Советский восток после октября 1917г.

В октябре 1917 года произошла Великая Октябрьская Социалистическая революция, которая свергла власть помещиков и капиталистов в России. Но как показала история, взять власть не так сложно, намного сложнее её удержать. Довольно часто, в укор большевикам преподносится так называемый «красный террор», но при этом замалчивается «белый террор», который действительно пролил целые реки крови невинных людей. Но обо всем по порядку.

Еще до начала революций 1917 года, Россия была втянута в первую мировую войну. Насильно загнанные в австро-венгерскую армию, чехи незадолго до революции стали в огромных количествах переходить к русским. Командование царской армии составило из них чешский корпус, который бок о бок с русскими сражался против австрийцев и немцев. После падения Временного правительства советское правительство разрешило отправить чешских солдат во Владивосток, где они должны были погрузиться на суда и, обогнув земной шар, влиться в войска союзников на Западном фронте. Чешский корпус состоял из более чем 50 тыс. солдат.

Соглашение между Антантой и советским правительством предусматривало, что чехи во время следования по советской территории должны сдать оружие советским властям. По приказу генералов Гайда и Сыровы чехи отказались сдать оружие и снаряжение советским властям. 25 мая 1918 года солдаты чешского корпуса восстали. Хорошо обученные и оснащенные чешские части захватили ряд городов, свергли местные советы и заменили их антисоветскими властями.

Страны Антанты вторглись в Сибирь летом 1918 г. якобы для спасения чехов от ничем не спровоцированных нападений Красной армии и вооруженных большевиками немецких военнопленных. С начала весны английские, французские и американские газеты пестрили сенсационными сообщениями на тему о том, что большевики вооружают «десятки тысяч немецких и австрийских военнопленных в Сибири» для борьбы с чехами. «Нью-Йорк таймс» писала, что в одном только Томске красные снабдили оружием и боеприпасами 60 тыс. немцев.

С разрешения советских властей в Сибирь для проверки правильности этих обвинений выехали капитан Хикс из английской службы разведки, капитан Уэбстер из американской миссии Красного Креста и майор Дрисдэйль — американский военный атташе в Пекине. После тщательного обследования лагерей, длившегося несколько недель, все трое пришли к одному выводу: вооруженных немецких и австрийских пленных в Сибири нет. Приведенные обвинения, как заявили все три офицера, — сплошной вымысел, имеющий целью вовлечь союзников в интервенцию против Советской России

К осени 1918 г. количество английских войск в Сибири достигло 7 тыс. Еще 7 тыс. английских и французских офицеров, техников и солдат состояло при Колчаке для помощи в обучении и снаряжении белогвардейской армии. Англичанам и французам помогали 1500 итальянцев. Под командованием генерала Гревса было около 8 тыс. американских солдат. Но больше всего войск имели в Сибири японцы, помышлявшие о полном ее захвате: число их солдат превышало 70 тыс.

В ноябре Колчак с благословения англичан и французов объявил себя диктатором Сибири. Адмирал — раздражительный человечек, о котором один из его коллег писал: «больной ребенок... безусловно неврастеник... вечно под чужим влиянием», — обосновался в Омске и стал именовать себя «верховным правителем России».

Союзники, а в особенности англичане, щедро снабжали Колчака боеприпасами, оружием и деньгами. «Мы отправили в Сибирь, — гордо сообщал генерал Нокс, — сотни тысяч винтовок, сотни миллионов патронов, сотни тысяч комплектов обмундирования и пулеметных лент и т. д. Каждая пуля, выпущенная русскими солдатами в большевиков в течение этою года, была изготовлена в Англии, английскими рабочими, из английского сырья и доставлена во Владивосток в английских трюмах».

Каждый день офицеры разведки американских войск снабжали свое командование новыми сведениями о царстве террора, которое учредил Колчак. В армии адмирала было 100 тыс. солдат, и новые тысячи людей вербовались в нее под угрозой расстрела. Тюрьмы и концентрационные лагери были набиты до отказа. Сотни русских, осмелившихся не подчиниться новому диктатору, висели на деревьях и телеграфных столбах вдоль Сибирской железной дороги. Многие покоились в общих могилах, которые им приказывали копать перед тем, как колчаковские палачи уничтожали их пулеметным огнем. Убийства и грабежи стали повседневным явлением. Один из помощников Колчака, бывший царский офицер по фамилии Розанов, издал такой приказ:

1. Занимая деревни, ранее занятые бандитами (советскими партизанами), требовать выдачи вожаков движения, а там, где вожаков не удается найти, но имеется достаточно данных, свидетельствующих о их присутствии, расстреливать каждого десятого жителя.

2. Если при прохождении войск через город население не сообщит войскам о присутствии противника, взимать денежную контрибуцию без всякой пощады.

3. Деревни, население которых оказывает нашим войскам вооруженное сопротивление, сжигать, а всех взрослых мужчин расстреливать; имущество, дома, телеги и проч. конфисковать для нужд армии.

Наряду с войсками Колчака страну разоряли шайки бандитов, получавших финансовую поддержку от Японии. Главными их вожаками были атаман Григорий Семенов и Калмыков.

Полковник Морроу, командовавший американскими войсками в Забайкальском секторе, сообщил, что в одной деревне, занятой семеновцами, были злодейски убиты все мужчины, женщины и дети. Одних перестреляли, «как зайцев», когда они пытались бежать из своих домов. Других сожгли заживо.

«Солдаты Семенова и Калмыкова, — рассказывает генерал Гревс, — пользуясь покровительством японских войск, рыскали по стране, как дикие звери, грабя и убивая мирных жителей... Всякому, кто задавал вопросы об этих зверских убийствах, отвечали, что убитые были большевики, и, по-видимому, такое объяснение всех удовлетворяло».

Среди генералов Колчака выделялся как изверг и садист Иванов-Рынов. В Восточной Сибири его солдаты истребляли все мужское население в деревнях, где, по их подозрениям, укрывали «большевиков». Женщин насиловали и избивали шомполами. Убивали без разбора — стариков, женщин, детей.

Один молодой американский офицер, посланный расследовать зверства Иванова-Рынова, был так потрясен, что, закончив свой доклад Гревсу, воскликнул: «Ради бога, генерал, не посылайте меня больше с такими поручениями! Еще бы немножко — и я сорвал бы с себя мундир и стал бы спасать этих несчастных».

В конце 1917 начале 1918 годов Советская власть утвердилась почти по всей территории бывшей Российской империи. Но не все захотели мириться с новыми порядками и по всей стране стали вспыхивать бунты и восстания против Советской власти. Борьба с Советской властью была крайне жестокой. В частности, в ночь с 9 на 10 июня 1918 г., несмотря на сопротивление отряда красногвардейцев, основная часть которого находилась на подавлении крестьянских восстаний в волостях, в городе Усть-Каменогорск произошёл контрреволюционный переворот. Первый председатель Усть-Каменогорского Совета Я. Ушанов и другие активисты Совета были схвачены сторонниками белых и заключены под стражу. 25 октября 1918 г. Я. Ушанов был сожжён подчинёнными атамана Анненкова в топке парохода «Монгол»

Летом и осенью 1918 года активные боевые действия развернулись в Семереченкой области. Осенью 1918 года Северное Семиречье почти полностью было захвачено белогвардейцами, но в обширном районе Лепсинского уезда сохранилась еще власть Советов, центром ее стало село Черкасское. Оборона этого района вошла в историю как Черкасская оборона, длившаяся с июня 1918 по октябрь 1919 года (50 тыс. чел.). Специально, чтобы сломить ее, из Семипалатинска была переброшена дивизия атамана Анненкова.

Летом 1919 года, главные силы армии адмирала Колчака на восточном фронте потерпели поражение. Это создало условия для освобождения Западного, Северного, Восточного Казахстана и Семиречья. К концу года основная территория была освобождена от белогвардейцев. В марте 1920 года был ликвидирован Северный Семиреченский фронт, последний на территории Казахстана.

После установления Советской власти на национальных окраинах бывшей российской империи, в том числе и Казахстане, встал вопрос об образовании советской национальной государственности.

Первой Советской национальной республикой на востоке страны явилась Туркестанская АССР, провозглашенная на V съезде Советов Туркестана. 30 апреля 1918 года южные области современного Казахстана (бывшие Сырдарьинская и Семиреченская) вошли в состав Туркестанской республики.

В конце 1918 – начале 1920 года шла интенсивная подготовка к образованию Казахской советской автономии. В начале января 1920 года в Актюбинске была проведена первая краевая советская конференция с участием депутатов от казахских районов Туркестана и Сибири. В начале августа 1920 года при Народном Комиссариате по делам национальностей состоялось совещание представителей Казревкома, Сибревкома и Турцика, на котором окончательно был решен вопрос о передаче Акмолинской и Семипалатинской областей Казахстану и отношение последней к РСФСР.

17 августа 1920 года проект Декрета об образовании Киргизкой (Казахской) Советской автономной социалистической республики был рассмотрен и одобрен СНК РСФСР, а 26 августа 1920 года этот декрет был утвержден и вступил в действие.

22 сентября 1920 года ВЦИК новым декретом дополнительно ввел в состав КазАССр Оренбургскую губернию.

4-12 октября 1920 года в Оренбурге прошел учредительный съезд Советов Казахстана, избравший Центральный Исполнительный Комитет во главе с С.Мендешевым и Совет Народных комиссаров во главе с В.Радус-Зеньковичем. Казахстан стал автономией в составе России и столицей был провозглашен город Оренбург. В связи с этим Оренбургская губерния в сентябре 1920 вошла в состав КАССР. Для более удобного управления партийными организациями Казахстана было создано областное бюро Российской коммунистической партии и Казахское бюро при ЦК РКП. Территория Республики составила около 2 млн.км., население около 5 млн. человек, в нее вошли Семипалатинская, Акмолинская, Тургайская, Уральская области, Мангышлакский уезд, часть Красноводского уезда, часть Астраханской губернии.

Идея присоединения к Казахстану семиреченской и Сырдарьинской областей, входящих в состав Туркестана, возникла еще в период гражданской войны. Казахское население этих областей постоянно высказывалось за объединение с северными районами в одну республику.

Итак, образование КАССР стала важной вехой в истории казахского народа.

Таким образом, одержав победу над интервентами и внутренней контрреволюцией, Советская страна перешла к мирному социалистическому строительству; переход совершился в сложной международной и внутренней обстановке.

Наши рекомендации