Становление системы органов советской власти в центре

И на местах

Роспуск Всероссийского Учредительного собрания ускорил перестройку системы органов власти в центре и на местах, начавшуюся после II съезда Советов. Верховным органом новой власти стал Всероссийский съезд Советов. В промежутке между съездами функции этого органа возлагались на Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Советское правительство - Совет Народных Комиссаров (СНК) - было органом коллегиальным и ответственным перед ВЦИКом. Отличительной чертой новой власти стало соединение законодательных и исполнительных ее функций.

Две точки зрения на советскую систему

Сторонники

- Парламент не дает возможности в практической политике реализовать волю большинства, он лишь прикрывает волю буржуазии.

- Советы создаются "снизу" трудящимися и поэтому будут работать для них.

- В советы рабочие и крестьяне выбирают рабочих и крестьян, поэтому избранные будут отражать рабоче-крестьянские интересы.

- При разделенной законодательной, исполнительной и судебной власти ветви власти действуют несогласованно, имеется много лишних звеньев; при слиянии властей трудящиеся сами будут выполнять свои же решения, это ближе к демократии.

Противники

- Советская система означает отсутствие контроля за властью и ее представителями. Перед кем будут отвечать исполнители, если они сами принимали решения? Народ в целом не организован и не в состоянии осуществить контроль.

- Исполнительные органы и исполнительный аппарат получают простор для произвола, поскольку собирающиеся от случая к случаю представительные учреждения не в состоянии их контролировать.

- Часть населения полностью лишена политических прав (буржуазия, бывшие дворяне и т.д.).

- Диктатура пролетариата не может быть демократией для большинства, поскольку выборные представители масс, придя к власти, действуют уже не в интересах масс, а в своих собственных интересах; диктатура пролетариата становится диктатурой чиновников от имени пролетариата.

В ходе перестройки органов власти были упразднены существовавшие до Октябрьского переворота органы правосудия и охраны порядка:

- Главное управление милиции при Временном правительстве и его местные
органы;

- окружные суды, судебные палаты, Правительствующий сенат, прокуратура, институты судебных следователей, присяжных поверенных и частных адвокатов.

Учреждены:

- рабоче-крестьянская милиция (28 октября 1917 г. учреждена рабочая милиция; оформление рабоче-крестьянской милиции, распространившей свой контроль на сельскую местность произошло в октябре 1918 г. (милиция находилась в ведении местных советов и в то же время подчинялась НКВД));

- Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе со спекуляцией, контрреволюцией и саботажем (ВЧК) - 1 декабря 1917 г. (создавалась при СНК). Возглавил ее Ф.Э. Дзержинский;

- народные суды - декретом СНК от 22 ноября 1917 г. Суды были выборными
и состояли из председателя и народных заседателей. Правосудие они вершили
исходя из принципа революционной целесообразности;

- революционные трибуналы (созданы для рассмотрения особо важных для Советской власти преступлений).

Упразднение суда присяжных предопределило приоритет обвинения. Замена пожизненно назначаемых судей на избираемых председателя и заседателей подрывала независимость суда. Кроме того, власти могли обойти суд - направляя дела в Трибунал или ВЧК, что открывало широкие возможности для злоупотреблений.

Перестраивалась и старая армия. Начало ее дезорганизации было положено ешё в марте 1917 г. Приказом № 1 Петросовета, аннулировавшим в воинском уставе все, что можно было счесть злоупотреблением властью и поставившим деятельность офицеров под контроль солдатских комитетов. После октябрьских событий на ключевые командные должности были назначены большевики, левые эсеры или лояльные к власти офицеры. Были отменены все воинские звания, введен принцип выборности командиров, штабы поставлены под контроль солдатских комитетов. В соответствии с декретом "О рабоче-крестьянской Красной Армии" от 15 января 1918 г. РККА первоначально строилась на добровольных началах.

Выборность военачальников, контроль солдатских комитетов за штабами и т.д. подрывали дисциплину и боеспособность армии. Однако не это было главным для большевиков в первые месяцы после захвата власти. Они, судной стороны, завоевывали симпатии солдат, получивших вольности, с другой, - отстраняли от командования старое офицерство и генералитет, в большинстве своем не сочувствующих советской власти.

Таким образом, в первые 6-8 месяцев после переворота советская политическая система в основном сложилась. При внешнем демократизме она оказалась удобным прикрытием диктатуры большевистских вождей.

Зимой-весной 1918 г. прошли выборы сельских и волостных советов. Советская организация власти получила завершенный вид сверху донизу как Республика Советов.

Наши рекомендации