Становление системы советских судебных органов
Первым законодательным актом, упразднившим дореволюци-
онные органы правосудия и положившим начало созданию ново-
го советского суда, был Декрет СНК от 22 ноября (5 декаб-
ря) 1917 г. «О суде» № 1.
Вместо мировых судей учреждались местные народные суды
в составе одного постоянного судьи и двух заседателей, которые
должны были избираться непосредственно населением. Однако
временно выборы осуществлялись соответствующими Советами
(что практически длилось около 20 лет). Компетенция местных
судов была ограничена: по гражданским делам — суммой иска
до 3 тыс. рублей, по уголовным — наказанием не свыше 2 лет
лишения свободы.
Разрешался только кассационный порядок обжалования при-
говоров и решений судов. Кассационными инстанциями яв-
лялись уездные и столичные съезды местных судей. Местным
судам при вынесении решений и приговоров временно разреша-
лось руководствоваться законами свергнутых правительств при
условии, что «таковые не отменены революцией и не проти-
воречат революционной совести и революционному правосо-
знанию».
Предварительное следствие временно возлагалось на местных
судей единолично (однако постановления о задержании и о пре-
дании суду утверждались всем составом суда).
Обвинителем или защитником по уголовным делам (поверен-
ным — по гражданским делам) мог выступать любой гражданин,
пользующийся политическими правами.
Дальнейшее развитие общая судебная система получила
в Декрете ВЦИК и СНК от 15 февраля 1918 г. «О суде» № 2.
Для рассмотрения по первой инстанции дел, превышавших
подсудность местных судов, учреждались «окружные народные
суды», которые избирались городскими и уездными Советами.
Следствие велось коллегиально. При Советах также создавались
коллегии правозаступников, члены которых могли выступать
в суде в качестве обвинителей или защитников.
Практика осуществления правосудия показала необходимость
повышения авторитета народных судов, упрощения их органи-
зации, расширения компетенции.
Декрет СНК от 13 июля 1918 г. «О суде» № 3 разрешил ме-
стным судам рассматривать гражданские дела по искам до 10 тыс.
рублей и уголовные дела, по которым допускалось максимальное
наказание в виде лишения свободы сроком до 5 лет. Но действи-
тельно крупным шагом в совершенствовании судебной системы
стало Положение о народном суде РСФСР, утвержденное ВЦИК
30 ноября 1918 г., которое устраняло прежнюю судебную систе-
му, учредив повсеместно единый районный суд. К его подсудности
были отнесены все гражданские и уголовные дела, за исключени-
ем дел о контрреволюционных и иных наиболее опасных для со-
ветской власти преступлениях. При рассмотрении дел районный
народный суд должен был применять только декреты советской
власти, а в случае их отсутствия руководствоваться социали-
стическим правосознанием. 21 октября 1920 г. ВЦИК утвердил новое Положение о народном суде, которое внесло некоторые изменения в организацию судоустройства и судопроизводства. Была сделана попытка
усилить независимость судей путем установления порядка, при котором судьи, избранные уездными и городскими Советами, утверждались в должности вышестоящими исполкомами, которые могли разрешить и досрочный отзыв судей. Коллегиальный порядок ведения следствия упразднялся. Народные следователи учреждались при городских и уездных Советах народных судей, а по важнейшим делам при губернских советах юстиции и Наркомюсте. Коллегии защитников и обвинителей были ликвидированы. Для осуществления их
функций привлекались лица из числа соответствующих специа
листов, списки которых имелись в местных исполкомах.
В целом первые декреты и положения о суде сформулирова-
ли и закрепили основные принципы советского судопроизводст-
ва и судоустройства. К ним относятся:
• открытое разбирательство дел (гласность);
• коллегиальное рассмотрение дел; осуществление правосу-
дия с участием народных заседателей;
• национальный язык судопроизводства, состязательность
(участие защитника и обвинителя);
• отделение предварительного следствия от судебного раз-
бирательства;
• ограниченная выборность судей и народных заседателей;
• классовый подход при подборе судей, народных заседате-
лей, следователей, защитников и обвинителей.
Декрет СНК «О суде» № 1 «для борьбы против контрреволюционных сил, принятия мер ограждения от них революции и ее завоеваний» учредил особые судебные органы в виде революционных трибуналов. Первоначально ревтрибуналы действовали в составе одного председателя и шести очередных заседателей, которых избирали губернские и городские Советы. Для производства предварительного следствия при тех же Советах создавались особые следственные комиссии. В январе 1918 г. СНК учредил ревтрибуналы печати, ведению которых подлежали «преступления и проступки против народа, совершаемые путем использования печати». В условиях разгоревшейся Гражданской войны значение деятельности ревтрибуналов возросло. Это обусловило внимание советского партийно-государственного руководства к их организационному укреплению.
В соответствии с этим Декрет СНК от 4 мая 1918 г.:
• упростил систему ревтрибуналов путем ее унификации,
т. е. отмены деления на трибуналы по борьбе с контрре-
волюцией, по борьбе со спекуляцией, по делам печати;
• сократил количество местных ревтрибуналов, они были ос-
тавлены только в крупных центрах (столицах, губернских
городах, узловых станциях железных дорог);
• уточнил подсудность и сосредоточил внимание ревтрибу-
налов на борьбе с наиболее опасными для советской вла-
сти преступлениями;
• учредил для производства предварительного следствия при
каждом ревтрибунале следственную комиссию, а также
особую коллегию для поддержания обвинения в суде.
и возбуждения уголовного преследования в отношении
лиц по подозрению в контрреволюционных преступлениях.
Для рассмотрения важнейших дел по первой инстанции, от-
носящихся к подсудности ревтрибуналов, по Декрету ВЦИК" от
29 мая 1918 г. учреждался Революционный трибунал при ВЦИК
в составе председателя и шести членов, которые избирались
ВЦИК. При этом трибунале состояли Следственная комиссия
и Центральная коллегия обвинителей, на которую возлагалось
(кроме непосредственных обязанностей) руководство аналогич-
ными коллегиями при местных трибуналах.
Положение о революционных трибуналах, утвержденное ВЦИК
12 апреля 1919 г., внесло существенные изменения в их организа-
цию и порядок деятельности. В ст. 1 указывалось, что «революци-
онные трибуналы учреждаются со специальной целью рассмотрения
дел о контрреволюционных и всяких иных деяниях, направленных
к ослаблению силы и авторитета Советской власти».
Ревтрибуналы учреждались по одному на губернию и, кроме
того, в городах с населением свыше 200 тыс. человек. Они стали
действовать в составе председателя и двух членов, избиравших-
ся на один месяц Советом или исполкомом только из числа
ответственных политических работников. Ввиду особой значимо-
сти подсудных трибуналам дел они не ограничивались в опре-
делении меры наказания и при вынесении приговора руковод-
ствовались «исключительно обстоятельствами дела и велениями
революционной совести». На подачу кассационных жалоб и про-
тестов на приговоры предоставлялось 48 часов с момента
вручения копии приговора осужденному.
Состав следственных комиссий стал назначаться самим три-
буналом, который получил также право проверки законности
следственных действий местных ЧК. Срок следствия устанавли-
вался один месяц. Революционный трибунал при ВЦИК реорганизовывался в Верховный революционный трибунал при ВЦИК. Для рассмотрения кассационных жалоб и протестов при ВЦИК учреждался Кассационный трибунал. Положение о революционных трибуналах от 18 марта 1920 г. уточнило дела для их подсудности (контрреволюционные преступления, должностные преступления, дела о крупной спекуляции, дезертирство). После окончания Гражданской войны согласно Положению о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 г. революционные трибуналы были ликвидированы. Кроме общих ревтрибуналов осенью 1918 г. были учреждены революционные военные трибуналы в РККА. В соответствии
с Положением, утвержденным ВЦИК 20 ноября 1919 г.
реввоентрибуналы создавались при соответствующих реввоенсо-
ветах для рассмотрения дел о преступлениях, совершенных во
еннослужащими.
В целом революционные военные трибуналы в годы Граждан-
ской войны существовали как особые суды военного ведомства
т. е., имели ведомственный характер.