны во избежание путаницы и смешения данных правовых определений в системе международного права, а также рассмотрение типологии вооруженных конфликтов для знания целей и причин конфликтов, для представления целесообразности денежной помощи в конкретной ситуации.

Отличия войны от вооруженного конфликта

Война - это крайняя, наиболее острая форма конфликта. Её отличают бескомпромиссность, наибольшая степень риска и возможных потерь. Ключевая особенность войны, её видовое отличие заключается в том, что она предполагает достижение решительных целей решительными средствами.

В данном случае конфликт понимается максимально широко, как результат противоречий между субъектами, которые не удалось разрешить путём переговоров и компромиссов. Вооружённые и военные конфликты представляют собой частный случай конфликтов.

Решительными целями можно признать:

· устранение противной стороны путём её полной и бесповоротной ликвидации (уничтожения либо радикального изменения её идентичности);

· подавление воли противной стороны, лишение её субъектности и низведение до уровня пассивного объекта;

· нанесение противной стороне ущерба, который делает невозможным её дальнейшее существование в прежнем качестве, вынуждает искать новые формы своего существования.

В случае военных конфликтов таковыми являются:

· уничтожение вражеского государства, его субъектности и суверенитета;

· уничтожение вооружённых сил противника, его способности к сопротивлению. Формальным подтверждением этого состояния является капитуляция, т.е. соглашение о сдаче на милость победителя, включая разоружение проигравшей стороны, интернирование личного состава её ВС и т.п.;

· нанесение вооружённым силам проигравшей стороны ущерба, при котором они теряет способность к активным действиям;

· радикальное изменение межгосударственных отношений вражеского государства;

· отторжение значимых по размерам либо экономическим показателям территорий (провинций, целых колоний и т.п.).

Критерий решительности используемых средств не имеет однозначного определения и требует уточнения в каждой конкретной ситуации. В общем случае к решительным относятся наиболее разрушительные, опасные и рискованные средства из числа доступных стороне. Абсолютное большинство конфликтов имеет ограниченный характер. Как правило, его участники избегают эскалировать конфликт до уровня полномасштабной войны, опасаясь и чрезмерных издержек, и, не в последнюю очередь, радикализации противной стороны.

Существует, как минимум, один признак того, что одна из сторон рассматривает конфликт как решающий для себя и своей судьбы – осуществление мобилизации.

Мобилизация есть совокупность шагов, нацеленных на перевод государственного механизма в особый режим функционирования, при котором он целиком подчинён единственной задаче – победе в войне. В России принято трактовать мобилизацию предельно узко, как призыв на военную службу военнообязанных, особенно старших возрастов. Однако рамки этого понятия намного шире. Мобилизация – это перевод всей государственной и общественной жизни на военные рельсы. Обязательным элементом мобилизации является объявление военного положения, что создаёт правовые основания для последующих шагов.

Ввод военного положения, а точнее его механизм во всех странах различен, в РФ, например, ввод военного положения приравнивается к вводу чрезвычайного положения и выглядит следующим образом:

Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях вводится указом Президента Российской Федерации с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

В указе Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения должны быть определены:

а) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения;

б) обоснование необходимости введения чрезвычайного положения;

в) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение;

г) силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения;

д) перечень чрезвычайных мер и пределы их действия, исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений;

е) государственные органы (должностные лица), ответственные за осуществление мер, применяемых в условиях чрезвычайного положения;

ж) время вступления указа в силу, а также срок действия чрезвычайного положения.

Также стоит отметить, что вооруженный конфликт может быть сопряжён с мобилизаций, но при этом все равно не являться войной. Это возможно в случае, если одна из сторон это государство, а другое – террористическое образования.

Одно из различий между войной и военным конфликтом заключается в том, что война – это состояние всего общественного организма, тогда как военный конфликт сопровождается переходом на особый режим лишь вооружённых сил или только отдельных их компонентов. Мобилизацию осуществляет, как минимум, слабейшая из сторон, для которой актуальна угроза поражения с катастрофическими последствиями.

В том числе существует определение войны из Женевской конвенции 1949 году, которое, возможно, теряет свою актуальность в связи с развитием международного права, а также смены самой специфики ведения войны и ее проявлений, но до сих пор широко применяется в мировом сообществе.

В силу общей Статьи 2 (1) Женевские конвенции 1949 года применяются «в случае объявленной войны или всякого другого вооруженного конфликта, возникающего между двумя или несколькими Высокими Договаривающимися Сторонами, даже в том случае, если одна из них не признает состояния войны». Ситуации, о которых здесь говорится, являются конфликтами между государствами. «Высокие Договаривающиеся Стороны», упоминаемые в этом тексте, – это суверенные образования. В зависимости от конкретного случая эти ситуации могут принимать форму открытого конфликта между государствами или вмешательства в существовавший ранее внутренний конфликт. В последнем случае конфликт «интернационализируется». Это происходит тогда, когда иностранная держава направляет войска на территорию другого государства для оказания поддержки движению, находящемуся в оппозиции к местному правительству. Вмешательство может быть и непрямым, когда государство просто издали оказывает поддержку повстанческой деятельности и направляет ее.

В настоящие время МВФ прямо запрещена финансовая помощь странам, находящимся в состоянии войны, если таковая была объявлена официально, как тому предписывают Гаагские Конвенции 1907 года, или же имеются основания полагать, что страна находиться в состояний войны де-факто.

С нашей точки зрения правила о запрете выдачи займов стране в состоянии войны является абсолютно верным решением. Как говорилось выше, война означает мобилизацию всей страны, ее экономика переходит под жесткий контроль государства, как и другие сферы жизни. Вся страна как единый живой организм работает только ради победы в войне. В таких условиях невозможно проводить эффективную экономическую политику, а любые денежные средства, полученные от МВФ, скорей всего пойдут не на стабилизацию экономического равновесия страны, а на увеличение ее военной мощи. Таким образом, МВФ выступит в роли спонсора кровопролития и человеческих жертв, чего допускать никак нельзя.

Правильное установление сторон конфликта их целей и задач, а также всестороннее изучение самого конфликта является важнейшим условием и гарантом для правильной политики МВФ для выдачи займов странам, находящимся в состоянии вооружённого конфликта.

Наши рекомендации